Екатеринбургский театр оперы и балета

Город
Екатеринбург
Год основания
1912
Тип
Екатеринбургский государственный театр оперы и балета (Ekaterinburg Opera and Ballet Theatre)

На самом деле, история Екатеринбургского государственного театра оперы и балета началась задолго до того, как был заложен первый кирпич в основание этого роскошного здания. В семидесятые годы XIX века сцена первого городского театра (ныне — кинотеатр «Колизей») принимала первоклассные столичные оперные антрепризы. Пройдя отличную зрительскую школу, в 1874 году местные любители этого жанра организовали музыкальный кружок, единственный на всю страну, по мнению прессы начала века, где собственными силами создавались роскошные оперные постановки, оживали сложнейшие музыкальные партитуры. Трепетная любовь и почитание оперы заставили тогда городские власти задуматься о строительстве собственного оперного театра. В 1912 году Новый городской театр открыл свой первый сезон оперой Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» (дирижер С.Барбини, режиссер А.Альтшуллер). Первый балетный спектакль («Волшебная флейта» Р.Дриго, балетмейстер — Ф.Трояновский) датирован 1914 годом (хотя наименование «Театр оперы и балета» появилось лишь в 1931 году).

Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и городских музыкальных кружков помогли театру быстро обрести уверенность и громкое имя. Через десятилетие в ряду периферийных театров молодой советской страны стал упоминаться и Екатеринбург (тогда Свердловск). Начиная с середины 20-х годов, Свердловский оперный театр приобретает известность и славу одного из лучших в стране, прежде всего благодаря постоянному присутствию в труппе талантливых музыкантов и исполнителей.

Во все времена здесь работали выдающиеся мастера. В Екатеринбурге начинали свой творческий путь певцы Сергей Лемешев, Иван Козловский, братья Пироговы, дирижёр Арий Пазовский, режиссёры Владимир Лосский и Леонид Баратов. «Школа кадров» — такое определение закрепилось за труппой, которую не миновала участь всех провинциальных российских театров стать питомником молодых дарований. Не счесть числа «потерь»: артисты оперы Ирина Архипова, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Евгения Алтухова, артисты балета Нина Млодзинская, Владимир Преображенский, Александр Томский, Нина Меновщикова. Среди последующих «утрат» дирижёры Кирилл Тихонов, один из основателей «Геликон-оперы», и Евгений Колобов, основатель «Новой оперы»; главный режиссёр и художественный руководитель оперы Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Александр Титель; мировые звезды Владимир Огновенко и Галина Горчакова; солист Большого театра Андрей Григорьев; солист «Геликон-оперы» Андрей Вылегжанин; певица Елена Вознесенская, солистка «Русского балета» Марина Богданова и многие-многие другие...

Екатеринбургский государственный театр оперы и балета (Ekaterinburg Opera and Ballet Theatre)

Пик восторгов екатеринбургской публики был связан сначала с именем талантливого дирижера Евгения Колобова, а затем с творческим тандемом дирижера Евгения Бражника и режиссера Александра Тителя. Евгений Колобов в Екатеринбургском театре оперы и балета провел самые счастливые годы своей биографии, годы, насыщенные подлинным творчеством, о результатах которого еще очень долго будут вспоминать любители оперного искусства и музыканты-профессионалы, коим посчастливилось стать свидетелями и сотворцами таких музыкальных событий, как постановки опер Андрея Петрова «Петр I» (дирижер Е.Колобов, режиссер Ю.Петров, художник М.Мукосеева) и Джузеппе Верди «Сила судьбы» (дирижер Е.Колобов, режиссер С.Штейн, художник И.Севастьянов). Спектакли «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (дирижер Бражник, режиссер А.Титель, художник Э.Гейдебрехт), «Пророк» Владимира Кобекина (дирижер Бражник, режиссер А.Титель, художники Э.Гейдебрехт и Ю.Устинов), «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха (дирижер Бражник, режиссер А.Титель, художник В.Левенталь) были лучшими, из созданного союзом Александра Тителя и Евгения Бражника. Они закрепили на многие годы термин «свердловский феномен».

За последние годы Екатеринбургский театр оперы и балета доказал, что может ставить перед собой самые разнообразные творческие задачи и добиваться качественного результата. Осуществлены постановки опер «Евгений Онегин», «Мазепа», «Иоланта», «Алеко» П.Чайковского, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.Бородина, «Волшебная флейта» В.-А.Моцарта, «Трубадур», «Травиата», «Риголетто», «Фальстаф» Дж.Верди, «Мадам Баттерфляй», «Богема» Дж.Пуччини, «Дочь полка» Г.Доницетти, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Русалочка» А.Дворжака, балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.Чайковского, «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова, «Сотворение мира» А.Петрова, «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова, «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Большой вальс» И.Штрауса.

Время постоянно что-то меняет в театре. Каждый театральный сезон приносит новые победы и достижения, рождает новые проекты и постановки. Из последних театральных премьер — «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Травиата» Дж.Верди, «Корсар» А.Адана, «Тоска» Дж.Пуччини, «Хованщина» М.П.Мусоргского, «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини, «Каменный цветок» С.Прокофьева, «Пиковая дама» П.Чайковского, «Жизель» А.Адана, «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта, «Любовь и Смерть» П.Бюльбюль оглы, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Гензель и Гретель» Э.Хумпердинка, «Богема» Дж.Пуччини, «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Дон Жуан» В.А.Моцарта, «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Катя и принц Сиама» П.Овсянникова, «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева, «Баядерка» Л.Минкуса.


Свердловский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им. А. В. Луначарского — один из старейших русских музыкальных театров, центр музыкальной культуры Урала. Оперные антрепризы в Свердловске существовали с 1879, с 1907 — ежегодные. В 1912 построено театр. здание (арх. В. Н. Семёнов; зрит. зал на 1200 мест). В 1912–14 т-р находился в ведении гор. театр. дирекции (пред. П. Ф. Давыдов), содержавшей труппу на обществ. средства (дирижёр С. Барбини, режиссёр А. Я. Альтшулер). С 1915 т-р снова передан частной антрепризе. В репертуаре были оперы рус. и зап.-европ. композиторов, в т. ч. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка», «Майская ночь», «Демон», «Кармен», «Аида»; «Андре Шенье» Джордано, «Девушка с Запада» Пуччини.

После Окт. революции 1917 была сформирована первая сов. оперная труппа, т-р открылся в 1919 оперой «Фауст». С 1924 стал именоваться Гос. оперным т-ром им. А. В. Луначарского, в 1931 получил совр. назв., с 1966 — звание академического. В 1922 пост. первый балетный спектакль — «Коппелия». С 1924 т-р включает в репертуар произв. сов. композиторов: оперы — «Трильби» Юрасовского (1924), «Орлиный бунт» Пащенко (1926), «Прорыв» Потоцкого (1929), «Декабристы» Золотарёва (1930), «Северный ветер» Книппера (1930), «Тихий Дон» (1936) и «Поднятая целина» (1937) Дзержинского, «Броненосец „Потёмкин“» Чишко (1938), «Емельян Пугачёв» Коваля (1943), «Семья Тараса» (1951), «В бурю» (1952), «Богдан Хмельницкий» Даньке-вича (1954), «Тропою грома» Магиденко (1959); балеты — «Красный мак» (1928), «Бахчисарайский фонтан» (1938), «Гаянэ» (1943), «Доктор Айболит» Морозова (1948), «Пламя Парижа» (1950); «Берег счастья» Спадавеккиа (1953), «Левша» Б. А. Александрова (1954). Среди пост. классич. репертуара: оперы — «Мазепа» (1922), «Золотой петушок» (1923), «Хованщина» (1924), «Лоэнгрин» (1925), «Садко», «Снегурочка» (обе в 1926), «Валькирия» (1927); «Нерон» Рубинштейна (1927), «Турандот» Пуччини (1928), «Аида», «Борис Годунов» (обе в 1928), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1935), «Самсон и Далила», «Евгений Онегин» (обе в 1937), «Иван Сусанин» (1939), «Опричник» (1940), «Руслан и Людмила» (1942), «Отелло» (1945; Гос. пр. СССР, 1946), «Богема» (1949), «Ромео и Джульетта» (1950); «Симон Бокканегра» Верди (1955, впервые на рус. сцене), «Орлеанская дева» (1957); балеты — «Лебединое озеро» (1931), «Спящая красавица» (1937), «Жизель» (1945), «Раймонда» (1949), «Корсар» (1956). Т-р постоянно обращается к произв. уральских композиторов; пост. ораторию «Поэма об Урале» Фролова (1932), оперы — «Овод» (1929), «Орлёна» (1934, 3-я ред. 1973) и «Гроза» (1943, 2-я ред. 1957) Трамбицкого, «Охоня» Белоглазова (1956), «Половодье» (1962) и «Мальчиш-Кибальчиш» (1969) Кацман, «Товарищ Андрей» Гибалина (1967); балеты — «Каменный цветок» (1944, 3-я ред. 1975) и «Бесприданница» (1958) Фридлендера и др.

К нач. 30-х гг. труппа т-ра окончательно стабилизируется. Развитию т-ра во многом способствовали певцы — Д. С. Аграновский, Я. X. Вутирас, Ф. С. Мухтарова, Д. Т. Спришевская, А. Н. Ульянов, В. Г. Ухов. В разное время в т-ре выступали: певцы — Д. Г. Бадридзе, М. И. Донец, А. А. Иванов, Ю. С. Кипоренко-Даман-ский, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, О. А. Петрусенко, Г. С. Пирогов, Н. Н. Середа, а также И. К. Архипова, А. А. Большаков, Ю. А. Гуляев, Б. Т. Штоколов; солисты балета — H. P. Млодзинская, В. А. Преображенский. Муз. руководство т-ром осуществляли дирижёры — В. В. Бердяев, Л. М. Брагинский, А. А. Людмилин, А. Э. Маргулян, А. В. Павлов-Арбенин, А. М. Пазовский, И. П. Палиев, И. О. Палицын, В. И. Пирадов, Н. А. Шкаровский, А. Д. Шморгонер, Л. П. Штейнберг; работали режиссёры — Л. В. Баратов, H. H. Боголюбов, И. И. Келлер, B. А. Лосский, С. Д. Масловская; балетмейстеры — П. К. Иоркин, В. А. Кононович, M. P. Моисеев, C. Н. Сергеев; художники — A. B. Дубровин, А. И. Константиновский, А. А. Кузьмин, В. А. Людмилин, Б. А. Матрунин.

