Павловский вокзал (музыкальный) — концертный зал в Павловске (дачная местность под Петербургом), центр музыкальной жизни Петербурга в летние месяцы в 19 — начале 20 веков. Построен по проекту архитектора А. Штакеншнейдера при конечной станции царскосельской железной дороги. Открыт 22 мая 1838 как увеселительное заведение («Воксал»; в конце 19 века для отличия от железнодорожных вокзалов стал именоваться «музыкальным вокзалом»). Первоначально музыкальные вечера Павловского вокзала были чисто развлекательными, позже концерты приобрели более серьёзный характер, и Павловский вокзал из зала-ресторана постепенно превратился в концертный зал. Здесь выступали многие видные русские и зарубежные дирижёры и исполнители. Павловский вокзал явился первым постоянным концертным учреждением, где исполнялась симфоническая музыка композиторов-классиков и современных авторов и прежде всего пропагандировалось творчество русских композиторов.
Первые 40 лет деятельности Павловского вокзала — период, когда здесь превалировала лёгкая, бальная музыка — вальсы, польки, галопы, попурри и др.; изредка в программы входили и серьёзные произведения. Так, оркестр под управлением Г. Германа (сезоны 1839-44), кроме танцевальной музыки, в 1839 впервые исполнил «Вальс-фантазию» («Павловский вальс»; в 1-й оркестровой редакции) Глинки и «Болеро» Даргомыжского. По тому же принципу составлялись программы концертов оркестров Иоганна Гунгля (1845-48) и Йозефа Гунгля (1850-55).
В 1856-65 и 1869 концертами в Павловском вокзале дирижировал И. Штраус-сын (в 1864-65 вместе с братьями Йозефом и Эдуардом, в 1869 только с Йозефом), концерты которого проходили с неизменным успехом. Штраус отказался играть в зале-ресторане и добился устройства особого зала для выступлений. В его программах наряду с развлекательными пьесами большое место заняли сочинения современных зарубежных и русских авторов, в т.ч. М. И. Глинки (творчеству которого он посвятил вечер 20 мая 1864), А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского и др. В репертуаре дирижёров Г. Фюрстенау (1866-68), Б. Бильзе (1870 и 1873-75), Г. Мансфельда (1871-72) доминирующее положение начинает занимать серьёзная музыка. В 1876 обеспокоенная этим дирекция царскосельской железной дороги попыталась вернуть концертам их прежний, «садовый» характер, пригласив французского дирижёра лёгкой музыки Ж. Арбана. Но эти концерты уже не имели успеха, и при И. Лангенбахе (1877-79) серьёзная музыка вновь заняла основное место в концертах Павловского вокзала.
С начала 80-х гг. программы музыкальных вечеров в Павловском вокзале заметно русифицировались. В эти годы утвердился постоянный оркестр Павловского вокзала (в составе 60 артистов). Выступавший здесь в 1882-86 чешский дирижёр В. H. Главач (ввёл в программы большое количество произведений русских композиторов), а также дирижёры А. Вицентини (1887, исполнял произведения французских авторов) и Ю. Лаубе (1888-91, отдавал преимущество немецкой музыке) совсем отказались от лёгкой музыки, поддерживая своими программами начинания РМО и, позднее, концерты М. П. Беляева.
Особенно плодотворной была деятельность дирижёра и скрипача Н. В. Галкина (1892-1903), много сделавшего для пропаганды произведений новой русской школы и сочинений П. И. Чайковского. Оркестр состоял теперь в основном из русских артистов (за время деятельности Галкина он пополнился учениками последних курсов Петербургской консерватории). В концертный репертуар впервые вошли произведения А. К. Глазунова. Галкин ввёл в традицию проведение по вторникам концертов, в которых исполнялась только русская музыка. В его концертах выступали: И. В. Ершов, Ф. И. Шаляпин, С. Ментер, В. Л. Сапельников, А. В. Вержбилович и мн. др., неоднократно пел хор А. А. Архангельского. Стали широко исполняться произведения зарубежных композиторов — Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, позже — Р. Штрауса, А. Дворжака, Я. Сибелиуса и др.
В 1904 концертами дирижировали: Г. И. Варлих, A. Б. Хессин, В. д’Энди, Э. Колонн, О. Недбал и B. Земанек, познакомившие русскую публику с сочинениями французских и чешских авторов. В 1905-06 оркестр графа А. Д. Шереметева под управлением М. В. Владимирова, а в 1907-09 под управлением Хессина, вопреки запретам дирекции железной дороги, исполнял в концертах Павловского вокзала сочинения Н. А. Римского-Корсакова.
В 1910-16 концертами руководил дирижёр А. П. Асланов, включивший в программы сочинения С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, К. Дебюсси, Г. Малера. В августе 1912 С. С. Прокофьев с оркестром Асланова исполнил свой 1-й концерт для фортепиано с оркестром, а 23 августа 1913 впервые — 2-й концерт. 22 и 23 мая 1912 состоялись юбилейные концерты, посвященные 75-летию со дня открытия Павловского вокзала.
В последующие годы отдельными концертами дирижировали А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Сук, H. H. Черепнин; в качестве солистов выступали Л. В. Николаев, Е. А. Бекман-Щербина, С. М. Козолупов, А. И. Мозжухин и др. Летом 1917 концертами управляли Н. А. Малько и Д. И. Похитонов. 17 июня состоялся первый концерт, организованный павловским Советом рабочих и крестьянских депутатов, а в июле — несколько концертов-митингов.
В декабре 1917 путём слияния павловского симфонического оркестра и бывшего придворного был создан Первый Большой симфонический оркестр, в 1920 переименованный в Государственный симфонический оркестр, а в 1921 — в Оркестр государственной академической филармонии; в 20-х гг. этот оркестр в течение нескольких сезонов играл в Павловске под управлением А. К. Глазунова и других дирижёров. В мае 1938 советская общественность отметила столетие существования Павловского вокзала. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 здание Павловского вокзала было сожжено фашистскими захватчиками.
А. С. Розанов
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982