Odessa Opera and Ballet Theatre
Полное название — «Одесский национальный академический театр оперы и балета».
Театральная жизнь в Одессе ведет свою историю с первых дней существования города. Театр оперы и балета по праву можно назвать старейшиной среди целого ряда его культурных учреждений. Одесса добилась права строить театр в 1804 году, а в 1809 году он был уже построен. 10 февраля 1810 года состоялось первое представление — русская группа П. Фортунатова поставила одноактную оперу Фрелиха «Новое Семейство» и водевиль «Утешенная вдова». Но, к сожалению, в 1873 году старый театр сгорел. И сгорел полностью. Не о каком восстановлении не могло быть и речи. Это была трагедия, которую смягчало одно обстоятельство — никто из людей не пострадал. Составить проект нового городского театра было предложено венским архитекторам Ф. Фельнеру и Г. Гельмеру (Хельмнеру). Прошло почти одиннадцать лет с момента пожара до закладки первого камня в основание здания нового театра. А открытие театра состоялось 1 октября 1887 года.
Здание Одесского театра исполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века. Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз — покровительницу искусства Мельпомену. Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами, которые покорены ею. Чуть ниже расположены скульптурные группы, также на сюжеты из древней мифологии. Внизу, около центрального входа, на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева — фрагмент трагедии Еврипида «Ипполит», справа — эпизод нз комедии Аристофана «Птицы». По фронтону здания, в нишах верхнего яруса, установлены бюсты гениальных творцов русской литературы и искусства: Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя. Самая красивая часть здания — это зрительный зал. Архитектура его выдержана в стиле французского «рококо». Он роскошно украшен различными лепными орнаментами с тонкой позолотой. Особый интерес вызывает потолок. В основу его композиции положены четыре картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». Поражает изяществом ажурных деталей большая люстра в центре потолка. В зале и во всех ярусах много разнообразных лепных украшений. С особым изяществом выполнена лепка в ярусах, боковых вестибюлях и вдоль лестниц, ведущих к ложам. Оригинально и изобретательно сделаны всевозможные светильники, канделябры и орнаменты бронзовых инкрустаций. Пожалуй, ни в одном театре нет изготовленного с таким вкусом занавеса, эскиз которого создал крупнейший театральный художник А. Головин. Площадь сцены 500 кв.метров. Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголке зала.
Театр интересен не только своей архитектурой, но и богатой творческой биографией. Театру принадлежит большая заслуга в развитии музыкальной культуры на Юге нашей страны. Здесь исполняли свои произведения П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, Эжен Изаи, Пабло Сарасате и другие. Выступали артисты, чьи имена прославили отечественное искусство. Здесь пели великий Федор Шаляпин, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Титта Руффо, Баттистини, Джеральдони, танцевала первая балерина мира — Анна Павлова. В 1929 году театру было присвоено звание «Академический».
История балета
Вначале ставились драматические и музыкальные спектакли, в которые как обязательная часть входили балетные дивертисменты. Нередко в театре выступали иностранные и русские артисты. В 1836 были показаны балеты «Счастливая дикая, или Торжество любви», «Квакеры, или Английские матросы», «Оставленная Артемида». В балетах «Сильфида» и «Пахита» выступали известный моск. танцовщик К. Ф. Богданов и его дочери. В 1853 выдающаяся петербургская танцовщица Е. И. Андреянова вместе с группой артистов московского Большого театра познакомила зрителей с балетами «Своенравная жена» Адана, «Катарина, или Дочь разбойника» Пуньи, «Эсмеральда», «Тщетная предосторожность», «Жизель» и др. В труппу И. Я. Сетова, гастролировавшую в Одессе в 1889, входили итальянские артисты во главе с прима-балериной А. Белла; балетмейстер Д. Саракко поставил балеты «Сильвия» Делиба, «Эксцельсиор» Маренко, «Брама» Даль Арджине, «Эсмеральда». С середины 1890-х годов в театре ставились главным образом оперные спектакли. В антрепризе Салтыкова в качестве балетмейстера работал Ф. Нижинский, ставивший танцы во многих операх. В 1910-х гг. была организована постоянная балетная труппа, артисты которой участвовали и в танцевальных сценах опер и в одноактных балетах («Праздник Афродиты», 1916, и др.). Известностью пользовались балетмейстеры Люизинский, Р. Ремиславский, артисты Т. Р. и В. Р. Гамсахурдия, Е. А. Пушкина, В. Каросса.