В 60-70-е гг. т-р уделяет много внимания произв. сов. композиторов, осуществляются также новые пост. классич. репертуара; значительно повышается художеств. уровень спектаклей. Среди пост. этих лет: оперы — «Руслан и Людмила» (1960); «Орлиное племя» Бабаева (1961), «Бравый солдат Швейк» (1962) и «Юкки» (1969) Спадавеккиа, «Заза» Леонкавалло (1962), «Обручение в монастыре» (1963); «Джоконда» Понкьелли (1963), «Укрощение строптивой» (1964), «Хованщина» (1964, в ред. Д. Д. Шостаковича), «Богема» (1965); «Анна Снегина» Холминова, «Дон Жуан» (обе в 1967); «Ромео, Джульетта и тьма» (1967), «Русская женщина» (1970), «Зори здесь тихие» (1975) Молчанова, «Дон Карлос» (1968), «Псковитянка» (1971), «Паяцы», «Даиси» (обе в 1972); «Арабелла» Р. Штрауса (1974, впервые в СССР), «Князь Игорь» (1976); балеты — «Янко-музыкант» Юровского (1961), «Пер Гюнт» на музыку Грига (1962), «Жизель», «Дон Кихот» (оба в 1963); «Конёк-Горбунок» Щедрина (1964), «Барышня и хулиган» (1964) и «Ленинградская симфония» (1968) на музыку Шостаковича, «Спартак» (1966); «Антоний и Клеопатра» Лазарева (1970), «Легенда о любви» Меликова (1971), «Сонеты» на музыку Б. Бриттена (1973), «Собор Парижской богоматери» на музыку Пуньи, Глиэра и Василенко (1973), «Коппелия» (1974); «Слуга двух господ» Чулаки (1976).

В труппе т-ра (1977): певцы — нар. арт. РСФСР B. М. Нестягина, засл. арт. РСФСР О. А. Агафонов, М. Г. Васильева, H. H. Голышев, Л. А. Громыко, Г. М. Зелюк, Л. Т. Коновалова, Л. Э. Краснопольская, А. С. Шабунио, артисты Т. И. Бобровицкая, А. Р. Бондарец, В. В. Ефимов, А. П. Жилкин, C. В. Зализняк, Н. Т. Иванова, А. И. Кириченко, Н. С. Моисеенко, В. М. Огновенко, Н. М. Паздникова, В. Ю. Писарев, О. С. Плетенко, Э. С. Сафонова, А. В. Северянина и др.; солисты балета — засл. арт. РСФСР Е. Р. Гускина, засл. арт. Чуваш. АССР А. Ф. Фёдоров; педагоги-репетиторы — нар. арт. СССР Н. И. Меновщикова, засл. арт. РСФСР К. Г. Черменская; артисты балета — Л. А. Воробьёва, А. А. Григорьев, Е. Н. Давыдова, Н. А. Ильченко, М. П. Окатова, Н. В. Остапенко, Ю. И. Супрунов и др.; гл. дирижёр — засл. деят. иск-в РСФСР и Тат. АССР К. К. Тихонов, дирижёр — засл. арт. Казах. ССР Е. В. Манаев, гл. режиссёр — нар. арт. РСФСР М. Л. Минский, гл. балетмейстер — М. Н. Лазарева, гл. хормейстер — Н. Г. Попович, гл. художник — нар. худ. РСФСР Н. В. Ситников. Т-р гастролирует во мн. городах Сов. Союза. В 1962 награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Литература: Боголюбов H. H., Полвека на оперной сцене, М., 1957; его же, Шестьдесят лет в оперном театре. Воспоминания режиссёра, (М.), 1967, с. 272–79; Mайбурова Е. В., Музыкальная жизнь Екатеринбурга, в кн.: Из музыкального прошлого. Сб. очерков, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, в. 1, М., 1960; Хлёсткина M. H., Двадцать два сезона Свердловской оперы (1919–1941), там же, в. 2, М., 1965; Лемшев С., Путь к искусству, М., 1968, с. 78–87; Келлер И., Минувшее проходит предо мною…, «Урал», 1972, No 4; Свердловский академический начинался так…, там же, 1972, No 10; Вутирас Я. X., О друзьях-товарищах, там же, 1973, No 4, 1974, No 10.

M. H. Хлёсткина
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Музыкальная премия Эрнста фон Сименса Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

Оперная панорама (operanews.ru) 16.03.2015 в 12:35

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама