Список сочинений Чайковского, даты и литература

Биография Чайковского
Характеристика творчества

Оперы:

«Воевода» (либретто А. Н. Островского и Чайковского, 1868)
«Ундина» (либретто Чайковского по поэме Ф. де ла Мотт Фуке в переводе В. А. Жуковского; уничтожена Чайковским)
«Опричник» (либретто Чайковского по одноимённой драме И. И. Лажечникова, 1872)
«Кузнец Вакула» (либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», 1874)
«Евгений Онегин» (либретто К. С. Шиловского по роману в стихах А. С. Пушкина, 1878)
«Орлеанская дева» (либретто Чайковского по драме Ф. Шиллера и другим произведениям, 1879)
«Мазепа» (либретто В. П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава», 1883)
«Черевички» (2-я редакция оперы «Кузнец Вакула», 1885)
«Чародейка» (либретто И. В. Шпажинского по его одноимённой драме)
«Пиковая дама» (либретто М. И. Чайковского по одноимённой повести Пушкина)
«Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Херца «Дочь короля Рене», 1891)

Балеты:

«Лебединое озеро» (либретто В. П. Бегичева и В. Ф. Гельцер, 1876)
«Спящая красавица» (либретто И. А. Всеволожского по одноимённой сказке Ш. Перро, 1889)
«Щелкунчик» (либретто Всеволожского по одноимённой сказке Э. Т. А. Гофмана в переводе А. Дюма-сына)

Для солистов, хора и оркестра:

• Ода «К Радости» (сл. Ф. Шиллера, 1865)
• Кантата в память 200-й годовщины рождения Петра Великого (сл. Я. П. Полонского, 1872)
• Кантата к юбилею О. А. Петрова (сл. Н. А. Некрасова, 1875)
Кантата «Москва» (сл. А. Н. Майкова, 1883)

Для оркестра:

Симфонии:

Симфония № 1, «Зимние грёзы», g-moll, op. 13 (1866, 2-я ред. 1874)
Симфония № 2 c-moll, op. 17 (1872, 2-я ред. 1880)
Симфония № 3 D-dur, op. 29 (1875)
Симфония № 4 f-moll, op. 36 (1877)
«Манфред», по Дж.: Байрону, h-moll, op. 58 (1885)
Симфония № 5 e-moll, op. 64 (1888)
• Симфония Es-dur (1891-92), не окончена, восстановлена С. С. Богатырёвым (1951-55)
Симфония № 6 h-moll, op. 74 (1893)

4 сюиты:

Сюита № 1 d-moll, op. 48 (1879)
Сюита № 2 C-dur, op. 53 (1883)
Сюита № 3 C-dur, op. 55 (1884)
• Сюита № 4 «Моцартиана» G-dur, op. 61 (1887)
v«Щелкунчик», оркестровая сюита, op. 71а (1892)

Увертюры и другие оркестровые произведения:

«Гроза», увертюра (по одноимённой драме А. Н. Островского, 1864)
• Характерные танцы (1865)
• Концертная увертюра (1866)
• Увертюра (F-dur, 1-я ред. — для малого, 2-я — для большого оркестра, 1866)
• Торжественная увертюра на датский гимн (ор. 15, 1866)
«Фатум», симфоническая фантазия, ор. 77 posth. (1868)
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия (по одноимённой трагедии У. Шекспира, 1869, 2-я ред. 1870, 3-я ред. 1880)
«Буря», фантазия (по одноимённой драме Шекспира, ор. 18, 1873)
«Славянский марш», ор. 31 (1876)
«Франческа да Римини», фантазия (по 5-й песне «Ада» Данте, ор. 32, 1876)
«Итальянское каприччио», ор. 45 (1880)
Серенада для струнного оркестра, ор. 48 (1880)
«1812 год», торжественная увертюра, ор. 49 (1880)
• Торжественный коронационный марш (1883)
• Элегия памяти И. В. Самарина (для струнного оркестра, 1884)
• Правоведский марш (1885)
«Гамлет», увертюра-фантазия (по одноимённой трагедии Шекспира, ор. 67, 1888)
«Воевода», симфоническая баллада (по одноимённому произведению А. Мицкевича, ор. 78 posth., 1891)

Для инструмента с оркестром:

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром b-moll, op. 23 (1875)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром G-dur, op. 44 (1880, 2-я редакция А. И. Зилоти и Чайковского — 1893)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Es-dur, op. 75 (1893)
Концертная фантазия для фортепиано с оркестром G-dur, op. 56 (1884)
• Andante и финал для фортепиано с оркестром (окончил и инструментовал С. И. Танеев, ор. 79 posth., 1893)
Концерт для скрипки с оркестром D-dur, op. 35 (1878)
• Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром, ор. 26 (1875)
• Вальс-скерцо для скрипки с оркестром, ор. 34 (1877)
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, ор. 33 (1876)
• Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром, op. 62 (1887)

Камерно-инструментальные ансамбли:

«Памяти великого художника», фортепианное трио a-moll, ор. 50 (1882)
Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончели D-dur, op. 11 (1871)
Квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели F-dur, op. 22 (1874)
Квартет № 3 для двух скрипок, альта и виолончели es-moll, op. 30 (1876)
• Юношеский квартет (1-я часть, В-dur, 1865)
«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет d-moll, op. 70 (1892)

Для фортепиано:

2 сонаты:
• Фортепианная соната cis-moll, op. 80 posth. (1865)
Большая соната G-dur, op. 37 (1878)
• 2 пьесы (op. 1, 1864)
• «Воспоминание о Гапсале» (ор. 2, 1867)
• Тема с вариациями (1865)
• Вальс-каприс, ор. 4 (1868)
• Романс, ор. 5 (1868)
• Вальс-скерцо, ор. 7 (1870)
• Каприччио, ор. 8(1870)
• 2 пьесы, ор. 10 (1872)
• 6 пьес, ор. 19 (1873)
• 6 пьес на одну тему, ор. 21(1873)
«Времена года», 12 характеристических картин, ор. 37 (1876)
«Детский альбом», ор. 39 (1878)
12 пьес средней трудности, ор. 40 (1878)
• 6 пьес, ор. 51 (1882)
• Марш «Русский добровольный флот» (1878)
• «Думка», ор. 59 (1886)
• Вальс-шутка (1889)
• Экспромт (1889)
• «Лирический момент» (1893)
• Марш Юрьевского полка (1893)
v18 пьес, ор. 72 (1893)

Для скрипки и фортепиано:

«Воспоминания дорогого места» («Размышление», «Скерцо», «Мелодия»; ор. 42, 1878)

Для хора:

• «Хор цветов и насекомых» (для детского хора с оркестром, сл. Р. А. Рачинского, 1869)
• «На сон грядущий» (сл. Н. П. Огарёва, 1864)
Литургия св. Иоанна Златоуста, ор. 41 (1878)
Всенощное бдение, ор. 52 (1881)
• «Вечер» (сл. Чайковского, 1881)
Девять духовно-музыкальных сочинений (1884-85)
• «Гимн в честь Кирилла и Мефодия» (1885)
• «Правоведческая песнь» (сл. Чайковского, 1885)
• «Ночевала тучка золотая» (сл. М. Ю. Лермонтова, 1887)
• «Блажен, кто улыбается» (сл. К. К. Романова, 1887)
• «Соловушко» (сл. Чайковского, 1889)
• «Привет А. Г. Рубинштейну» (сл. Я. П. Полонского, 1889)
• 3 хора (1891)

Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано:

• 6 дуэтов, ор. 46 (1880)
• «Природа и любовь» (для 3 женских голосов и хора, 1870)
• «Ночь» (для 4 голосов, сл. Чайковского, 1893)

Для голоса с фортепиано:

• «Мой гений, мой ангел, мой друг», сл. А. А. Фета (до 1860)
• «Песнь Земфиры», сл. А. С. Пушкина (1860-61)
• «Mezza notte» («Полночь») (1860-61)
6 романсов, ор. 6 (1869: («Не верь, мой друг», сл. A. К. Толстого; «Ни слова, о друг мой», сл. А. Н. Плещеева; «И больно, и сладко», сл. Е. П. Ростопчиной; «Слеза дрожит», сл. A. К. Толстого; «Отчего?», сл. Л. А. Мея; «Нет, только тот, кто знал», сл. Л. А. Мея)
• «Забыть так скоро» (сл. А. Н. Апухтина, 1870)
6 романсов, ор. 16 (в т. ч. «Колыбельная песня», сл. А. Н. Майкова; «Погоди», сл. Н. П. Грекова; 1872)
• «Уноси моё сердце» (сл. А. А. Фета, 1873)
6 романсов, ор. 25 (в т. ч. «Примиренье», сл. H. P. Щербины; «Канарейка», сл. Мея; 1875)
6 романсов и песен, ор. 27 (в т. ч. «Моя баловница», сл. Мея, 1875)
6 романсов и песен, ор. 28 (в т. ч. «Корольки», сл. Грекова; «Он так меня любил», сл. Апухтина, «Страшная минута», сл. N. N. (П. И. Чайковского); 1875)
• «Хотел бы в единое слово» (сл. Г. Гейне, в пер. Мея, 1875)
6 романсов, ор. 38 (в т. ч. «Серенада Дон Жуана», «То было раннею весной», «Средь шумного бала», сл. Толстого; 1878)
7 романсов, ор. 47 (в т. ч. «Кабы знала я», «Благославляю вас, леса», сл. Толстого; «День ли царит», сл. Апухтина, «Я ли в поле да не травушка была», сл. И. З. Сурикова; 1880)
16 песен для детей, ор. 54 (в т. ч. «Бабушка и внучек», «Весна» («Травка зеленеет»), «Мой садик», «Кукушка», «Весна» («Уж тает снег»), сл. Плещеева; 1881-83)
6 романсов, ор. 57 (в т. ч. «Скажи, о чём в тиши ветвей», сл. B. А. Соллогуба; «На нивы жёлтые», сл. Толстого; «Лишь ты один», сл. Плещеева, 1884)
12 романсов (в т. ч. «Я тебе ничего не скажу», сл. Фета; «Ночи безумные», сл. Апухтина, «Ночь» («Отчего я люблю тебя»), «За окном в степи мелькает», сл. Полонского; «Нам звёзды кроткие сияли», сл. Плещеева; 1886)
6 романсов, ор. 63 (сл. К. Романова, в т. ч. «Растворил я окно», «Серенада» («О, дитя»); 1887)
Six melodies (6 романсов), op. 65 (в т. ч. «Серенада» («Ты куда летишь, как птица»), сл. Э. Тюркети; «Чаровница», сл. П. Клоделя; 1888)
6 романсов, ор. 73 (сл. Д. М. Ратгауза; в т. ч. «Мы сидели с тобой», «В эту лунную ночь», «Закатилось солнце», «Средь мрачных дней», «Снова, как прежде, один; 1893)

Музыка к театральным спектаклям:

• «Борис Годунов», трагедия А. С. Пушкина. Музыка к сцене «Ночь. Сад. Фонтан. Объяснение Самозванца с Мариной» (1863—1864)
• «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», драматическая хроника А. Н. Островского. Интродукция, Мазурка для малого симфонического оркестра (1867)
• «Севильский цирюльник», комедия П. Бомарше, перевод М. П. Садовского. Куплеты графа Альмавивы (1872). Премьера — 12 февраля 1872, Московская консерватория
«Снегурочка», весенняя сказка А. Н. Островского. Музыка к спектаклю в 4-х действиях, соч. 12 (1873), для солистов, хора и малого симфонического оркестра. Премьера — 11 мая 1873, Малый театр (на сцене Большого театра) в Москве
• «Воевода», комедия А. Н. Островского. Музыка к мелодраме — монологу Домового, для малого симфонического оркестра (1886). Премьера — 19 января 1886, Малый театр в Москве
• «Гамлет», трагедия У. Шекспира, соч. 67а (1891). Увертюра и 16 номеров для малого симфонического оркестра и солистов. Премьера — 9 февраля 1891, Михайловский театр в Петербурге

Обработки:

50 русских народных песен (для фортепиано в 4 руки, 1869)

Основные даты жизни и деятельности:

• 1840 — 25 IV. В семье начальника Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Ч. родился сын Пётр.

• 1844-45 — Знакомство с произв. В. А. Моцарта, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, исполнявшимися оркестрионом в доме родителей. Особенно сильное впечатление от отрывков из оперы «Дон Жуан» Моцарта.

• 1845 — XI-XII. Начало обучения игре на фп. у М. П. Пальчиковой.

• 1849 — Переезд семьи Ч. в Алапаевск в связи с назначением отца управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами.

• 1850 — VII. Отъезд Ч. с матерью в Петербург — VIII. Посещение спектакля «Жизнь за царя» Глинки. — IX. Поступление в Уч-ще правоведения.

• 1852 — V. Переезд всей семьи Ч. в Петербург в связи с назначением отца на должность директора Технологич. ин-та.

• 1854 — 13 VI. Смерть матери Ч. — Осень. Первая мысль о сочинении оперы (создание поэтом В. И. Ольховским для Ч. либр. шуточно-фантастич. оперы «Гипербола»). — Уроки пения у Г. Я. Ломакина и участие в церк. хоре Уч-ща правоведения.

• 1855 — Начало занятий у Р. В. Кюндингера (фп.) и А. В. Кюндингера (генерал-бас).

• 1857-58 — Сочинение романса «Мой гений, мой ангел, мой друг» на сл. А. А. Фета.

• 1859 — 13 V. Окончание Уч-ща правоведения. — 3 VI. Поступление на службу в Мин-во юстиции.

• 1861 — VII-IX. Поездка за границу (Берлин, Гамбург, Антверпен, Брюссель, Лондон, Париж) в качестве переводчика с инженером В. В. Писаревым. — Осень. Начало занятий в Муз. классах РМО по теории музыки у Н. И. Зарембы.

• 1862 — IX. Занятия в Петерб. консерватории, созданной на основе Муз. классов РМО (по гармонии и контрапункту — у Зарембы, по инструментовке и сочинению — у А. Г. Рубинштейна). — X. Знакомство с Г. А. Ларошем.

