Российская премьера «Пассажирки» Вайнберга состоится в Екатеринбурге

Моисей Самуилович Вайнберг

15 сентября 2016 года российской премьерой оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка» Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета откроет 105-й сезон (2016—2017 гг.).

Постановщики:
Дирижер — Оливер фон Дохнаньи
Режиссер и сценограф — Тадэуш Штрасбергер
Художник по костюмам — Матти Ульрич

О. Донаньи, Т. Штрасбергер, М. Ульрич в 2014 году осуществили на сцене Екатеринбургского театра постановку оперы Ф. Гласса «Сатьяграха».

Кураторы проекта:
Андрей Шишкин, директор театра
Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»

Достигнуты договоренности со всеми правообладателями.

«Пассажирка» (ор. 97) — первая опера Моисея Вайнберга. Написана в 1967—1968 году по заказу Большого театра. Либретто Александра Медведева по повести польской писательницы Зофьи Посмыш.

Опере предпослан эпиграф из Поля Элюара: «Если заглохнет эхо их голосов — мы погибнем…» Этими же словами опера завершается.

Александр Медведев рассказывал:
«В середине 60-х в "Иностранной литературе" была опубликована повесть Зофьи Посмыш. Я дал Вайнбергу журнал, и через несколько дней он сказал мне: "Пожалуй, это может стать оперой. Давайте попробуем". <…> Когда мы завершили работу, Шостакович предложил: "Приезжайте ко мне и сыграйте". Вайнберг играл, он был прекрасным пианистом. Когда композитор закончил, Шостакович сказал: "Метек, вы сами не знаете, что написали. Это шедевр".
Он тут же организовал прослушивание в Союзе композиторов, на которое пришло человек восемьдесят: Свиридов, Кара Караев, Хачатурян, Щедрин, Эшпай, Пахмутова, Шнитке, Губайдуллина, Денисов, многие другие.
Все единодушно одобрили оперу, поздравляли.
Это произведение нам заказал Большой театр, мы получили аванс».

Однако впервые «Пассажирка» прозвучала только почти 40 лет спустя.

История исполнений:

Мировая премьера оперы в концертном исполнении состоялась в декабре 2006 года (солисты, хор и оркестр МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, музыкальный руководитель и дирижер В. Горелик), на сцене Московского международного Дома музыки.

В феврале 2010 года «Пассажирка» была исполнена в концертной версии в Новосибирском театре оперы и балета.

Постановка — мировая премьера «Пассажирки» состоялась 21 июля 2010 года на музыкальном фестивале в г. Брегенц (Австрия) по инициативе Д. Паунтни в копродукции с Большим театром Варшавы, Английской Национальной Оперой и Королевским театром Мадрида (режиссер Д. Паунтни, дирижер Т. Курентзис). 8 октября того же года эта постановка была представлена в Большом театре Варшавы, 19 сентября 2011 — в Английской национальной опере.

В 2013 году «Пассажирка» поставлена на сцене Баденского государственного театра в Карлсруэ (Германия).

18 января 2014 году состоялась премьера в США (Гранд Опера в Хьюстоне). 10–13 июля этот спектакль был показан в Нью-Йорке, в Линкольн-центре.

30 октября 2014 года опера прозвучала в концертном исполнении на сцене Пермского театра оперы и балета.

24 февраля 2015 премьера «Пассажирки» прошла в Лирической опере Чикаго, 1 марта 2015 года — в Опере Франкфурта.

Екатеринбургский театр оперы и балета впервые в России представит оперу М. Вайнберга в сценической версии.

О Моисее Вайнберге:

Моисей (Мечислав) Вайнберг родился в 1919 году в Варшаве. Окончил Варшавскую консерваторию как пианист. В 1939 году, в самом начале Второй мировой войны, переехал из Польши в СССР. Все родственники Вайнберга были депортированы и погибли в концлагере Травники.

Вайнберг обучался в Минской консерватории по классу композиции у В. Золотарева. В годы войны он познакомился с Д.Д. Шостаковичем. Эта встреча сыграла колоссальную роль в его дальнейшей жизни и творчестве. Близкая дружба двух музыкантов продолжалась более 30 лет.

Вайнберг — автор 26 симфоний, 2 симфониетт, 2 камерных симфоний, 5 инструментальных концертов, 7 опер, 3 оперетт, 2 балетов, камерных сочинений (17 струнных квартетов, фортепианный квинтет, произведения для фортепиано и других инструментов), музыки к кинофильмам и мультфильмам (более 60): «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Последний дюйм», «Тегеран-43», «Афоня», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух» и др.

По свидетельству вдовы композитора, Ольги Вайнберг, около 70% его произведений не опубликовано.

Постановщики:

Оливер фон Дохнаньи, дирижер-постановщик

Родился в 1955 в г. Тренчин (Словакия) в семье музыкантов. Учился игре на скрипке и композиции, в Музыкальной академии Праги у В. Ноймана и А. Климы, дирижированию — в Венской высшей школе музыки и исполнительских искусств у О. Зуйтнера, на мастер-классах А. Янсонса, И. Маркевича, Ф. Феррары.
Лауреат конкурсов дирижеров в Сиене и Праге.
В 1979—1986 годах — дирижер симфонического оркестра радио Братиславы, в 1986— 1991 годах — главный дирижер Национального оперного театра в Братиславе и Словацкого филармонического оркестра. В 1993—1996 годах — главный дирижер Национального оперного театра в Праге.
Сотрудничает с оркестрами Чехии, Словакии, Португалии, Японии, США, Англии, Английской национальной оперой, оперными театрами Базеля, Дюссельдорфа, Вены, Цюриха, Карлсруэ, Касселя, Осаки, Датской оперой, Норвежской оперой, центром Бриттена – Пирса в Олдборо.

Тадеуш Штрасбергер, режиссер-постановщик, сценограф

Родился в 1976. С 25 лет стажировался в театрах Италии (Ла Скала, Сан Карло в Неаполе, Ла Фениче в Венеции), США (Хьюстона, Питсбурга, Мичигана и др.) и других стран. Первая самостоятельная постановка — «Риголетто» в театре штата Колорадо (2005). Как режиссер и сценограф поставил спектакли «Золушка» (Ирландская опера, 2006, Висбаден, 2007), «Газета» Россини (Вильдбад, 2007), «Двое Фоскари» (Лос-Анджелес, 2012, Валенсия, 2013, Вена, 2014), «Набукко» (Миннесота, 2012, Вашингтон, 2012, Флорида, 2013, Филадельфия, 2014), «Гамлет» Тома (Канзас-сити, 2006, Вашингтон, 2010, Миннесота, 2013), «Поругание Лукреции» Бриттена (2013), «Свадьба Фигаро» (2013) и «Дон Жуан» (2014, Норвежская национальная опера), «Фиделио» (Бостон, 2010), «Турандот» (2010) и «Орфей и Эвридика» (2007, Аугсбург), «Орестея» (2013, фестиваль Бард Саммерскейп, совместно с Мариинским театром), «Травиата» и «Волшебная флейта» (2008, Аризона), «Девушка с Запада» (2008, Монреаль, 2011, Тирольская государственная опера, Инсбрук), «Гугеноты» (2009, фестиваль Бард Саммерскейп), «Ариадна на Наксосе» (2008, Вольф Трап, США), «Аида» (2006, Канзас-сити), «Дальний звон» Ф. Шрекера и «Король поневоле» Э. Шабрие (Нью-Йорк).
В 2014 дебютировал в России постановкой оперы «Сатьяграха» в Екатеринбургском театре оперы и балета, поставил в Ковент Гарден оперы «Двое Фоскари» Верди с Пласидо Доминго и «Блики» современного датско-немецкого композитора Сёрена Нильса Айхберга (мировая премьера).

Матти Ульрич, художник по костюмам

Родилась в Калифорнии. Окончила Школу искусств Университета Северной Каролины. Работает в опере, мюзикле, танце, драматическом театре и кино. Постоянно сотрудничает с Тадеушем Штрасбергером. Среди их совместных работ — оперы «Орестея» Танеева, «Гугеноты» Мейербера, «Дальний звон» Шрекера и «Король поневоле» Шабрие (Фестиваль SummerScape, Нью-Йорк, США), «Поругание Лукреции» Бриттена и «Дон Жуан» Моцарта (Норвежская национальная опера), «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (Wolf Trap Opera, Вирджиния, США), «Золушка» Россини (Государственный театр Висбадена, Германия), «Риголетто» Верди (Opera Colorado, США). Сотрудничала со многими театрами США.

Комментарий Андрея Шишкина:

«Оперой «Пассажирка» мы открываем академическое наследие Моисея Вайнберга для российской музыкальной общественности, — прокомментировал выбор театра куратор будущего проекта, директор театра Андрей Шишкин. — Говоря о достоинствах будущей постановки, я хотел бы отметить следующее. Прежде всего, опера «Пассажирка» — это серьезный музыкальный материал, совершенно новый для наших певцов и музыкантов. Но мы позиционируем себя как театр ищущий, а потому не боимся рисковать.

Три года назад мы отважились на постановку «Графа Ори» Россини — оперу, которой нет в репертуаре ни у одного из российских театров — и выиграли.

Затем у нас появилась «Сатьяграха» — в России многие знали о том, что такая опера существует, но именно наш театр рискнул поставить ее первым. Мы стараемся идти в ногу с лучшими театрами мира, развивая музыкальный вкус наших зрителей, заботясь о том, чтобы они имели возможность услышать те произведения, которыми интересуется прогрессивная публика музыкальных театров за рубежом. Вайнберг хорошо вписывается в эту концепцию. Только пять театров поставили на сегодня оперу «Пассажирка» (не считая трех концертных исполнений), и мы будет первым театром в России, где она появится.

На днях я уезжаю в Европу, где встречаюсь с дирижером Оливером фон Дохнаньи, чтобы лично передать ему русскую партитуру оперы — этот момент можно считать стартом нашей работы».

Пресс-служба Екатеринбургского театра оперы и балета

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама