«Эрнани» (итал. Ernani) — опера (музыкальная драма) Джузеппе Верди в 4 частях, либретто Ф. М. Пьяве по одноименной драме В. Гюго.
Премьера: Венеция, театр «Ла Фениче», 9 марта 1844 г.
Драма В. Гюго «Эрнани» (1830) ознаменовала торжество романтизма в театре. Свободолюбивые антифеодальные тенденции пьесы, яркая театральность, эффектность ситуаций увлекли Верди. Обращение к подобному сюжету позволило композитору обогатить оперные формы, выйти за пределы хоровой драматургии ранних произведений, сосредоточив действие на судьбе ограниченного круга героев. Это не был возврат к опере в духе Доницетти (который на свой лад использовал сюжет Гюго в «Лукреции Борджа»), а открытие новых путей — психологической романтической драмы. Композитор и либреттист сохранили верность Гюго, усилив лишь возможность применения событий пьесы к итальянской действительности.
Герцог Хуан Арагонский поднял восстание против испанского короля Карлоса, казнившего его отца, и ушел в горы, где под именем Эрнани возглавил отряд мятежников. Он любит прекрасную Эльвиру, но она против воли должна стать женой сурового старого дона Руиса Гомеса де Сильвы. Эльвиру любит и король. Эрнани, защищая любимую, вызывает его на дуэль, но поединок прекращает появление де Сильвы. Эрнани скрывается от преследований короля под видом пилигрима и находит убежище в замке де Сильвы. Верный законам гостеприимства, хозяин замка укрывает соперника, но тот должен дать слово, что, услышав звук рога де Сильвы, покончит с собой. Эрнани удается избавить Эльвиру от ненавистного брака и снискать прощение короля. В день его свадьбы с Эльвирой раздается звук рога: де Сильва требует смерти своего врага. Верный слову, Эрнани кончает жизнь самоубийством. Эльвира падает мертвой на его труп.
Композитор, либреттист, зрители видели в образах Эльвиры (донна Соль в драме Гюго) и Эрнани олицетворение благородства, мужества, чести молодой Италии; Сильва олицетворял деспотизм австрийского владычества. Темы личной и политической свободы в опере тесно связаны друг с другом. Ярко очерченные характеры, выразительный речитатив, мастерски построенные арии, ансамбли, хоры, страстная энергия, взрывчатый драматизм музыки определили значение этого произведения как важнейшей вехи в развитии итальянского музыкального театра. «Эрнани» быстро завоевал оперные сцены Италии, а затем Европы. В Париже он был переименован, а действие перенесено в другую страну из-за протеста Гюго, возмущенного искажением его пьесы.
В Петербурге «Эрнани» был впервые исполнен итальянской труппой в 1846 г. Опера не сходила со сцены и в последующие годы, пользуясь все возрастающим успехом, но ставилась лишь частными итальянскими антрепризами. Среди спектаклей последних десятилетий примечательна постановка в миланском театре «Ла Скала» в сезоне 1982/83 г. (дирижер Р. Мути, режиссер Л. Ронкони).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• ДОН КАРЛОС, король Кастилии (баритон)
• ДОН РУИ ГОМЕС ДИ СИЛЬВА, испанский гранд (бас)
• ЭРНАНИ, ИЛИ ХУАН АРАГОНСКИЙ, главарь бандитов (тенор)
• ЭЛЬВИРА, подопечная ди Сильвы (сопрано)
Время действия: 1520 год.
Место действия: Испания и Франция.
«Эрнани» — пятая опера Верди. Своими третьей и четвертой операми — «Набукко» и «Ломбардцы» — он утвердился в Италии как самый значительный из творивших тогда оперных композиторов; вторым, возможно, был Доницетти. Что же касается Беллини, то он вот уже десять лет как умер, а Россини кончил сочинять и того раньше. С «Эрнани» слава Верди перешагнула через Альпы; и хотя многие северные знатоки находили партитуру оперы шокирующей — «грубая» было любимым выражением, — перед ее покоряющей эмоциональной силой невозможно было устоять.
