Парадоксально, но факт: российская исполнительская школа скрипачей считается одной из лучших в мире, а российской школы скрипичных мастеров практически нет. В каталогах международных конкурсов мастеров Италию регулярно представляют около 50 человек, Францию — 36, Германию — 29, Японию — 15. Россию же в лучшем случае 2 — 3. Тем большую радость вызывают редкие победы российских умельцев на международных конкурсах. Один из них — Игорь Улицкий, дважды становившийся обладателем золотой медали. Первый раз это произошло в Познани, в рамках Конкурса имени Венявского, и западная пресса с удивлением отмечала, что скрипка из России впервые победила на таком престижном соревновании. Второй раз Улицкий стал золотым лауреатом на последнем Конкурсе имени Чайковского.
На Конкурсе имени Страдивари в Кремоне его скрипка вышла в финал. Если учесть, что в конкурсе участвовало 188 инструментов, то это безусловный успех. Он возник не на пустом месте. Молодой московский мастер трижды стажировался у знаменитого мэтра Морасси, лучшего преподавателя в мире, представителя кремонской школы.
В мастерской Игоря Улицкого нет ни одного станка, зато по стенам развешаны многочисленные стамески, пилы, рубанки, рашпили. Трудно представить, что сладкозвучные скрипки и альты создаются при помощи этих плотницких инструментов. Правда, сделаны они лучшими фирмами Германии, Японии, Швейцарии и стоят больших денег. Все операции тонкого технологического процесса изготовления скрипки Улицкий совершает вручную. Само же создание начинается с вызревания некоей акустической идеи инструмента: иногда мастер хочет сделать скрипку яркой по звучанию, а другой раз стремится обратить внимание на глубину тона.
Но даже собранная и склеенная скрипка — это еще не тот инструмент, который зазвучит в руках исполнителя. Ему еще предстоят грунтовка, лакировка, а потом мастер дает скрипке время «созреть», прежде чем доведет ее до лучших акустических кондиций. И только потом наступает самый волнующий момент, когда в мастерской появляются исполнители, которые вынесут новорожденному инструменту свой вердикт. Вообще-то он удачливый мастер — почти все из сотни сделанных им инструментов обрели своих исполнителей и звучат на лучших концертных сценах России и за рубежом.
Под крышей Государственного музейно-выставочного центра (в «девичестве» Госколлекция уникальных музыкальных инструментов) собрались замечательные профессионалы: Анатолий Кочергин — флагман скрипичных мастеров, Николай Стасов — ученик Почекина, Дмитрий Андреев, стажировавшийся в Италии, Игорь Улицкий, считающий себя учеником маэстро Морасси. Они не только создают новые скрипки, но и возвращают молодость раритетам, хранящимся в коллекции РОСИЗО.
— Генеральный директор РОСИЗО Евгений Максимович Зяблов создал все условия для исследовательской работы, — говорит Улицкий. — Он организовал содружество мастеров разных взглядов, но делающих общее дело. Если бы еще привлечь специалистов-акустиков, химиков, физиков. Похоже, что, кроме нас самих, никому это не нужно. Сегодня во всем мире наблюдается бурное развитие искусства создания музыкальных инструментов — это видно по обилию международных конкурсов. Школы скрипичных мастеров пользуются поддержкой государств, многочисленных спонсоров. И только мы в России предоставлены самим себе и развиваемся не благодаря, а вопреки.
Евгений Эпштейн