Антонио Страдивари (итал. Antonio Stradivari), или Антониус Страдивариус (лат. Antonius Stradivarius; 1644, Кремона — 19 XII 1737, там же) — итальянский мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Сохранилась скрипка с этикеткой Страдивари: «Сделана в возрасте 13 лет в мастерской Николо Амати». Ок. 1667 закончил обучение у Амати (с этого времени не называл себя в этикетках его учеником). В 1667 открыл собств. мастерскую. Изготовлял комплекты инструментов для королей Испании, Англии, Польши и глав многочисл. гос-в Италии тех лет.
Жизнь Страдивари проходила в непрерывном труде, он был прославлен и обеспечен. Отличался методичностью; десятилетиями всесторонне разрабатывал к.-л. тип модели, пока не переходил к другому. Мн. годы (1660–83) Страдивари работал в стиле своего учителя Амати. В 1684–89 проводил эксперименты над типом большой модели Амати, делал самые крупные в Италии скрипки (примечательно, что тембр их чисто сопрановый). Весь первый период его деятельности условно наз. amatise.
Отход от школы Амати наблюдается в 1690, когда Страдивари создал тип т. н. удлинённой (allonge) скрипки: ширина меньше, длина больше (до 359 мм), своды более плоские. В 1698 снова возвратился к стилю Амати, но не Николо, а братьев Антонио и Джироламо (позднего периода их деятельности). Только ок. 1700, в возрасте 56 лет, Страдивари сконструировал свою модель. С этого года и до 1716 длился т. н. золотой период, когда Страдивари создал лучшие по концертным качествам инструменты. В тембре скрипок, альтов и виолончелей этого периода выявляются более высокие обертоны, чем у Амати, и звучание приобретает особую «дальнобойность» (звук заполняет самые большие залы).
В последние годы жизни также изготавливал высококачественные инструменты. С кон. 20-х гг. техника Страдивари слабеет, что выразилось в менее совершенной форме, но «отдача» звука была очень мягкой и лёгкой.
Виолончели Страдивари создавал двух типов: вначале — очень крупные инструменты (типа «церковного баса») с густым басовым тембром; позже (примерно с 1700) — инструменты обычного размера с теноровым тембром.
Альты делал разл. размеров — от сравнительно небольшого (великолепный экземпляр альта Страдивари дл. 410 мм хранится в Гос. коллекции в Москве) до очень крупного (альт-тенор «Медичи» дл. 480 мм хранится во Флоренции). В альтах Страдивари звучало контральто прекрасного тембра. В моделях одной и той же конструкции применялись разл. породы дерева: ель обычно плотная, сорта Haselfichte; клён в деках, сделанных из одного куска, — радиального, иногда тангентального распила, из двух кусков — радиального или косого распила; в последний период деятельности Страдивари — клён с несколько более бледным рисунком лучей, но более выгодный в акустич. отношении.
Лак вначале близок к лаку Амати — золотисто-жёлтый, очень прозрачный, положен тонким слоем. На инструментах allonge слой толще, консистенция лака мягче, он окрашен в более интенсивные коричневато-золотистые цвета, в «золотой период» лак необычайно наряден: в зависимости от освещения он приобретает разные оттенки — от нежного золотисто-оранжевого до яркого тёмно-красного.
В своих инструментах Страдивари более всех др. мастеров приблизился к природному тембру человеческого голоса. Инструменты Страдивари пользовались огромной популярностью. Ему приписывается: создание ок. 2500 инструментов; сохранилось бесспорно подлинных — 732 (среди них: 632 скрипки, 19 альтов, 63 виолончели).
Великий мастер умер в возрасте 93 лет. Его рабочий инструментарий, чертежи, рисунки, модели, нек-рые скрипки попали в коллекцию известного собирателя 18 в. графа Козио ди Салабуе. Ныне это собрание хранится в Музее С. в Кремоне. Учениками Страдивари были его сыновья — Франческо (1671–1743) и Омобоно (1679–1742), к-рые лишь в незначительной степени приблизились к достижениям отца, и К. Бергонци.
Литература: Тынянова Е., Мастер Антонио Страдивари, М., 1934, 1937; Гинзбург Л., Луиджи Боккерини и его роль в развитии виолончельного искусства, М.-Л., 1938; Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, 1964; Fetis F. J., Antoine Stradivari luthier celebre connu sous le nom de Stradivarius, P., 1856 (рус. пер. — Фетис Ф., Страдивариус и ему предшествовавшие и последовавшие итальянские школы смычковых инструментов и о смычках Турта…, М., 1875); Hill W. H., Hill A. F. and Hill A. E., Antonio Stradivari. His life and work (1644–1737), L., 1902, 1909; Lutgendorff W. L. F. von, Die Geigen- und Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Bd 1- 2, Fr./M., 1904, посл. изд., Tutzing, 1968; Hermann E., Geschiente und Beschreibung von zwei Meisterwerken des Antonius Stradivarius bekannt als die «Kцnig Maximilian» aus dem Jahre 1709 und die «Prinz Khevenhuller» aus dem Jahre 1733, B. — N. Y., 1929; Jalovec K., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957, 1964; Piatigorsky G., Cellist, N. Y., 1965 (рус. пер. — Пятигорский Г., Виолончелист. Фрагменты, в сб.; Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 5, М., 1970); Sассоni S. F., I «Segreti» di Stradivari, Cremona, 1972; Goodkind H. К., Violin iconography of A. Stradivari. Treatises on the life and work…, N. Y., 1972; Jones G. R., A. Stradivari and his craft. A story of the master’s life, N.Y., 1973.
Б. В. Доброхотов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.