После окончательного освобождения Одессы от белогвардейцев (1920) одним из первых мероприятий Советской власти в области театральной культуры явилось постановление о расширении труппы театра. Была организована хореографическая школа под руководством Е. А. Пушкиной, воспитанники которой продолжали образование в Музыкально-драматическом институте (Муздрамин, 1923-24), где хореографическое отделение возглавлял В. И. Пресняков. В 1923 балетмейстер Р. И. Баланотти поставил «Лебединое озеро», в 1924 — «Конька-Горбунка», «Вечер синтеза». В 1924-25 были поставлены также «Лебединое озеро», «Коппелия», «Корсар» и большая концертная программа с участием Пушкиной, О. С. Чаплыгиной, С. В. Холодной, В. В. Мерхасина, П. П. Павлова, П. С. Карсавина. Значительными событиями стали поставленные К. Я. Голейзовским балеты «Иосиф Прекрасный» и «В солнечных лучах» («Гротеск») Василенко (оба — 1926). Оригинальность, самобытность сценического решения отличали балеты «Красный мак» (1928) и «Эсмеральда» (1929) в постановке Н. А. Болотова и П. П. Вирского. В этих спектаклях раскрылись дарования танцовщиц И. Л. Герман и Т. Г. Демпель. В 1930 М. Ф. Моисеев осуществил постановку героико-революционного балета «Карманьола», музыка которого была написана дирижёром театра композитором В. А. Фемилиди. В 1937 к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина театр поставил «Цыганы» Василенко и «Бахчисарайский фонтан». Ведущие солисты 30-х гг. — К. И. Сальникова, А. И. Васильева, Т. Л. Иваньковская, Л. А. Цхомелидзе, А. И. Терехов, М. П. Егоров.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 театр работал в Красноярске, объединившись вместе с Днепропетровским театром. Артисты балета выступали в составе фронтовых концертных бригад. В 1944 театр возобновил спектакли в Одессе. В первые послевоенные годы В. И. Вронский (1940-54 главный балетмейстер) поставил украинский национальный балет «Лилея» (1945) и балет «Олеся» Русинова (1947). В работе под руководством Вронского над спектаклями «Щелкунчик» (1950), «Шурале» (1952), «Весенняя сказка» на музыку Чайковского (1953) проявились творческие индивидуальности артистов И. И. Балаева, А. А. Данченко, В. Г. Каверзина, Л. М. Козуленко, И. Г. Михайличенко, Е. А. Русиновой, А. Б. Рындиной, П. П. Павлова-Кивко, А. М. Середы.
В 1958-70 коллектив возглавлял Н. И. Трегубов, утверждавший танцевальную образность и советский репертуар. Среди лучших его работ: «Лесная песня» Скорульского и «Спартак» (оба — 1962), «Берег надежды» (1963), «Отелло» (1964). В 1970-75 главный балетмейстер И. А. Чернышёв. Среди его постановок: «Тропою грома» (1971); «Свечкина свадьба» Знатокова (1974). Большую роль в творческом воспитании артистов сыграла педагогическая деятельность балетмейстеров Д. Ф. Алидорт и И. И. Вишнякова.
В 1-й половине 1950-х гг. труппа пополнилась молодыми артистами — выпускниками Московского и Киевского хореографических училищ, а после 1967 почти полностью обновилась. Использованием новой хореографической лексики отмечены балеты «Я имя твоё пишу...» на музыку Пуленка (1968, балетмейстеры О. Г. Тарасова и А. А. Лапаури), «Золушка» (1968) и «Тщетная предосторожность» (1972) — оба балетмейстер О. М. Виноградов.
Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981