Амати (итал. Amati) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов.
Андреа Амати (ок. 1505 — до 1580) — родоначальник школы скрипичных мастеров в Кремоне. Принадлежал к одной из старинных фамилий города. Начал работать в детстве (сохранились инструменты с этикеткой 1546). В нек-рых ранних инструментах форма эфов и очертания модели несколько напоминают работы Г. да Сало, что дало основание исследователям считать Амати его учеником.
Амати впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано). Делал скрипки преим. небольшие, с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клён (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда из груши и платана. Добился ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания. Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные др. мастерами, гл. обр. касались силы звука. В настоящее время инструменты Амати встречаются редко.
Сыновья Андреа Амати — Андреа Антонио Амати (1555—1640) и Джироламо Амати (1561 — 2 XI 1630). Работали вместе (примерно 1577–1630). Их инструменты отличаются от инструментов отца более изящными, неск. орнаментальными очертаниями модели, элегантными длинными средними вырезами, длинными углами. Своды более выпуклые, с заметным углублением вдоль краёв дек. Эфы изогнутого рисунка. Звучание инструментов ясное, чистое и нежное.
Николо Амати (3 XII 1596 — 12 IV 1684) — сын и ученик Дж. Амати. Наиболее известный из семьи Амати. Он довёл тип скрипки, выработанный представителями семейства Амати, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364–365 мм), т.н. Grand Amati, мастер усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак, как и у др. мастеров Амати, золотисто-жёлтый с лёгким коричневым оттенком, иногда встречается красный. Отличны и виолончели Николо Амати. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо Амати 2-й (1649–1740), А. Гварнери, Ф. Руджери и А. Страдивари.
Литература: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. Доброхотова, М.-Л., 1952, М., 1964; Jаlоveс К., Italienische Geigenbauer, Prag., 1957; его же, Enzyklopadie der Geigenbauer, (Praha), 1965.
Б. В. Доброхотов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.