«Гранд-Опера» (фр. Grand Opéra) — в современной Франции известна как «Опера Гарнье» (фр. Opéra Garnier) — государственный оперный театр в Париже, крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры.
Долгое время здание театра именовалось «Парижской оперой» (фр. Opéra de Paris), но после открытия в 1989 году второй театральной площадки для Парижской национальной оперы — Оперы Бастилии — его стали называть именем архитектора Шарля Гарнье. Оба учреждения объединены в государственное учреждение «Парижская национальная опера» (фр. Opéra national de Paris).
В момент своего основания — в 1669 году — театр назывался «Королевской академией музыки». Король Людовик XIV выдал патент поэту П. Перрену и композитору Р. Камберу на организацию постоянного оперного театра в Париже. В 1671 году после объединения с Королевской академией танца театр был преобразован в Королевскую академию музыки и танца, которая начала свою деятельность 3 марта 1671 года постановкой музыкальной трагедии «Помона», написанной его основателями — П. Перреном и Р. Камбером. После Великой французской революции театр не раз менял своё официальное название — «Театр Искусств», «Театр республики и Искусств», «Театр Оперы», «Императорская академия музыки», «Королевская академия музыки и танца». В 1871 году театр получил название «Гранд-Опера́».
Свой современный облик здание «Гранд-Опера» (неофициальное название театра) получило в 1875 году, когда было закончено его строительство. Автором проекта был архитектор Шарль Гарнье (отсюда ещё одно название — «Палас Гарнье»). Строительство здания велось с 1862 года. В результате получилось одно из самых интересных произведений архитектуры эпохи Наполеона III.
Фасад поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Перед вторым пилястром справа — восхитительный шедевр Жана-Батиста Карпо «Танец». Второй этаж отличается от первого изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна. Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: «Большая лестница» отделана великолепным белым мрамором; свод украшен фресками Исидора Пилза; плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом. Площадь, примыкающая с севера к зданию, с 1966 года носит имя Сергея Дягилева.
«Гранд-Опера» — государственный оперный театр в Париже, крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры. Основан в 1669 под названием «Королевская академия музыки» поэтом П. Перреном и композитором Р. Камбером, которые получили от короля Людовика XIV патент на организацию постоянного оперного театра в Париже. В 1671, после объединения с Королевской академией танца (созданной в 1661 под руководством П. Бошана), театр был преобразован в Королевскую академию музыки и танца и открыт 3 марта 1671 постановкой музыкальной трагедии «Помона» (либретто П. Перрена, музыка Р. Камбера). В 17-19 веках спектакли ставились в различных театральных помещениях, в т. ч. в «Пале-Рояль» (1674-1763, 1769-81), «Саль Монтансье» (1794-1820), «Саль де ла рю Ле Пелтье» (1821-73).
С конца 18 века неоднократно изменялось название театра: «Театр Искусств», «Театр Республики и Искусств», «Театр Оперы», «Императорская академия музыки» (1804-14), «Королевская академия музыки и танца» (1815-71), «Национальная академия музыки и танца» (с 1871).
В 1875 театр открылся в новом здании, построенном в 1861-74 архитектором Ш. Гарнье, и получил название «Гранд-Опера». Реконструированный в 1936, театр обладает отличным современным техническим оборудованием сцены (в т. ч. одной из лучших в мире свето-цветовой и декорационной установкой). Зрительный зал имеет 1900 мест; зеркало сцены — 16 м, ширина основной сцены — 30 м, глубина — 37 м (с использованием расположенной сзади сцены танцевального фойе — до 50 м), высота (от трюма до колосников) — 17 этажей. Здание театpa отличается монументальным великолепием, декоративной роскошью внешней и внутренней отделки (скульптурные украшения, мозаика позолота). С 1939 «Гранд-Опера» входит в Объединение национальных музыкальных театров (вместе с театром «Опера комик»).
В 17-18 веках деятельность театра в основном связана с возникновением и развитием двух жанров французской национальной оперы — лирической трагедии и оперы-балета. Создатель жанра лирической трагедии, Ж. Б. Люлли возглавлял театр в 1672-87 (был композитором, музыкальным директором и постановщиком оперных спектаклей). Произведения Люлли составляли почти весь репертуар театра, в т. ч. здесь ставились — «Альцеста, или Торжество Алкида» (1674), «Атис» (1676), «Психея» (1678), «Роланд» (1685), «Армида» (1686) и др.; оперы-балеты — «Триумф любви» (1681), «Храм мира» (1685). В этот период выдвигаются первые выдающиеся исполнители: певица М. Ле Рошуа, танцовщица Лафонтен, танцовщики и балетмейстеры П. Бошан и Л. Пекур. После смерти Люлли театр ставил произведения его последователей: М. А. Шарпантье, основоположника жанра оперы-балета А. Кампра («Галантная Европа», 1697; «Венецианские празднества», 1710), А. К. Детуша и др.
Расцвет французской национальной оперы в 18 веке связан с именем Ж. Ф. Рамо; на сцене театра шли его лирические трагедии — «Кастор и Поллукс» (1737), «Зороастр» (1749), «Анакреон» (1754) и др.; оперы-балеты — «Галантная Индия» (1735), «Храм славы» (1745), «Паладины» (1760) и др. Со 2-й половины 18 века значительное место занимают произведения Н. Пиччинни и особенно реформаторские оперы К. В. Глюка («Ифигения в Авлиде», «Орфей и Эвридика», 1774; «Альцеста», 1776; «Армида»,1777; «Ифигения в Тавриде», 1779, и др.). В 1713 при театре была основана балетная школа, а к концу 18 века благодаря реформам Ж. Ж. Новера балет окончательно определился как самостоятельный вид искусства.
Среди известных исполнителей 18 века выделялись: певцы — М. С. Арну, М. Фель, Л. Р. Дюгазон, Ж. Б. Мартен и др.; балерины — М. А. Камарго, М. Салле, М.М. Гимар, Т. Вестрис; танцовщики и балетмейстеры — Л. Дюпре, Г. и О. Вестрис, Ж. Ж. Новер, Ж. Доберваль, М. и П. Гардель.
В годы Великой французской революции на сцене «Гранд-Опера» ставятся оперы Ф. Ж. Госсека («Дар свободе», с балетом на музыку Марсельезы, 1792; «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре», 1793), А. Гретри («Республиканская избранница, или Праздник разума», «Тиран Дионисий», 1794), явившиеся непосредственным откликом на революционные события. В начале 19 века были поставлены некоторые произведения Л. Керубини, Ж.Ф. Лесюэра, Г. Спонтини и др.
С 20-х годов 19 века складывается новый жанр т. н. большой оперы, отличающийся исторической и героико-патриотической тематикой. В эту эпоху «Гранд-Опера» становится центром французского романтического оперно-балетного искусства, на его сцене осуществляются первые постановки опер Дж. Россини («Осада Коринфа», 1826; «Моисей», 1827; «Вильгельм Телль», 1829), Ф. Обера («Немая из Портичи», 1828), Дж. Мейербера («Роберт-Дьявол», 1831; «Гугеноты», 1836; «Пророк», 1849), Ф. Галеви («Дочь кардинала», 1835), Г. Берлиоза («Бенвенуто Челлини», 1838), Г. Доницетти («Мученики» и «Фаворитка», 1840); балетов Ф. Герольда («Сомнамбула», 1827; «Спящая красавица», 1829), А. Адана («Жизель», 1841) и др.
С середины 19 века развитие французского оперного искусства (возникновение жанра лирической оперы, оперный реализм Ж. Бизе) в основном связано с деятельностью других парижских театров — «Опера лирик» и «Опера комик», однако новые тенденции характерны и для репертуара «Гранд-Опера», представленного в этот период операми Ш. Гуно («Сафо», 1851; «Кровавая монахиня», 1854; «Царица Савская», 1862; «Фауст», 1869; «Ромео и Джульетта», 1883), Дж. Верди («Сицилийская вечерня», 1855; «Дон Карлос», 1867; «Риголетто», 1885; «Отелло», 1894), Р. Вагнера («Тангейзер», 1861; «Лоэнгрин», 1891), А. Тома («Гамлет», 1868), Ж. Массне («Король Лагорский», 1877; «Сид», 1885; «Таис», 1894), К. Сен-Санса («Генрих VIII», 1883; «Самсон и Далила», 1892); балетами Л. Делиба («Коппелия», 1870; «Сильвия», 1876), Э. Лало («Намуна», 1882) и др.
В 19 веке на сцене «Гранд-Опера» выступали многие выдающиеся исполнители: певцы — М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа, Л. Даморо-Чинти, Джулия Гризи, М. К. Фалькон, М. Ж. Д. Aртo, А. Патти, А. Нурри, Ж. Дюпре, Ж. Л. Лассаль, В. Морель, Э. и Я. Решке и др.; балерины — М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи, Л. Гран, Ф. Черрито, Р. Сангалли; танцовщики и балетмейстеры — Ф. Тальони, Ж. Коралли, Ж. Перро, Л. Петипа, А. Сен-Леон, Л. Мерант и др.; дирижёры — Ш. Ламурё, Э. Колонн.
С начала 20 века до 2-й мировой войны 1939-45 в репертуаре «Гранд-Опера» наряду с европейской оперной классикой (в т. ч. русской — «Борис Годунов», «Золотой петушок») значительное место занимают произведения современных композиторов: Р. Штрауса («Саломея», 1910), И. Ф. Стравинского («Соловей», 1914; «Мавра», 1922), В. д’Энди («Легенда о св. Кристофе», 1920), Дж. Ф. Малипьеро («Семь канцон», 1920), М. Равеля (балеты «Болеро», 1928, «Вальс», 1929), А. Онеггера («Амфион», 1931), Д. Мийо («Максимилиан» 1932), Дж. Энеску («Эдип», 1936), A. Соге («Пармская обитель», 1939), Ф. Пуленка (балет «Примерные звери», 1942) и др. Для возрождения французского балета большое значение имели «Русские сезоны», организованные С. П. Дягилевым в Париже (в 1909-13; ряд спектаклей был показан в «Гранд-Опера»).
В этот период на сцене «Гранд-Опера» выступали: певцы — Р. Карон, М. Журне, М. Рено, Ж. Ф. Дельмас, Л. Бреваль, Ж. Любен, Ж. Тиль, Э. Карузо, Ф. Шаляпин; танцовщицы — К. Замбелли, А. Павлова, О. Спесивцева, Л. Дарсонваль; танцовщики — А. Авелия, В. Нижинский, С. Перетти; работали балетмейстеры — Л. Стаатс, М. Фокин, С. Лифарь; дирижёры — П. Монтё, Р. Дезормьер.
После 2-й мировой войны «Гранд-Опера» сохраняет значение одного из крупнейших академических оперных театров Европы. Среди лучших спектаклей 1950-72 годов: оперы — «Боливар» Мийо (1-я постановка 1950), «Оберон» Вебера, «Волшебная флейта» Моцарта, «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, «Диалоги кармелиток» (1-я постановка во Франции, 1957) и «Человеческий голос» Пуленка, «Ночной полет» Даллапикколы, «Кармен» Бизе (впервые в «Гранд-Опера», 1959), «Воццек» Берга (впервые в «Гранд-Опера», 1963), «Галантная Индия» Рамо, «Норма» Беллини, «Медея» Керубини, «Дон Карлос» Верди, «Тангейзер» Вагнера, «Тоска» Пуччини, «Троянцы» Берлиоза, «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Саломея» и «Кавалер роз» Р. Штрауса (1971-72); балеты — «Федра» Орика (1-я постановка, 1950), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1-я постановка во Франции, 1955), «Осуждение Фауста» на музыку Берлиоза (хореографическая оратория, 1964), «Собор Парижской богоматери» Жарра (1-я постановка, 1965), «Коппелия» Делиба, «Дафнис и Хлоя» Равеля и другие.
В эти годы в театре «Гранд-Опера» выступали: певцы — Р. Креспен, Р. Гор, А. Ланс, Ж. Жиродо, Р. Массар, Г. Бакье, Д. Дюваль, М. Робен, Ж. Род, Р. Бьянко, М. Каллас, Т. Гобби, Н. Гедда и другие; танцовщицы — И. Шовире, К. Бесси, Л. Дейде, Ж. Амьель, К. Мот, Ж. Райе, К. Власси, Н. Тибон, Н.Пунтуа, Ф. Зюмбо; танцовщики — Ю. Алгаров, М. Рено, П. Ван-Дейк, А. Лабис, С. Атанасов, Ж. П. Боннефу, Ж. Пилетта, Ж. П. Франкетти; работали балетмейстеры — Ж. Скибин, X. Ланнер, М. Бежар, Р. Пти, М. Декомбе, Дж. Тарас и др.; дирижёры — Ш. Мюнш, А. Клюитенс, Л. Форестье, Ж. Претр, И. Маркевич, П. Булез, Ж. Периссон, Р. Бло, Р. Бларо, М. Кеваль и др.
Состав музыкальной труппы меняется, поскольку контракты, как правило, возобновляются ежегодно.
На сцене «Гранд-Опера» гастролируют иностранные труппы, в т. ч. Байрёйтский театр, театр «Сан-Карло» (Неаполь), балетная (1958, 1972) и оперная (1969-70) труппы Большого театра СССР и др. Балетная труппа «Гранд-Опера» гастролировала в СССР (1958, 1969-70).
P. M. Гофман, С. М. Грищенко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
С момента основания балетная труппа «Гранд-Опера» и созданная при ней в 1713 школа были самыми значительными во Франции. Здесь работали почти все знаменитые французские артисты балета и балетмейстеры, а также многие иностранцы; формировался репертуар французского балетного театра, были созданы спектакли, завоевавшие мировую известность («Сильфида», «Жизель», «Коппелия»); сложилась французская школа классического танца, получившая распространение во всех странах Европы, в т. ч. и в России.
Пережив период расцвета в эпоху романтизма, балетное искусство «Гранд-Опера» к концу 19 века пришло в упадок и возродилось в 20-х годах 20 века под влиянием «Русских сезонов». В наше время «Гранд-Опера» продолжает сохранять классическое наследие прошлых веков, уделяя в то же время значительное место постановкам видных современных хореографов из различных стран и предоставляя возможность экспериментировать молодым балетмейстерам. С этой целью при театре создана «Группа театральных исканий парижской Оперы», возглавляемая К. Карлсон (см. Французский балет).
В репертуаре труппы: балеты классического наследия — «Сильфида», «Коппелия»; «Бабочка» Оффенбаха (все три возобновлены П. Лакотом), «Жизель» и «Спящая красавица» (оба — в редакции Алисии Алонсо), «Лебединое озеро» (в редакции В. П. Бурмейстера); балеты М. М. Фокина — «Петрушка» и «Видение розы»; Б. Ф. Нижинской — «Свадебка»; Р. Пети — «Волк» Дютийё, «Фантастическая симфония» на музыку Берлиоза, «Па-де-де» на музыку Шуберта, «Ночь просветления» на музыку Шёнберга, «Подвижность» на музыку Верди, «Нана» Констана; С. Лифаря — «Сюита в белом» на муз. Лало, «Федра» Орика, «Видения» Соге; М. Бежара — «Опус 5» на муз. Веберна, «Весна священная», «Жар-птица»; Дж. Баланчина — «Дивертисмент» на музыку Моцарта, «Кончерто-барокко» на музыку Баха, «Четыре темперамента» Хиндемита, «Чакона» на музыку Глюка, «Блудный сын», «Сонатина», «Гробница Куперена», «Цыганка», «Вальс» (все — на музыку Равеля); Дж. Роббинса — «Концерт соль мажор» на музыку Равеля, «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси; Ю. Н. Григоровича — «Иван Грозный» и «Ромео и Джульетта»; К. Макмиллана — «Песнь о земле» на музыку Малера, «Времена года» на музыку Верди; Х. Ландера — «Этюды»; О. Арайса -«Песни Малера» и «Адажиетто» на музыку Малера; балеты К. Карлсон в «Группе театральных исканий» — «Золото безумцев» на музыку Филлипса, «Безумцы из золота» и «Этот, тот и другие» Вакевича, «Ветер, вода, песок» Сёрмана, «Год лошади» Шварца.
Балетная труппа «Гранд-Опера» трижды гастролировала в СССР (1958, 1969-70 и 1977).
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.