Творчество Джузеппе Тартини стало одной из вершин и своеобразным итогом развития итальянской скрипичной школы в XVI-XVIII столетиях. Его сонаты и концерты для скрипки и по сей день не потеряли привлекательности и для исполнителей, и для публики. Из более чем трехсот пятидесяти сочинений, написанных композитором, подавляющее большинство составляют произведения для скрипки, а большую часть скрипичного творчества составляют сольные сонаты – Тартини создал две сотни сонат.
Яркая образность композиторского мышления Тартини проявляется в стремлении к программности: некоторые сонаты имеют заглавия («Покинутая Дидона», «Дорогая тень», «Император»), стихотворные эпиграфы (иногда – собственного сочинения).
Тартини внес немало нового в скрипичную технику. Увеличив длину смычка, он смог сделать штриховую палитру более разнообразной. Утолщение струн сделало звук более насыщенным. Важное значение для скрипичного интонирования имел открытый им феномен terzo suono – иллюзорный тон, образующийся при точном соотношении двух тонов в консонирующем интервале. Композитор охотно использовал высокие позиции, трели, форшлаги, морденты, пассажи с использованием нескольких струн, аккордовую технику (впрочем, чаще у него встречаются разложенные аккорды). Применительно к технике правой руки современники говорили, что Тартини на скрипке «не играет, а поет». Он стремился приблизить звучание инструмента к человеческому голосу, уделяя исключительное внимание артикуляции, и кантилена играет большую роль в творениях Тартини, включая сонаты. Штриховые лиги у него очень часто совпадают с фразировочными.
Сонаты Тартини впервые опубликованы в 1732, 1734 и 1743 гг. в Амстердаме. Большинство из них трехчастны. В двенадцати сонатах Op. 1 ощущается влияние Арканджело Корелли, тем не менее, в них уже проступают своеобразные черты – индивидуализация тематизма, отказ от полифонического склада в пользу гомофонно-гармонического в быстрых частях. В особенности это характерно для сонат №№ 7-12 (первые шесть ближе к жанру церковной сонаты). Впоследствии эти различия сглаживаются, композитор создает собственный тип сонаты, предвосхищающий классическую сонату.
Благородная простота и напевность характерны для шести сонат Op. 2. Полифония здесь еще в большей степени «отступает» перед гомофонно-гармоническим складом. Отказываясь от фугированного склада быстрых частей, композитор отдает предпочтение двухчастной репризной форме. В финалах возникает вариантная повторность, а иногда используется вариационная форма. Часто композитор использует обозначения, указывающие и на темп, и на характер исполнения (например, Andante cantabile или Allegro con spirito).
Особую известность приобрели две сонаты Тартини, имеющие программные заглавия. Первая из них – «Покинутая Дидона» – создана под впечатлением стихотворных строк Метастазио, предпосланных ей в качестве эпиграфа. Соната трехчастна, но в некоторых изданиях между двумя быстрыми частями помещается медленная, позаимствованная одним из издателей из иной сонаты композитора. Первая часть – Affettuoso – исполнена лирического чувства и имеет контрастное строение: за проникновенной лирикой следует мажорный скерциозный эпизод. Медленная часть сменяется целеустремленным, волевым Presto. В финале ритм жиги смягчается оттенком печали. В сонате немало виртуозных приемов.
Сам Тартини считал своей лучшей сонатой «Дьявольскую трель», созданию которой предшествовала история, достойная приключенческого романа. Молодость композитора была весьма бурной: вопреки воле отца, желавшего видеть сына священником, Джузеппе отправился в Падую, чтобы учиться юриспруденции, но одновременно пристрастился к игре на скрипке. В 1710 г. Тартини женился на племяннице кардинала, в результате чего ему пришлось спешно покинуть Падую и в течение двух лет скрываться в Ассизи в минористком монастыре. Все это время он совершенствует свое скрипичное мастерство. Согласно легенде, распространению которой способствовал сам Тартини, именно тогда ему явился во сне дьявол, готовый исполнить любое желание в обмен на душу. Композитор вручил ему скрипку и попросил что-нибудь сыграть. Музыка, которую исполнил дьявол, оказалась столь прекрасной, что композитор забыл о страхе перед ночным гостем, а проснувшись, немедленно записал ее… Увы, сопоставив результат своего труда с тем, что он услышал во сне, Тартини был разочарован настолько, что едва не разбил свою скрипку!
В последующие годы он перерабатывал и совершенствовал это произведение, и в 1740 г. родилась окончательная версия сонаты, названной «Дьявольской трелью». Ее поэтичная первая часть – Larghetto affettuoso – основана на ритме сицилианы, вторая – Tempo giusto (Allegro) – исполнена драматизма и мужества. Финал слагается из двух трижды сменяющихся контрастных разделов – патетически-певучего Grave и темпераментного Allegro assai.
Композиторское творчество Тартини, неразрывно связанное с исполнительским, сыграло важную роль в становлении жанра сонаты.