Более того, опера олицетворяла новую победу романтического направления на театральной сцене. Виктор Гюго, на пьесе которого основано либретто оперы, вместе с Шиллером и Дюма был одним из крупнейших лидеров этого движения. Гюго и Шиллер внесли большой вклад в дальнейшие успехи оперного жанра. Только Доницетти не повезло с пьесой Дюма: единственная попытка композитора написать на eгo сюжет — опера «Джемма де Верджи», основанная на драме «Карл VII», — теперь совершенно забыта.
В наше время драма Виктора Гюго «Эрнани» все ещё изучается на уроках литературы во французских школах, но в других местах она признается до абсурда искусственной и невероятной. В этом смысле либретто оперы даже еще хуже. Гюго сам возражал против тoгo, чтобы эта eгo драма использовалась в качестве основы для либретто. Однако сила арий и концертных номеров («Ernani involanti», «Infelice», «О sommo Carlo» и нескольких других) являются причиной тoгo, что опера вот уже более полутора столетий входит в традиционный репертуар оперных театров мира, а в Италии ставится особенно часто. В других странах она периодически появляется на сцене, а отдельные номера из нее исполняются в концертах всякий раз, когдa удается собрать вместе оперных звезд.
Действие первое
Эрнани, герой оперы, в действительности Хуан Арагонский, сын герцога Сеговии, который был убит по приказу предыдущего короля Кастилии. Вот почему Джон изменил свое имя на Эрнани и теперь является главарем бандитов. В своем горном лагере, расположенном неподалеку от замка дона Руи Гомеса ди Сильва, его сподвижники начинают оперу знаменитой застольной песней. Их предводитель затем поет арию, восхваляющую его возлюбленную Эльвиру; его соратники уверяют его, что будут рядом с ним в его планах похитить эту даму, и все они отправляются силой взять замок.
Сцена 2. Эта прекрасная дама Эльвира — родственница владельца замка; она под его опекой и к тому же теперь является его невестой. Седой старик, бас, влюблен в девушку, и уже разработан план свадебных торжеств. Сама же Эльвира пылает страстью к Эрнани; она мысленно сравнивает его с доном ди Сильва и, оставшись одна в своей комнате, поет самую известную арию из этой оперы («Ernani! involami» — «Эрнани парящий»). Когда приходит хор служанок, чтобы утешить её ввиду предстоящей свадьбы, она отвечает грациозно, хотя, обращаясь в сторону, напоминает нам, что любит одного Эрнани.
Удел бедной Эльвиры возбуждать любовь — не только ненавистного ей жениха, но также теперешнего короля Кастилии, известного как дон Карлос. Как только девушки-служанки удаляются, он сам появляется в ее комнате, проникнув в замок с помощью какой-то сложной хитрости, в суть которой я не буду здесь вдаваться. Эльвира протестует против незаконного вторжения в её личные апартаменты. Звучащий в этот момент дуэт едва успевает закончиться, когда через потайной вход в комнату проникает Эрнани. Эльвире удается предотвратить кровопролитие, выхватив кинжал из руки Карлоса. Появление в этот момент ди Сильвы (естественно, вошедшего в комнату через дверь), застающего непрошеных гостей в комнате своей невесты, приводит всех в замешательство. Он выражает свои чувства в чудесной арии. Затем, когда к присутствующим присоединяются другие люди из дворца, Карлос говорит Руи Гомесу ди Сильве, кто он есть на самом деле. Ди Сильва выражает почтение королю, и в заключительном ансамбле Эрнани позволяется удалиться невредимым.
Действие второе
В главном торжественном зале замка Эльвира готовится к бракосочетанию с ди Сильва. Хор служанок опять поет поздравительную песнь. Эльвира убеждена, что Эрнани схвачен и убит солдатами короля, но на самом деле ему удалось бежать, переодеться монахом, и теперь он вновь явился в замок ди Сильвы, чтобы отомстить. Только когда он видит Эльвиру облаченной в одежды невесты, он понимает, что совершенно неожиданно попал на церемонию бракосочетания. Он тут же срывает с себя чужие. одежды и предлагает ди Сильве свой свадебный подарок — собственную жизнь: пусть его, предлагает Эрнани, отдадут Карлосу для казни. Но ди Сильва, этот испанский гранд, связан законами гостеприимства и не может позволить, чтобы кто-либо из его гостей пострадал в его доме. Опасаясь, что его новый соперник, король, может задумать силой овладеть замком, он решает защищать его, оставив двух влюбленных одних, чтобы они смогли спеть свой скорбный и страстный дуэт.
Возвратившись, ди Сильва застает влюбленных в объятиях друг друга; он приходит в ярость. Его гнев прерывает известие о том, что люди короля уже у ворот замка. Он приказывает, чтобы их впустили, но, все еще верный законам гостеприимства, укрывает еще более опасного своего врага от преследователей. Даже когда сам король требует, чтобы ди Сильва отказался от Эрнани, старый аристократ отказывается так поступить. Карлос требует шпагу ди Сильвы и угрожает ему казнью, но в конфликт вмешивается красавица Эльвира, и король находит компромисс: он забирает ее в качестве заложницы.
Когда все уходят, ди Сильва освобождает Эрнани из тайного укрытия, предлагает ему шпагу и вызывает на дуэль. Hо Эрнани — тоже благородный испанец эпохи Ренессанса. Oн отказывается сразиться с хозяином замка, спасшим eго жизнь, и вместо этого предлагает объединить усилия, чтобы освободить Эльвиру из рук бесчестного дона Карлоса. Затем, кorдa все успешно закончится, все, что надо будет сделать ди Сильве, это протрубить в рог, который Эрнани ему вручает: как только он услышит звуки этого рога, он сам покончит с собой, где бы он ни оказался в тот момент и что бы ни делал. Ди Сильва соглашается на эту фантастическую сделку (в своей наивности он даже не подозревает, что король может строить коварные замыслы в отношении его подопечной и невесты) и приказывает своим людям отправиться в погоню, чтобы освободить Эльвиру.
Действие третье
В опере, полной невероятных встреч, самая невероятная из всех оказывается к тому же и самой драматичной. Заговорщики решили собраться около усыпальницы самого знаменитого предшественника дона Карлоса короля Карла Великого в ахенском соборе, где находится его гробница. До Карлоса, однако, дошел слух об их сборище, и он открывает это действие торжественным монологом, который только отчасти готовит нас к последующей полной перемене его характера («Oh, de' verd' anni miei» «О, мои юные годы»). Затем он сам входит в усыпальницу, чтобы оттуда подслушать, что произойдет.
Собираются заrоворщики; звучит их мужественныи хор; они решают, что король должен быть убит. Затем, с помощью жребия, они устанавливают, кто должен будет совершить убийство. Выпадает имя Эрнани. Но снаружи слышится пушечный залп. Король торжественно выступает из усыпальницы (производя впечатление на заrоворщиков, будто это сам Карл Великий подслушивал их) и трижды ударяет своим кинжалом по бронзовым дверям склепа. Залп пушки означал, что Карлос избран императором Священной Римской империи. Итак, под музыку труб входит процессия выборщиков, за ними следуют воины и пажи, несущие императорские знаки отличия, факелы и имперские штандарты, а также все другие атрибуты славы, какие может предоставить реквизит оперноrо театра. Эльвира, конечно, также является сюда как приглашенная гостья.
Все склоняются в знак уважения перед новоизбранным императором Карлом V. Свое правление он намеревается начать с расправы над заговорщиками, планы которых он подслушал: аристократы должны быть казнены, простолюдины будут заточены в темницу. Эрнани, отнюдь не избегающий смерти, выступает вперед и заявляет о своем праве как испанский гранд Хуан Арагонский умереть вместе с лучшими из них. Эльвира, однако, снова принимает на себя роль примирительницы и столь убедительно молит за Эрнани, что побуждает императора Карла совершить акт подлинного милосердия и с этого начать свое правление. В результате Карл не только действительно прощает всех заговорщиков, он восстанавливает Эрнани в его титулах и владениях и благословляет его союз с Эльвирой. Эта совершенно противоречащая здравому смыслу сцена завершается поистине великолепным концертным номером — «О sommo Carlo!»
Действие четвертое
Теперь счастливая пара сочетается браком, и вот они поют свой свадебный дуэт на балконе замка Эрнани в Арагоне. Но ди Сильва не забыл о том договоре, который он заключил с Эрнани. Раздаются звуки его горна, и Эрнани, задержавшись лишь для того, чтобы спеть еще одну свою теноровую арию, принимает свою судьбу. Ди Сильва предлагает емy на выбор яд или кинжал. Эрнани выбирает кинжал. Он пронзает себя. Звучит потрясающий терцет, в конце которогo Эльвира простирается над телом мужа.
Postscriptum относительно исторических обстоятельств этого сюжета. По-видимому, имеется определенная историческая основа для довольно странной и неожиданной перемены в характере дона Карлоса в третьем действии. Дошедшие до нас свидетельства характеризуют его в юности как слабого и больного. Впоследствии он развил в себе по-настоящему сильный характер, благородство и даже определенный идеализм. Он был внуком Фердинанда и Изабеллы Испанской и племянником первой жены короля Генриха XVIII, Екатерины. Его избрание императором и коронация в Ахене, что составляет фон третьего действия, состоялись в 1520 году. В то время ему едва исполнилось двадцать лет — слишком мало для крепкого баритона, но вполне достаточно, чтобы быть испанским любовником и воином эпохи Ренессанса. Его сын, Филипп II, и внук, названный в его честь, — главные персонажи оперы Верди «Дон Карлос».
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
Из многочисленных сюжетов, появлявшихся в поле зрения Верди, он выбирает драму Виктора Гюго «Эрнани» (эта драма — одно из самых ярких явлений романтического театра, своего рода манифест искусства эпохи). Она становится основой либретто оперы, поставленной в Венецианском театре «Ла Фениче». Великий французский драматург привлек внимание Верди не только глубиной психологической разработки характеров своих произведений, органично сочетающейся со сценической яркостью, но и всей эстетикой.
Верди, как и Гюго, стремится к созданию характеров многогранных, даже противоречивых, к объединению в одном произведении полярных враждующих начал. Верди близка позиция Гюго, считавшего Шекспира, который «сплавляет в одном дыхании гротескное и возвышенное, ужасное и шутовское», вершиной искусства. Обращение к Гюго явилось для Верди этапом на пути к Шекспиру. В работе над «Эрнани» проявился новый подход композитора к созданию оперы. Прежде всего он проявляется в стремлении максимально сблизить музыкальный спектакль с принципами драматического театра. Для этого необходима четкая расстановка действующих лиц, ясно выраженное развитие конфликта, выявление драматургических композиционных функций каждого акта, каждой сцены, каждого номера.
В отличие от многих современников, Верди не считал, что функции композитора заключаются в сочинении музыки к готовым стихам. Впервые в истории итальянской оперы он принимает активное участие в творческом процессе создания оперы на всех ее стадиях, начиная с либретто и заканчивая работой над постановкой, включающей в себя занятия с певцами, режиссерскую работу, рекомендации художникам-декораторам и еще многое другое, что отражено в его переписке с друзьями и соратниками, певцами и импрессарио, издателями и дирижерами. Верди выбирает сам и только те сюжеты, которые его действительно способны взволновать и послужить хорошим импульсом для создания вдохновенной музыки. Если персонажи и их судьбы не вызывают его сопереживания, он может вообще отказаться от дальнейшей работы.
Было бы ошибкой утверждать, что других итальянских композиторов мало волновали либретто и постановки их произведений. Этому уделяли внимание и Беллини, и Доницетти, и ряд менее известных мастеров, но никогда в истории итальянского музыкального театра композитор не диктовал поэту свои условия, ни один маэстро не интересовался с такой скурпулезностью всеми стадиями создания оперного произведения.
