Un giorno di regno, ossia il finto Stanislao
Опера в двух действиях Джузеппе Верди; либретто Ф.
Романи, основанное на комедии Александра Винсента Пиню-Дюваля.
Первая постановка: Милан, театр Ла Скала, 5 сентября
1840 года.
Действующие лица:
Шевалье де Бельфлор (баритон), Барон фон Кельбер (бас), Маркиза дель Поджио (сопрано), Джульетта (меццо-сопрано), Эдуард де Санваль (тенор), Ля Рокка (бас), Граф фон Иврей (тенор), Дельмонте (тенор)
Действие происходит около Бреста в 1733 году.
I действие
Во французской резиденции близ Бреста находится изгнанный польский король Станислав. Чтобы спасти свой трон, он должен тайно, на короткое время вернуться в Польшу. Во время его отсутствия придворный шевалье де Бельфлор займет место короля.
Мнимый Станислав приглашен на двойную свадьбу: Джульетта - дочь барона фон Кельбера выходит замуж за казначея синьора Ля Рокка, а ее кузина, племянница барона, рано овдовевшая маркиза дель Поджио, соединит свою судьбу с графом фон Ивреем. Джульетта не питает к казначею никаких чувств - она любит племянника Ля Рокка - молодого офицера Эдуарда де Санваля, который отвечает ей взаимностью. Маркиза дель Поджио также не в восторге от предстоящей свадьбы. Когда-то она любила шевалье де Бельфлора и была с ним помолвлена, но ветренный юноша ее бросил...
Маркиза узнает своего жениха в костюме короля. Шевалье, увидев, что его бывшая невеста собирается пойти под венец с другим, начинает ревновать и хочет любой ценой помешать свадьбе. Используя королевский титул, Бельфлор решает помочь Джульетте и Эдуарду. Мнимый Станислав выступает за союз двух молодых сердец. Он назначает юношу королевским камердинером. Казначею Ля Рокка Бельфлор предлагает очень выгодную партию - богатую принцессу Инеско. Финансист не возражает, но своим поступком он оскорбляет барона фон Кельбера в его отцовских чувствах. Барон не собирается прощать казначею отказ жениться на его дочери. Он вызывает Ля Рокка на дуэль.
II действие
Зал в замке барона фон Кельбера. Придворные и слуги обсуждают события, которые привели к такому неожиданному повороту. Появляется Эдуард де Санваль. Юноша счастлив, мнимый король приказал казначею Ля Рокка обеспечить будущее своего племянника, предоставить в его распоряжение один из своих замков и приличную годовую ренту. Молодой офицер может спокойно жениться на своей возлюбленной. Теперь барон согласен на предстоящую свадьбу дочери, но он все еще жаждет отомстить оскорбившему его казначею и продолжает настаивать на дуэли.
Ля Рокка, не отличающийся особенной храбростью, старается любым способом избавиться от предстоящего поединка. Наконец Кельбер уходит, назвав казначея трусом.
Входят король и маркиза дель Поджио. Женщина, прекрасно понимая, кто скрывается за королевской мантией, говорит Станиславу, что шевалье де Бельфлор обманщик и преступник. Мнимый король, напротив, пытается убедить маркизу в том, что молодой человек ее безумно любит. Красавица польщена. Она настаивает на том, чтобы в течение часа шевалье де Бельфлор прибыл в замок, или она станет женой коменданта города - графа Иврея. Кельбер сообщает, что граф вместе со своей свитой находится на пути к замку. Юноша не знает, как ему поступить - он должен выполнить возложенные на него королем обязанности. Наконец появляется гонец от Станислава и вручает шевалье послание - король прибыл в Варшаву, благодарит Бельфлора и награждает титулом маршала Польши. Соединив от имени Станислава руки Джульетты и Эдуарда, мнимый король раскрывает свое настоящее имя - он шевалье де Бельфлор, маршал Польши, по воле короля исполнявший на протяжении одного дня его роль. Маркиза дель Поджио радостно обнимает своего будущего супруга. Барон фон Кельбер, казначей Ля Рокка и граф Иврей вскоре сменяют свой гнев на милость и присоединяются к общему веселью.
* * *
После успеха «Оберто», Мерелли, убедившись, что он не ошибся в своем протеже, подписывает с Верди контракт, по которому молодой маэстро обязуется написать в ближайшие два года три новые оперы, то есть за 8 месяцев каждую. Импрессарио должен поставить их или в «Ла Скала», или в венском придворном театре «Кертнертон». Верди предполагал начать работу над оперой «Изгнанник» (либретто Росси), но Мерелли, вернувшийся из Вены (январь 1839), просит композитора изменить замысел в сторону комической оперы, премьера которой состоится осенью. Либретто «Изгнанника» было отложено и им воспользовался знаменитый в то время композитор Отто фон Николаи, автор популярной оперы «Винздорские проказницы».
Мерелли предложил Верди на выбор несколько текстов Феличе Романи, известного поэта и журналиста, постоянного соавтора Беллини и Доницетти. Однако молодой композитор был не в восторге от произведений редактора «Пьемонской официальной газеты». Свой выбор Верди остановил на «Мнимом Станиславе», показавшемся ему лучше остальных.
