Балет и танец в кино
Первые попытки зафиксировать танец на плёнке были сделаны на заре кинематографа. Ещё в 1894 Т. А. Эдисон снял на кинетоскопе фильм «Танец змеи» (танцовщица А. Уитфорд-Мур). В 1899 пионер франц. кино Ж. Мельес запечатлел итал. балерину П. Леньяни во фрагменте из балета «Золушка». Несмотря на малую подвижность камеры и сложности при синхронизации танца и муз. сопровождения, на протяжении всей истории немого кино проводились многочисл. опыты включения танца в художеств. ткань фильма. В России, где артисты балета часто обращались к кинематографу (напр., работа на студии Ханжонкова солистки Большого театра В. А. Каралли и др.), были отсняты целые фильмы-балеты: «Коппелия» (1913, с участием Е. В. Гельцер) и «Азиадэ» (1918, с участием М. М. Мордкина и М. П. Фроман). К эпохе немого кино относятся и первые опыты фиксации балетов в учебных и документальных целях (балетм. Л. Ф. Мясин и М. Грэхем). Интерес представляют экспериментальная лента «Лилия жизни» (1920, танцовщица Л. Фуллер) и несколько документальных фрагментов (снятых по инициативе Д. Фэрбенкса), запечатлевших танец А. П. Павловой.
С появлением звукового кино в США популярным становится фильм-ревю. Опыт мюзик-холла Ф. Зигфелда («Зигфелд-Фоллиз», США), технич. достижения, накопленные кино к 30-м гг., позволили создать особый вид зрелища с участием «звёзд» эстрады — певцов, танцовщиков и др. Реж. Л. Бэкон в сотрудничестве с балетм. Б. Беркли пост. фильмы «42-я улица» (1933), «Парад рампы» (1933), «Чудо-бар» (1937). В 1938 балетш. Дж. Баланчин пост. танцы в фильме реж. Д. Маршалла «Голдвин-Фоллиз» (с А. Менжу и В. Зориной), затем в фильмах «На пуантах» (1939), «Я была искательницей приключений» (1940, с Зориной и Л. Кристенсеном; в картину включены фрагменты из балета «Лебединое озеро» в ред. Баланчина) и «Звёздно-полосатый ритм» (1943, с Зориной).
С фильмами-ревю соперничали муз. фильмы с участием танц. пары Дж. Роджерс — Ф. Астер: «Полёт в Рио» (1933), «Весёлый развод» (муз. К. Портера, реж. М. Сандрич, 1935), «Потанцуем?» (1937), «Беззаботный» (1938) и др. Во Франции создавались художеств. фильмы с участием танцовщиков парижской Оперы: «Умирающий лебедь» (1937, реж. Ж. Бенуа-Леви и М. Эпштейн, балетм. С. Лифарь, с М. Славенской, И. Шовире и Ж. Шарра), «Грехи молодости» (1942, с Шовире), «Капитан» (1945, с М. Рено); «Возвращённый» (1946), «Вот она, красавица» (1950) и «Гран-Гала» (1953) — все три с Л. Чериной, и мн. др.
С нач. 1950-х гг. в США получили распространение фильмы в жанре мьюзикла. К этому жанру обратились многие совр. балетмейстеры. Поставленные первоначально театрами Бродвея мьюзиклы переносились затем на экран: «О городке» Л. Бернстайна (1949, балетм. Роббинс), «Оклахома!» П. Роджерса (1954, балетм. Де Милль), «Семь невест для семи братьев» (1954, балетм. М. Кидд), «Хелло, Долли!» Дж. Хермена (1964, балетм. Г. Чемпион), «Милая Чарити» М. Коулмена (1968, балетм. Б. Фосс) и др.
Наиболее интересна экранная версия мьюзикла Л. Бернстайна «Вестсайдская история» (1962, реж. Р. Уайз), в которой балетм. Роббинс достиг редкостного слияния хореографич. действия с монтажным ритмом фильма, виртуозно использовал возможности широкого экрана и стереофонии. Популярностью пользовались снятые в США муз. фильмы балетмейстера и танцовщика Дж. Келли: «Американец в Париже» (1950, с Л. Кэрон), «Приглашение к танцу» (1952, 1956, с К. Сомбер, Т. Тумановой, Д. Адамс, К. Бесси, И. Юшкевичем) и др.
Амер. фильм «Красные башмачки» (1948, реж. Э. Пресбургер и М. Поуэлл, балетм. Р. Хелпмен и Мясин, с участием М. Ширер) положил начало жанру полнометражных фильмов-балетов, ставившихся с нач. 50-х гг. во многих странах. Среди них: «Длинноногий папочка» (1954), «Хрустальный башмачок» (1954, с Кэрон), «Раз-два-три-четыре, или Чёрные трико» (1960, реж. Т. Янг; включал одноактные балеты «Пожирательница бриллиантов», «Сирано де Бержерак», «Кармен» и «Траур на 24 часа», с Р. Жанмер, Р. Пти, М. Ширер, С. Шарис и М. Шевалье) — все пост. Р. Пти в США; «Сон в летнюю ночь» (1966, балетм. Баланчин, США), «Лебединое озеро» (1966, спектакль Венской гос. оперы, с М. Фонтейн), «Ромео и Джульетта» (1967, балетм. К. Макмиллан, с участием М. Фонтейн), «Жизель» (1969, труппа Балет Кубы, с А. Алонсо, и труппа «Американ балле тиэтр», с К. Фраччи и Э. Бруном), «Весна священная» (балетм. М. Бежар), «Я люблю тебя, ты танцуешь» (1975, реж. Ф. Вейерганс, с участием Бежара и Р. Пулворде) и др.