Новым соавтором Верди в работе над «Эрнани» стал Франческо Пьяве — либреттист театра «Ла Фениче», исполнявший малейшие прихоти композитора. «Так хочет маэстро, и этого мне довольно», — любил повторять поэт. В союзе с Пьяве Верди были созданы оперы «Двое Фоскари», «Макбет», «Корсар», «Стиффелио», «Риголетто», «Травиата», «Арольдо» (переработка оперы «Стиффелио»), «Симон Бокканегра», «Сила судьбы», то есть наибольшее число опер.
Верди сам пишет сценарий, расставляет драматургические акценты. «Невозможно, или почти невозможно, — говорит он, — чтобы кто-нибудь посторонний угадал, что я ищу». Пьяве остается написать только стихи. В зависимости от того, как Верди видит драму в целом, он составляет сценический план и распределяет наиболее важные с его точки зрения моменты. Этим объясняются изменения, вносимые композитором при составлении либретто и возможные отличия содержания оперы от первоисточника. Верди не мог механически переносить закономерности драматического театра в музыкальный, ибо, как всякий настоящий художник, он вырабатывает свои принципы, хотя и вынужден считаться с существующими канонами оперного театра.
Принимая во внимание основной недостаток «Ломбардцев» — обилие драматургических линий, мешающих целостному восприятию, Верди обращается к сконцентрированному действию. Развитие должно быть целенаправленным, стремительным, следовательно, нужно убрать все лишнее.
В «Эрнани» обозначены определенные сюжетные коллизии, которые встречаются и в других операх. Складывается система образов, на которую опирается структура содержания драмы. Главный герой (тенор) — пират, разбойник, изгнанник — человек высокого происхождения, но по воле судьбы оказавшийся в конфликте с окружающей средой. Его союзники из нового окружения готовы отдать за него жизнь. Его возлюбленная, героиня (сопрано), чье социальное положение тоже достаточно высоко, считает своего избранника погибшим и остается перед выбором: замужество с другим претендентом, монастырь или смерть. Юноша «воскресает» и попадает на свадебное торжество, обвиняя возлюбленную в измене. Она оправдывается, ее невиновность выясняется. Соперник (баритон, реже — бас) — владетельный вельможа, не прощающий оскорбления. Он убивает или одного, или обоих юных героев.
Эта цепь сценических ситуаций реализуется в следующей драматургической схеме. Опера открывается арией тенора с хором. Хор выражает готовность сторонников главного героя последовать за ним. Затем действие переносится в покои героини. Звучит ария или романс, воспоминание о возлюбленном. После этого события начинают развиваться стремительно. Появляются избранник, соперник, иногда одновременно оба. Дуэт переходит трио. По мере обострения конфликта, появления второстепенных действующих лиц возникают ансамбли и хоры. Ансамбли располагаются в драматургически напряженные узловые моменты — часто это прерванная свадьба или неожиданное появление героя в финальных разделах акта. В дальнейшем используются эффектные сценические ситуации — заговоры, батальные сцены, молитвы и т. д., неизменна лишь трагическая развязка — гибель главных героев.
Функция хоров в операх, где основная драматургическая линия сконцентрирована вокруг любовного «треугольника», иная, чем в операх «Набукко» и «Ломбардцы». Здесь хор не является самостоятельным действующим лицом, воплощением массового движения, а представляет сторонников одной из конфликтующих сил.
Многое из особенностей этой схемы, сформировавшейся в «Пирате» Беллини, иногда в ином соотношении, с небольшими изменениями можно встретить в «Эрнани», «Разбойниках», «Корсаре», «Трубадуре». Всякий раз композитор предлагает новое музыкальное решение, в зависимости от конкретных героев в предложенных обстоятельствах. Верди учитывает особенности психологии восприятия. Драматургию оперы он выстраивает таким образом, чтобы каждое последующее действие было короче предыдущего.
