Список сочинений Мориса Равеля

Морис Равель в 1925 году

Творческий портрет Равеля
Статья о Равеле в Музыкальной энциклопедии
Черты творческого облика Равеля
Фортепианное творчество Равеля

Оперы

Испанский час (L’heure espagnole, комич. опера, либр. М. Франк-Ноэна, 1907, пост. 1911, т-р «Опера комик», Париж)
Дитя и волшебство (L’enfant et les sortilèges, лирич. фантазия, опера-балет, либр. Г. С. Колет, 1920-25, пост. 1925, Монте-Карло)

Балеты

Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé, хореографич. симфония в 3 частях, либр. M. M. Фокина, 1907-12, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж)
Сон Флорины, или Матушка-гусыня (Ma mère l’oye, на основе фп. пьес того же названия, либр. Р., пост. 1912 «Т-р искусств», Париж)
Аделаида, или Язык цветов (Adelaide ou Le langage des fleurs, на основе фп. цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либр. Равеля, 1911, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж)

Кантаты

Мирра (1901, не опубл.)
Альсион (1902, не опубл.)
Алиса (1903, не опубл.)

Для оркестра

Увертюра Шехеразада (1898)
Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи — Prélude à la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907)
Вальс (хореографическая поэма, 1920)
Веер Жанны (L'eventail de Jeanne, вступит. фанфары, 1927)
Болеро (1928)

Для фортепиано с оркестром

Концерт № 1 G-dur (1931)
Концерт № 2 D-dur, для левой руки (1931)

Камерно-инструментальные ансамбли

2 сонаты для скрипки и фортепиано (1897, 1923-27)
Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Gabriel Fauré, для скрипки и фортепиано, 1922)
Соната для скрипки и виолончели (1920-22)
Фортепианное трио (a-moll, 1914)
Струнный квартет (F-dur, 1902-03)
Интродукция и Allegro для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета (1905-06)

Для фортепиано

Гротескная серенада (Sérénade grotesque, 1893
Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также орк. вариант)
Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante défunte, 1899, также орк. вариант)
Игра воды (Jeux d’eau, 1901)
Сонатина (1905)
Отражения (Miroirs: Ночные бабочки — Noctuelles, Грустные птицы — Oiseaux tristes, Лодка в океане — Une barque sur locéan (также орк. вариант)
Альборада, или Утренняя серенада шута — Alborada del gracioso (также орк. вариант)
Долина звонов — La vallée des cloches; 1905)
Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poémes daprés Aloysius Bertrand, цикл известен также под назв. Призраки ночи: Ундина, Виселица — Le gibet, Скарбо; 1908)
Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom de Haydn, 1909)
Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911)
Прелюд (1913)
В манере... Бородина, Шабрие (A la maniére de... Borodine, Chabrier, 1913)
Сюита «Гробница Куперена» (Le tombeau de Couperin, прелюд, фуга (также оркестровый вариант), форлана, ригодон, менуэт (также оркестровый вариант), токката, 1917)
Вальс (1920)

Для фортепиано в 4 руки:
Моя матушка-гусыня (Ma mère l’oye: Павана Красавице, спящей в лесу — Pavane de la belle au bois dormant, Мальчик-с-пальчик — Petit poucet, Дурнушка, императрица Пагод — Laideronnette, impératrice des pagodes, Красавица и Чудовище — Les entretiens de la belle et de la bête, Сказочный сад — Le jardin féerique; 1908)
Фронтиспис (1919)

Для двух фортепиано:
Слуховые пейзажи (Les sites auriculaires: Хабанера, Среди колоколов — Entre cloches; 1895-1896)
Вальс (1920)

Для скрипки с фортепиано

Концертная фантазия «Цыганка» (Tzigane, 1924; также с оркестром)

Хоры

Три песни (Trois chansons, для смешанного хора a cappella, сл. Равеля: Николета, Три прекрасные птицы рая, Не ходите в лес Ормонды; 1916)

Для голоса с оркестром или инструментальным ансамблем

Шехеразада (с оркестром, сл. Т. Клингзора, 1903)
Три поэмы Стефана Малларме (с фортепиано, струнным квартетом, 2 флейтами и 2 кларнетами: Вздох — Soupir, Тщетная мольба — Place futile, На крупе скакуна лихого — Surgi de la croupe et du bond; 1913)
Мадагаскарские песни (Chansons madécasses, с флейтой, виолончелью и фортепиано, сл. Э. Д. Парни: Красотка Наандова, Не доверяйте белым, Хорошо улечься в зной; 1926)

Для голоса с фортепиано

Баллада о королеве, умершей от любви (Ballade de la reine morte daimer, сл. Маре, 1894)
Мрачный сон (Un grand sommeil noir, сл. П. Верлена, 1895)
Святая (Sainte, сл. Малларме, 1896)
Две эпиграммы (сл. Маро, 1898)
Песня прялки (Chanson du ronet, сл. Л. де Лиля, 1898)
Угрюмость (Si morne, сл. Э. Верхарна, 1899)
Плащ цветов (Manteau de fleurs, сл. Граволле, 1903, также с орк.)
Рождество игрушек (Noël des jouets, сл. Р., 1905, также с орк.)
Великие заморские ветры (Les grands vents venus d’outre-mer, сл. А. Ф. Ж. де Ренье, 1906)
Естественные истории (Histoires naturelles, сл. Ж. Ренара, 1906, также с оркестром)
На траве (Sur l’herbe, сл. Верлена, 1907)
Вокализ в форме Хабанеры (1907)
5 народных греческих мелодий (пер. М. Кальвокоресси, 1906)
Народные песни (испанская, французская, итальянская, еврейская, шотландская, фламандская, русская; 1910)
Две еврейские мелодии (1914)
Ронсар — своей душе (Ronsard à son âme, сл. П. де Ронсара, 1924)
Мечты (Reves, сл. Л. П. Фарга, 1927)
Три песни Дон Кихота к Дульцинее (Don Quichotte а Dulciné, сл. П. Морана, 1932, также с орк.)

Оркестровки

Антар, фрагменты из симф. сюиты «Антар» и оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова (1910, не опубл.)
Прелюд к «Сыну звёзд» Сати (1913, не опубл.)
Ноктюрн, Этюд и Вальс Шопена (не опубл.)
«Карнавал» Шумана (1914)
«Помпезный менуэт» Шабрие (1918)
«Сарабанда» и «Танец» Дебюсси (1922)
«Картинки с выставки» Мусоргского (1922)

Переложения (для двух фортепиано)
«Ноктюрны» и «Прелюдия к „Послеполудню Фавна“» Дебюсси (1909, 1910)

реклама