• 1863 — III-IV. Выступления в концертах в качестве пианиста-аккомпаниатора. — V. Уход со службы. — Осень. Ч. даёт частные уроки игры на фп. и теории музыки. — 3 XII. Огромное впечатление от интродукции к опере «Руслан и Людмила», услышанной Ч. в симф. собрании РМО.

• 1864 — VII-VIII. Работа над увертюрой «Гроза» по драме А. Н. Островского. — Осень. Знакомство с А. Н. Серовым.

• 1865 — Лето. Работа над переводом с франц. яз. «Руководства к инструментовке» Ф. О. Геварта. — 30.VIII. Исп. «Характерных танцев» для оркестра Ч. в Павловске (дир. И. Штраус). — Исп. квартета B-dur на ученич. концерте Петерб. консерватории. — 14 XI. Первое выступление в качестве дирижёра (исп. увертюры F-dur для малого оркестра). — 29 XII. Исп. на публич. выпускном экзамене в Петерб. консерватории кантаты Ч. «К Радости» (сл. Ф. Шиллера). — 31 XII. Окончание консерватории с большой серебряной медалью.

• 1866 — 5 I. Переезд в Москву в связи с поступлением на должность преподавателя муз. классов Моск. отделения РМО. — Начало дружбы с Н. Г. Рубинштейном. — 10-18 I. Посещение Артистич. кружка, организованного А. Н. Островским и Н. Г. Рубинштейном. — 4 III. Исп. увертюры F-dur (2-я ред. — для большого симф. оркестра) в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — VII. Нервное заболевание, вызванное переутомлением во время работы над 1-й симфонией. — 1 IX. Торжеств. открытие Моск. консерватории, на к-ром Ч. исп. на фп. увертюру к опере «Руслан и Людмила». — XI. Знакомство с В. Ф. Одоевским. — Начало дружбы с Н. Д. Кашкиным, П. И. Юргенсоном. — 10 XII. Исп. в Москве скерцо из 1-й симфонии (дир. Н. Г. Рубинштейн).

• 1867 — III. Начало работы над оперой «Воевода» с автором либр. Островским. — XII. Речь Ч. (на франц. яз.). на торжеств. обеде в честь Г. Берлиоза. — Знакомство с В. В. Стасовым.

• 1868 — I. Знакомство с М. А. Балакиревым в Москве. — 3 II. Первое исп. 1-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 19 II. Выступление Ч. как дирижёра на концерте в пользу пострадавших от неурожая. — 10 III. Публикация в газ. «Современная летопись» первой муз.-критич. статьи Ч. «По поводу „Сербской фантазии“ г. Римского-Корсакова». — III-IV. Встреча с композиторами — членами «Могучей кучки» в Петербурге. — Посещение А. С. Даргомыжского. — X. Начало дружбы с франц. певицей Д. Арто.

• 1869 — 30 I. Премьера оперы «Воевода» в Большом т-ре в Москве. — 15 II. Первое исп. симф. поэмы «Фатум» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 6 VIII. Передача партитуры оперы «Ундина» в дирекцию имп. т-ров (не была пост.).

• 1870 — 4 III. Первое исп. увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — VI. Поездка в Мангейм на муз. фестиваль в честь 100-летия со дня рождения Л. Бетховена. — 18 XII. Исп. хора эльфов из оперы «Ундина» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).

• 1871 — Концерт из произв. Ч. в Благородном собрании в Москве (в программе — 1-й струн. квартет, фп. пьесы, романсы и др.). — XI. Начало сотрудничества в газ. «Современная летопись» в качестве муз. критика.

• 1872 — 31 V. Исп. Кантаты, посв. 200-летию со дня рождения Петра I, на открытии Политехнич. выставки в Москве (дир. К. Ю. Давыдов).

• 1873 — 26 I. Первое исп. 2-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 11 II. Премьера «Снегурочки» Островского с музыкой Ч. в Малом т-ре в Москве. — 7 XII. Первое исп. симф фантазии «Буря» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).

• 1874 — 10 III. Первое исп. 2-го квартета в Москве. — 12 IV. Премьера оперы «Опричник» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 22 XI. Исп. увертюры к опере.Кузнец Вакула" в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).

• 1875 — 4 V. Премьера оперы «Опричник» в Большом т-ре в Москве. — 13 (25) X. Первое исп. 1-го концерта для фп. с оркестром в Бостоне (пианист X. фон Бюлов; в России впервые исп. Г. Г. Кроссом — 1 XI в Петербурге). — 7 XI. Первое исп. 3-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).

• 1876 — 1 (13) I. Исп. 1-го квартета в Бостоне. — Огромное впечатление от оперы «Кармен», слышанной в Париже 8 (20) II. — II. Отказ от сотрудничества в газ. «Современная летопись». — 11 III. Исп. 1-го концерта для фп. с оркестром в Лондоне (пианист Э. Данрейтер). — 14 III. Исп. кантаты Ч. в честь юбилея О. А. Петрова в Петербурге. — VIII. Поездка в Байрёйт на вагнеровские торжества — 31 VII (12 VIII). Знакомство с Р. Вагнером. — 1 (13) VIII. Знакомство с Ф. Листом. — 24 XI. Премьера оперы «Кузнец Вакула» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 30 XI (12 XII). Исп. увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в Вене (дир. X. Рихтер.) — XII. Знакомство с Л. Н. Толстым в Москве. — Начало переписки с H. P. фон Мекк.

• 1877 — 20 II. Премьера балета «Лебединое озеро» в Большом т-ре в Москве. — 25 II. Первое исп. симф. фантазии «Франческа да Римини» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 6 VII. Женитьба на А. И. Милюковой. — IX-X. Разрыв с женой и отъезд за границу. — 18 XI. Первое исп. «Вариаций на тему рококо» в Москве (виолончелист В. Ф. Фитценгаген). — Начало материальной поддержки со стороны фон Мекк.

• 1878 — 10 II. Первое исп. 4-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 28 VIII (9 IX). Исп. 1-гo концерта для фп. с оркестром в 1-м рус. концерте на Парижской выставке в зале Трокадеро (пианист Н. Г. Рубинштейн) — 2 (14) IX. Исп. симф. фантазии «Франческа да Римини» в Берлине (дир. Б. Бильзе). — 8 (20) IX. Исп. «Меланхолической серенады» и «Вальса-скерцо» Ч. в 3-м рус. концерте на Парижской выставке в зале Трокадеро (скрипач С. К. Барцевич, дир. Н. Г. Рубинштейн). — 2 X. Уход из Моск. консерватории. — 9 (21) XII. Исп. симф. фантазии «Франческа да Римини» в Нью-Йорке.

• 1879 — 27 I (8 II). Исп. 3-й симфонии в Нью-Йорке. — 25 II (9 III). Исп. симф. фантазии «Буря» в Париже. — 17 III. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Малом т-ре в Москве силами учащихся Моск. консерватории под упр. Н. Г. Рубинштейна. — VI. Исп. 1-го концерта для фп. с оркестром и «Вариаций на тему рококо» на Муз. фестивале в Висбадене. — 21 X. Первое исп. «Большой сонаты» для фп. в Москве Н. Г. Рубинштейном. — 8 XII. Первое исп. 1-й сюиты для оркестра в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).

• 1880 — 13 (25) I. Исп. 4-й симфонии в Париже (дир. Э. Колонн). — 25 III. Концерт из произв. Ч. в Петербурге (дир. Э. Ф. Направник). — 6 XII. Первое исп. «Итальянского каприччио» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 18 XII. Первое исп. Литургии св. Иоанна Златоуста хором под упр. Сазарова.

• 1881 — 11 I. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Большом т-ре в Москве. — 13 II. Премьера оперы «Орлеанская дева» в Мариинском т-ре в Петербурге. — VI-X. Работа по подготовке Полн. собр. духовных соч. Д. С. Бортнянского. — 24 XI (6 XII). Посещение концерта в честь 70-летия Листа в Риме. — 22 XI (4 XII). Первое исп. концерта для скрипки с оркестром в Вене (скрипач А. Д. Бродский; в России впервые исп. им же 8 VIII 1882).

• 1882 — 16 I. Исп. серенады для струн. оркестра в Москве (дир. м. Эрдмансдерфер). — 18 V. Первое исп. 2-го концерта для фп. с оркестром в Москве (пианист С. И. Танеев). — 16 (28) VII. Премьера оперы «Орлеанская дева» в Праге. — 8 VII. Концерт из произв. Ч. на Всероссийской промышленно-художеств. выставке в Москве (дир. И. К. Альтани). — 18 X. Первое исп. трио «Памяти великого художника» (Танеев, И. В. Гржимали, В. Ф. Фитценгаген).

• 1883 — 25 IV. Пост. оперы «Евгений Онегин» силами Муз.-драм. кружка в Петербурге. — 15 I. Исп. кантаты «Москва» в Грановитой палате оркестром и хором Большого т-ра под упр. Направника. — 22 X. Исп. «Торжественной увертюры „1812 год“» в Москве (дир. Эрдмансдерфер).

• 1884 — 3 II. Премьера оперы «Мазепа» в Большом т-ре в Москве. — 4 II. Первое исп. 2-й сюиты для оркестра в Москве (дир. Эрдмансдерфер). — 6 II. Премьера оперы «Мазепа» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 19 X. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Мариинском т-ре. — 30 X. Получение от М. А. Балакирева программы для симфонии «Манфред» — XI. Присуждение Ч. Глинкинской пр. за увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта».

• 1885 — 12 I. Первое исп. 3-й сюиты для оркестра в Петербурге (дир. Бюлов). — 10 II. Избрание Ч. одним из директоров Моск. отделения РМО. — 14 II. Переезд в с. Майданово (окрестности Клина). — 22 II. Первое исп. «Концертной фантазии» для фп. с оркестром в Москве (пианист Танеев).

• 1886 — 20 I. Открытие по инициативе и при материальной поддержке Ч. школы в Майданово. — 11 III. Первое исп. симфонии «Манфред» в Москве (дир. Эрдмансдерфер). — 19 IV. Концерт из произв. Ч. в Тбилиси, на к-ром присутствовал автор (дир. М. М. Ипполитов-Иванов). — VI. Знакомство Ч. с Л. Делибом, А. Тома, Г. Форе, Л. А. Бурго-Дюкудре и др. франц. музыкантами в Париже. — 10 (22) XI. Исп. симфонии «Манфред» в Нью-Йорке (дир. Т. Томас). — XI. Присуждение Ч. Глинкинской пр. за симф. фантазию «Франческа да Римини».

• 1887 — 19 I. Премьера оперы «Черевички» в Большом т-ре в Москве (дир. Ч.). — II. Концерт из произв. Ч. в Париже с участием Л. Дьемера, Ж. Марсика, А. А. Брандукова. — 20 X. Премьера оперы «Чародейка» в Мариинском т-ре в Петербурге (дир. Ч.). — 14 XI. Первое исп. сюиты «Моцартиана» в Москве (дир. Ч.).

• 1888 — III. Триумфальная конц. поездка по городам Европы (Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон), во время к-рой Ч. дирижировал исп. своих произв. Знакомство с Э. Григом, Р. Штраусом, Г. Малером, А. Дворжаком, Ш. Гуно и др. выдающимися европ. музыкантами. — IV. Переезд из Майданово в с. Фроловское. — 5 XI. Первое исп. 5-й симфонии в Петербурге (дир. Ч.). — 10 XI. Первое исп. увертюры «Гамлет» в Петербурге (дир. Ч.). — 24 XI (6 XII). Премьера оперы «Евгений Онегин» в Праге (дир. Ч.). — 10 и 11 XII. Концерты из произв. Ч. в Москве (дир. Ч.). — 17 XII. Исп. фантазии «Буря» в Рус. симф. концертах (дир. Ч.).

• 1889 — III. Вторая заруб. конц. поездка Ч. (Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Берлин, Женева, Гамбург, Лондон). — Знакомство с И. Брамсом в Гамбурге. — 25 IV (7 V). Концерт из произв. Ч. в Париже. — V. Присутствие на экзаменах в Моск. консерватории: Ч. особо выделил С. В. Рахманинова (поставил ему отметку 5+, окружив её крестами со всех сторон). — 14 X. Визит к А. П. Чехову, к-рый посв. Ч. сб. рассказов «Хмурые люди». — 28 X. Концерт под упр. Ч. в Москве (в программе — произв. В. А. Моцарта, Танеева, Глинки и собственные). — 11 XI. Концерт под упр. Ч. в Москве. — 19 и 20 XI. Концерт из произв. А. Г. Рубинштейна в связи с 50-летием его артистич. деятельности (в Петербурге, дир. Ч.). — 25 XI. Концерт под упр. Ч. в Москве в пользу вдов и сирот артистов.

• 1890 — 3 I. Премьера балета «Спящая красавица» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 19 I. Начало работы над оперой «Пиковая дама» (опера сочинена в 44 дня; партитура окончена 8 VI). — XI. Чествование Ч. в Петерб. консерватории по поводу 25-летия его муз. деятельности. — 5 XII. Премьера оперы «Пиковая дама» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 17 XII. Премьера оперы «Пиковая дама» в Киеве, на к-рой присутствовал Ч. — XII. Прекращение переписки с фон Мекк.

• 1891 — 3 II. Участие Ч. как дирижёра в концерте в пользу школ С.-Петерб. жен. патриотич. об-ва. — 9 II. Пост. «Гамлета» Шекспира с музыкой Ч. в Михайловском т-ре в Петербурге. — 24 III (5 IV). Концерт из произв. Ч. в Париже (дир. Ч.). — IV — V. Конц. поездка в США (Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия). — 14 X. Пост. «Гамлета» с музыкой Ч. в Малом т-ре в Москве. — 4 XI. Премьера оперы «Пиковая дама» в Большом т-ре в Москве. — 6 XI. Первое исп. симф. баллады «Воевода» в Москве (дир. Ч.). — 1 XII. Участие Ч. как дирижёра в концерте в пользу голодающих (Петербург). — 21 и 22 XII. Концерты из произв. Ч. в Москве (дир. Ч.).

• 1892 — 2 I. Концерт из произв. Ч. в Варшаве (дир. Ч.). — 7 (19) I. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Гамбурге (дир. Г. Малер). — 7 III. Участие Ч. в концерте РМО в Петербурге, где он дирижировал своими произв. — 20, 22 и 26 IV. Спектакли «Фауст», «Демон» и «Евгений Онегин» в Оперном т-ве И. П. Прянишникова в Москве, к-рыми дирижировал Ч. — IV. Переезд в Клин, где Ч. арендовал дом. — 30 IX (12 X). Премьера оперы «Пиковая дама» в Праге. — XI. Избрание Ч. чл.-корр. парижской Академии изящных иск-в. — 25 XI. Первое исп. секстета «Воспоминание о Флоренции» в Петерб. об-ве камерной музыки. — 6 XII. Премьера оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик» в Мариинском т-ре в Петербурге.

• 1893 — 16 I. Концерт из произв. Ч. в Одессе (дир. Ч.). — 21 I. Участие Ч. как дирижёра в концерте в пользу нуждающихся учеников Ришельевской гимназии (Одесса). — 22 I. Участие Ч. как дирижёра в благотворит. концерте Славянского об-ва (Одесса). — 24 I. Участие Ч. в концерте РМО в Одессе в качестве дирижёра. — 4 II. Начало работы над 6-й симфонией (окончена 24 III). — 14 II. Участие Ч. в качестве дирижёра в концерте в пользу вдов и сирот артистов в Москве. — 7 III. Исп. сюиты из балета «Щелкунчик» в Москве (дир. Ч.). — 14 III. Концерт из произв. Ч. в Харькове (дир. Ч.). — 20 V (1 VI). Исп. 4-й симфонии в Лондоне (дир. Ч.). — 1 (13) VI. Избрание Ч. почётным доктором Кембриджского ун-та. — 16 X. Первое исп. 6-й симфонии в Петербурге (дир. Ч.). — 21 X. Тяжёлое заболевание. — 25 X. Смерть Ч. в Петербурге. — 29 X. Похороны на кладбище Александро-Невской лавры (ныне — Некрополь мастеров иск-в в Ленинграде).

Литературные сочинения:

По поводу «Сербской фантазии» г. Римского-Корсакова, «Современная летопись», 1868, 10 марта; Возобновление «Руслана и Людмилы», «Русские ведомости», 1872, 17 сент.; Третье и четвертое симфоническое собрание Музыкального общества (о Р. Вагнере), там же, 1872, 29 ноября; Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872; Начало концертного сезона (о Г. Берлиозе), «Русские ведомости», 1873, 10 марта; Четвёртая неделя концертов (о X. Бюлове), там же, 1874, 20 марта; Второе симфоническое собрание (о 7-й симфонии Бетховена), там же, 1874, 27 ноября; Вторая концертная неделя. Девятое собрание Музыкального общества (об А. Г. Рубинштейне), там же, 1875, 19 марта; Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России, М., 1875; Вагнер и его музыка (в пер. на англ. яз.), «Morning journal», 1891, 3 May; Из дневника П. И. Чайковского. (Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 году), «Русский вестник», 1894, кн. 2; Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, под назв.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; Дневники П. И. Чайковского, подготовлены к печати Ип. И. Чайковским, М.-П., 1923. Письма: Булгаков В., Письма: П. Чайковского к А. Я. Александровой-Левенсон, «Сибирский наблюдатель», 1905, кн. 10; В. В. Стасов и П. И. Чайковский. Неизданные письма, «Русская мысль», 1909, кн. 3; Переписка М. А. Балакирева и П. И. Чайковского, СПБ, (1912); Письма: П. И. Чайковского и С. И. Танеева, М., (1916); Письма: П. И. Чайковского к А. И. и Н. А. Губерт, в сб.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, (т.) 1 — Чайковский, П., 1920 (на обложке 1918); Из писем П. И. Чайковского (к И. В. Шпажинскому), «Культура театра», 1921, No 6; Переписка П. И.Чайковского с Бесселем, «К новым берегам», 1923, No 1-2; Письма: П. И. Чайковского к Бесселю, «Музыкальная новь», 1923, No 1, 3; Чайковский. Воспоминания и письма, под ред. Игоря Глебова, П., 1924; Попов С. М., Переписка П. И. Чайковского с М. М. Ипполитовым-Ивановым и его женой В. М. Зарудной-Ивановой, «Искусство», кн. 4, М., 1927; Переписка с Н. Ф. фон-Мекк, (т.) 1-3, (М.-Л.), 1934-36; Попов С., А. Н. Островский и П. И. Чайковский (переписка), в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы, М.-Л., 1937; Переписка с П. И. Юргенсоном, т. 1-2, М., 1938-52; Неизданные письма П. И. Чайковского к В. В. Бесселю, «СМ», 1938, No 6; Переписка (с разными лицами), в кн.: Чайковский на московской сцене, М.-Л., 1940; Новые автографы и неизданные письма П. И. Чайковского, в кн.: Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1941; Переписка П. И. Чайковского и А. К. Глазунова, в кн.: Советская музыка, сб. 3, М.-Л., 1945; Переписка П. И. Чайковского и Г. Л. Катуара, там же; Переписка П. И, Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, там же; Письма: к чешским музыкантам, «СМ», 1952, No 7; Неизвестные письма Чайковского и Римского-Корсакова (письмо Чайковского Ч. Петерссену, 1893), «СМ», 1953, No 10; Письма: к близким. Избранное, М., 1955; Андроников И. Л., Письмо Чайковского (H. P. Соловьеву), «СМ», 1956, No 4; Письма: П. И. Чайковского к Л. Кубе, в кн.: Из истории русско-чешских музыкальных связей, сб. 2, М., 1956; Новые материалы о П. И. Чайковском. Письма: Чайковского к Б. Корсову. Неопубликованное письмо А. Бродскому, «СМ», 1959, No 1; Цуккерман В., Об одном педагогическом опыте Чайковского. Письма: П. И. Чайковского В. А. Пахульскому, там же, 1959, No 12; Из переписки с П. И. Чайковским (В. И. Сафонова), в кн.: Равичер Я. И., В. И. Сафонов, М., 1959; Переписка Э. Ф. Направника (и В. Э. Направника) с П. И. Чайковским, в кн.: Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма, Л., 1959; Письма: Чайковского зарубежным музыкантам (X. Бюлову и др.), «СМ», 1960, No 5; Переписка (М. А. Балакирева) с П. И. Чайковским, в кн.: М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962; Письма: к В. Бурместеру, в кн.: Музыкальное наследство. Сборники по истории музыкальной культуры СССР, т. 1, М., 1962; Переписка Грига с Чайковским, в кн.: Левашева О. Е., Э. Григ, М., 1962 (Приложение II); Переписка А. И. Зилоти с П. И. Чайковским, в кн.: А. И. Зилоти. Воспоминания и письма, Л., 1963; Из писем П. И. Чайковского (О. О. Палечеку, Э. Зауэру и др.), «СМ», 1965, No 9; Письма: П. И. Чайковского Ф. Маккару, там же, 1970, No 9; Переписка Н. А. Римского-Корсакова с П. И. Чайковским, в кн.: Римский-Корсаков H. A., Полн. собр. соч., Лит. произведения и переписка, т. VII, М., 1970; П. И. Чайковский о композиторском мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М., 1952, под назв.: П. И. Чайковский о композиторском творчестве и мастерстве, 1964; П. И. Чайковский о народном и национальном элементе в музыке. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М., 1952, под назв.: П. И. Чайковский о России и русской культуре, 1961; П. И. Чайковский о программной музыке. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М.-Л., 1952, под назв.: П. И. Чайковский о симфонической музыке, М., 1963; П. И. Чайковский об опере. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М.-Л., 1952, под назв.: П. И. Чайковский об опере и балете, М., 1960; П. И. Чайковский и народная песня. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. Б. И. Рабиновича, М., 1963.

Литература:

(Кашкин Н. Д.), «Воевода», опера г. Чайковского, «Русские ведомости», 1869, 5 февр.; его же, «Лебединое озеро» — балет, музыка соч. г. Чайковского, там же, 1877, 25 февр.; его же, 25-летие деятельности П. И. Чайковского, «Русское обозрение», 1890, авг.; его же, П. И. Чайковский, «Артист», 1890, кн. 8; его же, П. И. Чайковский, «Русские ведомости», 1893, 6 нояб.; его же, П. И. Чайковский. Опыт характеристики его значения в русской музыке, «Русское обозрение», 1893, дек.; его же, П. И. Чайковский и его жизнеописание, «Московские ведомости», 1902, 11 янв., 14 мая, 11 июня, 20 авг., 1903, 16 марта, 27 июня; его же, Памяти П. И. Чайковского, «Русское слово», 1908, 25 окт.; см. также в кн.: Кашкин Н. Д., Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896, 1954; его же, Из воспоминаний о П. И. Чайковском, в кн.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, (т.) 1 — П. И. Чайковский, П., 1920 (на обложке 1918); его же, Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Ларош Г. A., Новая русская опера: «Воевода» г. Чайковского..., «Современная летопись», 1869, 9 февр., его же, Русская музыкальная композиция наших дней (о творчестве Чайковского), «Голос», 1873, 28 ноября; его же, Музыкальная хроника (Чайковский — дирижёр), «Московские ведомости», 1889, 31 окт.; его же, П. И. Чайковский. (Некролог), «Театральная газета», 1893, 27 окт.; его же, Несколько слов о П. И. Чайковском, там же, 1893, 29 окт.; его же, Воспоминания о П. И. Чайковском, «Новости и биржевая газета», 1893, 23 ноября; его же, Из моих воспоминаний о П. И. Чайковском, «Северный вестник», 1894, No 2, 1897, No 9-10; его же, Памяти П. И. Чайковского, «ЕИТ», сезон 1892-93, СПБ, 1894; его же, Чайковский как драматический композитор, там же, сезон 1893-94, Приложения, кн. 1, СПБ, 1894; см. также книги: Ларош Г. A., Собрание музыкально-критических статей, т. II (О П. И. Чайковском), ч. 1-2, М.-П., 1922-24; его же, Избр. статьи, под общ. ред. А. А. Гозенпуда, вып. 2 — П. И. Чайковский, Л., 1975; Стасов В. В., (Заметка на статью П. И. Чайковского), «С.-Петербургские ведомости», 1869, 14 мая; его же, Наша музыка за последние 25 лет, «Вестник Европы», 1883, No 10; см. также в кн.: Стасов В. В., Статьи о музыке, вып. 2-4, М., 1976-78; (Кюи Ц. A.), Музыкальные заметки. «Опричник», опера г. Чайковского, «С.-Петербургские ведомости», 1874, 23 апр.; его же, Русский романс. Очерк его развития, СПБ, 1896; см. также кн.: Кюи Ц. A., Избранные статьи, Л., 1952; Баскин В. С., Русские композиторы, (т. 4) — П. И. Чайковский. (Очерк его деятельности), СПБ, 1895; Tимофеев Г. Н., П. И. Чайковский в роли музыкального критика, «РМГ», 1899, No 29-34, также отд. оттиск, (СПБ, 1899); Чайковский М. И., Жизнь П. И. Чайковского, (т. 1-3), М.-Лейпциг, (1900-02), т. 1, 1903; Половцов А. В., П. И. Чайковский как писатель, М., 1903; Липаев И. В., П. И.Чайковский. (Биографический очерк), М.-Лейпциг, 1905; Клименко И. A., П. И. Чайковский. Краткий биографический очерк, (М.), 1909; Коптяев А. П., История новой русской музыки в характеристиках, вып. 1 — П. И. Чайковский, СПБ, 1909, 1913; Оссовский А. В., П. И.Чайковский, «Музыка», 1911, No 30; Знгель Ю. Д., В oпepe. Сб. статей об операх и балетах, (М.), 1911; его же, Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898-1918, М., 1971; Мясковский Н. Я., Чайковский и Бетховен, «Музыка», 1912, No 77; то же, в сб.: Н. Я. Мясковский, т. 2 — Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы, М., 1960, т. 2 — Литературное наследие. Письма:, 1964; Гунст. E. О., О композиторской работе П. И. Чайковского, «Маски», 1913/1914, No 2; «Солнце России», 1913, No 44 (спец. номер памяти П. И. Чайковского); Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Музыкальная реставрация опер Чайковского в б. Мариинском театре, «Бирюч Петроградских гос. академических театров», (т.) 2, 1920; его же, П. И. Чайковский, Его жизнь и творчество, П., 1922; его же, Чайковский. Опыт характеристики, П., 1922; его же, К истории издания и постановки оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», в кн.: Орфей, кн. 1, П., 1922; его же, Инструментальное творчество Чайковского, П., 1922; его же, Симфонические этюды, П., 1922, Л., 1970; его же, Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., (1930), то же, под назв.: Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968, Л., 1979; его же, Творчество Чайковского, в сб.: «Пиковая дама»..., к сорокапятилетию со дня первой постановки на сцене б. Мариинского театра, Л., 1935; его же, Памяти П. И. Чайковского, Л.-М., 1940; его же, Памяти Чайковского (к 50-летию со дня смерти), «Славяне», 1943, No 12; его же, «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии, М.-Л., 1944; его же, Композитор-драматург П. И. Чайковский, в кн.: Театр. Сб. статей и материалов, М., 1944; его же, О направленности формы у Чайковского, в кн.: Советская музыка, сб. 3, М.-Л., 1945; то же, в его кн.: Избранные статьи о русской музыке, вып. 1, М., 1952; его же, «Чародейка». Опера П. И. Чайковского. Опыт раскрытия интонационного содержания, М.-Л., 1947; см. также книги: Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 2 — Избранные работы о П. И. Чайковском (и др. композиторах), М., 1954; его же, О музыке Чайковского. Избранное, Л., 1972; его же, О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания, Л., 1974; его же, Об опере. Избранные статьи, Л., 1976; Прошлое русской музыки, материалы и исследования, (т.) 1 — П. И. Чайковский, П., 1920; Толстой С. Л., Лев Толстой и Чайковский. Их знакомство и взаимоотношения, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, под ред. К. А. Кузнецова, т. 1, М., 1924; Яковлев В. В., П. И. Чайковский и Н. Г. Рубинштейн. (1861-1881), там же; его же, Чайковский в поисках оперного либретто, в кн.: Музыкальное наследство. Сб. материалов по истории музыкальной культуры в России, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, вып. 1, М., 1935; его же, Чайковский — дирижёр, «СМ», 1940, No 5-6; его же, П. И. Чайковский. К 50-летию со дня смерти, Ижевск, 1943; его же, Пушкин и музыка, М., 1949, М., 1957; его же, Бородин и Чайковский, «СМ», 1954, No 1; см. также в кн.: Яковлев В. В., Избранные труды о музыке, т. 1 — П. И. Чайковский, М., 1964; Луначарский А. В., Чайковский и современность, «Красная газета». Вечерний вып., 1928, 9 окт.; см. также в его кн.: В мире музыки, М., 1958, 1971; Финдейзен H. P., Камерная музыка Чайковского, М., 1930; Соллертинский И. И., П. И. Чайковский. К 40-летию со дня смерти, «Рабочий и театр», 1933, No 33; его же, Чайковский и русский симфонизм, в сб.: «Пиковая дама»..., К 45-летию со дня первой постановки на сцене бывшего Мариинского театра, (Л.), 1935; см. также в книгах: Соллертинский И. И., Критические статьи, Л., 1963; его же, Статьи о балете, Л., 1973; Будяковский А. Е., Чайковский. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1935, 1938; его же, Русский национальный гений, «СМ», 1940, No 5-6; «Пиковая дама»..., Сборник статей и материалов к постановке оперы... В. Э. Мейерхольдом в Гос. академическом малом оперном театре, М., 1935; Житомирский Д. В., Симфоническое творчество Чайковского, М., 1936; его же, Заметки об инструментовке Чайковского, в кн.: Советская музыка, сб. 3, М.-Л., 1945; его же, Балеты Чайковского..., М.-Л., 1950, М., 1957; Ярустовский Б. М., Облик Чайковского, «СМ», 1938, No 6; его же, П. И. Чайковский. Жизнь и творчество, М., 1940; его же, Вопросы оперной драматургии П. И. Чайковского, «СМ», 1940, No 1, 5-6; то же, в кн.: Театр. Сб. статей и материалов, М., 1944; его же, Оперная драматургия Чайковского, М.-Л., 1947; Альшванг A. A., Романсы Чайковского, «СМ», 1939, No 9-10, 1940, No 1; его же, Последняя симфония Чайковского, «СМ», 1940, No 5-6; его же, Опыт анализа творчества П. И. Чайковского. (1864-1878), М.-Л., 1951; его же, Песенные истоки симфонизма Чайковского, «СМ», 1955, No 6; см. также в книгах: Альшванг A. A., Избранные статьи, М., 1959; его же, П. И. Чайковский, М., 1959, 1970; его же, Избранные сочинения, т. 1, М., 1964; Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества, М.-Л., 1940; Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни, М.-Л., 1940; Чайковский и театр. Статьи и материалы, М.-Л., 1940; П. И. Чайковский и В. Ф. Одоевский (письма Одоевского к Чайковскому, подготовил к печати В. А. Киселев), «СМ», 1940, No 5-6; Асланишвили Ш. С., П. И. Чайковский в Грузии, Тб., 1940; Бернандт. Г. В., П. И. Чайковский. Краткий очерк..., М.-Л., 1940; его же, Чайковский — публицист, «СМ», 1940, No 3; Богданов-Березовский В. М., Оперное и балетное творчество Чайковского, Л.-М., 1940; Данилевич Л., О симфонизме Чайковского, «СМ», 1940, No 1, 5-6; его же, П. И. Чайковский, M.-Л., 1950; Корганов В. Д., Чайковский на Кавказе, Ер., 1940; Кремлев Ю. A., Некоторые истоки мелодических интонаций Чайковского, «СМ», 1940, No 3; его же, Принципы симфонического развития у Чайковского, там же, 1940, No 5-6; его же, Симфонии П. И. Чайковского, М., 1955; его же, Шекспир в музыке Чайковского, в кн.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Шавердян А. И., Чайковский и русский оперный театр. в кн.: Чайковский и театр. Статьи и материалы, под ред. А. И. Шавердяна, М.-Л., 1940, то же, в его кн.: Избранные статьи, М., 1958; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова... (Сб. статей, Л.), 1941; Холодковский В. В., П. И. Чайковский, М., 1942; его же, Дом в Клину, М., 1959, 1975; Орлова Е. М., Романсы Чайковского, М.-Л., 1948; её же, П. И. Чайковский, М., 1980; Николаев A. A., Фортепианное наследие Чайковского, М.-Л., 1949, М., 1958; его же, Фортепианные произведения П. И. Чайковского, М., 1957; Автографы П. И. Чайковского в архиве Дома-музея в Клину. Справочник, (вып. 1)-2, М.-Л., 1950-52; Берлянд-Черная Е. С., Пушкин и Чайковский, (М.), 1950; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956 (гл. 9); Слонимский Ю. И., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Протопопов В. В. и Туманина Н. В., Оперное творчество Чайковского, М., 1957; Рабинович Д. A., Возрожденная симфония (Es-dur), «СМ», 1957, No 5; Домбаев Г. С., Музыкальное наследие Чайковского. Справочник, М., 1958; его же, Творчество П. И. Чайковского в материалах и документах, М., 1958; Кунин И. Ф., П. И. Чайковский, М., 1958; его же, П. И. Чайковский. К 125-летию со дня рождения, М., 1965; его же, Чайковский и Иоганн Штраус, «СМ», 1965, No 8; Mазель Л., Две заметки о взаимовлиянии оперных и симфонических принципов у Чайковского, «СМ», 1958, No 9; Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений, М., 1958; Раабен Л. Н., Скрипичные и виолончельные произведения П. И. Чайковского, М., 1958; Гозенпуд A. A., А. К. Глазунов и П. И. Чайковский, в кн.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма:, т. 1, Л., 1959; Хубов Г. Н., Величие и трагизм Чайковского, в его кн.: О музыке и музыкантах. М., 1959; Должанский А. Н., Музыка Чайковского. Симфонические произведения, Л., 1960; его же, Симфоническая музыка Чайковского. Избранные произведения, М.-Л., 1965; Федосюк Ю. A., Чайковский в родном городе, M., 1960; Туманина Н. В., Чайковский и музыкальный театр. М., 1961; ее же, Чайковский. Путь к мастерству. 1840-1877, М., 1962; её же, (Чайковский). Великий мастер. 1878-1893, М., (1968); Давыдов Ю. Л., Записки о П. И. Чайковском, М., 1962; его же, Клинские годы творчества Чайковского, (М.), 1965; Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1962, 1979; Балабанович Е. З., Чехов и Чайковский, М., 1962; его же, Чехов и Чайковский, М., 1970, 1978; Дрейден С. Д., Патетическая симфония, «СМ», 1965, No 4; Глиэр Р. М., Великий русский композитор, в кн.: Р. М. Глиэр. Статьи, воспоминания, материалы, т. 1, М.-Л., 1965; Конисская Л. М., Чайковский в Петербурге, Л., 1969, 1974; Чайковский и зарубежные музыканты. Избранные письма иностранных корреспондентов, (Л., 1970); Шамал И., П. И. Чайковский и «Умелецка беседа», в кн.: Пути развития и взаимосвязи русского и чехословацкого искусства, М., 1970; Цуккерман В. A., Выразительные средства лирики Чайковского, М., 1971; Блок В. М., Восстановление симфонии Es-dur Чайковского, в кн.: С. С. Богатырев. Исследования. Статьи. Воспоминания, М., 1972; Евсеев С. В., Народные песни в обработке П. И. Чайковского, М., 1973; Тюлин Ю. Н., Произведения Чайковского. Структурный анализ, М., 1973; П. И. Чайковский о музыке, о жизни, о себе. Литературная композиция А. А. Орловой, Л., 1976; Розанова Ю. A., Симфонические принципы балетов Чайковского, М., 1976; Аншаков Б. Я., Илья Петрович и Петр Ильич Чайковские, в кн.: И. П. Чайковский. Жизнь и деятельность, Ижевск, 1976; П. И. Чайковский. (Альбом), сост. П. Е. Вайдман, К. Ю. Давыдова, И. Г. Соколинская, М., 1978; Вайдман П., Три наброска П. И. Чайковского (к хору a cappella «Без поры да без времени»), «СМ», 1979, No 2; ее же, «...Аз принадлежу и есмь порождение Глинки», там же, 1979, No 7; Тирдатова Е., Образы Данте у Листа и Чайковского, в кн.: Из истории зарубежной музыки, вып. 3, М., 1979 (ГМПИ им. Гнесиных).

Ю. В. Келдыш; библиография составлена И. С. Поляковой
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Список произведений по номеру сочинения:

Op. 1 — Две пьесы для фортепиано (1867)
Op. 2 — «Воспоминание о Гапсале», 3 пьесы для фортепиано (1867)
Op. 3 — «Воевода», опера (1868)
Op. 4 — Вальс-каприс, для фортепиано (1868)
Op. 5 — Романс, для фортепиано (1868)
Op. 6 — Шесть романсов (1869)
Op. 7 — Вальс-скерцо, для фортепиано (1870)
Op. 8 — Каприччио, для фортепиано (1870)
Op. 9 — Три пьесы, для фортепиано (1870)
Op. 10 — Две пьесы, для фортепиано (1871)
Op. 11 — Струнный квартет № 1 (1871)
Op. 12 — «Снегурочка», музыка к спектаклю по пьесе Александра Островского (1873)
Op. 13 — Симфония № 1 «Зимние грезы» (1866)
Op. 14 — «Кузнец Вакула», опера (первая редакция оперы Черевички (1874)
Op. 15 — «Торжественная увертюра на Датский гимн», для оркестра (1866)
Op. 16 — Шесть романсов (1872)
Op. 17 — Симфония № 2 «Малороссийская» (1872)
Op. 18 — «Буря», симфоническая фантазия (1873)
Op. 19 — Шесть пьес, для фортепиано (1873)
Op. 20 — «Лебединое озеро», балет (1876)
Op. 21 — Шесть пьес на одну тему, для фортепиано (1873)
Op. 22 — Струнный квартет № 2 (1874)v Op. 23 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1875)
Op. 24 — «Евгений Онегин», опера (1878)
Op. 25 — Шесть романсов (1874)
Op. 26 — «Меланхолическая серенада», для скрипки и оркестра (1875)
Op. 27 — Шесть романсов (1875)
Op. 28 — Шесть романсов (1875)
Op. 29 — Симфония № 3 (1875)
Op. 30 — Струнный квартет № 3 (1876)
Op. 31 — «Славянский марш», для оркестра (1876)
Op. 32 — «Франческа да Римини», симфоническая фантазия (1876)
Op. 33 — «Вариации на тему рококо», для виолончели и оркестра (1876)
Op. 34 — Вальс-скерцо, для скрипки и оркестра (1877)
Op. 35 — Концерт для скрипки с оркестром (1878)
Op. 36 — Симфония № 4 (1877)
Op. 37 — Большая соната (1878)
Op. 37a — «Времена года», 12 пьес для фортепиано (1876)
Op. 38 — Шесть романсов (1878)
Op. 39 — «Детский альбом», 24 пьесы для фортепиано (1878)
Op. 40 — Двенадцать пьес, для фортепиано (1878)
Op. 41 — Литургия святого Иоанна Златоуста, для хора (1878)
Op. 42 — «Воспоминание о дорогом месте», 3 пьесы для скрипки и фортепиано (1878)
Op. 43 — Сюита для оркестра № 1 (1879)
Op. 44 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1880)
Op. 45 — «Итальянское каприччио», для оркестра (1880)
Op. 46 — Шесть дуэтов, с фортепиано (1880)
Op. 47 — Семь романсов (1880)
Op. 48 — Серенада для струнного оркестра (1880)
Op. 49 — Увертюра «1812 год» (1880)
Op. 50 — Фортепианное трио (1882)
Op. 51 — Шесть пьес, для фортепиано (1882)
Op. 52 — Всенощное бдение, для хора (1882)
Op. 53 — Сюита для оркестра № 2 (1883)
Op. 54 — Шестнадцать песен для детей (1883)
Op. 55 — Сюита для оркестра № 3 (1884)
Op. 56 — Концертная фантазия, для фортепиано с оркестром (1884)
Op. 57 — Шесть романсов (1884)
Op. 58 — Симфония «Манфред» (1885)
Op. 59 — «Думка», для фортепиано (1886)
Op. 60 — Двенадцать романсов (1886)
Op. 61 — Сюита для оркестра № 4 «Моцартиана» (1887)
Op. 62 — «Pezzo capriccioso», для виолончели с оркестром (1887)
Op. 63 — Шесть романсов (1887)
Op. 64 — Симфония № 5 (1888)
Op. 65 — Шесть французских романсов (1888)
Op. 66 — «Спящая красавица», балет (1889)
Op. 67 — «Гамлет», увертюра-фантазия (1889)
Op. 67а — «Гамлет», музыка к спектаклю по трагедии Шекспира (1891)
Op. 68 — «Пиковая дама», опера (1890)
Op. 69 — «Иоланта», опера (1891)
Op. 70 — Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1890)
Op. 71 — «Щелкунчик», балет (1892)
Op. 71a — «Щелкунчик», сюита к балету (1892)
Op. 72 — Восемнадцать пьес, для фортепиано (1893)
Op. 73 — Шесть романсов (1893)
Op. 74 — Симфония № 6 «Патетическая» 1893)
Op. 75 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1893)
Op. 76 — «Гроза», увертюра (1864)
Op. 77 — «Фатум», симфоническая фантазия (1868)
Op. 78 — «Воевода», симфоническая баллада (1893)
Op. 79 — Анданте и финал, для фортепиано с оркестром (1893)
Op. 80 — Фортепианная соната (1865)

Опусы №№ 75—80 — посмертные

реклама