За последние десять-пятнадцать лет биение музыкального пульса столицы усилилось настолько, что уследить абсолютно за всеми событиями, которые потенциально могли бы заинтересовать автора этих строк, стало просто невозможно! В данном случае речь идет о музыкальных событиях, связанных не только с оперой в театре и концертном зале, но и с академическим вокалом во всех его жанровых аспектах. Когда с сезона 2011/2012 прямые трансляции из нью-йоркского театра «Метрополитен-опера» на регулярной основе стали, наконец, доступны на киноэкранах России, то в первые годы на фоне живых московских событий отслеживать заокеанские, в целом, удавалось, довольно охватно.
С мощным нарастанием интенсивности музыкальной жизни многое из трансляционной афиши стало выпадать для рецензента всё чаще и чаще – количество досадных совпадений с «непропускаемыми» живыми мероприятиями, хотя в циклах трансляций предусмотрены и повторы в записи (как правило, неоднократные), стало явно зашкаливать! Но когда с сезона 2016/2017 трансляционный киноэфир России обогатился прямыми показами из лондонского Королевского оперного театра «Ковент-Гарден», а затем с сезона 2017/2018 из Парижской национальной оперы, ситуация с охватом всего многообразия киноафиши стала совсем «сложной». И всё же потенциальная возможность виртуально присутствовать на спектаклях главных оперных сцен США, Великобритании и Франции, однозначно, дорогого стóит, ведь «меломанские бдения» у экранов собственных мониторов и подручных гаджетов составить весомую конкуренцию большому цифровому киноэкрану при изумительном цифровом качестве звука явно не в силах…
Понятно, что для рецензента многое осталось «за кадром» и в прошлом сезоне, когда мощный тройственный кинопоток – из Нью-Йорка, Лондона и Парижа – обрушился на нас впервые. При этом создалась и ситуация, когда ряд трансляций, которые всё же удалось увидеть, остался без рецензионного отклика. Это коснулось «Тоски» Пуччини, «Кармен» Бизе и «Макбета» Верди из «Ковент-Гарден», а также «Луизы Миллер» Верди, «Золушки» и «Таис» Массне из «Метрополитен-опера». Последняя продукция – специальный показ постановки «Метрополитен-опера» 2008 года со знаменитым американским баритоном Томасом Хэмпсоном в партии Атанаэля по случаю его весеннего приезда в Москву с эксклюзивной концертной программой. О «Таис» и «Макбете» хотя бы вскользь упомянуто было. Так что, прежде чем перейти к сводному анонсу новых трансляционных сезонов из означенной «козырной тройки» зарубежных оперных театров, лишь несколько слов, естественно, не взывая к рецензионным разборкам, скажем и о «затерявшихся» продукциях.
Весьма сомнительного свойства инсталляция «Кармен», не поставленная, а буквально сконструированная режиссером Барри Коски в эстетике semi-stage наперекор тонкому изяществу французского мелоса роковых испанских страстей и в ущерб даже малейшей театральной зрелищности, так бы и осталась проходной, скучной поделкой, если бы не одно «но». В ней заинтересовали некоторые «новые» музыкальные фрагменты, слышать которые ранее никогда не доводилось. Ключевого, концептуального значения это, понятно, не возымело, но меломанское любопытство всё же вызвало. Насколько скучна и банальна была сама постановка, настолько скучны и номинальны оказались работы Анны Горячовой (Кармен) и Франческо Мели (Хозе). И всё же Кристина Мхитарян, заменив в партии Микаэлы афишную исполнительницу и осуществив тем самым дебют в «Ковент-Гарден», смогла расположить к себе тонкой рафинированностью и образа, и вокального стиля.
От возобновления традиционно-классической «Тоски» в режиссуре Джонатана Кента веяло основательной музыкальной добротностью, размеренностью, каким-то подспудным «чисто английским спокойствием», чему умиротворяюще способствовала и главная тройка героев: драматически мягкая и вкрадчивая Адриана Печонка (Тоска), вполне успешно на сей раз «изображавший» из себя драматического тенора Джозеф Каллейя (Каварадосси) и «злодейски обаятельный», изысканный Джеральд Финли (Скарпиа). В обеих лондонских продукциях ощущалась твердая, уверенная дирижерская рука: чешского маэстро Якуба Груши – в «Кармен», израильского маэстро Дэна Эттингера – в «Тоске».
Музыкальное и постановочное удовольствие доставили две последние трансляции из Нью-Йорка. Жемчужина раннего бельканто Верди «Луиза Миллер» явила давно забытую роскошь классически-традиционной постановочной эстетики – объемно-монументальную живописную сценографию и мощную реалистичность мизансцен. Возвращение в «Met» знаменитой постановки Элайджи Мошински стало спектаклем как блистательных «новых» звезд – Сони Йончевой (Луиза), Петра Бечалы (Рудольф), Александра Виноградова (Вальтер), – так и одной «мегазвезды вчерашних дней». Речь идет о новоиспеченном «баритоне» Пласидо Доминго (Миллер), выехать которому на одном лишь драматическом мастерстве в партии, в которой надо по-настоящему петь, было откровенно не суждено.
В романтически-абстрактной, эстетически-изысканной постановке «Золушки» Массне, для которой режиссер Лоран Пелли также придумал эффектные, потрясающе стильные сказочно-гротесковые костюмы, единственной мегазвездой в главной партии была Джойс ДиДонато, певица супертехничная, утонченно-трепетная, лирически-чувственная, берущая сполна артистической естественностью и органичностью сценической фактуры. Партия Принца Шармана – партия-травести, и ее колоритно-сочно провела Элис Кут, составив роскошный ансамбль с примадонной. Вместе с великолепными комически-гротесковыми работами Стефани Блайт и Лорана Наури соответственно в партиях Мадам де ля Альтьер и Пандольфа (мачехи и отца Золушки), а также Кэтлин Ким, создавшей необычайно притягательный, живой и светлый образ Феи, эта постановка, ставшая премьерой театра «Метрополитен-опера», удалась на славу! За дирижерскими пультами разноплановых по музыкальной стилистике спектаклей – «Золушки» Массне и «Луизы Миллер» Верди – стоял замечательный французский маэстро Бертран де Бийи, вдохновенно и филигранно точно сумевший «препарировать» обе раритетные для наших афиш партитуры. В новом сезоне кинотрансляций, открытия которого в каждом их трех вышеназванных оперных театров выстраиваются в октябре дружным парадом дат (4, 6 и 15 октября), репертуарные для нас раритеты также имеются, а интересного для меломанов – и на этот раз не меньше…
Показы спектаклей из Парижской национальной оперы (второй сезон) и лондонского Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» (третий сезон), как и прежде, организует дистрибьюторская компания OperaHD. Прямые трансляции пройдут в Москве («Каро Атриум» и «Каро Октябрь») и Санкт-Петербурге («Родина» и «Ленинград-центр»). В записи спектакли будут показаны в Москве (сеть «Каро», ЦДК, Филармония-2), Санкт-Петербурге («Каро Лиговъ», «Родина», «Ленинград-центр»), Екатеринбурге («Каро Радуга Парк» и «Космос»), Калининграде («Каро Калининград Плаза), Казани («Каро Кольцо»), Ростове-на-Дону («Горизонт»), Сургуте («Каро Аура»), Новосибирске («Победа») и Пензе («Современник»). Трансляции спектаклей из нью-йоркского театра «Метрополитен-опера» (тринадцатый сезон), как и прежде, организует арт-объединение CoolConnections, и у этой компании за такой внушительный срок отечественная география охвата кинопоказами регионов помимо Москвы и Санкт-Петербурга сложилась еще более масштабная. Всю необходимую информацию о прямых кинотрансляциях и показах в записи (о городах, кинотеатрах, сеансах) по-прежнему можно найти на официальных сайтах вышеназванных компаний (www.operahd.ru и www.coolconnections.ru).
В новом сезоне из Парижской национальной оперы мы увидим 8 спектаклей (5 опер и 3 балета): 6 показов пройдут в прямой трансляции, а 2 показа – только в записи. Из нью-йоркского театра «Метрополитен-опера» мы увидим 10 опер в прямой трансляции. Из лондонского королевского оперного театра «Ковент-Гарден» мы увидим 11 спектаклей в прямой трансляции (5 опер и 6 балетов). В нижеприведенном сводном анонсе начало прямых трансляций дается по московскому времени, а даты начала показов в записи из Парижа и Лондона – с расчетом на Москву, но ориентировочно: по ходу дела возможны изменения. Даты начала показов в записи в других городах – с недельным запаздыванием относительно Москвы. Даты начала повторных показов из Нью-Йорка из-за отсутствия сводной информации не приводятся, но их можно оперативно отслеживать на указанном выше сайте компании-дистрибьютора. В конце сводного анонса – бонусный сюрприз от OperaHD (показы 4 спектаклей в записи из других зарубежных оперных театров). Из постановщиков для балетов указан только хореограф. Составы солистов-танцовщиков не приводятся, но их можно найти на сайте соответствующей компании-дистрибьютора.
ПАРИЖСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА (OperaHD)
1. Дж. Мейербер. «Гугеноты» (опера). Прямая трансляция из Оперы Бастилии – 4 октября 2018 года (19:00). Показы в записи – с 18 ноября 2018 года
Постановщики: Андреас Кригенбург (режиссура), Харальд Б. Тор (сценография), Таня Хофман (костюмы), Андреас Грютер (свет), Зента Хэртер (хореография)
Исполнители: Микеле Мариотти (дирижер); Лизет Оропеза (Маргарита), Эрмонела Яхо (Валентина), Йозеп Канг (Рауль де Нанжи), Карин Дейе (Урбан), Николя Тесте (Марсель), Пол Гей (Граф де Сен-Бри), Флориан Семпей (Граф де Невер)
2. Посвящение Джерому Роббинсу (балеты). К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна» • И. С. Бах. «Сюита танцев» • Л. Бернстайн. «Полная свобода» (впервые в репертуаре) • Ф. Гласс. «Пьесы Гласса». Прямая трансляция из Дворца Гарнье – 8 ноября 2018 года (22:00). Показы в записи – с 16 декабря 2018 года
Постановщики: Джером Роббинс (хореография)
Исполнители: Валерий Овсянников (дирижер)
3. Дж. Верди. «Симон Бокканегра» (опера). Прямая трансляция из Оперы Бастилии – 13 декабря 2018 года (21:30). Показы в записи – с 27 января 2019 года
Постановщики: Каликсто Биейто (режиссура); Сюзанна Гшвендер (сценография), Сара Дерендингер (видеоарт), Инго Крюглер (костюмы), Михаэль Бауэр (свет)
Исполнители: Фабио Луизи (дирижер); Людовик Тезье (Симон Бокканегра), Мика Карес (Якопо Фиеско), Мария Агреста (Амелия), Франческо Демуро (Габриэль Адорно), Никола Алаймо (Паоло Альбиани), Михаил Тимошенко (Пьетро)
4. Ж. Бизе. «Кармен» (опера). Показы в записи (июль 2017 года) из Оперы Бастилии – с 17 января 2019 года
Постановщики: Каликсто Биейто (режиссура), Альфонс Флорес (сценография), Мерсе Палома (костюмы), Альберто Родригес Вега (свет)
Исполнители: Марк Элдер (дирижер); Элина Гаранча (Кармен), Роберто Аланья (Хозе), Мария Агреста (Микаэла), Ильдар Абдразаков (Эскамильо)
5. П.И. Чайковский. «Лебединое озеро» (балет). Прямая трансляция из Оперы Бастилии – 21 февраля 2019 года (21:30). Показы в записи – с 31 марта 2019 года
Постановщики: Рудольф Нуреев по Мариусу Петипá и Льву Ивáнову (хореография)
Исполнители: Валерий Овсянников (дирижер)
6. Д.Д. Шостакович. «Леди Макбет Мценского уезда» (опера). Прямая трансляция из Оперы Бастилии – 16 апреля 2019 года (20:30). Показы в записи – с 25 мая 2019 года
Постановщики: Кшиштоф Варликовский (режиссура и сценография), Малгожата Щесняк (костюмы), Фелиса Росс (свет), Клод Бардуй (хореография), Кристиан Лонгшан (драматургия)
Исполнители: Инго Метцмахер (дирижер); Дмитрий Ульянов (Борис Тимофеевич), Джон Дашак (Зиновий Борисович), Аушрине Стундите (Катерина), Павел Чернох (Сергей)
7. С.С. Прокофьев. «Золушка» (балет). Показы в записи (декабрь 2018 года) из Оперы Бастилии – с 7 мая 2019 года
Постановщики: Рудольф Нуреев (хореография)
Исполнители: Велло Пяхн (дирижер)
8. В. А. Моцарт. «Дон Жуан» (опера). Прямая трансляция из Дворца Гарнье – 21 июня 2019 года (20:30). Показы в записи – с 27 июля 2019 года
Постановщики: Иво ван Хове (режиссура), Ян Вейрсвейвельд (сценография и свет), Ан д’Юи (костюмы), Ян Ванденхове (драматургия)
Исполнители: Филипп Йордан (дирижер); Айн Ангер (Командор), Этьен Дюпюи (Дон Жуан), Жаклин Вагнер (Донна Анна), Станислас де Барбейрас (Дон Оттавио), Николь Кар (Донна Эльвира), Филипп Слай (Лепорелло), Михаил Тимошенко (Мазетто), Эльза Драйзиг (Церлина)
Нью-йоркский театр «МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА» (CoolConnections)
1. Дж. Верди. «Аида» (опера). Прямая трансляция – 6 октября 2018 года (19:55)
Постановщики: Соня Фрисел (режиссура), Стефен Пиковер (возобновление постановки 1988 года), Джанни Кваранта (сценография), Дада Салиджери (костюмы), Джил Уэкслер (свет), Алексей Ратманский (новая хореография)
Исполнители: Никола Луизотти (дирижер); Анна Нетребко (Аида), Александр Антоненко (Радамес), Анита Рачвелишвили (Амнерис), Куин Келси (Амонасро), Дмитрий Белосельский (Рамфис), Райан Спидо Грин (Царь Египта)
2. К. Сен-Санс. «Самсон и Далила» (опера). Прямая трансляция – 20 октября 2018 года (19:55). Новая постановка
Постановщики: Дарко Тресняк (режиссура), Александр Додж (сценография), Линда Чо (костюмы), Дональд Холдер (свет), Остин МакКормик (хореография)
Исполнители: Марк Элдер (дирижер); Элина Гаранча (Далила), Роберто Аланья (Самсон), Лоран Наури (Верховный Жрец), Эльчин Азизов (Абемелех), Дмитрий Белосельский (Старый иудей)
3. Дж. Пуччини. «Девушка с Запада» (опера). Прямая трансляция – 27 октября 2018 года (19:55)
Постановщики: Джанкарло дель Монако (режиссура), Грегори Келлер (возобновление постановки 1991 года), Майкл Скотт (сценография и костюмы), Джил Уэкслер (свет)
Исполнители: Марко Армилиато (дирижер); Эва-Мария Вестбрук (Минни), Йонас Кауфман (Дик Джонсон), Желько Лучич (Джек Рейнс)
4. Н. Мьюли. «Марни» (опера). Прямая трансляция – 10 ноября 2018 года (20:55). Мировая премьера
Постановщики: Николас Райт (либретто), Пол Кремо (драматургия), Майкл Мейер (режиссура), Джулиан Крауч и 59 Productions (сценография и проекционный дизайн), Арианна Филлипс (костюмы), Кевин Адамс (свет), Линн Пейдж (хореография)
Исполнители: Роберт Спано (дирижер); Изабель Леонард (Марни), Дженис Келли (Миссис Рутлэнд), Денис Грейвз (Мать Марни), Йестин Дэвис (Терри Рутлэнд), Кристофер Молтман (Марк Рутлэнд)
5. Дж. Верди. «Травиата» (опера). Прямая трансляция – 15 декабря 2018 года (20:55). Новая постановка
Постановщики: Майкл Мейер (режиссура), Кристин Джонс (сценография), Сьюзан Хилферти (костюмы), Кевин Адамс (свет), Лорин Латарро (хореография)
Исполнители: Янник Незе-Сеген (дирижер); Диана Дамрау (Виолетта), Хуан Диего Флорес (Альфред), Куин Келси (Жермон)
6. Дж. Верди. «Адриенна Лекуврер» (опера). Прямая трансляция – 12 января 2019 года (20:55). Новая постановка
Постановщики: Дэвид МакВикар (режиссура), Джастин Уэй (сорежиссура), Чарльз Эдвардс (сценография), Бригитта Райфенштуль (костюмы), Адам Сильверман (свет), Эндрю Джордж (хореография)
Исполнители: Джанандреа Нозеда (дирижер); Анна Нетребко (Адриенна), Петр Бечала (Морис), Анита Рачвелишвили (Принцесса), Амброджо Маэстри (Мишонне)
7. Ж. Бизе. «Кармен» (опера). Прямая трансляция – 2 февраля 2019 года (20:55)
Постановщики: Ричард Эйр (режиссура), Паула Уильямс (возобновление постановки 2009 года), Роб Хауэл (сценография и костюмы), Питер Мамфорд (свет), Кристофер Уилдон (хореография)
Исполнители: Луи Лангре (дирижер); Клементин Маргэн (Кармен), Роберто Аланья (Хозе), Александра Куржак (Микаэла), Александр Виноградов (Эскамильо)
8. Г. Доницетти. «Дочь полка» (опера). Прямая трансляция – 2 марта 2019 года (20:55)
Постановщики: Лоран Пелли (режиссура и костюмы), Агата Мелинан (сорежиссура и диалоги), Кристиан Раф (возобновление постановки 2008 года), Шанталь Томá (сценография), Жоэль Адам (свет), Лаура Скоцци (хореография)
Исполнители: Энрике Маццола (дирижер); Притти Йенде (Мария), Хавьер Камарена (Тонио), Маурицио Мураро (Сюльпис), Стефани Блайт (Маркиза Беркенфельд)
9. Р. Вагнер. «Валькирия» (опера). Прямая трансляция – 30 марта 2019 года (19:00)
Постановщики: Робер Лепаж (режиссура), Нельсон Виньола (сорежиссура), Дж. Найтен Смит и Джина Лэпинскис (возобновление постановки 2011 года), Карл Филлион (сценография), Борис Ферке (видеоарт), Франсуа Сен-Обен (костюмы), Этьен Буше (свет)
Исполнители: Филипп Йордан (дирижер); Кристин Гёрке (Брунгильда), Эва-Мария Вестбрук (Зиглинда), Стюарт Скелтон (Зигмунд), Джейми Бартон (Фрикка), Грир Гримсли (Вотан), Гюнтер Гройсбёк (Хундинг)
10. Ф. Пуленк. «Диалоги кармелиток» (опера). Прямая трансляция – 11 мая 2019 года (19:00)
Постановщики: Джон Декстер (режиссура), Дэвид Кнойс (возобновление постановки 1977 года), Дэвид Реппа (сценография), Джейн Гринвуд (костюмы), Джил Уэкслер (свет)
Исполнители: Янник Незе-Сеген (дирижер); Изабель Леонард (Бланш), Адриана Печонка (Мадам Лидуан), Эрин Морли (Констанс), Карен Карджил (Мать Мария), Карита Маттила (Мадам де Круаси), Давид Портильо (Шевалье), Дуэйн Крофт (Маркиз)
Лондонский КОРОЛЕВСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР «Ковент-Гарден» (OperaHD)
1. Ф. Лист – Дж. Лэнчбери. «Майерлинг» (балет). Прямая трансляция – 15 октября 2018 года (21:15). Показы в записи – с 10 ноября 2018 года
Постановщики: Кеннет МакМиллан (хореограф)
Исполнители: Коэн Кессельс (дирижер)
2. Р. Вагнер. «Валькирия» (опера). Прямая трансляция – 28 октября 2018 года (20:00). Показы в записи – с 25 ноября 2018 года
Постановщики: Кейт Уорнер (режиссура), Мэтью Дили (сорежиссура), Клэр Глэскин (сценическое движение), Стефанос Лазаридис (сценография), Мик Пул и Дик Стрейкер (ведеоарт), Мари-Жан Леккá (костюмы), Вольфганг Гёббель (свет)
Исполнители: Антонио Паппано (дирижер); Нина Стемме (Брунгильда), Стюарт Скелтон (Зигмунд), Эмили Маги (Зиглинда), Джон Лундгрен (Вотан), Сара Коннолли (Фрикка)
3. Л. Минкус. «Баядерка» (балет). Прямая трансляция – 13 ноября 2018 года (22:15). Показы в записи – с 9 декабря 2018 года
Постановщики: Наталья Макарова по Мариусу Петипá (хореограф)
Исполнители: Борис Грузин (дирижер)
4. П.И. Чайковский. «Щелкунчик» (балет). Прямая трансляция – 3 декабря 2018 года (22:15). Показы в записи – с 22 декабря 2018 года
Постановщики: Питер Райт по Льву Ивáнову (хореография)
Исполнители: Барри Уордсворт (дирижер)
5. П.И. Чайковский. «Пиковая дама» (опера). Прямая трансляция – 22 января 2019 года (21:45). Показы в записи – с 24 февраля 2019 года
Постановщики: Штефан Герхайм (режиссура), Филипп Фюрхофер (сценография и костюмы), Бернд Пуркрабек (свет), Александр Мейер-Дорценбах (драматургия)
Исполнители: Антонио Паппано (дирижер); Александр Антоненко (Герман), Эва-Мария Вестбрук (Лиза), Владимир Стоянов (Елецкий), Фелисити Пальмер (Графиня)
6. Дж. Верди. «Травиата» (опера). Прямая трансляция – 30 января 2019 года (21:45). Показы в записи – с 2 марта 2019 года
Постановщики: Ричард Эйр (режиссура), Джейн Гибсон (сценическое движение), Боб Кроули (сценография и костюмы), Жан Кальман (свет)
Исполнители: Антонелло Манакорда (дирижер); Эрмонела Яхо (Виолетта), Чарльз Кастроново (Альфред), Пласидо Доминго (Жермон)
7. Л. Минкус. «Дон Кихот» (балет). Прямая трансляция – 19 февраля 2019 года (22:15). Показы в записи – с 16 марта 2019 года
Постановщики: Карлос Акоста по Мариусу Петипá (хореография)
Исполнители: Мартин Йейтс (дирижер)
8. Дж. Верди. «Сила судьбы» (опера). Прямая трансляция – 2 апреля 2019 года (20:15). Показы в записи – с 27 апреля 2019 года
Постановщики: Кристоф Лой (режиссура), Джейн Гибсон (сценическое движение), Христиан Шмидт (сценография и костюмы), Федерико Пахер (сценография), Олаф Винтер (свет), Отто Пихлер (хореография), Клаус Бертиш (драматургия)
Исполнители: Антонио Паппано (дирижер); Анна Нетребко (Леонора), Йонас Кауфман (Альваро), Людовик Тезье (Дон Карлос), Вероника Симеони (Прециозилла)
9. Ш. Гуно. «Фауст» (опера). Прямая трансляция – 30 апреля 2019 года (20:45). Показы в записи – с 1 июня 2019 года
Постановщики: Дэвид МакВикар (режиссура), Чарльз Эдвардс (сценография), Бригитта Райфенштуль (костюмы), Пола Констэбль (свет), Майкл Кигэн-Долэн (хореография)
