Екатеринбургский балет отметил вековой юбилей
Недавно — два года назад — Екатеринбургский театр оперы и балета отметчал свое столетие. Но праздновала только опера, которая «родилась» здесь на 2 года раньше балета. Екатеринбургский театр открылся в 1912 году, и первое время балет присутствовал как часть оперных представлений. 20 февраля 1914 состоялось первая самостоятельная балетная постановка. Это был одноактный балет Р. Дриго «Волшебная флейта» М. Петипа в редакции балетмейстера Фёдора Трояновского. Екатеринбуржцы считают день этой премьеры официальной датой рождения своего балета.
В театре дата не прошла незамеченной — 20 февраля 2014 давали юбилейное представление «Лебединого озера», и параллельно
в этот день было официально открыто Екатеринбургское балетное училище,
согласно принятому ранее постановлению председателя правительства Свердловской области Д. Паслера. В нем будут обучаться классическому танцу около 300 детей. До этого момента в Екатеринбурге не было своего училища. Предполагается, что дети будут постоянно жить в школьном интернате — это необходимо, чтобы заинтересовать соискателей из отдаленных регионов уральского края.
Продолжая краткий экскурс в историю екатеринбургского балета, стоит отметить, что до 1931 года театр продолжал называться только оперным театром.
Первая балетная труппа насчитывала всего 8 танцовщиков.
И она настолько подросла к 1922, что хореограф Константин Залевский смог поставить полномасштабный балет «Коппелия» Л. Делиба. К 1925 в труппе театра появилось несколько десятков танцовщиков, значительно улучшилась их техническая подготовка. В 1925 году театр представил свое первое «Лебединое озеро». В 1931 году балет получил равноправие с оперой, и в репертуар начали вливаться все традиционные для балетного театра названия. Правда екатеринбургский зритель ориентировался прежде всего не на названия спектаклей, а на имена любимых танцовщиков.
Первыми яркими исполнителями, вошедшими в историю екатеринбургского балета конца 30-х — начала 40-х гг. были воспитанники Ленинградского хореографического училища — Нина Млодзинская (ее учила Агриппина Ваганова) и Владимир Преображенский.
В 50-60-е годы на сцене блистала Нина Ивановна Меновщикова
— единственная балерина театра, удостоившаяся высокого звания Народной артистки СССР. Ее коронными партиями были Жизель, Ширин, Никия, принцесса Аврора, Маша. Знаменитой балерине сейчас 80 лет — она проживает в Екатеринбурге, и до последних лет она, насколько известно, занималась преподаванием.
Значительный след в истории уральского балета оставили Маргарита Окатова, Константин Бруднов и Веанир Круглов. Знаковой персоной на многие годы стала выпускница МАХУ Клавдия Черменская. Сначала ей рукоплескали как харизматичной балерине, затем она вошла в историю как педагог, подарившей театру целую плеяду прекрасных танцовщиков 70-х— 90-х гг. — Елену Степаненко, Анатолия Григорьева, Евгения Амосова, Владимира Половинкина, Татьяну Гичину, Елену Гускину и др.
С труппой в разные годы работали выдающиеся отечественные хореографы — Л. Якобсон, И. Бельский, Н. Боярчиков, О. Виноградов, Н. Касаткина и Вл. Василёв, Ю. Григорович, П. Гусев, Азарий и Александр Плисецкие.
Вспоминая балетмейстеров, возглавлявших театр, нужно отметить заслуги Александра Дементьева. Именно в годы его руководства, начиная с конца 80-х, балетная труппа регулярно совершает большие зарубежные гастрольные турне.
Сегодня в Екатеринбургском балете работает 80 артистов. Это среднее по России число, достаточное, чтобы ставить многоактные балеты. В репертуаре театра — свыше 20 балетных спектаклей в жанре классики и неоклассики.
Новый неожиданный подъем Екатеринбургского балета начался с приходом на пост худрука Вячеслава Самодурова.
По его инициативе в репертуаре театра появились названия балетов, которых нет в афише других российских коллективов — во-первых, это авторские балеты Самодурова «Amore Buffo», «Саntus Arcticus», «Н20», «Вариации Сальери», и, во-вторых, переносы балетов знаменитых западных хореографов — это и «Консерватория» Бурнонвиля, «Пять танго» Ван Манена, «Необратимый прогресс» Уоткинса. Также пополняется копилка классических постановок — «Щелкунчик» в редакции Вайнонена и «Пахита» М. Петипа.
Получив в этом году четыре «золотые маски», театр позволяет себе роскошь — устраивает юбилейные гала-концерты с приглашением международных звезд. Один из них состоялся 30 мая в честь столетия Екатеринбургского балета. Спасибо за поддержку фонду «Евразия балет», который регулярно помогает также с проведением в Екатеринбурге проектов по продвижению молодых хореографов «Dance-платформа».
Сначала хотели открыть концерт балетом-победителем — «Вариации Сальери» Самодурова, но один из солистов этого многонаселенного спектакля получил жестокую травму.
Балеты Самодурова рассчитаны на возможности конкретных солистов,
у него нет второго состава, поэтому пришлось заменить не человека, а название. «Пять танго» на музыку А. Пьяццоллы открывали гала.
Успешно выступил Андрей Сорокин, который с премьеры 2013 года танцует в этом балете центральную партию — дерзкого мачо, упивающегося собственной неотразимостью в танце, и также виртуозно поддерживающего свою даму. Андрей немного нервничал, поскольку во втором отделении ему предстояло танцевать с дивой из балета Сан-Франциска Марией Кочетковой, но волнение придало самоуверенности, так необходимой его герою из «Танго».
Телеканалы, снимавшие репетиции гала-концерта, наперебой твердили об удачном совпадении каникул Кочетковой со временем проведения праздничного мероприятия в Екатеринбурге.
Москвичка Кочеткова выступает в Москве редко
— не потому что не хочет, а из-за несовпадения ее американского графика (американские балетные театры живут сезонами, и во время активного сезона артисты, даже премьеры, не предоставлены самим себе) с российским театральным календарем.
Однажды Кочеткова уже приезжала в Екатеринбург по приглашению В. Самодурова — танцевала «Жизель», целый спектакль. Балерина говорит, что ей нравится выступать в старинных театрах с традиционной архитектурой. В современных стенах она регулярно танцует в Сан-Франциско. Партию Маши в редакции Вайнонена Кочеткова никогда не танцевала, с солистом екатеринбургского театра Андреем Сорокиным встретилась на репетициях впервые.
Работать с Кочетковой легко — это очень ответственная и дисциплинированная танцовщица, которая всегда выступает в немодной нынче манере, напоминая таких балерин прошлого, как Екатерина Максимова, когда обобщенному жесту, недотянутому носку и нечеткой позиции говорится твердое «нет».
Она женственная, деликатная, с легкими красивыми ногами
— как только она вышла в большой белой пачке, сразу вспомнился ее выпускной экзамен в МГАХ и выступление на конкурсе в Москве на исторической сцене Большого театра.
Какие-то технические неполадки (развязалась ленточка, начала предательски соскальзывать юбка) не могут помешать творческому запалу Кочетковой — она танцует в любом случае, ее ничего не может отвлечь.
Сорокин стал ее грамотным галантным партнером в па де де из «Щелкунчика», показывал «бриллиант» с лучших сторон, чтобы зритель только успевал поражаться. Важность момента опять же — неизвестно когда еще сложится такая гармоничная пара, или, когда мы увидим в «Щелкунчике» Кочеткову. Ее театр, если и приедет на гастроли когда-то, то привезет авангардный авторский репертуар, в котором балерина занимает почетное положение.
Кочеткова также станцевала свое коронное дизайнерское соло от Йормы Эло под названием «One overture» на музыку Бибера. Как крошечная балерина Дега, в маленькой ущербной пачечке готовится показать большое па... Это соло хореограф сочинил специально для Марии, когда она вместе с другими балеринами из разных театров принимала участие в проекте С. Даниляна «Отражения».
Еще один зарубежный гость Алессио Карбоне из Парижской оперы станцевал хореографию Р. Пети — финальное соло из балета «Арлезианка».
Только в «ногах» у артистов Парижской Оперы хореография французского авангардиста 50-х годов продолжает смотреться остро актуальной. Алессио является одним из ведущих исполнителей его хореографии в общем, и «Арлезианки» в частности.
Особое услаждение для глаза доставили солисты Датского королевского балета,
которые накануне гала в Екатеринбурге выступили в Москве в концерте лауреатов «Бенуа де ля данс». Когда видишь премьеров из Дании такого класса, начинаешь успокаивать расшалившиеся нервы — вот есть места, где всё идет по старинке, где национальное ставится превыше всего, где Бурнонвиль и Баланчин по-прежнему считаются богами.
В Москве пара (американка Джейме Крэндалл и датчанин Албан Лендорф) станцевали па де де из «Фестиваля цветов в Дженцано», напомнив о «золотом веке» Датского балета при Бурнонвиле, а на Урале — «Па де де» Чайковского-Баланчина. Последний, как известно, часть своего вдохновения почерпнул именно в датской школе. И сегодня это «Па де де», заигранное в концертах до дыр, смотрится очень гармоничным в исполнении датчан, которые танцуют музыку, а не играют сюжет, рисуют текст, избегая сюжетных намеков.
История мужчины и женщины — конечно, но не соревнование в скорости и выворотности.
Екатеринбургские солисты — Лариса Люшина, Арутюн Аракелян и Александр Меркушев — подготовили для концерта маленький шедевр братьев Легатов — па де труа из балета Й. Байера «Фея кукол». Раньше его танцевали студенты старших классов Вагановской академии на показательных концертах.
Это настоящий питерский раритет — с ароматом ретроградного балета начала прошлого века. Легаты, когда его сочиняли, решили не замечать хода времени, изменений в балетной эстетике и так далее — все ради сохранения академической чистоты. Солисты неистово старались и их подарок к столетнему юбилею родного балета пришелся как нельзя впрок. Па де де сюжетное — оно о том, как два наштукатуренных гримером от души арлекина оспаривают друг у друга внимание капризной и глупой коломбины, она — на пальцах, они — прыжками и пируэтами.
Для баланса классики и модерна солисты Пермского театра Наталья Моисеева и Иван Порошин показали фрагмент из балета Дугласа Ли «Сувенир» на музыку Г. Брайерса. Отличное исполнение, чувство ритма, партнерство — словом, качество одной из ведущих российских балетных трупп, вырвавшейся вперед за счет передового современного репертуара и грамотной политики ее шефа Алексея Мирошниченко.
В финальном акте давали Большое классическое па из балета «Пахита»,
перенесенное в Екатеринбург год назад из Петербурга Вячеславом Мухамедовым. На роль Люсьена позвали Александра Сергеева из Мариинки. И оказалось, что у него был дебют. В роли Пахиты — прима екатеринбургской труппы Елена Кабанова. Еще одно идеальное партнерство.
Сергеева можно уже назвать ветераном ультрасовременной хореографии. С начала 2000-х он стоит в первых рядах премьер Форсайта, Доусона, Мирошниченко, Вальц и др. Обладая необыкновенной пластикой для этого типа хореографии, Сергеев долго находился вдалеке от белой классики. Но сейчас постепенно он меняет амплуа — его коньком становятся роли в больших многоактных балетах. От Меркуцио и Эспады он уже перешел к Ромео, Альберту, Зигфриду.
У Кабановой есть определенная звёздность — она знает себе и своим перфектным формам цену.
Сергееву только надо было красиво и достойно ее подать, и стать рядом с ней блестящим кавалером, ибо мариинская «Пахита» Петипа — это сугубо женский балет. Солистки в вариациях, особенно Елена Воробьева, которая осталась в этот вечер без своего бенефиса, так как отменили «Вариации Сальери», оспаривали первенство у самой Пахиты. Но женское танц-соревнование, как мы знаем, в этом и многих других балетом заложено самим Мариусом Петипа.
«Пахита» прошла блистательно.
На поклоны пригласили всех участников гала и всех педагогов театра, даже тех, у кого был в этот день выходной.
Люди здесь работают скромные — стеснялись выходить к рампе не на своем спектакле.
Но это был именно их вечер.
Они и есть та весомая часть столетней истории екатеринбургского балета, кому зрители могут успеть запечатлеть свое почтение и уважение.
Между тем труппа находится в невероятном напряжении — уже на следующий после гала-концерта день артисты вернулись в репетиционные залы, где готовится большая премьера — трехактный балет В. Самодурова «Цветоделика» на музыку Пуленка, Пярта и Чайковского.
Фото П. Стадник и К. Анисимова