Париж (фр. Paris) — столица Франции, один из крупнейших культурных центров Европы. Уже в 12 в. при монастырях и церквах Парижа стали возникать школы (метризы), где особое внимание уделялось обучению музыке. Музыкальная жизнь сосредоточивалась в крупных соборах: Нотр-Дам, где сформировалась первая европейская школа хоровой полифонии — Парижская, или Нотр-Дамская (среди её основателей — Перотин и Леонин), Сент-Шапель, Сен-Северен, Сен-Виктуор, Сент-Женевьев и др. В 1315 при университете был основан «Коллеж де Навар», ставший центром обучения иск-вам, в первую очередь музыке. В ср. века в Париже ставились мистерии и литургич. драмы. Эти представления осуществлялись «Братством страстей господних», которое в 1402 получило монополию на постановку мистерий.
В Париж работали многие крупные музыканты — Й. де Грохео, Иероним Моравский, Филипп де Витри, Арнуль Гребан и др. На службе у франц. королей находилось большое число музыкантов. Сложилась постоянная придворная капелла (уже в 14 в. включала многочисл. исполнителей). Осн. церемонии проходили в соборе Нотр-Дам. Большое место в них отводилось музыке.
С середины 15 в. в празднествах при дворе участвовала наряду с церк. музыкантами придв. капелла. Собственные капеллы содержали также нек-рые богатые горожане. В 16 в. музыкальная жизнь Парижа претерпела значит. изменения в связи с окончательным переводом королевского двора в Лувр. Укрепилась роль придворной капеллы. «Музыка короля» первоначально состояла из двух оркестров — «Камера» (лютнисты, корнетисты, трубачи и барабанщики) и «Большая конюшня» (скрипачи, гобоисты, флейтисты; позднее скрипачи были переданы в «Камеру», образовав внутри этого оркестра т.н. 24 скрипки короля).
Новые веяния в области музыкального театра пришли из Италии. В 1581 итальянец Б. Бальтазарини пост. в Лувре «Комедийный балет королевы» на музыку Ж. де Болье и Ж. Сальмона — первый франц. балет. Была создана придв. балетная труппа (ballet du cour), представления к-рой отличались пышностью; в этих спектаклях объединялись элементы драмы, пения, инстр. музыки и танца. Среди корол. музыкантов выделялись А. де Риппе, Я. Аркадельт, К. де Сермизи; нек-рое время при дворе работал О. Лассо.
Соборы Сент-Шапель и Нотр-Дам привлекали крупных музыкантов. Нередко певцы обеих церквей выступали совместно и участвовали в богослужениях и процессиях. Ослабевало значение ун-та как центра музыкального образования, хотя в нём учились К. Жанекен, К. Гудимель и др.; существовала лютневая школа (открыта в 1530 О. Фине), издавались музыкальные труды.
В Париже возникли новые центры музыкального образования. В 1570 Ж. Тибо де Курвиль и Ж. А. Баиф основали Академию поэзии и музыки (существовала до 1584), членами к-рой могли стать как проф. музыканты, так и любители (принимались и иностранцы). Академия устраивала концерты (в доме Баифа). Особо культивировались пение и игра на лире. В статусе академии не было предусмотрено систематич. обучение музыке, однако крупные мастера, в т. ч. Тибо де Курвиль, певец Ж. де Болье, К. Ле Жен, Ж. Модюи, давали уроки пения и игры на музыкальных инструментах.
Заметная роль в музыкальной жизни Парижа принадлежала Корпорации королевских музыкантов (Roi des joueurs d’instruments). Известны имена более 500 музыкантов, входивших в неё. С 1581 из их числа назначался специальный музыкальный управляющий. Парижские музыканты объединялись в два братства — Сен-Жюльен (парижское отделение Корпорации корол. музыкантов), члены к-рого играли во время всевозможных церемоний, торжественных вечеров, в домах знатных горожан, и Сент-Сесиль, объединявшее музыкантов, участвовавших в процессиях. Существ. роль принадлежала аристократич. салонам, среди к-рых выделялся салон графини де Рец, где выступали мн. выдающиеся музыканты того времени.
В 16 в. Париж становится одним из центров нотоиздательского дела и изготовления музыкальных инструментов. В 1528 П. Аттеньян совм. с П. Отеном основал музыкальное изд-во (существовало до 1557). Во 2-й пол. 16 в. выделялась фирма Р. Баллара и А. Ле Руа (осн. в 1551, впоследствии её возглавляли сыновья и внуки Баллара), игравшая ведущую роль в нотоиздательском деле вплоть до кон. 18 в. В сер. 16 в. начали объединяться в цехи инстр. мастера, создавшие в 1599 собств. корпорацию. Среди крупнейших мастеров и торговцев музыкальными инструментами были К. и Р. Дени, П. Обри.
В 17 в. в связи с дальнейшим укреплением королевской власти усилилось влияние двора на культурную жизнь Парижа. При дворе проводились многочисл. музыкальные вечера, спектакли, празднества. Ведущая роль в них принадлежала «Музыке короля», к-рая к царствованию Людовика XIV состояла из 3 групп: «Камера», включавшая 2 оркестра — «Большой, или 24 скрипки короля» (постоянно находился в Париже) и «Малый, или 16 скрипок короля» (сопровождал короля в путешествиях); «Капелла» (объединяла вокалистов); «Большая конюшня» (оркестр охотничьей дух. музыки). С 1653 «Музыку короля» возглавлял Ж. Б. Люлли, который расширил составы этих групп, объединил «Камеру» с «Капеллой».
Среди музыкальных развлечений главными оставались представления придворного балета. Спектакли давались в Луврском дворце, в Арсенале, в т-ре «Пале-Кардиналь» (открыт в 1641, с 1642 — «Пале-Руаяль»).
В середины 17 в. при дворе усилились итальянские влияния. Насаждению итал. театр. традиций способствовал кардинал Мазарини, к-рый привлёк в Париж композиторов и оперные труппы из Рима, Венеции, Болоньи, познакомившие франц. публику с новым для неё жанром оперы. Первая итал. опера, исполненная во Франции, — «Орфей и Эвридика» Л. Росси (1647). Царствование Людовика XIV отмечено необычайной пышностью придворной жизни, стремлением парижского двора и феодальной аристократии к роскоши и развлечениям.
В Париже возникали разнообразные формы музыкального т-ра, культивировавшие преим. мифологич. или аллегорич. представления в духе классицизма. Ведущими жанрами становятся пастораль, состоявшая из музыкальных интермедий, комедия-балет (авторами этих спектаклей были Люлли и Ж. Б. Мольер), опера-балет, классич. тип к-рой создан Люлли. В 1653–87 Люлли возглавлял практически всю музыкальная жизнь Парижа. Наиболее значит. спектакли ставились в специально воздвигнутом в Тюильри т-ре (открыт в 1660 оперой «Ксеркс» Кавалли). В 1661 была осн. «Корол. академия танца» во главе с П. Бошаном (существовала до 1670).
В 1669 комп. Р. Камбер и поэт П. Перрен получили патент на организацию постоянного оперного т-ра, к-рый открылся в 1671 (оперой «Помона» Камбера и Перрена) под назв. «Королевская академия музыки». С 1672 т-р возглавлял Люлли, получивший монополию на оперные пост. во Франции. Спектакли давались в разл. помещениях, в т. ч. в т-ре «Пале-Руаяль». Интенсивной была музыкальная жизнь и вне двора. Собств. капеллы содержали влиятельные вельможи и богатые горожане. В их домах ставились спектакли (в 1639 кардинал Ришельё устроил балетный спектакль в честь рождения Людовика XIV, повторенный затем в Ратуше). Комические оперы в нар. духе давались на ярмарках (в предместьях Сен-Жермен, Сен-Лоран и др.).
В Париже развивалась также концертная жизнь, однако в 17 в. она была привилегией избранных. Популярностью пользовались пьесы для инстр. ансамблей, лютневая музыка, вок. арии. В придв. концертах, а также на вечерах в доме Мазарини выступали певцы М. де Ламбер, С. Ле Камю, Ж. Б. Боссе, Б. де Басильи, Л. де Молье, Ф. де Шанси, Ж. де Камбефор и др. Домашние концерты устраивали: придв. музыкант Людовика XIV Ж. Шампион де Шамбоньер (основал L’assemblйe des honnestes curieux), лютнист Ж. Галло-младший, виолист А. Форкре, гитарист Р. Медар и др. Итал. музыка звучала гл. обр. в соборах, где зачастую работали крупные музыканты из Италии, преим. певцы, виолисты (позже — скрипачи), органисты, чембалисты.
После переселения короля в Версаль (1682) и смерти Люлли (1687) влияние двора стало ослабевать. Усилилось противоборство между придв. и гор. культурами, всё большее значение приобретали новые музыкальные очаги, менее зависимые от двора и культивировавшие более демократич. формы музицирования.
В 18 в. в центре музыкальной жизни оставался театр. В 30-60-х гг. в придв. опере — «Корол. академии музыки» ведущее положение занял Ж. Ф. Рамо, что вызвало борьбу «люллистов» и «рамистов». В 50-х гг. в Парижt развернулась острая полемика по вопросам оперного иск-ва между сторонниками (буржуазно-демократич. круги) и противниками (представители аристократии) итал. оперы-буффа — т.н. «война буффонов» (возникла в связи с приездом в Париж в 1752 итал. оперной труппы, поставившей ряд опер-буффа, в т. ч. «Служанку-госпожу» Перголези).
Сторонников оперы-буффа поддерживали энциклопедисты — Д. Дидро, Ж. Л. Д’Аламбер и прежде всего Ж. Ж. Руссо, деятельность к-рых способствовала формированию новой оперной эстетики. В Париж были пост. первая франц. комич. опера «Деревенский колдун» Руссо (1752), а также оперы Э. Дуни, Ф. Филидора, П. А. Монсиньи и др. Ведущим жанром становится комическая опера. Благодаря своему демократизму она пользовалась всё большим успехом, спектакли посещались и широкой публикой. Комические оперы (франц. и итал.) ставились в т-ре «Опера комик» (осн. в 1715, своё наименование получил в 1801).
В 70-х гг. произошли коренные изменения в репертуаре «Корол. академии музыки». Пост. в Париже опер К. В. Глюка «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779) обострила борьбу музыкальных направлений. Против Глюка выступали и приверженцы старой французской, и сторонники итал. оперы, противопоставлявшие ему традиционное творчество Н. Пиччинни. Борьба «глюкистов» и «пиччиннистов» (победил Глюк), отразившая глубокие идеологич. сдвиги во Франции 2-й пол. 18 в., продолжалась вплоть до Великой франц. революции. В 18 в. на сцене «Корол. академии музыки» выступали певцы М. С. Арну, Р. Л. Дюгазон, Ж. Б. Мартен и др.; балерины М. А. Камарго, M. M. Гимар; танцовщик и балетм. Ж. Ж. Новер и др.
В 18 в. в связи с ростом влияния буржуазии изменился характер конц. жизни. Постепенно концерты вышли за рамки аристократич. салонов. В 1725 А. Даникан-Филидор организовал регулярные публичные «Духовные концерты» (проходили в Швейцарском зале дворца Тюильри свыше 60 лет). С 1769 с «Духовными концертами» начало конкурировать об-во «Концерты любителей» (осн. Ф. Ж. Госсеком), преемником которого в 1780 стало об-во «Концерты Олимпийской ложи» (по его заказу писали мн. композиторы, в т. ч. Й. Гайдн). Более замкнутый характер носили вечера об-ва «Дети Аполлона» и «Об-ва концертов-соревнований» (Société du concert d’émulation), где музицировали профессионалы и аристократы-любители. С 1769 давались благотворит. концерты в Галерее королевы (Galerie de la reine). «Корол. академия музыки» также устраивала ежегодные циклы концертов в Тюильрийском саду. Заметная роль принадлежала и концертам, проводившимся по частной инициативе. Ещё в 1724 мадам де При основала Итальянские концерты (давались дважды в неделю в одном из залов Лувра), под покровительством принца Конти образовалось об-во «Мелофилетов», объединявшее любителей музыки.
Многие придворные содержали музыкантов и даже оркестры, заказывали соч. крупным композиторам (В. А. Моцарт написал по заказу герцога де Гинеса для него и его дочери концерт для фп. и арфы). В частных салонах выступали Ф. Куперен, Рамо, Я. Стамиц, Госсек. Так, напр., Госсек был в 1754–62 капельмейстером у генерального откупщика Ла Пуплиньера, концерты в доме к-рого считались лучшими в городе. В 70-х гг. зародилась традиция проведения спектаклей, концертов и фестивалей в крупнейших садах и парках, доступных для широкой публики. Центрами духовной музыки по-прежнему оставались соборы Нотр-Дам и Сент-Шапель, а также церкви Сен-Круа-де ла Бретонри, Сен-Поль, Сен-Сюльпис, Сен-Жерве, где сформировалась традиция франц. органной школы.
В 18 в. Париж стал одним из крупных очагов европейской музыкально-теоретической мысли и музыкального образования. Здесь выходили энциклопедии (в т. ч. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», т. 1–35, 1751–80, в к-рой помещены мн. статьи Руссо о музыке), а также учебники, словари, теоретич. труды. В 1713 была открыта Школа танца и инстр. иск-ва (первонач. назв. «Магазин» — букв. «склад», по зданию, где она располагалась). В 1784 Госсек создал при «Корол. академии музыки» Корол. школу пения и декламации.
Великая французская революция способствовала демократизации всех форм музыкальной жизни, большое место заняли массовые жанры, в т. ч. марши и песни (среди их создателей — Э. Мегюль, Госсек, Ж. Ф. Лесюэр). При штурме и взятии нар. массами дворца Тюильри 10 авг. 1792 как символ революц. борьбы звучала «Марсельеза» (создана К. Ж. Руже де Лилем, через марсельских добровольцев попала в Париж). Т-ры были переданы в распоряжение гор. властей, а позже — правительственных чиновников. Возникли новые труппы, репертуар к-рых отличался демократич. направленностью. Вместо пышных придв. церемоний устраивались массовые празднества (на больших площадях), важной составной частью к-рых была музыка; в них участвовали сотни певцов и музыкантов, нередко звучали революц. песни. Появились новые жанры и в т-ре. На сцене «Корол. академии музыки» ставились спектакли-апофеозы, агитац. оперы с использованием больших хор. масс («Республиканская избранница, или Праздник разума» Гретри, 1794; «Триумф республики, или Лагерь при Гранпре» Госсека, 1793), а также «оперы спасения», окрашенные романтикой революц. борьбы против тирании («Лодоиска» и «Водовоз» Керубини, 1791 и 1800; «Пещера» Лесюэра, 1793). Революц. преобразования коснулись и системы музыкального образования. Были упразднены церк. школы (метризы); созданная в 1792 музыкальная школа Национальной гвардии слилась в 1793 с Королевской школой пения и декламации, образовав Национальный музыкальный институт (с 1795 — Консерватория музыки и декламации). Париж становится важнейшим центром музыкального образования.
В 19 в. возникали разл. формы музыкальной жизни, отвечавшие новым социальным условиям. По-прежнему большой обществ. резонанс имели оперные спектакли. Париж наряду с крупными итал. городами на протяжении большей части 19 в. был центром европ. оперного искусства. «Корол. академия музыки» неоднократно меняла своё местопребывание (в 1821–73 — в зале на улице Пельтье — «Саль де ла рю Ле Пельтье») и название (в т. ч. в 1804–14 — «Имп. академия музыки», в 1815–71 — «Корол. академия музыки и танца», в 1871–75 — «Нац. академия музыки и танца»; с 1831 было введено гос. управление т-ром и установлена дотация; с 1875 спектакли проходят в здании, построенном по проекту арх. Ш. Гарнье, т-р стал называться «Гранд-Опера»).
Спектакли отличались высоким исполнительским уровнем. Среди руководителей т-ра были видные музыканты — Р. Крейцер, Ф. Хабенек, Ш. Ламурё, Э. Колонн, П. Видаль. На его сцене выступали известные певцы — Ж. Л. Дюпре, Ж. Л. Лассаль, В. Морель, Ж. Ф. Дельмас, Э. и Я. Решке; певицы — П. Виардо, М. Малибран, Д. Aртo, А. Патти; танцовщицы — М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито; танцовщики и балетмейстеры — Ф. Тальони, М. Коралли, Ж. Перро, А. Сен-Леон и др. Основу репертуара в 1-й пол. 19 в. составляли романтич. оперы Ф. Обера, Ф. Галеви, А. Буальдьё, Ф. Герольда.
Сложился жанр большой оперы, крупнейшим представителем к-рого был Дж. Мейербер. В 30-е гг. 19 в. упрочилась слава Парижа как мирового музыкального центра, привлекавшего крупнейших музыкантов из др. стран. Здесь работали Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, впервые ставились мн. их произв. Во 2-й пол. 19 в. репертуар «Гранд-Опера» обновляется, однако ему была свойственна известная консервативность. Иной характер носила деятельность более демократичного т-ра «Опера комик» (т-р также неоднократно менял своё местопребывание, с 1898 находится в т.н. «третьем зале Фавар», специально выстроенном по проекту арх. Л. С. Берине). Этот т-р способствовал развитию нац. иск-ва.
Здесь состоялись премьеры мн. произв. Обера, Герольда, А. Адана, Ф. Давида, Ф. Флотова, Ж. Массне, Ш. Гуно, А. Тома, Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Л. Делиба, Э. Лало, Ж. Оффенбаха, а в нач. 20 в. — К. Дебюсси, П. Дюка, Г. Шарпантье. Картину музыкально-театральной жизни дополняли небольшие труппы, в отдельные периоды успешно конкурировавшие с осн. т-рами. В их числе — Франц. т-р оперы-буффа (преобразованный из «Театра Месьё»), Итальянская опера, сыгравшая важную роль в пропаганде творчества Россини (в 1824 он возглавлял труппу т-ра), а позже Дж. Верди. В 1851 был создан «Театр лирик». На его сцене ставились мн. оперы Гуно, в творчестве к-рого получил наиболее совершенное воплощение жанр лирической оперы. Здесь впервые в Париже прозвучало немало новых опер, в т. ч. «Троянцы» Берлиоза, «Искатели жемчуга» Бизе, «Риголетто» и «Травиата» Верди. Оперные спектакли шли также на сцене драм. т-ров, в т. ч. т-ра «Одеон» (осн. в 1808; в разные годы его руководителями были Г. Спонтини, Ф. Паэр).
Годы Второй империи (1852–70) отмечены увлечением кафе-концертами, театр. ревю, иск-вом шансонье, возникали многочисл. т-ры лёгких жанров, где ставились оперетты, водевили, фарсы. Среди создателей жанра оперетты — Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Эрве. Были открыты т-ры «Буфф-Паризьен» (1855, его основатель и рук. до 1866 Оффенбах, к-рый возглавлял в 1872–76 т-р «Гетé»), «Дежозе» (1859), «Фоли драматик» (1862), «Фоли бержер» (1872; позже стал мюзик-холлом).
По интенсивности и разнообразию конц. жизни Париж в 19 в. занимал одно из первых мест в Европе. Наряду с франц. музыкантами здесь выступали иностр. виртуозы (в основном в аристократич. салонах и кружках). С Парижем связана творческая деятельность Ф. Листа (30- 40-е гг.) и Ф. Шопена, здесь концертировали Н. Паганини, А. Вьётан, Ф. Калькбреннер, З. Тальберг, и мн. др. музыканты. Ряд старых конц. об-в, в т. ч. «Духовные концерты», распался в период революции и правления Наполеона, уступив место более демократич. и часто коммерч. начинаниям. Возникли первоклассные симф. оркестры.
В 1828 Ф. Хабенек основал «Об-во концертов Парижской консерватории», где выступали не только известные проф. музыканты, но и студенты. Концерты проходили в зале на Меню-Плезир, позже в «Театре Елисейских полей» (открыт в 1913); разнообразные программы включали симф., камерную музыку. В 1851 Ж. Падлу организовал «Об-во молодых артистов консерватории», также проводившее общедоступные циклы концертов классич. музыки (в зале А. Герца); в 1861 на основе этого об-ва возникли «Нар. концерты классич. музыки» (существовали до 1884; возобновлены Падлу в 1886–87; с 1920 возрождены дирижёром Рене-Батоном как «Ассоциация концертов Падлу», дающая воскресные концерты).
В 1873 по инициативе издателя Ж. Хартмана было создано ещё одно значит. конц. об-во — «Нац. концерты» (с 1874 — «Концерты Шатле», затем «Концерты Колонна», по имени их первого дирижёра Э. Колонна). Это об-во и его оркестр сыграли значит. роль в пропаганде франц. музыки, особенно соч. Г. Берлиоза и С. Франка. В «Концертах Колонна» дирижировали Р. Штраус, X. Рихтер, Ф. Мотль, А. Никиш, Э. Григ, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков. В том же 1873 по инициативе дирижёра Ш. Ламурё осн. «Об-во священной гармонии» (Société de l’Harmonie sacree), в концертах к-рого впервые прозвучал в Париже ряд монументальных произв. И. С. Баха и Г. Ф. Генделя (в 1881 преобразовано в «Об-во новых концертов», с 1897, после объединения с «Концертами оперы», руководимыми К. Шевилларом, — в «Концерты Ламурё»).
Существ. роль на протяжении 19 в. играли также об-ва: «Концерты Валентино» (1837–41), «Духовные концерты в Сорбонне» (1898–1914) и др. Камерную музыку пропагандировали «Об-во духовых инструментов» (Sociйtй des Instruments, а vent), «Совр. об-во струн. инструментов» (1895), «Классич. об-во», созданное на базе квартета Э. Лало (осн. в 1855), «Ассоциация камерной музыки», созданная Ламурё.