Исполнители: Дэн Эттингер (дирижер); Диана Дамрау (Маргарита), Майкл Фабиано (Фауст), Эрвин Шротт (Мефистофель), Стефан Дегу (Валентин), Вардуи Абрамян (Зибель)
10. Вечер одноактных современных балетов. Э. Боссо, А. Вивальди. «В золотой час» • Новый балет Сиди Ларби Шеркауи (мировая премьера) • Г. М. Горецки. «Схема полета». Прямая трансляция – 16 мая 2019 года (21:15). Показы в записи – с 8 июня 2019 года
Постановщики: Кристофер Уилдон • Сиди Ларби Шеркауи • Кристал Пайт (хореография)
Исполнители: Ариана Матиак • будет анонсирован позднее • Ариана Матиак (дирижер)
11. С.С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта» (балет). Прямая трансляция – 11 июня 2019 года (21:15). Показы в записи – с 11 июля 2019 года
Постановщики: Кеннет МакМиллан (хореография)
Исполнители: Павел Сорокин (дирижер)
ДРУГИЕ ОПЕРНЫЕ ТЕАТРЫ: показы спектаклей в записи (OperaHD)
1. Дж. Верди. «Аида» (опера). Зальцбургский фестиваль, 2017 год. Показы – с 9 октября 2018 года
Постановщики: Ширин Нешат (режиссура), Христиан Шмидт (сценография), Татьяна ван Вальсум (костюмы), Райнхард Трауб (свет), Томас Вильгельм (хореография), Беттина Ауэр (драматургия)
Исполнители: Риккардо Мути (дирижер); Анна Нетребко (Аида), Екатерина Семенчук (Амнерис), Франческо Мели (Радамес), Лука Сальси (Амонасро), Дмитрий Белосельский (Рамфис), Роберто Тальявини (Царь Египта)
2. С.С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта» (балет). Штутгартский балет. Показы – с 20 ноября 2018 года
Постановщики: Джон Крэнко (хореография)
Исполнители: Джеймс Тагл (дирижер)
3. Дж. Верди. «Макбет» (опера). Берлинская государственная опера, июнь 2018 года. Показы – с 12 февраля 2019 года
Постановщики: Гарри Купфер (режиссура), Ханс Шавернох (сценография), Томас Раймер (видеоарт), Ян Такс (костюмы), Олаф Фриз (свет), Хельга Шиле (хореография), Детлеф Гизе (драматург)
Исполнители: Даниэль Баренбойм (дирижер); Анна Нетребко (Леди Макбет), Пласидо Доминго (Макбет), Квангчул Юн (Банко), Фабио Сартори (Макдуф)
4. П.И. Чайковский. «Онегин» (балет). Штутгартский балет. Показы – с 12 марта 2019 года
Постановщики: Джон Крэнко (хореография)
Исполнители: Джеймс Тагл (дирижер)
Итого, в анонсе с учетом бонуса – 33 спектакля (22 оперы и 11 балетов)! Смотреть – не пересмотреть! Опер ровно в два раза больше, чем балетов, причем и в том, и в другом случае есть повторы названий, но для истинного меломана сравнение постановочных версий – занятие всегда интересное и увлекательное. Тяготея к опере существенно больше, чем к балету, автор этих строк априори уверен, что все 22 оперы наступающего сезона кинотрансляций охватить просто невозможно! Но как же здорово, что такое разноплановое предложение есть, что благодаря большому киноэкрану, не выезжая из России, можно виртуально посетить музыкальные спектакли не только в Париже, Нью-Йорке и Лондоне, но также в Зальцбурге, Берлине и Штутгарте. И не просто посетить, а оказаться «внутри них», ведь «билет на сцену» ни один оперный театр в мире вам предоставить не сможет!
Фото: Sébastien Mathé