Биография Чайковского →
Характеристика творчества →
Оперы:
• «Воевода» (либретто А. Н. Островского и Чайковского, 1868)
• «Ундина» (либретто Чайковского по поэме Ф. де ла Мотт Фуке в переводе В. А. Жуковского; уничтожена Чайковским)
• «Опричник» (либретто Чайковского по одноимённой драме И. И. Лажечникова, 1872)
• «Кузнец Вакула» (либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», 1874)
• «Евгений Онегин» (либретто К. С. Шиловского по роману в стихах А. С. Пушкина, 1878)
• «Орлеанская дева» (либретто Чайковского по драме Ф. Шиллера и другим произведениям, 1879)
• «Мазепа» (либретто В. П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава», 1883)
• «Черевички» (2-я редакция оперы «Кузнец Вакула», 1885)
• «Чародейка» (либретто И. В. Шпажинского по его одноимённой драме)
• «Пиковая дама» (либретто М. И. Чайковского по одноимённой повести Пушкина)
• «Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Херца «Дочь короля Рене», 1891)
Балеты:
• «Лебединое озеро» (либретто В. П. Бегичева и В. Ф. Гельцер, 1876)
• «Спящая красавица» (либретто И. А. Всеволожского по одноимённой сказке Ш. Перро, 1889)
• «Щелкунчик» (либретто Всеволожского по одноимённой сказке Э. Т. А. Гофмана в переводе А. Дюма-сына)
Для солистов, хора и оркестра:
• Ода «К Радости» (сл. Ф. Шиллера, 1865)
• Кантата в память 200-й годовщины рождения Петра Великого (сл. Я. П. Полонского, 1872)
• Кантата к юбилею О. А. Петрова (сл. Н. А. Некрасова, 1875)
• Кантата «Москва» (сл. А. Н. Майкова, 1883)
Для оркестра:
Симфонии:
• Симфония № 1, «Зимние грёзы», g-moll, op. 13 (1866, 2-я ред. 1874)
• Симфония № 2 c-moll, op. 17 (1872, 2-я ред. 1880)
• Симфония № 3 D-dur, op. 29 (1875)
• Симфония № 4 f-moll, op. 36 (1877)
• «Манфред», по Дж.: Байрону, h-moll, op. 58 (1885)
• Симфония № 5 e-moll, op. 64 (1888)
• Симфония Es-dur (1891-92), не окончена, восстановлена С. С. Богатырёвым (1951-55)
• Симфония № 6 h-moll, op. 74 (1893)
4 сюиты:
• Сюита № 1 d-moll, op. 48 (1879)
• Сюита № 2 C-dur, op. 53 (1883)
• Сюита № 3 C-dur, op. 55 (1884)
• Сюита № 4 «Моцартиана» G-dur, op. 61 (1887)
v«Щелкунчик», оркестровая сюита, op. 71а (1892)
Увертюры и другие оркестровые произведения:
• «Гроза», увертюра (по одноимённой драме А. Н. Островского, 1864)
• Характерные танцы (1865)
• Концертная увертюра (1866)
• Увертюра (F-dur, 1-я ред. — для малого, 2-я — для большого оркестра, 1866)
• Торжественная увертюра на датский гимн (ор. 15, 1866)
• «Фатум», симфоническая фантазия, ор. 77 posth. (1868)
• «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия (по одноимённой трагедии У. Шекспира, 1869, 2-я ред. 1870, 3-я ред. 1880)
• «Буря», фантазия (по одноимённой драме Шекспира, ор. 18, 1873)
• «Славянский марш», ор. 31 (1876)
• «Франческа да Римини», фантазия (по 5-й песне «Ада» Данте, ор. 32, 1876)
• «Итальянское каприччио», ор. 45 (1880)
• Серенада для струнного оркестра, ор. 48 (1880)
• «1812 год», торжественная увертюра, ор. 49 (1880)
• Торжественный коронационный марш (1883)
• Элегия памяти И. В. Самарина (для струнного оркестра, 1884)
• Правоведский марш (1885)
• «Гамлет», увертюра-фантазия (по одноимённой трагедии Шекспира, ор. 67, 1888)
• «Воевода», симфоническая баллада (по одноимённому произведению А. Мицкевича, ор. 78 posth., 1891)
Для инструмента с оркестром:
• Концерт № 1 для фортепиано с оркестром b-moll, op. 23 (1875)
• Концерт № 2 для фортепиано с оркестром G-dur, op. 44 (1880, 2-я редакция А. И. Зилоти и Чайковского — 1893)
• Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Es-dur, op. 75 (1893)
• Концертная фантазия для фортепиано с оркестром G-dur, op. 56 (1884)
• Andante и финал для фортепиано с оркестром (окончил и инструментовал С. И. Танеев, ор. 79 posth., 1893)
• Концерт для скрипки с оркестром D-dur, op. 35 (1878)
• Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром, ор. 26 (1875)
• Вальс-скерцо для скрипки с оркестром, ор. 34 (1877)
• Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, ор. 33 (1876)
• Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром, op. 62 (1887)
Камерно-инструментальные ансамбли:
• «Памяти великого художника», фортепианное трио a-moll, ор. 50 (1882)
• Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончели D-dur, op. 11 (1871)
• Квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели F-dur, op. 22 (1874)
• Квартет № 3 для двух скрипок, альта и виолончели es-moll, op. 30 (1876)
• Юношеский квартет (1-я часть, В-dur, 1865)
• «Воспоминание о Флоренции», струнный секстет d-moll, op. 70 (1892)
Для фортепиано:
2 сонаты:
• Фортепианная соната cis-moll, op. 80 posth. (1865)
• Большая соната G-dur, op. 37 (1878)
• 2 пьесы (op. 1, 1864)
• «Воспоминание о Гапсале» (ор. 2, 1867)
• Тема с вариациями (1865)
• Вальс-каприс, ор. 4 (1868)
• Романс, ор. 5 (1868)
• Вальс-скерцо, ор. 7 (1870)
• Каприччио, ор. 8(1870)
• 2 пьесы, ор. 10 (1872)
• 6 пьес, ор. 19 (1873)
• 6 пьес на одну тему, ор. 21(1873)
• «Времена года», 12 характеристических картин, ор. 37 (1876)
• «Детский альбом», ор. 39 (1878)
• 12 пьес средней трудности, ор. 40 (1878)
• 6 пьес, ор. 51 (1882)
• Марш «Русский добровольный флот» (1878)
• «Думка», ор. 59 (1886)
• Вальс-шутка (1889)
• Экспромт (1889)
• «Лирический момент» (1893)
• Марш Юрьевского полка (1893)
v18 пьес, ор. 72 (1893)
Для скрипки и фортепиано:
«Воспоминания дорогого места» («Размышление», «Скерцо», «Мелодия»; ор. 42, 1878)
Для хора:
• «Хор цветов и насекомых» (для детского хора с оркестром, сл. Р. А. Рачинского, 1869)
• «На сон грядущий» (сл. Н. П. Огарёва, 1864)
• Литургия св. Иоанна Златоуста, ор. 41 (1878)