Большую роль в обновлении и утверждении нац. традиций франц. музыки сыграло Национальное музыкальное общество (осн. в 1871 К. Сен-Сансом и Р. Бюссином при поддержке С. Франка). Значит. развитие получило и хор. исполнительство, к-рое постепенно перемещалось из церквей в конц. залы. Ещё в 1820 Ш. Сельер основал об-во духовной музыки «Сесильенс». Большую роль сыграли хоры любительского об-ва «Орфеон» (в 1835 нек-рые муж. хоры включали до 300 человек). В сер. 19 в. насчитывалось (с мно-гочисл. филиалами в провинции) более 1500 хоров (60 000 человек). Среди их руководителей — Г. Л. Вилем, Ж. Юбер, Гуно, Ф. Э. Ж. Базен, Падлу. В концертах «Об-ва вокальной религ. и классич. музыки» (Société pour la musique vocale religieuse et classique, осн. в 1843) исполнялись произв. композиторов 16–17 вв. В 1879 возникло об-во «Конкордия», специализировавшееся на исп. произв. Баха и Генделя, в 1892 — «Ассоциация певцов Сен-Жервез», пропагандировавшая музыку эпохи Ренессанса, в нач. 20 в. — Баховское (1904) и Генделевское (1908) об-ва.
В Париже расцвёл жанр шансон, нередко носивший остросоциальный критич. характер. Имена шансонье пользовались большой популярностью; одного из них — Г. Монтегюса неоднократно слушал и высоко ценил В. И. Ленин. Оживлению музыкальной жизни Парижа в кон. 19 — нач. 20 вв. способствовали всемирные выставки, сопровождавшиеся насыщенными конц. программами. К выставке 1878 был открыт зал Трокадеро, служивший (до 1937) местом спектаклей и концертов.
В нач. 20 в. большим событием в музыкальной жизни Парижа стали «Русские сезоны» (организованы в 1907 С. П. Дягилевым), познакомившие франц. публику с достижениями рус. музыки, оперного и балетного иск-ва, крупнейшими исполнителями (выступали С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский и др.).
В Париже продолжало развиваться органное иск-во. Во многих соборах города работали выдающиеся музыканты, способствовавшие развитию романтич. стиля органного исполнительства, — Сен-Санс, Франк, Ш. Турнемир и др. В ряде церквей фирма «Кавайе-Коль» установила новые и реконструировала старые органы. Органные концерты проходили также в зале Трокадеро.
На протяжении большей части 19 в. музыкальные кадры готовила по-прежнему консерватория, к-рую возглавляли крупные музыканты — Ф. Перн, Л. Керубини, Ф. Обер, А. Тома, Т. Ф. К. Дюбуа, К. Дальвенкур. Среди частных уч. заведений выделялись школа Нидермейера, готовившая композиторов и органистов (открыта в 1853 на основе реорганизованного Ин-та церк. музыки, созданного в 1817 А. Э. Шороном), крупное уч. заведение консерваторского типа «Схола канторум» (осн. в 1894 по инициативе В. д’Энди, к-рый был её директором в течение мн. лет, Ш. Борда и А. Гильмана).
Музыкальная жизнь города широко освещалась в прессе: мн. ведущие газеты имели постоянный музыкальный раздел. В Париже были сосредоточены издательские фирмы (Косталла, Амель, Дюран, Эшиг, Лероль, Ледюк, Лемуан, Сенар и др.).
После 1-й мировой войны 1914–18 в значительной степени изменился характер музыкальной жизни Парижа. Продолжали свою деятельность конц. об-ва, возникшие в 19 в. На первый план выдвинулись разл. композиторские группы, во многом определяющие пути развития совр. музыки. Среди них — «Шестёрка», сложившаяся к 1920 (в неё входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер), аркёйская школа (творч. группа молодых музыкантов, объединившаяся в нач. 20-х гг. вокруг Э. Сати), «Молодая Франция» (возникла в 1935, манифест опубл. в 1936; среди её членов — О. Мессиан, А. Жоливе, Даниель-Лесюр, И. Бодрие).
Большое значение имело создание Народной музыкальное федерации (1936), входившей в антифаш. Нар. фронт и объединявшей в своих рядах мн. прогрессивных музыкантов Франции. Париж по-прежнему оставался местом премьер большинства произв. франц. композиторов, здесь регулярно гастролировали ведущие солисты мира. Возросла роль Парижа как мирового центра музыкального образования, в первую очередь подготовки композиторов. В консерватории, «Схола канторум», а также во вновь созданных «Эколь нормаль» (осн. в 1919 А. Корто и А. Манжо) и Амер. консерватории в Фонтенбло (осн. в 1918 Ф. Л. Казадезюсом) получали образование и совершенствовались музыканты мн. стран. В 1937 значит. событием музыкальной жизни стали мероприятия, проводившиеся в связи с очередной Всемирной выставкой, в т. ч. гастроли сов. артистов, первый во Франции Междунар. конкурс и конгресс вокалистов, открытие зала Шайо.
Во время фашистской оккупации в годы 2-й мировой войны 1939–45 музыкальная жизнь Парижа фактически замерла. Исключением явилась организация в 1943 по инициативе Ж. Тибо и М. Лонг конкурса пианистов и скрипачей (вначале — национальный, с 1946 — международный), символизировавшего протест против подавления нац. культуры.
После освобождения страны т-ры возобновили пост. опер и балетов франц. авторов, в концертах вновь зазвучали произв. отечеств. композиторов, находившиеся под запретом. Возродилась деятельность большинства прежних музыкальных учреждений, были созданы новые. Однако Париж в значит. степени утратил роль центра мировой музыкальной культуры, что объяснялось снижением художеств. уровня мн. коллективов, недостатком средств и эмиграцией ряда ведущих музыкантов. Большие трудности пережили оба музыкальных т-ра столицы — «Гранд-Опера» и «Опера комик». После войны было осуществлено организационное объединение руководства обеих трупп, предусмотренное декретом правительства от 1939. Постепенно т-р «Опера комик» терял самостоятельность, превращаясь по существу в филиал «Гранд-Опера», а в 1972 прекратил существование (с 1973 функционирует как уч. оперная студия). В 1954 в Париже был создан «Театр Наций» (его спектакли проходят в разных театр. помещениях, в т. ч. в «Театре Елисейских полей», «Театре Сары Бернар»), где выступают оперные, балетные, драм., этнографич. коллективы мн. стран. В 50-60-х гг. не отличалась активностью деятельность «Гранд-Опера» (с 40-х гг. репертуар т-ра обновлялся медленно). Лишь в 70-х гг., когда т-р после капитальной реставрации (1971–72) возобновил свою деятельность под рук. нового директора — комп. Р. Либермана, наметилась тенденция к подъёму художеств. уровня спектаклей.
Основой концертной жизни в послевоенные годы остаются прежние конц. общества, прежде всего деятельность музыкантов двух главных оркестров Парижа — Государственного симфонического оркестра Французского радио и телевидения (осн. в 1954) и Национального оркестра. В 1967 был основан Парижский оркестр под рук. Ш. Мюнша, объединивший лучших музыкантов и вскоре ставший ведущим коллективом столицы. Наряду с ними действует много конц. бюро и частных импресарио. С кон. 40-х гг. Париж стал одним из центров авангардистских течений в музыке, не пользующихся, однако, вниманием широкой аудитории. В 1948 П. Шеффер основал Группу исследований, занимавшуюся экспериментами в области электронной и конкретной музыки, в 1947 М. Охана — группу «Зодиак», в 1954 П. Булез — концерты под назв. «Domaine musicale» (в 1967–73 их возглавлял комп. Ж. Ами, в 1974 они прекратились).
В Париже проводятся: Международный конкурс пианистов и скрипачей им. М. Лонг — Ж. Тибо, конкурс пианистов им. М. Тальяферро (1957–68), конкурс пианистов им. Д. Циффры в Версале (с 1968), конкурс гитаристов (1959, с 1961 — международный; до 1963 под назв. «Интернациональный кубок гитаристов», с 1964 — Междунар. конкурс гитары Франц. радио и телевидения), конкурс исполнителей франц. вок. музыки (осн. в 1957 по инициативе певицы М. Жерар, с 1959 — международный), конкурс вокалистов им. Н. Перуджа (с 1960), конкурс арфистов и др. Значит. резонанс получили в кон. 50-х гг. Междунар. хор. олимпиады. Ежегодно проводится ряд фестивалей, среди к-рых выделяются: Осенний фестиваль, посв. классич. музыке, Парижский фестиваль музыки 20 в. (осн. в 1952 Н. Набоковым), Междунар. фестиваль танца, театр. фестивали в «Театре Наций». Центрами конц. жизни являются залы «Гаво» и «Плейель», Дома Радио, в летние месяцы — Дворец Шайо, открытые эстрады парков и садов; массовые музыкальные мероприятия проходят в «Театре Наций», Дворце конгрессов (открыт в 1975). Лёгкая музыка, и прежде всего эстр. песня, звучит в больших кабаре — «Казино де Пари», «Олимпия», «Одеон», «Фоли бержер».
