Концерт для скрипки с оркестром ре минор, Op. 47 (1903)
«В жизни каждого человека есть своя трагедия», – сказал финский композитор Ян Сибелиус, и с ним трудно поспорить. Трагедия самого Сибелиуса заключалась в разбившейся мечте о карьере скрипача-витуоза (в двенадцатилетнем возрасте он даже однажды увидел себя во сне виртуозом). «Скрипка захватила меня полностью», – говорил композитор, вспоминая о юношеских годах, он поистине «ненавидел перо и чернила, предпочитая им изящный смычок». Игре на скрипке он посвящал все свободное время в пору учебы в лицее, а позднее – в Музыкальном институте – занимался на скрипке с удвоенным увлечением, не особенно ценя поначалу музыкально-теоретические дисциплины. Казалось бы, подобное усердие должно было принести блестящие плоды, но, увы – систематическое обучение игре на скрипке началось слишком поздно, а перенесенная травма плеча заставила окончательно отказаться от исполнительской карьеры (правда, он выступал как дирижер – но все-таки это было не то, о чем он мечтал в юности!) Но, не став концертирующим скрипачом, Ян Сибелиус на всю жизнь сохранил в своем сердце привязанность к скрипке, любил на ней импровизировать и обогатил скрипичную литературу одним из прекраснейших произведений – Концертом для скрипки с оркестром ре минор.
«Все еще существует часть меня, стремящаяся стать скрипачом, и эта часть проявляет себя необычным образом», – говорил Сибелиус в 1903 г., незадолго до того, как он принялся за работу над Скрипичным концертом. Учитывая пристрастие к этому инструменту, остается только удивляться, почему композитор создал лишь один концерт для скрипки и сделал это только в тридцатисемилетнем возрасте – но, так или иначе, концерт был написан. Сочинение это стало истинным воплощением и любви к скрипке, и несбывшейся юношеской мечты Яна Сибелиуса. Это одно из наиболее сложных произведений в скрипичной литературе – композитор, создавая его, словно задался целью продемонстрировать публике решительно все, на что способна скрипка. Исполнить такой Концерт может только истинный виртуоз – такой, каким когда-то мечтал стать Сибелиус.
Первая часть Концерта начинается непосредственно с главной партии, излагаемой солистом – выразительной лирической мелодии, постепенно охватывающей более двух октав и приобретающей драматическую напряженность. Побочная партия исполнена светлой патетики. Завершает экспозицию героическая тема, проводимая медными духовыми. В первой части немало сольных каденций, в которых солист сполна может продемонстрировать свою виртуозность. Но, при всем внимании композитора к скрипке, оркестр играет в Концерте важную роль (не случайно Леопольд Стоковский назвал его «одной из лучших симфоний» Сибелиуса). Развитие насыщено диалогическими эпизодами, в которых сопоставляются сольная и оркестровая партии.
Вторая часть – одна из самых проникновенных страниц музыки Сибелиуса. Пасторальные мотивы, с которых она начинается, вызывают представление о скромном очаровании северного пейзажа, но в дальнейшем мелодия скрипки, напоминающая романс, постепенно становится патетически-страстной.
Для финала – как и для первой части – композитор избрал форму сонатного аллегро. Героические интонации сочетаются в третьей части с темпераментными танцевальными ритмами.
Сложность ре-минорного Концерта Яна Сибелиуса сыграла роковую роль в судьбе произведения. Первоначально предполагалось, что мировая премьера состоится в Берлине, и осуществит ее известный немецкий скрипач Вилли Бурместер, которому первоначально был посвящен Концерт. Однако финансовые причины вынудили композитора перенести премьерное исполнение в Хельсинки, а у Бурместера не было возможности приехать в Финляндию, и Сибелиус обратился к Виктору Новачеку – профессору Музыкального института. Нельзя сказать, что Новачек был плохим музыкантом – но это был в первую очередь преподаватель, а не концертирующий музыкант, к тому же, между завершением произведения и премьерой прошло не так много времени, и в силу этих обстоятельств сложнейший Концерт Сибелиуса на премьере прозвучал не так хорошо, как мог бы прозвучать.
Раздосадованный Сибелиус переработал произведение, изъяв некоторые фрагменты, особенно сложные для исполнения, а первую редакцию не стал публиковать и даже запретил исполнять. Вторая редакция была впервые исполнена в 1905 г. в Берлине. Дирижировал Рихард Штраус, солировал чешский скрипач Карел Халир. Бурместер, сочтя себя оскорбленным, отказался впредь исполнять Концерт, и автор изменил посвящение – его адресатом стал двенадцатилетний венгерский вундеркинд Ференц Вечей (год спустя он исполнил произведение).
Первая редакция долгое время не была известна публике, и только в 1991 г. греческий скрипач Леонидас Кавакос убедил наследников композитора дать согласие на ее исполнение. Музыкант записал диск, содержащий обе версии произведения.