Месяцы, в которые создавалась эта комическая опера, оказались самыми страшными в жизни композитора. С апреля по июнь Верди потерял жену и двоих детей. Неудивительно, что премьера «Станислава», переименованного в «День царствования», состоявшаяся в «Ла Скала» 5 сентября 1840 года, закончилась провалом. Эту неудачу Верди вспоминал всю жизнь. В 1859 г. он писал Рикорди: «Годом раньше «Навуходоносора» та же самая публика жестоко обошлась с произведением больного юноши, который был тогда в бедственном положении, чье сердце почти разрывалось от ужаснейшего несчастья! Обо всем этом знали, но не удержались от злого обращения. С тех пор я не видел больше «Станислава» («День царствования» - А.П.), вероятно, опера была плоха, но всякий знает, сколько принимали других, которые были не лучше, и им еще аплодировали!» (Асафьев Б. Верди. Эскиз монографии. // Избр. труды, том 4. — М., Издательство АН СССР, 1955, С. 216).
Неудача «Мнимого Станислава» породила мнение об отсутствии у Верди дара в области комической оперы, чуждой его ярко выраженному драматическому таланту. Определить справедливость подобной оценки непросто. С одной стороны, нельзя не учитывать, в каких муках создавалась эта злополучная опера, с другой, что лучшими являются лирические и драматические страницы, а идеи, заложенные в них, воплотятся в последующих операх, относящихся уже к другому жанру.
Недостатки этого произведения во многом продолжают недостатки «Оберто». Это отсутствие непрерывного развития, недостаточная связность следования отдельных номеров (№ 8 - Каватина маркизы ди Поджио, № 9 - Каватина с хором Джульетты).
Верди использовал каноны комических опер Россини и Доницетти. В опере два акта, номерная композиция, речитативы secca, но порой ему недостает их изящества и изобретательности. Чтобы придать опере единство, он использует принцип повторения тем. Таких тем три, на них строится и увертюра. Синкопированная тема вступления (C-dur) звучит в хоре из интродукции и финальном ансамбле из второго акта. Основная тема увертюры (а-moll), (заставляющая вспомнить четвертый раздел увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини), повторяется в обоих финальных ансамблях, что создает своеобразную арку. Третья тема (C-dur), которая выполняет роль побочной партии, также используется в заключительном ансамбле.
Таким образом, увертюра перекликается с финалами первого и второго актов, они строятся на одних темах. Это придает всему произведению цельность и завершенность. К наибольшим удачам оперы бесспорно принадлежат ансамбли. В них Верди удалось преодолеть статичность и однообразие. Особенно выделяется секстет из первого акта, который мог бы украсить любую оперу. Молодой композитор мастерски слил воедино контрастные партии основных действующих лиц. Единственный момент оперы, который позволил ярко проявиться драматическому таланту Верди — ссора канцлера Ла Рокка и барона Кельбера в финале первого акта. Эта напряженная сцена повлияла на драматический диалог Навуходоносора и Захарии из первого акта «Набукко».
Из сольных эпизодов интересна ария маркизы ди Поджио, вторая часть которой мелодически предвосхищает арию Леоноры из первого акта «Трубадура». Заслуживает внимания и терцет Эдуарда, Джульетты и маркизы. В самом начале терцета в момент модуляции из основной тональности в тональность параллельного минора в оркестре появляется нисходящее задержание к пятой ступени лада - излюбленная интонация lamento, которая будет присутствовать практически в каждой опере.
При очевидных недостатках оперу «Мнимый Станислав», однако, нельзя назвать слабой. Если в «Оберто» больше драматических находок, обусловленных близким Верди по духу сюжетом, то во второй опере сделан значительный шаг вперед в ансамблевых сценах, разнообразней стала ритмическая сторона мелодии. В «Мнимом Станиславе», также как и в «Оберто» есть находки, которые будут использованы в более значительных произведениях. Но это осуществится позднее. Пока Верди, сломленный недавней трагедией и провалом оперы, расторгает контракт с Мерелли и клянется не написать более ни одной ноты...
А. Платонов
ДЕНЬ ЦАРСТВОВАНИЯ / Король на час (Un giorno di regno) / Мнимый Станислав (Il finto Stanislao) — комическая опера Дж. Верди в 2 д., либретто Ф. Романи по комедии А. В. Пине-Дюваля «Мнимый Станислав». Премьера (под названием «День царствования»): Милан, театр «Ла Скала», 5 сентября 1840 г.
Создание первой комической оперы Верди относится к самому трагическому периоду жизни композитора, когда он, лишившись двоих детей, потерял и жену. Позднее композитор писал: «Вся моя семья погибла... и в этом состоянии ужасной муки я должен был сочинять комическую оперу». Премьера не имела успеха. Между тем это произведение отнюдь не неудача. Оно мало похоже на традиционные оперы-буффа, и, скорее всего, именно новизна оттолкнула зрителей. Позднее под названием «Мнимый Станислав» опера с успехом исполнялась в Венеции.
Сюжет заимствован из комедии А. В. Пине-Дюваля, на основе которой задолго до Верди написана одноименная опера А. Гировеца. Действие происходит в Польше XVIII в. Королю Станиславу Лещинскому, находящемуся вне пределов страны, угрожает гибель. Преданный ему офицер выдает себя за короля, направляя врагов по ложному пути и давая своему повелителю возможность благополучно вернуться в Польшу. Самопожертвование офицера тем более велико, что ему грозит потеря любви очаровательной вдовушки. Все, однако, завершается счастливо.
А. Гозенпуд