В Париже сосредоточены важнейшие музыкальные науч.-исследоват. учреждения, в т. ч. Ин-т музыковедения, Ин-т по исследованию и координации акустики и музыки (осн. в 1975, возглавляет его Булез). Осн. хранилищами архивных материалов, книг о музыке, нот являются Нац. б-ка (отделение музыки создано в 1935), Б-ка и Музей музыкальных инструментов при консерватории, Б-ка оперы, этномузыкальное отделение Музея человека, Музей традиционных иск-в и др. В Париже находятся крупнейшие музыкальные ассоциации и учреждения Франции, в т. ч. Нац. музыкальный комитет Франции, Музыкальная федерация, правление об-ва «Музыкальная молодёжь Франции», Академия грампластинки им. Ш. Кро и др. Париж — резиденция Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. В Париже издаются музыкальные журналы, в т. ч. «Revue musicale» (1817–35), «Revue de musicologie» (с 1917), «Journal musical franзais» (1951–66), «Courrier musical de France» (c 1963), «Diapason» (c 1956), «Harmonie» (c 1964), «Musique en jeu» (c 1970).
Литература: Луначарский А. В., Парижские письма, «Театр и искусство», 1913, 9 июня, то же, под назв. Русские спектакли в Париже, в его кн.: В мире музыки, М., 1971; его же, Борис Годунов по-французски, «День», 1913, 31 окт.; его же, Русские спектакли в Париже, «Современник», 1914, кн. 14–15, см. также в его кн.: В мире музыки, М., 1971; Sauvаl H., Histoire et recherches des antiquités de la villa de Paris, t. 1–3, P., 1724; Веаuсhamps P.-Fr. G. de, Recherches sur les théatres de France depuis l’annéé 1161 jusques, а presént, v. 1–3, P., 1735; Parfaict Fr. et С 1., Dictionnaire des théatres de Paris, v. 1–7, P., 1756; Travenol L., Durey de Noinville J., Histoire du théatre de l’Académie royale de musique en France, pt. 1–2, P., 1757; Blaze Fr. H. J. dit Castil, Théatres lyriques de Paris, v. 1–3, P., 1855–56; Jullien A., La comedie, а la cour de Louis XVI, P., 1875; Ezvar du Faye, Théatres lyriques de Paris. 1671–1847, P., 1878; Vida1 A., La chapelle St. Julien-des-ménestriers et les ménestrels, а Paris, P., 1878; Auriac E. d', La corporation des ménestriers et le Roi des violons, P., 1880; Rоbert G., La musique, а Paris, P., 1895–1900; Pierre C. v. D., Notes inédites sur la musique de la Chapelle royale, P., 1899; Albert M., Les théatres de la Foire (1660–1789), P., 1900; его же, Les théatres des boulevards (1789–1848), P., 1902; Gastоué A., Histoire du chant liturgique, а Paris, P., 1904; Lecomte L. H., Histoire des théatres de Paris. 1402–1904, P., 1905; Tiersot J., Les fкtes et les chants de la révуlution franзaise P., 1908 (рус. пер. — Tьeрсо Ж. Б. Э., Песни и празднества Французской революции, М., (1917), 1933); Combarieu J., Histoire de la musique…, t. 1 — Des origines в la fin du XVI siécle, P., 1913 (рус. пер. отд. глав, в кн.: Комбарьё Ж., Французская музыка XVI века, М., 1932); Prod’homme J. G., L’Opéra (1669–1925), P., 1925; Indy v. d', La schola cantorum, P., 1927; Mй1ese P., Le théatre et le Public, а Paris sous Louis XIV…, v. 1–2, P., (1935); Vaillat L., La danse, а l’Opéra de Paris, P., 1951; Lejeune A., Wolff St., Les quinze salles de l’Opéra de Paris. 1669–1955, P., 1955; Wolff St., L’Opéra an Palais Garnier (1875–1962), P., 1962.
Л. Г. Григорьев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Французская музыка →
Французский балет →