В СССР в кон. 30-х гг. и в первые послевоен. годы были созданы фильмы-концерты, в которые входили и отдельные балетные номера в исполнении выдающихся мастеров сов. театров. Позже появились фильмы, содержавшие большие фрагменты из классич. балетов: фильм «Мастера русского балета» (1954) включал в себя монтаж балетов «Лебединое озеро» (с Г. С. Улановой, Н. М. Дудинской, К. М. Сергеевым), «Бахчисарайский фонтан» (с Улановой, М. М. Плисецкой, П. А. Гусевым, Ю. Т. Ждановым, И. Д. Вельским) и «Пламя Парижа» (с В. М. Чабукиани и М. Готлиб).
С 50-х гг. начали создаваться полнометражные фильмы-балеты: «Ромео и Джульетта» (1955, балетм. Л. М. Лавровский, с Улановой, Ждановым, А. Н. Ермолаевым, С. Г. Коренем), «Лебединое озеро» (1957, с Плисецкой и Н. Б. Фадеечевым), «Венецианский мавр» («Отелло», 1961, балетм. В. М. Чабукиани, с Чабукиани, В. В. Цигнадзе и З. М. Кикалейшвили), «Золушка» (1961, балетм. Р. В. Захаров, с Р. С. Стручковой и Г. Ледях), «Конек-Горбунок» (1961, балетм. А. И. Радунский, с Плисецкой и В. В. Васильевым), «Спящая красавица» (1964, балетм. К. М. Сергеев, с А. И. Сизовой, Ю. В. Соловьёвым и Н. М. Дудинской), «Балерина» (1966, фрагменты из балетов «Раймонда» и «Кармен-сюита»). Спектакль Большого театра «Жизель» (с Улановой и Фадеечевым), показанный на гастролях в Лондоне в 1956, был снят на плёнку англ. кинематографистами.
Значит. опытами освоения специфич. возможностей кино при создании жанра «кинобалета» стали сов. фильмы 70-х гг. (пост. на основе спектаклей Большого театра): «Анна Каренина» (реж. М. М. Пилихина, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов, с Плисецкой, М. Э. Лиепой, Н. И. Сорокиной и др.), «Спартак» (режиссёр В. К. Дербенёв, балетм. Ю. Н. Григорович, с В. В. Васильевым, Н. И. Бессмертновой, Н. В. Тимофеевой и Лиепой), «Грозный век» («Иван Грозный», реж. Дербенёв, балетм. Григорович, с Ю. К. Владимировым и Бессмертновой).
В 1960–70 на Центр. студии телевидения пост. телефильмы-балеты: «Граф Нулин» Асафьева (балетм. В. А. Варковицкий, с О. В. Лепешинской, С. Г. Коренем, Я. Г. Сангович, А. И. Радунским), «Подпоручик Киже» на муз. Прокофьева (балетм. О. Г. Тарасова и А. А. Лапаури, с Р. С. Стручковой и Васильевым), «Трапеция» на муз. Прокофьева (реж. Ф. Слидовкер, балетм. Рыженко и Смирнов-Голованов, с Е. С. Максимовой), «Озорные частушки» (реж. В. А. Граве, балетм. те же, с Сорокиной и Владимировым), «Тристан и Изольда» на муз. Вагнера (балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, с Касаткиной и С. Н. Радченко), «Хореографические новеллы» (реж. В. Граве, балетм. те же, с Плисецкой, Васильевым, Максимовой, Бессмертновой, Л. И. Семенякой и др.), «Паганини» на муз. Рахманинова (реж. тот же, балетм. Л. М. Лавровский, с М. В. Кондратьевой и Я. Д. Сехом), «Дуэт» (посв. творчеству Васильева и Максимовой), «Гибель розы» на муз. Малера (балетм. Р. Пти, с Плисецкой и В. П. Ковтуном), «Жизель» (реж. В. И. Граве, с Бессмертновой и М. Л. Лавровским), «Шопениана» (реж. тот же, с Бессмертновой и А. Ю. Богатырёвым), «Дуэт молодых» (посв. творчеству Н. В. Павловой и В. М. Гордеева), «Солисты Большою балета» (реж. Слидовкер, с Тимофеевой и Лавровским), «Мцыри» Торадзе (реж. Какабадзе, балетм. и исполнитель Лавровский), «Кармен-сюита» (реж. Слидовкер, балетм. А. Алонсо, с Плисецкой, Радченко, Л. Араухо и др.), «Поэзия танца» («Болеро» и «Айседора», реж. Слидовкер, исполнительница Плисецкая), «Сильфида» Лёвеншелля (реж. Е. Мачерет, балетм. Э. М. фон Розен, с Т. И. Фесенко, А. М. Сидоровой, А. В. Мальгиной), «Галатея» на муз. Лоу (реж. А. А. Белинский, балетм. Д. Брянцев, с Максимовой, М. Э. Лиепой, В. Н. Гуляевым), «Старое танго» (реж. и балетм. те же, с Максимовой).
За рубежом были пост. телефильмы-балеты: «Федра» Орика (балетм. М. Шпаремблек, с участием К. Мот и Ж. П. Бонфу), «Онегин» на муз. Чайковского, в аранжировке Штольца (балетм. Дж. Кранко, с участием М. Хайде и Р. Крэгана), «Гамлет» на муз. Уолтона, «Дама с камелиями» на муз. Верди и «Сильфида» — все балетм. П. Лакот, с участием Г. Тесмар и М. Денара. В США созданы телефильмы, посв. творчеству ведущих солистов, хореографов и балетных трупп страны, экспериментальные фильмы художника и кинорежиссёра Э. Эмшвиллера, созданные им с хореографом А. Николайсом и др.
В. М. Паппе
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.