Все развитие «Эрнани» направлено в сторону рокового столкновения между Сильвой и Эрнани. Центральная сцена оперы — сцена Эрнани и Сильвы в финале второго акта, где юноша, вручив злосчастный рог старику, становится на свой смертный путь. С этого момента над Эрнани тяготеет проклятье. Тема рока, связанная с неизбежностью трагической развязки трижды звучит в опере. Впервые она появляется во вступлении.
Ораторски подчеркнутая псалмодия, сочетание речитации и зловещего нисходящего фригийского хода баса напоминают похоронный марш. Ярким контрастом к теме рока звучит светлая тема несчастной любви Эльвиры и Эрнани.
Во вступлении темы сопоставляются дважды. Новое проведение рокового мотива, еще более мощное, чем первое, подчеркивает обреченность любви главных героев. Второе проведение темы любви символизирует бессмертие истинного чувства. В основе вступления лежит принцип сопоставления двух контрастных образных сфер — вечная антиномия — одной, несущей гибель, и другой, устремленной к свету, воплощающей любовь.
Вступление образует арку с последней сценой оперы, завершающейся гибелью Эрнани. Верди не раз будет использовать этот эффектный прием резкого контраста — трагедия происходит в момент наивысшего торжества героя. В «Риголетто», созданном также в соавторстве с Пьяве по драме Гюго, возникает сходная ситуация в последнем действии, когда Риголетто получает злосчастный мешок и вдруг слышит беззаботный голос герцога.
В «Эрнани» Верди вновь возвратился в русло традиций итальянской оперы, но уже на новом творческом этапе, будучи автором двух прославленных опер, получив возможность самому выбирать сюжет и либреттиста, анализируя достоинства и недостаки современных и своих собственных опер.
Если в «Набукко», «Ломбардцах» душевное состояние героев было особенно убедительно передано отдельными впечатляющими сценами (Навуходоносор в темнице, IV акт; трио из третьего акта «Ломбардцев»), в которых новое качество приобретает оркестр, то в «Эрнани» душевному состоянию героев отведено более важное место. Замечательным примером является четвертая сцена из второго акта. Сильва уходит готовить замок к обороне. Ремарка Верди гласит: «Эльвира, сделав несколько шагов, чтобы уйти с дамами, останавливается и, дав им скрыться, в волнении подходит к Эрнани, который отталкивает ее». Органный пункт и беспокойные восходящие пассажи струнных раскрывают смысл этой напряженной сцены. Следующий за ней небольшой дуэт Эльвиры и Эрнани, предвосхищает аналогичный дуэт Медоры и Коррадо из оперы «Корсар». В обоих дуэтах использован излюбленный оборот Верди — восходящие и нисходящие задержания к У ступени в миноре, придающие оттенок трепетности.
В «Эрнани», как и в предыдущих операх, в полной мере использован принцип контраста и сопоставления как один из основных в драматургии. Трогательный дуэт двух влюбленных завершается грозными возгласами Сильвы, сцену заговора прерывает появление Карлоса. Эффектным делают действие и необычные преображения героев: соперником Сильвы оказывается король; пилигрим, которого он приютил — его заклятым врагом. Верди, как драматург, приберег самый сильный эффект для финала оперы: это звук рога, заставляющий Эрнани умереть. Композитор настаивал, чтобы в постановках оперы звук рога доносился непременно со сцены, а не из оркестра, добиваясь тем самым более сильного впечатления.
Премьера «Эрнани» в «Ла Фениче» 9 марта 1844 года, имела большой успех, хотя исполнение, как отмечал композитор, было не самым лучшим. Доницетти, высоко ценивший талант своего коллеги, стремится поставить оперу в Вене. Исполнения в отдельных городах Италии сопровождались демонстрациями — итальянцы горячо воспринимали строки из сцены заговора в III акте: «Лишь презренья достойны народы, в чьей груди нет к Отчизне любви»…
А. Платонов