Конкурс пианистов имени Шопена

International Chopin Piano Competition

Город
Варшава
Год основания
1927
Тип
Конкурс пианистов имени Шопена в Варшаве / International Chopin Piano Competition

Один из престижнейших конкурсов пианистов — Международный конкурс имени Шопена в Варшаве — проходит один раз в пять лет и посвящён исключительно музыке Фридерика Шопена. Помимо премий, на конкурсе присуждаются специальные призы за лучшее исполнение мазурки, полонеза и концерта для фортепиано с оркестром. Конкурс состоит из отборочного прослушивания, трёх основных туров и финала с оркестром.

О победителе первого конкурса рассказывает Г. М. Цыпин:

«Лев Николаевич Оборин был первым советским артистом, одержавшим первую в истории советского музыкально-исполнительского искусства победу на международном конкурсе (Варшава, 1927, Конкурс имени Шопена). Сегодня, когда шеренги победителей различных музыкальных турниров шествуют одна за другой, когда в них постоянно появляются новые имена и лица, коим «несть числа», трудно в полной мере оценить сделанное Обориным 85 лет назад. Это был триумф, сенсация, подвиг. Первооткрывателей всегда окружают почетом — в освоении космоса, в науке, в общественных делах; Оборин открыл дорогу, которую вслед за ним с блеском прошли Я. Флиер, Э. Гилельс, Я. Зак и многие другие. Завоевать первый приз в серьезном творческом состязании всегда трудно; в 1927 году, в атмосфере недоброжелательства, царившей в буржуазной Польше по отношению к советским артистам, Оборину было трудно вдвойне, втройне. Победой он был обязан не счастливой случайности или чему-то другому — он был обязан ею исключительно себе, своему большому и на редкость обаятельному таланту.

В декабре 1926 года в Москве был получен проспект Первого международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве. Приглашались музыканты из СССР. Проблема состояла в том, что для подготовки к соревнованию фактически уже не оставалось времени. «За три недели до начала конкурса Игумнов показал мне программу соревнования,— вспоминал позднее Оборин.— В моем репертуаре была примерно треть обязательной конкурсной программы. Подготовка в таких условиях казалась бессмысленной». Тем не менее он начал готовиться: настоял Игумнов и один из авторитетнейших музыкантов той поры Б. Л. Яворский, с мнением которого Оборин считался в самой высокой степени. «Если очень захотеть, то выступить сможете»,— сказал Яворский Оборину. И тот поверил.

В Варшаве 19-летний Оборин показал себя на редкость удачно. Ему единогласно присудили первую премию. Зарубежная пресса, не скрывая удивления (выше уже говорилось: шел 1927 год), восторженно отзывалась об игре советского музыканта».

На том, первом, конкурсе четвертую премию завоевал Григорий Гинзбург, Шостакович и Брюшков были награждены почетными дипломами.

Под свежим впечатлением выдающийся польский композитор К. Шимановский говорил тогда: «Поскольку речь идет о русских пианистах, выступавших у нас в Варшаве, Лодзи, Кракове, Львове, Познани и Вильно, то... они просто покорили наш музыкальный мир. Пришли, поиграли и победили... Это нельзя назвать успехом, даже не фурором. То было сплошное победное шествие, триумф!... В особенности это относится к молодому Оборину... Этот только что окончивший консерваторию москвич поразил меня глубже, чем такие зрелые мастера, как Орлов и Боровский... Феномен! Ему не грешно поклониться, ибо он творит Красоту».

Г. М. Цыпин — о победителе третьего конкурса:

««Совершенно бесспорно, что он представляет собой крупнейшую музыкальную величину». Эти слова Адама Венявского, председателя жюри Третьего международного конкурса имени Шопена, были сказаны в 1937 году в адрес 24-летнего советского пианиста — Якова Зака. Старейшина польских музыкантов присовокупил: «Зак — один из самых замечательных пианистов, каких мне пришлось слышать за всю мою долгую жизнь».

...Яков Израилевич вспоминал: «Конкурс потребовал почти нечеловеческого напряжения сил. На редкость волнующей оказалась уже сама процедура соревнования (нынешним конкурсантам несколько проще): члены жюри в Варшаве размещались прямо на сцене, чуть ли не бок о бок с выступавшими». Зак сидел за клавиатурой, а где-то совсем рядом с ним («до меня буквально доносилось их дыхание...») находились артисты, чьи имена были известны всему музыкальному миру,— Э. Зауер, В. Бакхауз, Р. Казадезюс, Э. Фрей и другие. Когда, закончив играть, он услышал аплодисменты — это, вопреки обычаям и традициям, хлопали члены жюри,— вначале дажо не подумалось, что они имеют какое-то отношение к нему. Заку была присуждена первая премия и еще одна, дополнительная — лавровый венок из бронзы».

До начала Второй мировой войны конкурс состоялся трижды, и все три раза его выигрывали советские пианисты — Лев Оборин (1927), Александр Юнинский (1932) и Яков Зак (1937).

Шопеновский конкурс не раз сопровождался громкими скандалами. Так, в 1955 году члены жюри конкурса Лев Оборин и Артуро Бенедетти Микеланджели отказались подписать итоговый протокол, протестуя против присуждения первого места польскому пианисту Харасевичу вместо отодвинутого на второе место Владимира Ашкенази. В 1980 году произошёл аналогичный случай: член жюри Марта Аргерих покинула конкурс в знак протеста после того, как югославский пианист Иво Погорелич не был допущен в третий тур. В 1995 году Алексей Султанов отказался принять вторую премию.

На последнем конкурсе в 2010 году все три первых места заняли русские пианисты: Юлианна Авдеева (I премия), Лукас Генюшас (II премия) и Даниил Трифонов (III премия).

Призы и награды (2010 год):

I премия — 30,000 € и золотая медаль
II премия — 25,000 € и серебряная медаль
III премия — 20,000 € и бронзовая медаль
IV премия — 15,000 €
V премия — 10,000 €
VI премия — 7,000 €
Участникам финала — 4,000 €
За лучшее исполнение полонеза во 2 туре — 3,000 €
За лучшее исполнение мазурки — 3,000 €
За лучшее исполнение концерта — 3,000 €
Приз Кристиана Цимермана за лучшее исполнение сонаты в 3 туре — 12 000 €
За лучшее исполнение Полонеза-фантазии ля-бемоль мажор, Op. 61 — 3,000 €

Победители конкурса:

1927 — Лев Оборин (СССР)
1932 — Александр Юнинский (СССР)
1937 — Яков Зак (СССР)
1949 — Белла Давидович (СССР) и Галина Черны-Стефаньска (Польша)
1955 — Адам Харасевич (Польша)
1960 — Маурицио Поллини (Италия)
1965 — Марта Аргерих (Аргентина)
1970 — Гаррик Олссон (США)
1975 — Кристиан Цимерман (Польша)
1985 — Станислав Бунин (СССР)
1990 — первая премия не присуждена
1995 — первая премия не присуждена
2000 — Юнди Ли (Китай)
2005 — Рафал Блехач (Польша)
2010 — Юлианна Авдеева (Россия)

реклама

вам может быть интересно

Эрмитажный театр Театры и залы

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама