итал. — violino, уменьшит. от viola; франц. — violon; англ. — violin; нем. — Violine, Geige
Струнный смычковый музыкальный инструмент. Скрипка — наиболее высокий по тесситуре из инструментов скрипич. семейства, к к-рому относятся также альт и виолончель (контрабас происходит от контрабасовой виолы, хотя в процессе своего формирования он испытал сильное воздействие скрипичных инструментов). 4 струны С. настроены по квинтам (строй: g, d, a1, e2), диапазон свыше 4 октав. В отд. случаях строй меняется (см. Скордатура). При игре С. держится на левом плече (а brасcio). Партия нотируется в скрипичном ключе. Общая длина С. ок. 600 мм. В педагогич. процессе применяются С. и меньших размеров: 3/4, 1/2, 1/4, 1/8. Ранее изготовлялись т.н. карманные скрипки - пошетты. С. имеет овальный корпус с характерными вырезами по бокам ("талия") для ведения смычка; состоит из 2 слегка выпуклых дерев. пластин - дек, соединённых обечайками. Для укрепления дек по их краю проложены дерев. 3-слойные полоски - ус (в нек-рых итал. и польских инструментах - двойной ус). Верхняя дека имеет дерев. пружину, приклеенную изнутри, и 2 резонаторных отверстия - эфы. Между эфами и под струнами расположена слегка закруглённая подставка. Струны закреплены на подгрифке (струнодержателе), зацепленном петлёй из толстой жильной струны за пуговку, вклеенную в обечайку. С противоположной от подставки стороны струны проходят над слегка закруглённой пластиной - грифом и натягиваются до его приподнятого края - порожка. Гриф укреплён на вклеенной в корпус шейке, представляющей собой закруглённую планку, переходящую в коробку, в к-рую вставлены колки, и заканчивающуюся специфич. завитком - "улиткой". На колки навиваются концы струн. Внутри корпуса между деками около правой стороны подставки вставляется цилиндрич. дерев. штифт ("душка"), передающий колебания с верхней деки на нижнюю. К С. прикрепляется также подбородник (слева от подгрифка), обеспечивающий более устойчивое положение при держании инструмента. Верхняя дека, душка и пружина изготавливаются из т.н. резонансной ели; гриф, подгрифок, колки, подбородник, пуговка - из чёрного дерева (ныне также из пластмассы), остальные части - из явора (волнистого клёна). Корпус и шейка С., включая завиток, покрываются цветным лаком. Старинные инструменты имели более короткую шейку, к-рая вклеивалась под другим углом, меньший по размеру гриф, более слабую пружину, более низкую и толстую подставку; подбородник отсутствовал, струны были толстые, жильные.
Скрипачи держали С. справа от подгрифка. Во 2-й пол. 18 в. шейки у С. были удлинены, пружины стали делать более сильными, подставки - более высокими и тонкими, что изменило диапазон и звучание С., тембр стал более ярким, насыщенным и сильным - в соответствии с новыми эстетич. требованиями. Большую роль в этом сыграла также реформа скрипичного смычка.
Осн. способ звукоизвлечения на С. - ведение смычком по струне. Применяется и способ игры щипком - pizziccato. Изменение высоты звука осуществляется постановкой пальцев левой руки на струны и прижатием их к грифу. Возможна и игра флажолетами, извлечение двойных нот и аккордов. Изменением характера движения смычка можно добиться разнообразного звучания (см. Штрих).
С. как проф. инструмент возникла в кон. 15 в. Существуют многочисл. теории происхождения С., в т.ч. от смычковых арабских, среднеазиатских, закавказских инструментов, занесённых в Европу, от смычковых инструментов сканд. и прибалтийских стран, от ср.-век. кроты, жиги, смычковой лиры, семейства виол и др. Наибольшее распространение получила теория синтеза - происхождения С. от ср.-век. инструментов типа фиделя (гл. обр. южнослав.) и ребека. Исследования 1970-х гг., произведённые на основе археологич. раскопок и иконографич. находок, свидетельствуют о безусловной связи С. с нар. инструментарием славян. На территории Польши, а также Зап. Украины и Белоруссии ещё в 14 в. широкое распространение получили 3-струн. смычковые инструменты под назв. "скрипица", "скрипель", настроенные по квинтам, без ладов на грифе, обладающие многими признаками С., в то время как в Зап. Европе господствовали много-струн. инструменты терцо-квартового строя с ладами на грифе. Представляют интерес и более древние слав. инструменты (в т.ч. польские мазанки и др.), к-рые обладали ярким, острым тембром, высокой тесситурой, "скрипящим" звучанием (отсюда и польское назв. С. - skrzypce). О т.н. польских С. писали нем. музыковеды М. Агрикола (нач. 16 в.), позднее М. Преториус. К кон. 15 в. в Польше закончился процесс формирования типа С., получившего затем назв. "предклассического". Используя накопленный в народе опыт изготовления инструментов и совершенствуя нар. тип С., мастера Польши, Италии и Франции на протяжении 15-16 вв. одноврем. выработали тип С., ставший классическим. Установились точная конструкция, особенности звучания, тембра С. В результате возник инструмент, сочетавший специфически скрипичное звучание с высокой тесситурой, ярким и насыщенным тембром и обладающий большими технич. возможностями.
Наиболее ранние изображения С., близкой к инструментам классич. формы, - скульптурные: на фронтоне одного из домов центр. части Гданьска (1505) и на надгробии Ф. Ягеллона в Кракове (1510). Одно из первых изображений С. в итал. живописи - 3-струн. инструмент (далёкий ещё от классич. формы) на картине Г. Феррари "La Madonna degli aranci" (1529). В отличие от слав. стран, в др. европ. странах С. к нач. 16 в. не имела собств. названия. В Италии она называлась "виола с 3 струнами без ладов" (N. Vicentino, "L'antica musica", Roma, 1555). Во Франции для обозначения С. использовали провансальское назв. инструмента 15 в. - violon. В Германии словом Geige обозначались "польские скрипки" (в работах Агриколы).
В 16-18 вв. в разных странах Европы сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров: в Польше - М. Добруцкий, семьи Гроблич и Данкварт; в Италии - Г. да Сало, Дж. Маджини (Бреша), А. и Н. Амати, Дж. Гварнери дель Джезу, А. Страдивари (Кремона), Д. Монтаньяна, Санто Серафино (Венеция), П. Гранчино, К. Тесторе, Дж. Гваданини (Милан), А. Гальяно (Неаполь) и др.; в Германии - Я. Штейнер, семья Клоц. В творчестве итал. мастеров, в первую очередь кремонской школы, окончательно сформировалась конструкция С. В Кремоне созданы во многом непревзойдённые образцы классич. С., до сих пор применяющиеся в исполнит. практике. К кон. 18 в. развернулось массовое ремесленное производство С. (особенно в Тироле), а затем и фабричное изготовление инструментов. Индивидуальное иск-во мастеров постепенно пришло в упадок; среди немногих позднейших мастеров - Н. Люпо, Ж. Б. Вильом, Э. Ватло (Франция), В. Панормо и бр. Хилл (Англия), Я. Кулик, Ф. Шпидлен (Чехословакия), И. А. Батов, H. P. Киттель и А. И. Леман (Россия), создавшие образцы конц. инструментов. Завоевали известность сов. мастера - E. P. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. А. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, В. И. Зедник, Л. А. и Б. Л. Горшковы, А. С. Кочергин и др. В СССР в 1919 создана Гос. коллекция муз. инструментов, к-рая непрерывно пополняется лучшими образцами С.
В процессе эволюции С., связанном с расширением форм музицирования при демократизации культуры в эпоху Возрождения, с развитием гомофонного мелодич. стиля, обогатились выразит. возможности инструмента. Благодаря близости звучания к человеческому голосу, способности воспроизводить мелодии большого дыхания, сильному эмоциональному воздействию на слушателей С. стала ведущим инструментом в Европе, несмотря на конкуренцию семейства виол, применявшихся в дворянском быту; особенно острой борьбой процесс утверждения господства С. сопровождался во Франции. Ещё в 1740 был напечатан трактат Ю. Ле-Блана "В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и притязаний виолончели". Применение С. в проф. иск-ве вызвало к жизни новые инстр. жанры - сольную сонату и концерт, возникшие в 17-18 вв. именно как скрипичные жанры. С. уже с нач. 17 в. применялась в оркестре (впервые введена К. Мон-теверди в опере "Орфей" под назв. "violino piccolo alla franзese", 1607). К сер. 18 в. наряду с др. инструментами скрипичного семейства она стала основой классич. состава симф. оркестра и струн. квартета. Самые ранние сольные произв. для С. появились в Италии в нач. 17 в. - сонаты с basso continuo Б. Марини, М. Уччелини, Дж. Легренци, Дж. Б. Витали. Первые произв. концертирующего стиля создали А. Яжембский (1627), позднее - Дж. Торелли. Первые произв., основанные на принципах concerto grosso, написал А. Страделла (Sinfonia, 1676), первые совершенные образцы принадлежат А. Корелли (ок. 1680). Расцвет сольного скрипичного исполнительства приводит в 17-18 вв. к формированию ярких нац. скрипичных школ - итальянской (А. Вивальди, Ф. Джеминиани, П. Локателли, Дж. Тартини, Г. Пуньяни), французской (Ж. Б. Люлли, Ж. М. Леклер, П. Гавинье, Дж. Б. Виотти), польской (А. Яжембский, Ф. Дурановский, Ф. Яневич), чешской (Ф. Бенда, Я. Стамиц и его сыновья, П. и А. Враницкие), немецкой (И. Вальтер, И. Вестхоф), австрийской (Г. И. Ф. Бибер, К. Диттерсдорф). Форма смычка и слабо натянутый волос давали возможность скрипачам 17-18 вв. исполнять на С. многогол. аккорды (в т.ч. в соч. И. С. Баха).
В 19 в. огромную роль в развитии скрипичного исполнительства сыграло иск-во Н. Паганини. Он расширил образную сферу скрипичных произв., ввёл новые приёмы игры, заложил основы совр. скрипичной техники. Выдающиеся скрипачи 19 в. - П. Роде, Р. Крейцер, П. Марсик, П. Байо (Франция), К. Липиньский, Ап. Контский, Г. Венявский, И. Лотто, С. Барцевич (Польша), Й. Славик, Ф. Лауб, Ф. Ондржичек (Чехия), Г. Эрнст (Моравия), Л. Шпор, Ф. Давид, Й. Иоахим, А. Вильгельми (Германия), Ш. Берио, А. Вьетан, Э. Изаи (Бельгия), П. Сарасате (Испания), У. Булль (Норвегия), Й. Майзедер, Г. Хельмесбергер, Я. Донт (Австрия).
Главой рус. скрипичной школы в 18 в. был крупнейший исполнитель и композитор И. Е. Хандошкин; в 19 в. выдвинулись Г. А. Рачинский, А. Ф. Львов, Н. Д. Дмитриев-Свечин, Н. Я. Афанасьев, А. Д. Бродский, В. В. Безекирский, И. И. Котек. В России развернулась педагогич. деятельность поляка Г. Венявского, чехов Ф. Лауба и И. Гржимали. Из скрипичного класса Петерб. консерватории, возглавляемого Л. Ауэром, в нач. 20 в. вышла плеяда выдающихся исполнителей - Я. Хейфец, Е. А. Цимбалист, М. Эльман, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин. На основе плодотворного развития и продолжения прогрессивных рус. и заруб. традиций сложилась сов. скрипичная школа. Победы сов. скрипачей на междунар. конкурсах выдвинули скрипичную школу СССР на одно из первых мест в мире. Крупнейшие сов. скрипачи - М. Г. Эрденко, Полякин, Цейтлин, Б. О. Сибор, Д. Ф. Ойстрах, М. И. Фихтенгольц, Л. Б. Коган, И. С. Безродный, М. И. Вайман, В. А. Климов, И. Д. Ойстрах, Б. Л. Гутников, В. В. Третьяков, О. В. Крыса, С. И. Снитковский, В. А. Пикайзен, В. Т. Спиваков.
Выдающиеся заруб. исполнители 20 в. - Л. Капе, Ж. Тибо, Ж. Невё, З. Франческатти (Франция), Ф. Крейслер (Австрия), Я. Кубелик, Я. Коциан, В. Пшигода, Й. Сук (Чехословакия), Дж. Энеску (Румыния), Б. Губерман, П. Коханьский, Г. Бацевич, В. Вилкомирская, А. Кулька (Польша), Хейфец, Цимбалист, Эльман, H. Мильштейн, И. Менухин, Р. Риччи, И. Стерн (США), Г. Шеринг (Мексика), Ё. Хубаи, Ф. Вечей, Й. Сигети (Венгрия), К. Флеш, А. Буш, В. Бурместер, Г. Куленкампф (Германия), А. Грюмьо (Бельгия), Ф. Гулли (Италия) и др.
В течение более трёх столетий для С. создавались многочисл. сольные и камерные произв. В совр. репертуаре и педагогич. практике из произв. 18 в. сохранялись сонаты и партиты для С. соло и концерты И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Дж. Тартини, сонаты Г. Генделя, сонаты и концерты И. Гайдна и В. А. Моцарта; лучшие скрипичные произв. 19 в. - сонаты и концерты Л. Бетховена, И. Брамса, концерты Ф. Мендельсона, А. Дворжака, К. Сен-Санса, Э. Лало, М. Бруха, сонаты Э. Грига, виртуозные произв. Н. Паганини, А. Вьётана, Г. Венявского, П. Сарасате и др.; среди сочинений для С. композиторов 20 в. - концерты Я. Сибелиуса, К. Шимановского, Э. Элгара, У. Уолтона, Б. Бриттена, Д. Мийо, А. Онеггера, П. Хиндемита, А. Шёнберга, А. Берга, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, С. Барбера, А. Копленда и др.; сонаты М. Равеля, К. Дебюсси, Онеггера, Э. Блоха, Э. Изаи, Б. Бартока и др. Рус. скрипичная лит-ра в репертуаре совр. скрипачей представлена концертами П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. С. Аренского, Г. Э. Конюса, С. М. Ляпунова, конц. сюитой С. И. Танеева, "Фантазией на русские темы" Н. А. Римского-Корсакова, сонатами Н. К. Метнера, А. Ф. Гедике, Г. Л. Катуара, пьесами Чайковского, Глазунова, С. В. Рахманинова; мировой популярностью пользуются концерты сов. комп. С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, часто исполняются также концерты Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, сонаты Прокофьева, Шостаковича, М. С. Вайнберга, А. А. Бабаджаняна, А. И. Хачатуряна, К. С. Хачатуряна, А. Я. Эшпая и др. Образцы нац. скрипичных концертов создали Б. Д. Дварионас, А. Д. Мачавариани, К. А. Караев, А. А. Бабаджанян, А. Г. Рзаев и др.
Литература: Зеленский Д., Итальянские смычковые инструменты, Полтава, 1886; Леман A., Книга о скрипке, М.-Лейпциг, 1893, 1903; его же, Акустика скрипки, М.-Лейпциг, 1903; Mихель A., Краткая энциклопедия смычковых инструментов, М., 1894; Пруха М., Скрипка, её история и алфавитный указатель скрипичных мастеров..., Орёл, 1902; Сб. работ Комиссии по музыкальному инструментоведению, вып. 1, М., 1926; Современные смычковые инструменты, М., 1926; Леонтьев A., Правда о скрипке, Рига, 1939; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1, М.-Л., 1950; его же, Исследования, статьи, очерки, М., 1971; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, т. 1, М.-Л., 1951; Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. Доброхотова, М.-Л., 1952, 1964; Струве Б., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Подгорный Т., Из записок мастера, М., 1960; Раабен Л., Скрипка, М., 1963; Стахов В., Скрипка и её мастера в наши дни, Л., 1978.
В. Ю. Григорьев