Список сочинений Генделя и основные даты

Биография Генделя

Оперы

• Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская (Der in Krohnen erlangte Gluckswechsel, oder Almira, die Konigin von Castilien, либр. Ф. Фёйсткинга, 1705, Гамбург)
• Любовь, приобретённая кровью и злодейством, или Нерон (Die durch Blut und Mord erlangete Liebe, oder Nero, либр. Ф. Фёйсткинга, 1705, там же)
• Флориндо и Дафна (либр. Г. Хинша, 1706, пост. в 2 частях — Счастливый Флориндо — Der begluckte Florindo и — Преображённая Дафна — Die verwandelte Daphne, 1708, там же)
• Родриго (1707, Флоренция)
• Агриппина (либр. В. Гримани, 1709, Венеция)
• Ринальдо (либр. Дж. Росси по пьесе Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», 1711, Королевский т-р, Лондон)
• Верный пастух (Il Pastor fido, либр. Дж. Росси по пасторали Б. Гварини, 1712, там же; 2-я ред. с добавлением хоров, 1734, там же; 3-я ред., с балетом «Терпсихора» в виде вступления, 1734, т-р «Ковент-Гарден», Лондон)
• Тезей (либр. Н. Хайма, 1713, Королевский т-р, Лондон)
• Силла (1714, Любительский т-р, Берлингтон)
• Амадиги (1715, Королевский т-р, Лондон)
• Радамист (либр. Н. Хайма, 1720, там же)
• Флоридант (либр. П. Ролли, 1721, там же)
• Оттон, король Германский (либр. Н. Хайма, по пьесе «Теофане» С. Б. Паллавичино 1723, там же)
• Флавий (либр. Н. Хайма, по пьесе «Сид» Корнеля и либр. С. Гиги, 1723, там же)
• Юлий Цезарь в Египте (Giulio Cesare in Egitto, либр. Н. Хайма, 1724, там же)
• Тамерлан (1724, там же)
• Розелинда (1725, там же)
• Сципион (либр. П. Ролли по пьесе «Сципион в Испании» А. Дзено, 1726, там же)
• Александр (либр. П. Ролли, по пьесе «Великолепие Александра» О. Мауроса, 1726, там же)
• Адмет, царь Фессалийский (либр. Хайма или Ролли по итал. либретто «Antigona delusa du Alceste» А. Аурели, 1727, там же)
• Ричард I, король Английский (Riccardo Primo, либр. преимущественно П. Ролли, 1727, там же)
• Кир, царь Персидский (либр. П. Метастазио, изменённое Н. Хаймом, 1728, там же)
• Птоломей, царь Египетский (либр. Н. Хайма, 1728, там же)
• Лотарио (либр. по пьесе «Аделаида» Сальви, 1729, там же)
• Партенопа (либр. С. Стампилия, изменённое, 1730, там же)
• Пор, царь Индийский (либр. по пьесе «Александр в Индии» Метастазио, 1731, там же)
• Аэций (либр. П. Метастазио, 1732, там же)
• Фернандо, король Кастильский (либр. М. Норрис, по его же пьесе «Альфонс Первый», 1732, там же)
• Роланд (либр. Г. Браччиоли, по трагедии «Неистовый Роланд» Ариосто, 1733, там же)
• Ариадна на Крите (либр. П. Париати по пьесе «Ариадна и Тезей», 1734, там же)
• Ариодант (либр. А. Сальви, по пьесе «Неистовый Роланд» Ариосто, пост. 1735, т-р «Ковент-Гарден», Лондон)
• Альцина (либр. А. Марки по пьесе «Неистовый Роланд» Ариосто, 1735, там же)
• Аталанта (либр. Б. Валериани по пьесе «Охота в Этолии», 1736, там же)
• Арминио (либр. А. Сальви, 1737, там же)
• Джустино (либр. Н. Берегани, 1737, там же)
• Беренике (либр. А. Сальви, 1737, там же)
• Фарамондо (либр. А. Зено, 1738, Королевский т-р, Лондон)
• Ксеркс (либр. Н. Минато, 1738, там же)
• Именео (оперетта, 1740, т-р «Линкольнс Инн Филдс», Лондон)
• Дейдамия (либр. П. Ролли, 1741, там же)

Пастиччо

• Муцио Сцевола (либр. П. Ролли, Г. сочинил музыку для 3-го д., 1721, Королевский т-р)
• Ормизда (музыка приписывается Г., Конти и др., либр. А. Зено, 1730, там же)
• Венчеслав (с речитативами Г., либр. А. Зено, 1731, там же)
• Лючио Папирио (с речитативами Г., либр. А. Зено, 1732, там же)
• Катон (музыка из оперы Хассе, с речитативами Г., либр. П. Метастазио, 1732, там же)
• Семирамида (музыка А. Вивальди с речитативами Г., либр. П. Метастазио, 1733, там же)
• Гай Фабриций (музыка Хассе с речитативами Г., либр. А. Зено, 1733, там же)
• Арбаче (музыка из опер Хассе с речитативами Г., либр. по пьесе «Артаксеркс» Метастазио, 1734, там же)
• Орест (Музыка из др. опер Г., с частично новой увертюрой, 1734, т-р «Ковент-Гарден», Лондон)
• Дидона (музыка Л. Винчи с изменениями и речитативами Г., либр. П. Метастазио, 1737, там же)
• Герман фон Бальке (музыка преимущественно из опер Г., с новыми ариями и речитативами И. И. Дю Грейна, 1737)
• Александр Север (музыка из др. произв. Г. с новой увертюрой, речитативами и ариями, либр. А. Зено, 1738, Королевский т-р, Лондон)
• Лючио Веро (музыка из др. произв. Г., либр. А. Зено, 1747, там же)

Балет

Терпсихора (пролог к 3-й редакции оперы Верный Пастух, 1734, т-р «Ковент-Гарден»)

Оратории, оды и другие произведения для хора и голосов с оркестром

• Страсти по Евангелию от Иоанна (Passion nach dem Evangelium Johannes, сл. X. Г. Постеля, 1704)
• Воскресенье (La Resurrezione, сл. К. С. Капече, 1708, Палаццо Бонелли, Рим)
• Триумф Времени и Правды (Trionfo del Tempo e del Disinganno, сл. кардинала Бенедетто Памфили, 1708, палаццо кардинала Оттобони, Рим; 2-я ред. под назв. — Il Trionfo del tempo e dеlla verita с добавлением органного концерта с хором — Аллилуйя, 1737, Лондон; 3-я ред., на англ. яз. — The triumph of time and truth, 1757, т-р «Ковент-Гарден», Лондон)
• Ацис, Галатея и Полифем (1708, Неаполь; 2-я ред. под назв. — Ацис и Галатея, либр. Дж. Гея, 1720, Кеннон; 3-я ред. под назв. — English pastoral ореr на англ. и итал. яз., 1732, т-р «Хеймаркет», Лондон)
• Страсти по Броксу (Passion nach Brokes, 1716, Ганновер)
• Эсфирь (первоначальное назв. — Аман и Мордехай, либр. приписывается А. Попу и Дж. Арбутноту по одноим. пьесе Расина, 1720, т-р герцога Мендоса в Кеннопе, близ Лондона; 2-я ред. с хорами из «Коронационных псалмов», 1732, гостиница «Корона и якорь»; 1732, под упр. Г., под назв. — Oratorio anglais в т-ре «Хеймаркет», Лондон)
• Дебора (либр. С. Хемфри, 1733, Королевский т-р, Лондон)
• Гофолия (либр. С. Хемфри по Расину, 1733, т-р Шелдониан, Оксфорд)
• Праздник Александра (Alexander’s feast, либр. Дж. Драйдена с дополнениями Н. Хамильтона, 1736, т-р «Ковент-Гарден», Лондон)
• Саул (либр. Ч. Дженненса, 1739, Королевский т-р, Лондон)
• Израиль в Египте (Israel in Egypt, сл. Г. по Библии, 1739, там же)
• Юпитер в Аргосе (Jupiter in Argos, текст по пьесе А. М. Луччини, 1739, там же)
• Ода ко дню св. Сесилии (Ode for St. Cecilia’s day, на сл. одноим. оды Дж. Драйдена, 1739, т-р «Линкольне Инн Филдс», Лондон)
• Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный (L’Allеgro, il Penseroso ed il Moderato, I–II чч., либр. Дж. Мильтона, III ч. — Е. Дженненса, 1740, там же)
• Мессия (либр. Е. Дженненса по библейскому тексту, 1740, 1742, Мюзик-Холл, Дублин; 1743, т-р «Ковент-Гарден», Лондон)
• Самсон (либр. Н. Хамильтона по поэме Дж. Мильтона «Samson Agonistes», 1741, 1743, т-р «Ковент-Гарден», Лондон)
• Семела (The story of Semele, либр. У. Конгрива, 1744, там же)
• Иосиф и его братья (Joseph and his brethren пo поэме Дж. Миллера, 1744, там же)
• Валтасар (либр. Ч. Дженненса, 1745, Королевский т-р, Лондон), Геракл (либр. Т. Броутона, 1745, там же)
• Оратория на случай (Occasional Oratorio, либр. Т. Морелла по «Псалмам» Мильтона, Спенсера и др., 1746, т-р «Ковент-Гарден», Лондон)
• Иуда Маккавей (либр. Т. Морелла, 1747, там же)
• Александр Балус (либр. Т. Морелла, 1748, там же)
• Иисус Навин (либр. Т. Моррела, 1748, там же)
• Сусанна (1749, там же)
• Соломон (сл. приписывают Т. Моррелю, 1749, там же)
• Теодора (либр. Т. Моррела, по пьесе Корнеля, 1750, там же)
• Выбор Геркулеса (The choice of Hercules, либр. У. Денкомба, 1751, там же)
• Иевфай (либр. Т. Моррела, 1752, там же)

Концерты для оркестра

• g-moll, ок. 1703
• D-dur, ок. 1710–1715
• F-dur, ок. 1715
• C-dur, 1736
• B-dur, F-dur, ок. 1740
• 6 кончерти-гросси (ор. 3, опубл. 1734)
• 12 кончерти гросси (ор. 6, 1739)
двойные концерты (два — F-dur, один — B-dur, ок. 1740–50)

Сюиты

• Музыка на воде (Water music, ок.1715–17)
• Музыка в лесу (Forest music, ок. 1742)
• Музыка фейерверка (Fireworks music, 1749, Гринпарк)

Концерты для инструмента с оркестром, в т. ч.

• 20 концертов для органа (ор. 4, 1735–36; ор. 5, ок. 1739; ор. 7, 1740–45)
• для 2 органов (1735)
• 3 для гобоя (1710, два — 1741)
• для валторны (1740)

Для ансамбля инструментов

• 6 трио-сонат для 2 гобоев и клавикордов (1696)
• 2 трио-сонаты для гобоя, фагота, баса или клавесина (1703)
• соната для скрипки, виолы да гамба и клавесина (ок. 1705)
• 3 сонаты для флейты и баса (ок. 1710)
• 15 сонат для флейты, гобоя или скрипки с генерал-басом для клавикорда или баса (ор. 1, ок. 1722)
• 9 трио-сонат для 2 скрипок или 2 флейт или 2 гобоев с генерал-басом для клавикорда или влиолончели (ор. 2, ок. 1722)
• 7 трио-сонат для 2 скрипок или 2 флейт с генерал-басом для клавикорда или виолончели (ор. 5, 1738, опубл. 1739)
• концерт для 2 скрипок, клавесина и виолончели (ок. 1725)
• концерт для флейты, скрипки, клавесина и виолончели (ок. 1725)
• 72 менуэта и марша для различных составов (1720, 1727, 1729)

Для фортепиано в 2 руки

• 29 пьес в 3 сборниках (1732)
• 76 пьес для клавесина с двумя клавиатурами (1706–50)
• 6 лёгких фуг для органа или клавесина (до 1706)
• 6 фуг (Voluntarys для органа или клавесина, ор. 3, 1720, 2-я ред., 1735)

Для фортепиано в 4 руки — 2 фуги

Для 2 фортепиано — сюита для 2 клавесинов (ок.1710–20)

Для одного инструмента с сопровождением фортепиано — соната для виолы да гамба и клавесина (ок. 1705)

Для голоса в сопровождении фортепиано или с другим инструментом

• 72 итальянские кантаты для 1–3 голосов с генерал-басом
• 28 итальянских кантат для голоса или нескольких голосов
• 7 французских песен (1708)
• 24 английские песни (опубл. 1731)
• 22 итальянских дуэта с генерал-басом (1707–12, 1741–45)
• 2 итальянских трио с генерал-басом (ок. 1708)
• 3 немецкие песни (ок. 1696–98)
• 3 английские кантаты для сопрано и скрипки или виолончели с генерал-басом (ок.1720–30)

Псалмы-антемы

• 11 Чендосских, 1717–20
• 4 коронационных для Георга II, 1727
• свадебные — 1734 и 1736
• похоронные — 1743
• Деттингемские — 1743
• для Приюта беспризорных детей — 1749

5 Те Деум (1713, 1714, 1719, 1720–27, 1743)

Для хора без сопровождения

• Гимн добровольцев (A song for the gentlemen volunteers of the city of London, 1745)
• Песнь победы над мятежниками (From scourging rebellion: A song of the victory…, 1746)

Музыка к драматическим спектаклям:
• «Алхимик» («The alchemist», пьеса Бен-Джонсона, 1732)
• «Альцеста» (Т. Смоллетта, 1750)