• Всенощное бдение, ор. 52 (1881)
• «Вечер» (сл. Чайковского, 1881)
• Девять духовно-музыкальных сочинений (1884-85)
• «Гимн в честь Кирилла и Мефодия» (1885)
• «Правоведческая песнь» (сл. Чайковского, 1885)
• «Ночевала тучка золотая» (сл. М. Ю. Лермонтова, 1887)
• «Блажен, кто улыбается» (сл. К. К. Романова, 1887)
• «Соловушко» (сл. Чайковского, 1889)
• «Привет А. Г. Рубинштейну» (сл. Я. П. Полонского, 1889)
• 3 хора (1891)
Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано:
• 6 дуэтов, ор. 46 (1880)
• «Природа и любовь» (для 3 женских голосов и хора, 1870)
• «Ночь» (для 4 голосов, сл. Чайковского, 1893)
Для голоса с фортепиано:
• «Мой гений, мой ангел, мой друг», сл. А. А. Фета (до 1860)
• «Песнь Земфиры», сл. А. С. Пушкина (1860-61)
• «Mezza notte» («Полночь») (1860-61)
• 6 романсов, ор. 6 (1869: («Не верь, мой друг», сл. A. К. Толстого; «Ни слова, о друг мой», сл. А. Н. Плещеева; «И больно, и сладко», сл. Е. П. Ростопчиной; «Слеза дрожит», сл. A. К. Толстого; «Отчего?», сл. Л. А. Мея; «Нет, только тот, кто знал», сл. Л. А. Мея)
• «Забыть так скоро» (сл. А. Н. Апухтина, 1870)
• 6 романсов, ор. 16 (в т. ч. «Колыбельная песня», сл. А. Н. Майкова; «Погоди», сл. Н. П. Грекова; 1872)
• «Уноси моё сердце» (сл. А. А. Фета, 1873)
• 6 романсов, ор. 25 (в т. ч. «Примиренье», сл. H. P. Щербины; «Канарейка», сл. Мея; 1875)
• 6 романсов и песен, ор. 27 (в т. ч. «Моя баловница», сл. Мея, 1875)
• 6 романсов и песен, ор. 28 (в т. ч. «Корольки», сл. Грекова; «Он так меня любил», сл. Апухтина, «Страшная минута», сл. N. N. (П. И. Чайковского); 1875)
• «Хотел бы в единое слово» (сл. Г. Гейне, в пер. Мея, 1875)
• 6 романсов, ор. 38 (в т. ч. «Серенада Дон Жуана», «То было раннею весной», «Средь шумного бала», сл. Толстого; 1878)
• 7 романсов, ор. 47 (в т. ч. «Кабы знала я», «Благославляю вас, леса», сл. Толстого; «День ли царит», сл. Апухтина, «Я ли в поле да не травушка была», сл. И. З. Сурикова; 1880)
• 16 песен для детей, ор. 54 (в т. ч. «Бабушка и внучек», «Весна» («Травка зеленеет»), «Мой садик», «Кукушка», «Весна» («Уж тает снег»), сл. Плещеева; 1881-83)
• 6 романсов, ор. 57 (в т. ч. «Скажи, о чём в тиши ветвей», сл. B. А. Соллогуба; «На нивы жёлтые», сл. Толстого; «Лишь ты один», сл. Плещеева, 1884)
• 12 романсов (в т. ч. «Я тебе ничего не скажу», сл. Фета; «Ночи безумные», сл. Апухтина, «Ночь» («Отчего я люблю тебя»), «За окном в степи мелькает», сл. Полонского; «Нам звёзды кроткие сияли», сл. Плещеева; 1886)
• 6 романсов, ор. 63 (сл. К. Романова, в т. ч. «Растворил я окно», «Серенада» («О, дитя»); 1887)
• Six melodies (6 романсов), op. 65 (в т. ч. «Серенада» («Ты куда летишь, как птица»), сл. Э. Тюркети; «Чаровница», сл. П. Клоделя; 1888)
• 6 романсов, ор. 73 (сл. Д. М. Ратгауза; в т. ч. «Мы сидели с тобой», «В эту лунную ночь», «Закатилось солнце», «Средь мрачных дней», «Снова, как прежде, один; 1893)
Музыка к театральным спектаклям:
• «Борис Годунов», трагедия А. С. Пушкина. Музыка к сцене «Ночь. Сад. Фонтан. Объяснение Самозванца с Мариной» (1863—1864)
• «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», драматическая хроника А. Н. Островского. Интродукция, Мазурка для малого симфонического оркестра (1867)
• «Севильский цирюльник», комедия П. Бомарше, перевод М. П. Садовского. Куплеты графа Альмавивы (1872). Премьера — 12 февраля 1872, Московская консерватория
• «Снегурочка», весенняя сказка А. Н. Островского. Музыка к спектаклю в 4-х действиях, соч. 12 (1873), для солистов, хора и малого симфонического оркестра. Премьера — 11 мая 1873, Малый театр (на сцене Большого театра) в Москве
• «Воевода», комедия А. Н. Островского. Музыка к мелодраме — монологу Домового, для малого симфонического оркестра (1886). Премьера — 19 января 1886, Малый театр в Москве
• «Гамлет», трагедия У. Шекспира, соч. 67а (1891). Увертюра и 16 номеров для малого симфонического оркестра и солистов. Премьера — 9 февраля 1891, Михайловский театр в Петербурге
Обработки:
50 русских народных песен (для фортепиано в 4 руки, 1869)
Основные даты жизни и деятельности:
• 1840 — 25 IV. В семье начальника Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Ч. родился сын Пётр.
• 1844-45 — Знакомство с произв. В. А. Моцарта, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, исполнявшимися оркестрионом в доме родителей. Особенно сильное впечатление от отрывков из оперы «Дон Жуан» Моцарта.
• 1845 — XI-XII. Начало обучения игре на фп. у М. П. Пальчиковой.
• 1849 — Переезд семьи Ч. в Алапаевск в связи с назначением отца управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами.
• 1850 — VII. Отъезд Ч. с матерью в Петербург — VIII. Посещение спектакля «Жизнь за царя» Глинки. — IX. Поступление в Уч-ще правоведения.
• 1852 — V. Переезд всей семьи Ч. в Петербург в связи с назначением отца на должность директора Технологич. ин-та.
• 1854 — 13 VI. Смерть матери Ч. — Осень. Первая мысль о сочинении оперы (создание поэтом В. И. Ольховским для Ч. либр. шуточно-фантастич. оперы «Гипербола»). — Уроки пения у Г. Я. Ломакина и участие в церк. хоре Уч-ща правоведения.
• 1855 — Начало занятий у Р. В. Кюндингера (фп.) и А. В. Кюндингера (генерал-бас).
• 1857-58 — Сочинение романса «Мой гений, мой ангел, мой друг» на сл. А. А. Фета.
• 1859 — 13 V. Окончание Уч-ща правоведения. — 3 VI. Поступление на службу в Мин-во юстиции.
• 1861 — VII-IX. Поездка за границу (Берлин, Гамбург, Антверпен, Брюссель, Лондон, Париж) в качестве переводчика с инженером В. В. Писаревым. — Осень. Начало занятий в Муз. классах РМО по теории музыки у Н. И. Зарембы.
• 1862 — IX. Занятия в Петерб. консерватории, созданной на основе Муз. классов РМО (по гармонии и контрапункту — у Зарембы, по инструментовке и сочинению — у А. Г. Рубинштейна). — X. Знакомство с Г. А. Ларошем.
• 1863 — III-IV. Выступления в концертах в качестве пианиста-аккомпаниатора. — V. Уход со службы. — Осень. Ч. даёт частные уроки игры на фп. и теории музыки. — 3 XII. Огромное впечатление от интродукции к опере «Руслан и Людмила», услышанной Ч. в симф. собрании РМО.
• 1864 — VII-VIII. Работа над увертюрой «Гроза» по драме А. Н. Островского. — Осень. Знакомство с А. Н. Серовым.
• 1865 — Лето. Работа над переводом с франц. яз. «Руководства к инструментовке» Ф. О. Геварта. — 30.VIII. Исп. «Характерных танцев» для оркестра Ч. в Павловске (дир. И. Штраус). — Исп. квартета B-dur на ученич. концерте Петерб. консерватории. — 14 XI. Первое выступление в качестве дирижёра (исп. увертюры F-dur для малого оркестра). — 29 XII. Исп. на публич. выпускном экзамене в Петерб. консерватории кантаты Ч. «К Радости» (сл. Ф. Шиллера). — 31 XII. Окончание консерватории с большой серебряной медалью.
• 1866 — 5 I. Переезд в Москву в связи с поступлением на должность преподавателя муз. классов Моск. отделения РМО. — Начало дружбы с Н. Г. Рубинштейном. — 10-18 I. Посещение Артистич. кружка, организованного А. Н. Островским и Н. Г. Рубинштейном. — 4 III. Исп. увертюры F-dur (2-я ред. — для большого симф. оркестра) в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — VII. Нервное заболевание, вызванное переутомлением во время работы над 1-й симфонией. — 1 IX. Торжеств. открытие Моск. консерватории, на к-ром Ч. исп. на фп. увертюру к опере «Руслан и Людмила». — XI. Знакомство с В. Ф. Одоевским. — Начало дружбы с Н. Д. Кашкиным, П. И. Юргенсоном. — 10 XII. Исп. в Москве скерцо из 1-й симфонии (дир. Н. Г. Рубинштейн).
• 1867 — III. Начало работы над оперой «Воевода» с автором либр. Островским. — XII. Речь Ч. (на франц. яз.). на торжеств. обеде в честь Г. Берлиоза. — Знакомство с В. В. Стасовым.
• 1868 — I. Знакомство с М. А. Балакиревым в Москве. — 3 II. Первое исп. 1-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 19 II. Выступление Ч. как дирижёра на концерте в пользу пострадавших от неурожая. — 10 III. Публикация в газ. «Современная летопись» первой муз.-критич. статьи Ч. «По поводу „Сербской фантазии“ г. Римского-Корсакова». — III-IV. Встреча с композиторами — членами «Могучей кучки» в Петербурге. — Посещение А. С. Даргомыжского. — X. Начало дружбы с франц. певицей Д. Арто.
• 1869 — 30 I. Премьера оперы «Воевода» в Большом т-ре в Москве. — 15 II. Первое исп. симф. поэмы «Фатум» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 6 VIII. Передача партитуры оперы «Ундина» в дирекцию имп. т-ров (не была пост.).
• 1870 — 4 III. Первое исп. увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — VI. Поездка в Мангейм на муз. фестиваль в честь 100-летия со дня рождения Л. Бетховена. — 18 XII. Исп. хора эльфов из оперы «Ундина» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).
• 1871 — Концерт из произв. Ч. в Благородном собрании в Москве (в программе — 1-й струн. квартет, фп. пьесы, романсы и др.). — XI. Начало сотрудничества в газ. «Современная летопись» в качестве муз. критика.
• 1872 — 31 V. Исп. Кантаты, посв. 200-летию со дня рождения Петра I, на открытии Политехнич. выставки в Москве (дир. К. Ю. Давыдов).
• 1873 — 26 I. Первое исп. 2-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 11 II. Премьера «Снегурочки» Островского с музыкой Ч. в Малом т-ре в Москве. — 7 XII. Первое исп. симф фантазии «Буря» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).
• 1874 — 10 III. Первое исп. 2-го квартета в Москве. — 12 IV. Премьера оперы «Опричник» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 22 XI. Исп. увертюры к опере.Кузнец Вакула" в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).
• 1875 — 4 V. Премьера оперы «Опричник» в Большом т-ре в Москве. — 13 (25) X. Первое исп. 1-го концерта для фп. с оркестром в Бостоне (пианист X. фон Бюлов; в России впервые исп. Г. Г. Кроссом — 1 XI в Петербурге). — 7 XI. Первое исп. 3-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).
• 1876 — 1 (13) I. Исп. 1-го квартета в Бостоне. — Огромное впечатление от оперы «Кармен», слышанной в Париже 8 (20) II. — II. Отказ от сотрудничества в газ. «Современная летопись». — 11 III. Исп. 1-го концерта для фп. с оркестром в Лондоне (пианист Э. Данрейтер). — 14 III. Исп. кантаты Ч. в честь юбилея О. А. Петрова в Петербурге. — VIII. Поездка в Байрёйт на вагнеровские торжества — 31 VII (12 VIII). Знакомство с Р. Вагнером. — 1 (13) VIII. Знакомство с Ф. Листом. — 24 XI. Премьера оперы «Кузнец Вакула» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 30 XI (12 XII). Исп. увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в Вене (дир. X. Рихтер.) — XII. Знакомство с Л. Н. Толстым в Москве. — Начало переписки с H. P. фон Мекк.
• 1877 — 20 II. Премьера балета «Лебединое озеро» в Большом т-ре в Москве. — 25 II. Первое исп. симф. фантазии «Франческа да Римини» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 6 VII. Женитьба на А. И. Милюковой. — IX-X. Разрыв с женой и отъезд за границу. — 18 XI. Первое исп. «Вариаций на тему рококо» в Москве (виолончелист В. Ф. Фитценгаген). — Начало материальной поддержки со стороны фон Мекк.
• 1878 — 10 II. Первое исп. 4-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 28 VIII (9 IX). Исп. 1-гo концерта для фп. с оркестром в 1-м рус. концерте на Парижской выставке в зале Трокадеро (пианист Н. Г. Рубинштейн) — 2 (14) IX. Исп. симф. фантазии «Франческа да Римини» в Берлине (дир. Б. Бильзе). — 8 (20) IX. Исп. «Меланхолической серенады» и «Вальса-скерцо» Ч. в 3-м рус. концерте на Парижской выставке в зале Трокадеро (скрипач С. К. Барцевич, дир. Н. Г. Рубинштейн). — 2 X. Уход из Моск. консерватории. — 9 (21) XII. Исп. симф. фантазии «Франческа да Римини» в Нью-Йорке.
• 1879 — 27 I (8 II). Исп. 3-й симфонии в Нью-Йорке. — 25 II (9 III). Исп. симф. фантазии «Буря» в Париже. — 17 III. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Малом т-ре в Москве силами учащихся Моск. консерватории под упр. Н. Г. Рубинштейна. — VI. Исп. 1-го концерта для фп. с оркестром и «Вариаций на тему рококо» на Муз. фестивале в Висбадене. — 21 X. Первое исп. «Большой сонаты» для фп. в Москве Н. Г. Рубинштейном. — 8 XII. Первое исп. 1-й сюиты для оркестра в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).
• 1880 — 13 (25) I. Исп. 4-й симфонии в Париже (дир. Э. Колонн). — 25 III. Концерт из произв. Ч. в Петербурге (дир. Э. Ф. Направник). — 6 XII. Первое исп. «Итальянского каприччио» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 18 XII. Первое исп. Литургии св. Иоанна Златоуста хором под упр. Сазарова.
• 1881 — 11 I. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Большом т-ре в Москве. — 13 II. Премьера оперы «Орлеанская дева» в Мариинском т-ре в Петербурге. — VI-X. Работа по подготовке Полн. собр. духовных соч. Д. С. Бортнянского. — 24 XI (6 XII). Посещение концерта в честь 70-летия Листа в Риме. — 22 XI (4 XII). Первое исп. концерта для скрипки с оркестром в Вене (скрипач А. Д. Бродский; в России впервые исп. им же 8 VIII 1882).
• 1882 — 16 I. Исп. серенады для струн. оркестра в Москве (дир. м. Эрдмансдерфер). — 18 V. Первое исп. 2-го концерта для фп. с оркестром в Москве (пианист С. И. Танеев). — 16 (28) VII. Премьера оперы «Орлеанская дева» в Праге. — 8 VII. Концерт из произв. Ч. на Всероссийской промышленно-художеств. выставке в Москве (дир. И. К. Альтани). — 18 X. Первое исп. трио «Памяти великого художника» (Танеев, И. В. Гржимали, В. Ф. Фитценгаген).
• 1883 — 25 IV. Пост. оперы «Евгений Онегин» силами Муз.-драм. кружка в Петербурге. — 15 I. Исп. кантаты «Москва» в Грановитой палате оркестром и хором Большого т-ра под упр. Направника. — 22 X. Исп. «Торжественной увертюры „1812 год“» в Москве (дир. Эрдмансдерфер).
• 1884 — 3 II. Премьера оперы «Мазепа» в Большом т-ре в Москве. — 4 II. Первое исп. 2-й сюиты для оркестра в Москве (дир. Эрдмансдерфер). — 6 II. Премьера оперы «Мазепа» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 19 X. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Мариинском т-ре. — 30 X. Получение от М. А. Балакирева программы для симфонии «Манфред» — XI. Присуждение Ч. Глинкинской пр. за увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта».
• 1885 — 12 I. Первое исп. 3-й сюиты для оркестра в Петербурге (дир. Бюлов). — 10 II. Избрание Ч. одним из директоров Моск. отделения РМО. — 14 II. Переезд в с. Майданово (окрестности Клина). — 22 II. Первое исп. «Концертной фантазии» для фп. с оркестром в Москве (пианист Танеев).
• 1886 — 20 I. Открытие по инициативе и при материальной поддержке Ч. школы в Майданово. — 11 III. Первое исп. симфонии «Манфред» в Москве (дир. Эрдмансдерфер). — 19 IV. Концерт из произв. Ч. в Тбилиси, на к-ром присутствовал автор (дир. М. М. Ипполитов-Иванов). — VI. Знакомство Ч. с Л. Делибом, А. Тома, Г. Форе, Л. А. Бурго-Дюкудре и др. франц. музыкантами в Париже. — 10 (22) XI. Исп. симфонии «Манфред» в Нью-Йорке (дир. Т. Томас). — XI. Присуждение Ч. Глинкинской пр. за симф. фантазию «Франческа да Римини».
• 1887 — 19 I. Премьера оперы «Черевички» в Большом т-ре в Москве (дир. Ч.). — II. Концерт из произв. Ч. в Париже с участием Л. Дьемера, Ж. Марсика, А. А. Брандукова. — 20 X. Премьера оперы «Чародейка» в Мариинском т-ре в Петербурге (дир. Ч.). — 14 XI. Первое исп. сюиты «Моцартиана» в Москве (дир. Ч.).
• 1888 — III. Триумфальная конц. поездка по городам Европы (Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон), во время к-рой Ч. дирижировал исп. своих произв. Знакомство с Э. Григом, Р. Штраусом, Г. Малером, А. Дворжаком, Ш. Гуно и др. выдающимися европ. музыкантами. — IV. Переезд из Майданово в с. Фроловское. — 5 XI. Первое исп. 5-й симфонии в Петербурге (дир. Ч.). — 10 XI. Первое исп. увертюры «Гамлет» в Петербурге (дир. Ч.). — 24 XI (6 XII). Премьера оперы «Евгений Онегин» в Праге (дир. Ч.). — 10 и 11 XII. Концерты из произв. Ч. в Москве (дир. Ч.). — 17 XII. Исп. фантазии «Буря» в Рус. симф. концертах (дир. Ч.).
• 1889 — III. Вторая заруб. конц. поездка Ч. (Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Берлин, Женева, Гамбург, Лондон). — Знакомство с И. Брамсом в Гамбурге. — 25 IV (7 V). Концерт из произв. Ч. в Париже. — V. Присутствие на экзаменах в Моск. консерватории: Ч. особо выделил С. В. Рахманинова (поставил ему отметку 5+, окружив её крестами со всех сторон). — 14 X. Визит к А. П. Чехову, к-рый посв. Ч. сб. рассказов «Хмурые люди». — 28 X. Концерт под упр. Ч. в Москве (в программе — произв. В. А. Моцарта, Танеева, Глинки и собственные). — 11 XI. Концерт под упр. Ч. в Москве. — 19 и 20 XI. Концерт из произв. А. Г. Рубинштейна в связи с 50-летием его артистич. деятельности (в Петербурге, дир. Ч.). — 25 XI. Концерт под упр. Ч. в Москве в пользу вдов и сирот артистов.
• 1890 — 3 I. Премьера балета «Спящая красавица» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 19 I. Начало работы над оперой «Пиковая дама» (опера сочинена в 44 дня; партитура окончена 8 VI). — XI. Чествование Ч. в Петерб. консерватории по поводу 25-летия его муз. деятельности. — 5 XII. Премьера оперы «Пиковая дама» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 17 XII. Премьера оперы «Пиковая дама» в Киеве, на к-рой присутствовал Ч. — XII. Прекращение переписки с фон Мекк.
• 1891 — 3 II. Участие Ч. как дирижёра в концерте в пользу школ С.-Петерб. жен. патриотич. об-ва. — 9 II. Пост. «Гамлета» Шекспира с музыкой Ч. в Михайловском т-ре в Петербурге. — 24 III (5 IV). Концерт из произв. Ч. в Париже (дир. Ч.). — IV — V. Конц. поездка в США (Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия). — 14 X. Пост. «Гамлета» с музыкой Ч. в Малом т-ре в Москве. — 4 XI. Премьера оперы «Пиковая дама» в Большом т-ре в Москве. — 6 XI. Первое исп. симф. баллады «Воевода» в Москве (дир. Ч.). — 1 XII. Участие Ч. как дирижёра в концерте в пользу голодающих (Петербург). — 21 и 22 XII. Концерты из произв. Ч. в Москве (дир. Ч.).
• 1892 — 2 I. Концерт из произв. Ч. в Варшаве (дир. Ч.). — 7 (19) I. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Гамбурге (дир. Г. Малер). — 7 III. Участие Ч. в концерте РМО в Петербурге, где он дирижировал своими произв. — 20, 22 и 26 IV. Спектакли «Фауст», «Демон» и «Евгений Онегин» в Оперном т-ве И. П. Прянишникова в Москве, к-рыми дирижировал Ч. — IV. Переезд в Клин, где Ч. арендовал дом. — 30 IX (12 X). Премьера оперы «Пиковая дама» в Праге. — XI. Избрание Ч. чл.-корр. парижской Академии изящных иск-в. — 25 XI. Первое исп. секстета «Воспоминание о Флоренции» в Петерб. об-ве камерной музыки. — 6 XII. Премьера оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик» в Мариинском т-ре в Петербурге.
• 1893 — 16 I. Концерт из произв. Ч. в Одессе (дир. Ч.). — 21 I. Участие Ч. как дирижёра в концерте в пользу нуждающихся учеников Ришельевской гимназии (Одесса). — 22 I. Участие Ч. как дирижёра в благотворит. концерте Славянского об-ва (Одесса). — 24 I. Участие Ч. в концерте РМО в Одессе в качестве дирижёра. — 4 II. Начало работы над 6-й симфонией (окончена 24 III). — 14 II. Участие Ч. в качестве дирижёра в концерте в пользу вдов и сирот артистов в Москве. — 7 III. Исп. сюиты из балета «Щелкунчик» в Москве (дир. Ч.). — 14 III. Концерт из произв. Ч. в Харькове (дир. Ч.). — 20 V (1 VI). Исп. 4-й симфонии в Лондоне (дир. Ч.). — 1 (13) VI. Избрание Ч. почётным доктором Кембриджского ун-та. — 16 X. Первое исп. 6-й симфонии в Петербурге (дир. Ч.). — 21 X. Тяжёлое заболевание. — 25 X. Смерть Ч. в Петербурге. — 29 X. Похороны на кладбище Александро-Невской лавры (ныне — Некрополь мастеров иск-в в Ленинграде).
Литературные сочинения:
По поводу «Сербской фантазии» г. Римского-Корсакова, «Современная летопись», 1868, 10 марта; Возобновление «Руслана и Людмилы», «Русские ведомости», 1872, 17 сент.; Третье и четвертое симфоническое собрание Музыкального общества (о Р. Вагнере), там же, 1872, 29 ноября; Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872; Начало концертного сезона (о Г. Берлиозе), «Русские ведомости», 1873, 10 марта; Четвёртая неделя концертов (о X. Бюлове), там же, 1874, 20 марта; Второе симфоническое собрание (о 7-й симфонии Бетховена), там же, 1874, 27 ноября; Вторая концертная неделя. Девятое собрание Музыкального общества (об А. Г. Рубинштейне), там же, 1875, 19 марта; Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России, М., 1875; Вагнер и его музыка (в пер. на англ. яз.), «Morning journal», 1891, 3 May; Из дневника П. И. Чайковского. (Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 году), «Русский вестник», 1894, кн. 2; Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, под назв.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; Дневники П. И. Чайковского, подготовлены к печати Ип. И. Чайковским, М.-П., 1923. Письма: Булгаков В., Письма: П. Чайковского к А. Я. Александровой-Левенсон, «Сибирский наблюдатель», 1905, кн. 10; В. В. Стасов и П. И. Чайковский. Неизданные письма, «Русская мысль», 1909, кн. 3; Переписка М. А. Балакирева и П. И. Чайковского, СПБ, (1912); Письма: П. И. Чайковского и С. И. Танеева, М., (1916); Письма: П. И. Чайковского к А. И. и Н. А. Губерт, в сб.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, (т.) 1 — Чайковский, П., 1920 (на обложке 1918); Из писем П. И. Чайковского (к И. В. Шпажинскому), «Культура театра», 1921, No 6; Переписка П. И.Чайковского с Бесселем, «К новым берегам», 1923, No 1-2; Письма: П. И. Чайковского к Бесселю, «Музыкальная новь», 1923, No 1, 3; Чайковский. Воспоминания и письма, под ред. Игоря Глебова, П., 1924; Попов С. М., Переписка П. И. Чайковского с М. М. Ипполитовым-Ивановым и его женой В. М. Зарудной-Ивановой, «Искусство», кн. 4, М., 1927; Переписка с Н. Ф. фон-Мекк, (т.) 1-3, (М.-Л.), 1934-36; Попов С., А. Н. Островский и П. И. Чайковский (переписка), в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы, М.-Л., 1937; Переписка с П. И. Юргенсоном, т. 1-2, М., 1938-52; Неизданные письма П. И. Чайковского к В. В. Бесселю, «СМ», 1938, No 6; Переписка (с разными лицами), в кн.: Чайковский на московской сцене, М.-Л., 1940; Новые автографы и неизданные письма П. И. Чайковского, в кн.: Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1941; Переписка П. И. Чайковского и А. К. Глазунова, в кн.: Советская музыка, сб. 3, М.-Л., 1945; Переписка П. И. Чайковского и Г. Л. Катуара, там же; Переписка П. И, Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, там же; Письма: к чешским музыкантам, «СМ», 1952, No 7; Неизвестные письма Чайковского и Римского-Корсакова (письмо Чайковского Ч. Петерссену, 1893), «СМ», 1953, No 10; Письма: к близким. Избранное, М., 1955; Андроников И. Л., Письмо Чайковского (H. P. Соловьеву), «СМ», 1956, No 4; Письма: П. И. Чайковского к Л. Кубе, в кн.: Из истории русско-чешских музыкальных связей, сб. 2, М., 1956; Новые материалы о П. И. Чайковском. Письма: Чайковского к Б. Корсову. Неопубликованное письмо А. Бродскому, «СМ», 1959, No 1; Цуккерман В., Об одном педагогическом опыте Чайковского. Письма: П. И. Чайковского В. А. Пахульскому, там же, 1959, No 12; Из переписки с П. И. Чайковским (В. И. Сафонова), в кн.: Равичер Я. И., В. И. Сафонов, М., 1959; Переписка Э. Ф. Направника (и В. Э. Направника) с П. И. Чайковским, в кн.: Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма, Л., 1959; Письма: Чайковского зарубежным музыкантам (X. Бюлову и др.), «СМ», 1960, No 5; Переписка (М. А. Балакирева) с П. И. Чайковским, в кн.: М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962; Письма: к В. Бурместеру, в кн.: Музыкальное наследство. Сборники по истории музыкальной культуры СССР, т. 1, М., 1962; Переписка Грига с Чайковским, в кн.: Левашева О. Е., Э. Григ, М., 1962 (Приложение II); Переписка А. И. Зилоти с П. И. Чайковским, в кн.: А. И. Зилоти. Воспоминания и письма, Л., 1963; Из писем П. И. Чайковского (О. О. Палечеку, Э. Зауэру и др.), «СМ», 1965, No 9; Письма: П. И. Чайковского Ф. Маккару, там же, 1970, No 9; Переписка Н. А. Римского-Корсакова с П. И. Чайковским, в кн.: Римский-Корсаков H. A., Полн. собр. соч., Лит. произведения и переписка, т. VII, М., 1970; П. И. Чайковский о композиторском мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М., 1952, под назв.: П. И. Чайковский о композиторском творчестве и мастерстве, 1964; П. И. Чайковский о народном и национальном элементе в музыке. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М., 1952, под назв.: П. И. Чайковский о России и русской культуре, 1961; П. И. Чайковский о программной музыке. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М.-Л., 1952, под назв.: П. И. Чайковский о симфонической музыке, М., 1963; П. И. Чайковский об опере. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М.-Л., 1952, под назв.: П. И. Чайковский об опере и балете, М., 1960; П. И. Чайковский и народная песня. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. Б. И. Рабиновича, М., 1963.
