Ноктюрн (франц. nocturne, букв. — ночной; итал. notturno, нем. Nokturne или Nachtstück) — обозначение, применявшееся к различным по исполнит. составу, форме и характеру муз. произведениям. В 18 и нач. 19 вв. итал. термином notturno называли род дивертисмента, близкое к кассации и инстр. серенаде многочастное произв., обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна). Встречались и одночастные Н. для одного или неск. голосов, обычно без сопровождения, близкие к вок. серенаде (образцы у В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Россини и др.). Обозначение «ноктюрн» применялось и к оперным «ночным» сценам.
Дж. Филд своими Н. (17 или 20) утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую фп. пьесу мечтательного или элегич. характера, обычно в репризной трёхчастной форме. Эту разновидность Н. культивировал Ф. Шопен, углубивший и обогативший её (Ноктюрны ор. 9, 15, 27, 32, 37, 48, 55, 62, 72, 2 без опуса, всего 21 пьеса). Р. Шуман в понимании жанра исходил из одноимённых новелл Э. Т. А. Гофмана, акцентируя в своих Н. (Nachtstücke op. 23, 1839) причудливо-фантастич. черты.
К. Дебюсси назвал «Ноктюрнами» триаду орк. пьес («Облака», «Празднества», «Сирены», 1897–99), под впечатлением носящей то же название серии импрессионистич. картин англ. художника Дж. Э. Уистлера (1834–1903). Обозначение Н. применялось также М. Регером (в «Четырёх фортепьянных пьесах» без опуса, 1903), П. Хиндемитом (в фп. сюите «1922»). В рус. музыке образцы Н. имеются у М. И. Глинки (Н. для голоса и фп., для фп.), А. П. Бородина (Н. во 2-м струн. квартете), П. И. Чайковского (Н. для фп. ор. 10 No 1, ор. 19 No 4).
Литература: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, «Искусство», 1925, No 2; Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.