Pavane pour une infante défunte
Написанная Морисом Равелем в 1899 году фортепианная пьеса «Павана на смерть инфанты» сразу завоевала симпатии любителей и профессионалов. Впоследствии сам композитор сурово оценивал эту пьесу, находил ее музыку несовершенной и несамостоятельной: «Я не испытываю никакого стеснения, говоря о ней: она достаточно давно была написана для того, чтобы при нынешнем рассмотрении быть переданной композитором критику. Из такой дали я не вижу больше ее достоинств! Но, увы, хорошо примечаю недостатки: слишком явное влияние Шабрие и довольно бедную форму».
Мнение композитора разделял и А. Корто, странным образом отмечавший в музыке одновременно и «бесцветность мелодии» и «своеобразный шарм»! Конечно, «Павана» уступает по оригинальности позднейшим фортепианным произведениям Равеля, но она по праву осталась в концертном и педагогическом репертуаре.
«Павана» завоевала такую популярность благодаря рельефности и пластичности мелодии, искренности выражения светлой, чуть печальной лирической эмоции, неизменно находящей путь к сердцам слушателей, благодаря ясности и полноте гармонии. К этому надо прибавить отсутствие виртуозных трудностей, сделавшее «Павану» доступной и для любительского исполнения.
Влияние Шабрие заметно главным образом в характере непосредственного лирического высказывания, вообще говоря — мало свойственного Равелю. В гармоническом плане можно говорить о родстве с Дебюсси, о котором напоминают колоритные нонаккорды. Своеобразны гармонические последования, предшествующие заключительному проведению темы: длительное развертывание нонаккордовых созвучий, статичность которых усилена органным пунктом. Здесь подчеркнута плагальность, вообще свойственная этому произведению.
«Павана» не была чем-то совершенно новым для французской музыки, она соприкасалась с настроениями, запечатленными в произведениях Шабрие, Форе, Дебюсси, но на ней лежит печать молодости большого таланта, уже тогда проявлявшего черты истинной индивидуальности.
«Павана» была впервые исполнена Рикардо Виньесом 5 мая 1902 года. В 1910 году Равель создал оркестровую версию этого старинного танца.
И. Мартынов
Фортепианное творчество Равеля →