Гварнери (итал. Guarneri) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов.
Андреа Гварнери (1626, Кремона — 7 XII 1698, там же) — родоначальник семьи. Учился у Н. Амати. Вначале следовал стилю инструментов Амати, затем изменил модель. Эфы инструментов Андреа Гварнери не очень правильных очертаний, располагаются прямее, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Размер скрипок средний, виолончели часто очень велики (их деки нередко состоят из 4 кусков). Работа грубоватая, но артистичная, модель ассиметричная, лак напоминает лак Амати, но положен толстым слоем и имеет красноватый оттенок. Звук инструментов нежный, не очень сильный.
Пьетрo Гварнери (18 II 1655, Кремона — 27 III 1720, Мантуя). Старший сын Андреа Гварнери. Возможно также учился у Н. Амати. Работал в Кремоне, затем в Мантуе. Изготавливал инструменты по собственной оригинальной модели — широкая «грудь», выпуклые своды, эфы округлённой формы, поставлены почти прямо, завиток довольно широк, лак оранжево-красного цвета, высокого качества. Звук инструментов красив по тембру, но лишён блеска.
Джузеппе Гварнери (22 XI 1666, Кремона — ок. 1739, там же). Второй сын Андреа Гварнери. Вначале свободно комбинировал форму моделей отца и Н. Амати, в дальнейшем подражал работам своего сына Джузеппе Гварнери дель Джезу. Звук инструментов Джузеппе Гварнери напоминает звучание инструментов работы Гварнери дель Джезу. Пользовался жёлтым лаком с коричневым оттенком, иногда рубиново-красным.
Пьетро Гварнери 2-й (14 IV 1695, Кремона — 7 IV 1762, Венеция). Старший сын Джузеппе Гварнери. Вначале работал в Кремоне, затем в Венеции. По стилю работы примыкает к отцу.
Джузеппе (Иосиф) Гварнери (21 VIII 1698, Кремона — 17×1744, там же). Младший сын Джузеппе Гварнери. Прозван Гварнери дель Джезу. Наряду с А. Страдивари один из выдающихся мастеров смычковых инструментов. Некоторые исследователи считают его учеником Джизальберти, примыкавшего к брешианской школе.
В творчестве Гварнери дель Джезу — три периода. Работы, выполненные до 1730, носят экспериментальный характер. Для инструментов 1730–42 характерна тщательная отделка. В 1742–44 инструменты изготовлены более небрежно, но своеобразный тип их звучания выявлен очень ярко. Сохранилось всего 50 скрипок и 10 альтов работы Гварнери дель Джезу. Инструменты работы Гварнери дель Джезу получили популярность лишь в 19 в. На изготовленных им скрипках играли Н. Паганини, А. Вьётан, Э. К. Сивори, Э. Изаи, Ф. Крейслер. Предпочитаются они и большинством современных скрипачей.
Литература: Витачек Е. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Письма зарубежных музыкантов. Из архивов, М.-Л., 1967, с. 92–95, 276–78, 282; Jаlоvес К., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957.
Б. В. Доброхотов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.