Литература:
(Кашкин Н. Д.), «Воевода», опера г. Чайковского, «Русские ведомости», 1869, 5 февр.; его же, «Лебединое озеро» — балет, музыка соч. г. Чайковского, там же, 1877, 25 февр.; его же, 25-летие деятельности П. И. Чайковского, «Русское обозрение», 1890, авг.; его же, П. И. Чайковский, «Артист», 1890, кн. 8; его же, П. И. Чайковский, «Русские ведомости», 1893, 6 нояб.; его же, П. И. Чайковский. Опыт характеристики его значения в русской музыке, «Русское обозрение», 1893, дек.; его же, П. И. Чайковский и его жизнеописание, «Московские ведомости», 1902, 11 янв., 14 мая, 11 июня, 20 авг., 1903, 16 марта, 27 июня; его же, Памяти П. И. Чайковского, «Русское слово», 1908, 25 окт.; см. также в кн.: Кашкин Н. Д., Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896, 1954; его же, Из воспоминаний о П. И. Чайковском, в кн.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, (т.) 1 — П. И. Чайковский, П., 1920 (на обложке 1918); его же, Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Ларош Г. A., Новая русская опера: «Воевода» г. Чайковского..., «Современная летопись», 1869, 9 февр., его же, Русская музыкальная композиция наших дней (о творчестве Чайковского), «Голос», 1873, 28 ноября; его же, Музыкальная хроника (Чайковский — дирижёр), «Московские ведомости», 1889, 31 окт.; его же, П. И. Чайковский. (Некролог), «Театральная газета», 1893, 27 окт.; его же, Несколько слов о П. И. Чайковском, там же, 1893, 29 окт.; его же, Воспоминания о П. И. Чайковском, «Новости и биржевая газета», 1893, 23 ноября; его же, Из моих воспоминаний о П. И. Чайковском, «Северный вестник», 1894, No 2, 1897, No 9-10; его же, Памяти П. И. Чайковского, «ЕИТ», сезон 1892-93, СПБ, 1894; его же, Чайковский как драматический композитор, там же, сезон 1893-94, Приложения, кн. 1, СПБ, 1894; см. также книги: Ларош Г. A., Собрание музыкально-критических статей, т. II (О П. И. Чайковском), ч. 1-2, М.-П., 1922-24; его же, Избр. статьи, под общ. ред. А. А. Гозенпуда, вып. 2 — П. И. Чайковский, Л., 1975; Стасов В. В., (Заметка на статью П. И. Чайковского), «С.-Петербургские ведомости», 1869, 14 мая; его же, Наша музыка за последние 25 лет, «Вестник Европы», 1883, No 10; см. также в кн.: Стасов В. В., Статьи о музыке, вып. 2-4, М., 1976-78; (Кюи Ц. A.), Музыкальные заметки. «Опричник», опера г. Чайковского, «С.-Петербургские ведомости», 1874, 23 апр.; его же, Русский романс. Очерк его развития, СПБ, 1896; см. также кн.: Кюи Ц. A., Избранные статьи, Л., 1952; Баскин В. С., Русские композиторы, (т. 4) — П. И. Чайковский. (Очерк его деятельности), СПБ, 1895; Tимофеев Г. Н., П. И. Чайковский в роли музыкального критика, «РМГ», 1899, No 29-34, также отд. оттиск, (СПБ, 1899); Чайковский М. И., Жизнь П. И. Чайковского, (т. 1-3), М.-Лейпциг, (1900-02), т. 1, 1903; Половцов А. В., П. И. Чайковский как писатель, М., 1903; Липаев И. В., П. И.Чайковский. (Биографический очерк), М.-Лейпциг, 1905; Клименко И. A., П. И. Чайковский. Краткий биографический очерк, (М.), 1909; Коптяев А. П., История новой русской музыки в характеристиках, вып. 1 — П. И. Чайковский, СПБ, 1909, 1913; Оссовский А. В., П. И.Чайковский, «Музыка», 1911, No 30; Знгель Ю. Д., В oпepe. Сб. статей об операх и балетах, (М.), 1911; его же, Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898-1918, М., 1971; Мясковский Н. Я., Чайковский и Бетховен, «Музыка», 1912, No 77; то же, в сб.: Н. Я. Мясковский, т. 2 — Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы, М., 1960, т. 2 — Литературное наследие. Письма:, 1964; Гунст. E. О., О композиторской работе П. И. Чайковского, «Маски», 1913/1914, No 2; «Солнце России», 1913, No 44 (спец. номер памяти П. И. Чайковского); Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Музыкальная реставрация опер Чайковского в б. Мариинском театре, «Бирюч Петроградских гос. академических театров», (т.) 2, 1920; его же, П. И. Чайковский, Его жизнь и творчество, П., 1922; его же, Чайковский. Опыт характеристики, П., 1922; его же, К истории издания и постановки оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», в кн.: Орфей, кн. 1, П., 1922; его же, Инструментальное творчество Чайковского, П., 1922; его же, Симфонические этюды, П., 1922, Л., 1970; его же, Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., (1930), то же, под назв.: Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968, Л., 1979; его же, Творчество Чайковского, в сб.: «Пиковая дама»..., к сорокапятилетию со дня первой постановки на сцене б. Мариинского театра, Л., 1935; его же, Памяти П. И. Чайковского, Л.-М., 1940; его же, Памяти Чайковского (к 50-летию со дня смерти), «Славяне», 1943, No 12; его же, «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии, М.-Л., 1944; его же, Композитор-драматург П. И. Чайковский, в кн.: Театр. Сб. статей и материалов, М., 1944; его же, О направленности формы у Чайковского, в кн.: Советская музыка, сб. 3, М.-Л., 1945; то же, в его кн.: Избранные статьи о русской музыке, вып. 1, М., 1952; его же, «Чародейка». Опера П. И. Чайковского. Опыт раскрытия интонационного содержания, М.-Л., 1947; см. также книги: Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 2 — Избранные работы о П. И. Чайковском (и др. композиторах), М., 1954; его же, О музыке Чайковского. Избранное, Л., 1972; его же, О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания, Л., 1974; его же, Об опере. Избранные статьи, Л., 1976; Прошлое русской музыки, материалы и исследования, (т.) 1 — П. И. Чайковский, П., 1920; Толстой С. Л., Лев Толстой и Чайковский. Их знакомство и взаимоотношения, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, под ред. К. А. Кузнецова, т. 1, М., 1924; Яковлев В. В., П. И. Чайковский и Н. Г. Рубинштейн. (1861-1881), там же; его же, Чайковский в поисках оперного либретто, в кн.: Музыкальное наследство. Сб. материалов по истории музыкальной культуры в России, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, вып. 1, М., 1935; его же, Чайковский — дирижёр, «СМ», 1940, No 5-6; его же, П. И. Чайковский. К 50-летию со дня смерти, Ижевск, 1943; его же, Пушкин и музыка, М., 1949, М., 1957; его же, Бородин и Чайковский, «СМ», 1954, No 1; см. также в кн.: Яковлев В. В., Избранные труды о музыке, т. 1 — П. И. Чайковский, М., 1964; Луначарский А. В., Чайковский и современность, «Красная газета». Вечерний вып., 1928, 9 окт.; см. также в его кн.: В мире музыки, М., 1958, 1971; Финдейзен H. P., Камерная музыка Чайковского, М., 1930; Соллертинский И. И., П. И. Чайковский. К 40-летию со дня смерти, «Рабочий и театр», 1933, No 33; его же, Чайковский и русский симфонизм, в сб.: «Пиковая дама»..., К 45-летию со дня первой постановки на сцене бывшего Мариинского театра, (Л.), 1935; см. также в книгах: Соллертинский И. И., Критические статьи, Л., 1963; его же, Статьи о балете, Л., 1973; Будяковский А. Е., Чайковский. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1935, 1938; его же, Русский национальный гений, «СМ», 1940, No 5-6; «Пиковая дама»..., Сборник статей и материалов к постановке оперы... В. Э. Мейерхольдом в Гос. академическом малом оперном театре, М., 1935; Житомирский Д. В., Симфоническое творчество Чайковского, М., 1936; его же, Заметки об инструментовке Чайковского, в кн.: Советская музыка, сб. 3, М.-Л., 1945; его же, Балеты Чайковского..., М.-Л., 1950, М., 1957; Ярустовский Б. М., Облик Чайковского, «СМ», 1938, No 6; его же, П. И. Чайковский. Жизнь и творчество, М., 1940; его же, Вопросы оперной драматургии П. И. Чайковского, «СМ», 1940, No 1, 5-6; то же, в кн.: Театр. Сб. статей и материалов, М., 1944; его же, Оперная драматургия Чайковского, М.-Л., 1947; Альшванг A. A., Романсы Чайковского, «СМ», 1939, No 9-10, 1940, No 1; его же, Последняя симфония Чайковского, «СМ», 1940, No 5-6; его же, Опыт анализа творчества П. И. Чайковского. (1864-1878), М.-Л., 1951; его же, Песенные истоки симфонизма Чайковского, «СМ», 1955, No 6; см. также в книгах: Альшванг A. A., Избранные статьи, М., 1959; его же, П. И. Чайковский, М., 1959, 1970; его же, Избранные сочинения, т. 1, М., 1964; Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества, М.-Л., 1940; Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни, М.-Л., 1940; Чайковский и театр. Статьи и материалы, М.-Л., 1940; П. И. Чайковский и В. Ф. Одоевский (письма Одоевского к Чайковскому, подготовил к печати В. А. Киселев), «СМ», 1940, No 5-6; Асланишвили Ш. С., П. И. Чайковский в Грузии, Тб., 1940; Бернандт. Г. В., П. И. Чайковский. Краткий очерк..., М.-Л., 1940; его же, Чайковский — публицист, «СМ», 1940, No 3; Богданов-Березовский В. М., Оперное и балетное творчество Чайковского, Л.-М., 1940; Данилевич Л., О симфонизме Чайковского, «СМ», 1940, No 1, 5-6; его же, П. И. Чайковский, M.-Л., 1950; Корганов В. Д., Чайковский на Кавказе, Ер., 1940; Кремлев Ю. A., Некоторые истоки мелодических интонаций Чайковского, «СМ», 1940, No 3; его же, Принципы симфонического развития у Чайковского, там же, 1940, No 5-6; его же, Симфонии П. И. Чайковского, М., 1955; его же, Шекспир в музыке Чайковского, в кн.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Шавердян А. И., Чайковский и русский оперный театр. в кн.: Чайковский и театр. Статьи и материалы, под ред. А. И. Шавердяна, М.-Л., 1940, то же, в его кн.: Избранные статьи, М., 1958; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова... (Сб. статей, Л.), 1941; Холодковский В. В., П. И. Чайковский, М., 1942; его же, Дом в Клину, М., 1959, 1975; Орлова Е. М., Романсы Чайковского, М.-Л., 1948; её же, П. И. Чайковский, М., 1980; Николаев A. A., Фортепианное наследие Чайковского, М.-Л., 1949, М., 1958; его же, Фортепианные произведения П. И. Чайковского, М., 1957; Автографы П. И. Чайковского в архиве Дома-музея в Клину. Справочник, (вып. 1)-2, М.-Л., 1950-52; Берлянд-Черная Е. С., Пушкин и Чайковский, (М.), 1950; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956 (гл. 9); Слонимский Ю. И., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Протопопов В. В. и Туманина Н. В., Оперное творчество Чайковского, М., 1957; Рабинович Д. A., Возрожденная симфония (Es-dur), «СМ», 1957, No 5; Домбаев Г. С., Музыкальное наследие Чайковского. Справочник, М., 1958; его же, Творчество П. И. Чайковского в материалах и документах, М., 1958; Кунин И. Ф., П. И. Чайковский, М., 1958; его же, П. И. Чайковский. К 125-летию со дня рождения, М., 1965; его же, Чайковский и Иоганн Штраус, «СМ», 1965, No 8; Mазель Л., Две заметки о взаимовлиянии оперных и симфонических принципов у Чайковского, «СМ», 1958, No 9; Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений, М., 1958; Раабен Л. Н., Скрипичные и виолончельные произведения П. И. Чайковского, М., 1958; Гозенпуд A. A., А. К. Глазунов и П. И. Чайковский, в кн.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма:, т. 1, Л., 1959; Хубов Г. Н., Величие и трагизм Чайковского, в его кн.: О музыке и музыкантах. М., 1959; Должанский А. Н., Музыка Чайковского. Симфонические произведения, Л., 1960; его же, Симфоническая музыка Чайковского. Избранные произведения, М.-Л., 1965; Федосюк Ю. A., Чайковский в родном городе, M., 1960; Туманина Н. В., Чайковский и музыкальный театр. М., 1961; ее же, Чайковский. Путь к мастерству. 1840-1877, М., 1962; её же, (Чайковский). Великий мастер. 1878-1893, М., (1968); Давыдов Ю. Л., Записки о П. И. Чайковском, М., 1962; его же, Клинские годы творчества Чайковского, (М.), 1965; Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1962, 1979; Балабанович Е. З., Чехов и Чайковский, М., 1962; его же, Чехов и Чайковский, М., 1970, 1978; Дрейден С. Д., Патетическая симфония, «СМ», 1965, No 4; Глиэр Р. М., Великий русский композитор, в кн.: Р. М. Глиэр. Статьи, воспоминания, материалы, т. 1, М.-Л., 1965; Конисская Л. М., Чайковский в Петербурге, Л., 1969, 1974; Чайковский и зарубежные музыканты. Избранные письма иностранных корреспондентов, (Л., 1970); Шамал И., П. И. Чайковский и «Умелецка беседа», в кн.: Пути развития и взаимосвязи русского и чехословацкого искусства, М., 1970; Цуккерман В. A., Выразительные средства лирики Чайковского, М., 1971; Блок В. М., Восстановление симфонии Es-dur Чайковского, в кн.: С. С. Богатырев. Исследования. Статьи. Воспоминания, М., 1972; Евсеев С. В., Народные песни в обработке П. И. Чайковского, М., 1973; Тюлин Ю. Н., Произведения Чайковского. Структурный анализ, М., 1973; П. И. Чайковский о музыке, о жизни, о себе. Литературная композиция А. А. Орловой, Л., 1976; Розанова Ю. A., Симфонические принципы балетов Чайковского, М., 1976; Аншаков Б. Я., Илья Петрович и Петр Ильич Чайковские, в кн.: И. П. Чайковский. Жизнь и деятельность, Ижевск, 1976; П. И. Чайковский. (Альбом), сост. П. Е. Вайдман, К. Ю. Давыдова, И. Г. Соколинская, М., 1978; Вайдман П., Три наброска П. И. Чайковского (к хору a cappella «Без поры да без времени»), «СМ», 1979, No 2; ее же, «...Аз принадлежу и есмь порождение Глинки», там же, 1979, No 7; Тирдатова Е., Образы Данте у Листа и Чайковского, в кн.: Из истории зарубежной музыки, вып. 3, М., 1979 (ГМПИ им. Гнесиных).
Ю. В. Келдыш; библиография составлена И. С. Поляковой
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Список произведений по номеру сочинения:
Op. 1 — Две пьесы для фортепиано (1867)
Op. 2 — «Воспоминание о Гапсале», 3 пьесы для фортепиано (1867)
Op. 3 — «Воевода», опера (1868)
Op. 4 — Вальс-каприс, для фортепиано (1868)
Op. 5 — Романс, для фортепиано (1868)
Op. 6 — Шесть романсов (1869)
Op. 7 — Вальс-скерцо, для фортепиано (1870)
Op. 8 — Каприччио, для фортепиано (1870)
Op. 9 — Три пьесы, для фортепиано (1870)
Op. 10 — Две пьесы, для фортепиано (1871)
Op. 11 — Струнный квартет № 1 (1871)
Op. 12 — «Снегурочка», музыка к спектаклю по пьесе Александра Островского (1873)
Op. 13 — Симфония № 1 «Зимние грезы» (1866)
Op. 14 — «Кузнец Вакула», опера (первая редакция оперы Черевички (1874)
Op. 15 — «Торжественная увертюра на Датский гимн», для оркестра (1866)
Op. 16 — Шесть романсов (1872)
Op. 17 — Симфония № 2 «Малороссийская» (1872)
Op. 18 — «Буря», симфоническая фантазия (1873)
Op. 19 — Шесть пьес, для фортепиано (1873)
Op. 20 — «Лебединое озеро», балет (1876)
Op. 21 — Шесть пьес на одну тему, для фортепиано (1873)
Op. 22 — Струнный квартет № 2 (1874)v
Op. 23 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1875)
Op. 24 — «Евгений Онегин», опера (1878)
Op. 25 — Шесть романсов (1874)
Op. 26 — «Меланхолическая серенада», для скрипки и оркестра (1875)
Op. 27 — Шесть романсов (1875)
Op. 28 — Шесть романсов (1875)
Op. 29 — Симфония № 3 (1875)
Op. 30 — Струнный квартет № 3 (1876)
Op. 31 — «Славянский марш», для оркестра (1876)
Op. 32 — «Франческа да Римини», симфоническая фантазия (1876)
Op. 33 — «Вариации на тему рококо», для виолончели и оркестра (1876)
Op. 34 — Вальс-скерцо, для скрипки и оркестра (1877)
Op. 35 — Концерт для скрипки с оркестром (1878)
Op. 36 — Симфония № 4 (1877)
Op. 37 — Большая соната (1878)
Op. 37a — «Времена года», 12 пьес для фортепиано (1876)
Op. 38 — Шесть романсов (1878)
Op. 39 — «Детский альбом», 24 пьесы для фортепиано (1878)
Op. 40 — Двенадцать пьес, для фортепиано (1878)
Op. 41 — Литургия святого Иоанна Златоуста, для хора (1878)
Op. 42 — «Воспоминание о дорогом месте», 3 пьесы для скрипки и фортепиано (1878)
Op. 43 — Сюита для оркестра № 1 (1879)
Op. 44 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1880)
Op. 45 — «Итальянское каприччио», для оркестра (1880)
Op. 46 — Шесть дуэтов, с фортепиано (1880)
Op. 47 — Семь романсов (1880)
Op. 48 — Серенада для струнного оркестра (1880)
Op. 49 — Увертюра «1812 год» (1880)
Op. 50 — Фортепианное трио (1882)
Op. 51 — Шесть пьес, для фортепиано (1882)
Op. 52 — Всенощное бдение, для хора (1882)
Op. 53 — Сюита для оркестра № 2 (1883)
Op. 54 — Шестнадцать песен для детей (1883)
Op. 55 — Сюита для оркестра № 3 (1884)
Op. 56 — Концертная фантазия, для фортепиано с оркестром (1884)
Op. 57 — Шесть романсов (1884)
Op. 58 — Симфония «Манфред» (1885)
Op. 59 — «Думка», для фортепиано (1886)
Op. 60 — Двенадцать романсов (1886)
Op. 61 — Сюита для оркестра № 4 «Моцартиана» (1887)
Op. 62 — «Pezzo capriccioso», для виолончели с оркестром (1887)
Op. 63 — Шесть романсов (1887)
Op. 64 — Симфония № 5 (1888)
Op. 65 — Шесть французских романсов (1888)
Op. 66 — «Спящая красавица», балет (1889)
Op. 67 — «Гамлет», увертюра-фантазия (1889)
Op. 67а — «Гамлет», музыка к спектаклю по трагедии Шекспира (1891)
Op. 68 — «Пиковая дама», опера (1890)
Op. 69 — «Иоланта», опера (1891)
Op. 70 — Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1890)
Op. 71 — «Щелкунчик», балет (1892)
Op. 71a — «Щелкунчик», сюита к балету (1892)
Op. 72 — Восемнадцать пьес, для фортепиано (1893)
Op. 73 — Шесть романсов (1893)
Op. 74 — Симфония № 6 «Патетическая» 1893)
Op. 75 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1893)
Op. 76 — «Гроза», увертюра (1864)
Op. 77 — «Фатум», симфоническая фантазия (1868)
Op. 78 — «Воевода», симфоническая баллада (1893)
Op. 79 — Анданте и финал, для фортепиано с оркестром (1893)
Op. 80 — Фортепианная соната (1865)
Опусы №№ 75—80 — посмертные