Основные даты жизни и деятельности

• 1685 — 23 II. В среднегерманском городе Галле в семье придворного саксонского цирюльника-хирурга Георга Генделя родился сын Георг Фридрих.
• 1689 — Гендель (далее — Г.) самоучкой освоил игру на клавесине, вопреки протестам отца, наметившего для сына карьеру юриста.
• 1692–93 — Поездка с отцом в резиденцию саксонского курфюрста и в г. Вейсенфельс, где Г. играл в церкви на органе.
• 1694 — Начало занятий музыкой с композитором и органистом Ф. В. Цахау (изучение генерал-баса, композиции, игры на клавесине, органе, скрипке, гобое).
• 1695 — Первые муз. сочинения: 6 сонат для духовых инструментов.
• 1696 — Поездка в Берлин. — Первое выступление в качестве клавесиниста и аккомпаниатора во время придворных концертов.
• 1697 — Возвращение в Галле. — Создание ряда кантат и пьес для органа.
• 1698–1700 — Занятия в городской гимназии.
• 1701 — Знакомство с композитором Г. Ф. Телеманом. — Замещение должности органиста в кальвинистском соборе в Галле.
• 1702 — Поступление на юридич. ф-т ун-та в Галле. — Одноврем. Г. получает должность органиста и музыкального руководителя в соборе. — Преподаёт пение и теорию музыки в протестантской гимназии.
• 1703 — Переезд в Гамбург. — Знакомство с композитором И. Маттезоном. — Работа в оркестре оперного т-ра в качестве 2-го скрипача и клавесиниста.
• 1704 — 17 II. Исполнение первой оратории Г. — «Страсти по Евангелию от Иоанна».
• 1705 — 8 I. Постановка первой оперы Г. — «Альмира» в Гамбургском оперном т-ре. — 25 II. Постановка там же второй оперы Г. — «Нерон». — Покинул оркестр в связи с тяжёлым материальным положением т-ра.
• 1706 — Поездка во Флоренцию (Италия).
• 1707 — Во Флоренции исполнена первая итал. опера Г. — «Родриго». — Поездка в Венецию, знакомство с Д. Скарлатти.
• 1708 — В Риме знакомство с А. Корелли, А. Скарлатти, Б. Паскуини и Б. Марчелло. — Поездка в Неаполь.
• 1710 — Поездка в Ганновер. — Начало работы в качестве придв. капельмейстера. — Осенью поездка в Лондон, через Голландию.
• 1711 — Опера Г. «Ринальдо» поставлена в Лондоне с большим успехом. — Возвращение в Ганновер.
• 1712 — Поздней осенью вторая поездка в Лондон.
• 1716 — Поездка в Ганновер (июль) в свите короля Георга. — Возвращение в Лондон в конце года.
• 1718 — Г. руководит домашним оркестром графа Карнарвона (впоследствии герцога Чендосского) в замке Кеннон (близ Эджуэра).
• 1720 — Назначение Г. муз. директором Королевской муз. академии в Лондоне. — Поездка Г. в Германию для набора в оперу певцов.
• 1721–26 — Кульминационный период творч. деятельности Г. как оперного композитора.
• 1727 — Г. получил англ. подданство и звание композитора музыки Королевской капеллы.
• 1728 — Успех «Оперы нищих» (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша) содействовал краху оперного предприятия Г.
• 1729 — Г получил должность муз. руководителя во вновь созданной Королевской муз. академии. — Поездка в Италию с целью ознакомления с новыми операми и набора певцов; посещение Флоренции, Милана, Венеции, Рима и др. — Возвращение в Лондон.
• 1730–33 — Новый подъём творчества Г. — Поездка в Оксфорд на фестиваль своих произв.
• 1736 — Дирижирует 15 концертами из своих сочинений.
• 1737 — Крах оперного т-ра, руководимого Г. — Душевная депрессия, тяжёлая болезнь композитора (паралич).
• 1738 — Опубликованы концерты Г. для арпсихорда или органа.
• 1741 — XI. Поездка в Дублин (Ирландия) для выступления с концертами.
• 1742 — 13 IV. Первое исполнение оратории «Мессия» в Дублине. — Возвращение в Лондон (в августе).
• 1744 — Г. берёт в аренду Королевский т-р в Лондоне.
• 1745 — В связи с финансовыми затруднениями Г. закрывает т-р. — Душевная депрессия и тяжёлая болезнь Г. — Исполнение «Гимна добровольцев».
• 1746 — Исполнение «Оратории на случай», в к-рой Г. призывал англичан к борьбе с нашествием армии Стюартов.
• 1747 — Исполнение оратории «Иуда Маккавей» в честь победы над армией Стюартов. — Г. становится нац. героем страны. — Знакомство с прибывшим в Англию К. В. Глюком; выступление вместе с ним с исполнением своих произв.
• 1751 — Последняя поездка в Голландию и Германию. — Потеря зрения.
• 1752 — Неудачная операция глаз. — Полная слепота.
• 1754 — Г. с помощью Смитса переделывает и дополняет ранее созданные произв. — Принимает участие в концертах, играя на органе или чембало.
• 1756 — Тяжёлое депрессивное состояние композитора.
• 1757 — Исполнение оратории «Триумф Времени и Правды» (отдельные номера).
• 1759 — 30 III. Г. последний раз руководит исполнением «Мессии» в театре «Ковент-Гарден». — 14 IV. Смерть Г. в Лондоне.

В. Д. Конен
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама