Пермский театр оперы и балета

Perm Opera and Ballet Theatre

Город
Пермь
Год основания
1870
Тип
Пермский академический театр оперы и балета имени Чайковского / Perm Opera and Ballet Theatre

Полное название — «Пермский академический театр оперы и балета имени Чайковского».

Официальная дата основания театра — 24 ноября 1870 года. Первое представление — опера «Жизнь за царя» М. Глинки.

«В Перми театр как учреждение существует давно. Сначала было деревянное здание театра по Обвинской улице, но оно сгорело в 1863 году. После того был построен деревянный театр, впоследствии разобранный...

Впервые жители города Перми увидели хорошую труппу и при том оперную зимой 1879/80 г. в ещё недостроенном каменном театре. Труппу содержал известный впоследствии антрепренер П.П. Медведев...

В 1896 г. начинается целая эпоха в истории Пермского театра. Его берут под своё непосредственное попечение гласные городской думы, которые решают вести театральное дело за счёт города; для непосредственного заведования театром выбирается городская дирекция, которая и озабочивается приглашением артистов. Решено за счёт города содержать оперную труппу».

В. С. Верхоланцев
Краткий историко-статистический очерк
«Город Пермь, его прошлое и настоящее» 1913 г.

«Первый «муниципальный» сезон открылся постановкой «Аиды». А всего дирекция провела шесть сезонов, из них один был драматический, один — оперно-драматический, остальные оперные. Начинались они в сентябре, завершались перед Великим постом. За сезон проходило до ста и более спектаклей, ежегодный репертуар включал свыше тридцати произведений. В основном ставилась русская классика — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского, «Князь Игорь» А.Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Демон» А. Рубинштейна. Кроме них — такие редкие гости на современной оперной сцене, как «Вражья сила» А. Серова, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Каменный гость» А. Даргомыжского и другие.

С середины 90-х годов XIX века Пермь знакомится с хореографическим искусством. 5 ноября 1896 года состоялось представление небольшого балета Занненфельда «Табор венгерских цыган». В январе 1897 г. свет пермской рампы увидела «Волшебная флейта» Р. Дриго, затем «Фея кукол» И. Байера...

Существование театра в первые два десятилетия ХХ века было неровным, однако опера продолжала жить. Зрительский интерес к опере и уровень постановок антрепренёры поддерживали, делая ставку на певцов-премьеров. В различные сезоны в Перми выступали А. Нежданова, П. Петрова-Званцева, Н.Фигнер, М. Максаков, Л.Собинов и другие выдающиеся вокалисты.

20 августа 1921г. открылся первый после гражданской войны театральный сезон. В афишах — «Демон», «Фауст», «Аида», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Риголетто», «Севильский цирюльник»... К концу 20-х годов Пермь становится одним из тех центров оперного искусства, куда охотно приезжают выдающиеся вокалисты и талантливые дирижеры.

Гастролирующие — а среди них А. Нежданова, Г. Пирогов, Л. Собинов, М. Рейзен, С.Мигай — пели не только в отдельных спектаклях, но выступали и в течение сезона или его части. Так в сезон 1925/26 года пермяки восхищались неподражаемой Кармен Ф.Мухтаровой, а в следующий сезон — Ленским И.Козловского. Всю весну 1929 года в штате театра состоял С. Лемешев.

В 1925 г. в Перми была основана первая театральная студия, начавшая подготовку артистов балета, а также драмы, хора и оркестра... 2 февраля 1926 г. силами студии был поставлен балет А. Адана «Жизель». 20 октября 1931 года состоялась премьера «Лебединого озера» (хореограф О.Чаплыгина).

В предвоенные годы балетную труппу возглавляли балетмейстеры несхожих направлений и школ, но они преданно любили дело и всё своё мастерство отдавали актёрам. Пермские балетоманы надолго запомнили Н. Гончарову, Р. Минаеву, Б.Коршунову, А. Бронского, А. Езерского и других танцовщиков в спектаклях тех лет...

В годы войны на сцене театра выступал эвакуированный в Пермь Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Пермская труппа не прекращала работу в городах области... Почему бывшая Мариинка оказалась в Перми, тогдашнем Молотове? ... Идея остаться в Перми принадлежала главному дирижеру А. Пазовскому, который делал здесь первые шаги в большое искусство... Местные власти с пониманием встретили это предложение. Ленинградцы работали здесь три зимы и два лета — срок для истории музыкальной культуры города немалый... В Перми оказалась и школа всемирно известного Мариинского балета, что способствовало впоследствии созданию Пермского хореографического училища...

...В 1957-59 гг. здание театра подверглось коренной реконструкции. Как память о прошлом в закулисной части был оставлен кусок незакрашенной внешней стены старого здания — теперь она оказалась внутри сценической коробки.

В 1965 г. Пермскому театру оперы балета присвоено имя Петра Ильича Чайковского, а в 1969-м — звание «академический»...

В послевоенные годы начинают утверждаться главные творческие принципы Пермского театра, заложенные всей его предысторией.

Один из основополагающих принципов — обновление репертуара за счет редко идущих на сцене произведений. Возрождение малознакомого, забытого, по разным причинам не принятого российской сценой характерно для всех периодов жизни театра.

Пермский театр открыл публике великие творения С.Прокофьева: осуществил авторский двухвечерний вариант оперы С.Прокофьева «Война и мир» и впервые в СССР дал сценическую жизнь опере «Огненный ангел». Открытие многих купюр оперы «Война и мир» укрупнило, сделало масштабнее народно-патриотическую линию оперы, драматургия целого стала более стройной и логичной, характеры некоторых главных персонажей стали более живыми многогранными. Эта постановка вошла в историю, и в 1984 году была отмечена Государственной премией РФ им. М.И.Глинки.

Примеры последних десятилетий — не ставившаяся много десятилетий «Лючия ди Ламмермур» Г.Доницетти, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, «Летучий голландец» Р.Вагнера, практически не идущая в стране опера Н.Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», а также оригинальный спектакль «Три лика любви», включившие одноактные оперы «Раек мастера Педро» М. де Фалья, «Груди Тирезия» Ф.Пуленка и «Маддалену», первую оперу двадцатилетнего С.Прокофьева. В 2001 году состоялась премьера оперы Ж.Массне «Клеопатра», которая никогда не звучала в России, да и в мире почти неизвестна.

Другой убедительный принцип творческой жизни театра — работа над произведениями современных композиторов. В Перми получили путевку в жизнь оперы «Маскарад» Д.Толстого и «Сестры» Д.Кабалевского, балеты «Каменный цветок» А.Фридлиндера, «Бэла» и «Грушенька» Б.Машкова, «Берег счастья» А.Спадавеккиа.

Большой резонанс не только в стране, но и за ее пределами вызвала опера Э.Денисова «Пена дней», познакомившая россиян с оперным творчеством известного композитора. При этом, по мнению автора музыки, пермская версия во многих отношениях превосходила французскую, осуществившую постановку первой.

В Перми впервые свет рампы увидела опера Александра Чайковского «Три сестры Прозоровы» по А.П.Чехову и его одноактный балет «Дама Пик» — парафраз на музыку П.Чайковского.

Среди интереснейших творческих принципов театра и попытка освоить все оперное и балетное наследие П.И.Чайковского, уроженца Прикамья. В 1974 г. Пермский академический театр имени П.И.Чайковского пригласил лучших солистов из многих театров страны и всех своих зрителей на Первый фестиваль оперно-балетного творчества Чайковского. Этот праздник с успехом повторился в 1983 и 1988 годах. Единственный в России, где в разное время шли все сценические произведения композитора (десять опер и три балета), Пермский театр стал подлинным Домом Чайковского.

Высокая танцевальная техника, подлинное чувство ансамбля, чистота стиля — все эти качества последовательно обретала балетная труппа. Ряд хореографов, работавших в Перми в разное время, поистине блистателен. К.Есаулова, Т.Рамонова, М.Газиев, Н.Маркарьянц — балетмейстеры, чей талантливый индивидуальный почерк, дерзновенный поиск определили творческое развитие пермского балета.

«Золотой век» Пермского балета, щедро по даренный Н. Боярчиковым (главным балетмейстером театра, учеником известных хореографов России Ф. Лопухова и Б.Фенстера) театралам 70-х годов, стал волнующей легендой для последующих поколений. Среди его постановок — такие различные по изобразительному языку, как «Чудесный мандарин» Б. Бартока, «Три карты», «Сонет», «Царь Борис» С. Прокофьева, «Орфей и Эвридика» А. Журбина. В этих спектаклях блистали Н. Павлова, О. Ченчикова, Г.Шляпина, М. Даукаев, Л. Фоминых, Р.Кузьмичёва, Ю.Петухов, Г.Судаков, Л.Шипулина, К. Шморгонер, О. Левенков, В. Дубровин..."

По материалам книги М. Степанова, Ю. Силина «125 лет. Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского» 1995 г.

«Золотой фонд» репертуара театра составляет классика, постановки постоянно обновляются, сохраняя не музейную, а современную художественную форму. Русская классика представлена операми А. Бородина «Князь Игорь», Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», «Снегурочка». Не сходят со сцены популярные оперы Дж. Верди, Дж.Пуччини, В.-А. Моцарта, Ш. Гуно, Р. Леонкавалло.

Хорошей традицией в последние годы стали совместные постановки на Пермской сцене. «Пер Гюнт» Э.Грига поставлен американским хореографом Беном Стивенсоном, «Кончерто барокко» И.С.Баха — дар Фонда Дж. Баланчина. Российско-испанская постановка оперы «Саломея» Р. Штрауса стала заметным событием Международного фестиваля в Мадриде осенью 1995 года. Русская опера «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова поставлена швейцарским режиссером Д. Кэги и художником из Германии С.Пастеркамп. В рамках российско-американского культурного проекта «Хореография Джорджа Баланчина на пермской сцене» осуществлена постановка одноактных балетов «Сомнамбула» В.Риети, «Доницетти-вариации» (2001), «Ballet Imperial» на музыку Второго концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского (2002).

Третьей балетной Меккой, после Москвы и Санкт-Петербурга, называют Пермь, где рядом с академической балетной труппой работает прославленное хореографическое училище. Начиная с 70-х годов Пермский балет находится в орбите неослабевающего внимания многочисленной зрительской аудитории практически всех континентов. Своим развитием хореографическое искусство Прикамья во многом обязано ленинградской балетной школе. В годы Великой Отечественной войны на Урал был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, ныне Мариинский театр. Пребывание этого замечательного творческого коллектива оставило глубокий след в театральном искусстве Перми. Ленинградцы помогли созданию хореографического училища, что открыло новую страницу в жизни Пермского балета, получившего базу для дальнейшего творческого роста. Единство исполнительского стиля солистов и кордебалета — особенность коллектива. Пермский балет, пожалуй, единственная труппа в Российской Федерации, которая полностью состоит из выпускников одной школы.

Не одно десятилетие уральская сцена являлась своеобразной «стартовой площадкой» для многих артистов, известных далеко за пределами России. В Пермском театре начиналась творческая биография многих «звезд первой величины» столичных и других крупнейших театров страны и мира. Имена всемирно известных танцовщиков — Галины Рагозиной-Пановой, Любови Кунаковой, Надежды Павловой, Ольги Ченчиковой, Марата Даукаева, Юрия Петухова, Галины Шляпиной, Светланы Смирновой — прославили Пермский край.

Заслуженную славу Пермскому театру принесло участие наших оперных певцов и артистов балета в Международных фестивалях. В Перми традиционно проходит открытый Российский конкурс артистов балета «Арабеск», возглавляемый Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой. Молодые певцы из разных стран мира участвовали в Международном конкурсе молодых оперных певцов, проходившем в Перми в 1993 г.

Национальной театральной премией «Золотая маска» за лучшую женскую и мужскую роль в 1996 году отмечены Татьяна Куинджи и Анзор Шомахия — исполнители главных партий в пермской постановке оперы Г.Доницетти «Дон Паскуале».

Группа постановщиков цикла «Оперная Пушкиниана» удостоена Государственной премии России в области литературы и искусства за 1999 г.

На разных континентах мира побывали ведущие солисты Пермского театра со спектаклями и концертными программами, и участвуя в постановках спектаклей. Начиная с 1973 года Пермская труппа в полном составе выезжала на гастроли в Австрию, Италию, Югославию, Болгарию, Чехословакию, Германию, Польшу, Бельгию, Нидерланды, Австралию и Новую Зеландию, Японию и Южную Корею, Англию, Ирландию, Голландию, Испанию, Китай, США. Во Франции и на Кубе, в Камбодже и Канаде, в Таиланде и Египте, в Никарагуа, Индии и США — всюду, где выступали артисты, они получили признание взыскательной критики и обрели верных друзей и поклонников оперного и балетного искусства Перми, одного из крупнейших оперно-балетных центров России.


Пермский государственный академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского — один из старейших рус. муз. т-ров. В 1878 в Перми было построено театр. здание, в к-ром регулярно выступали разл. частные оперные труппы. В 1895-1902 т-р находился в ведении Гор. Театр. дирекции, содержавшей оперу на обществ. средства. В этот период ставились мн. произв. П. И. Чайковского, а также редко исполняемые тогда оперы — «Борис Годунов»; «Каменный гость» Даргомыжского, «Лоэнгрин» и др. После 1902 т-р снова сдавался частной антрепризе и товариществам. Выступали певцы Ю. Ф. Закржевский, Д. X. Южин, А. Н. Круглов, Е. В. Де-Вос-Соболева, Е. Г. Ковелькова, А. Д. Городцов, А. Н. Шевелёв и др., оркестром руководили дирижёры Б. С. Плотников, У. И. Авранек, А. Э. Маргулян, И. П. Палиашвили (Палиев), A. В. Павлов-Арбенин, А. М. Пазовский и др. После Окт. революции 1917 т-р открылся в 1920.

Ставил сов. оперы — «Стенька Разин» Бершадского (1926), «Орлиный бунт» Пащенко (1927), «Тихий Дон» (1935) и «Поднятая целина»; (1939) Дзержинского и др. Созданная в 1926 балетная труппа пост. в том же году «Жизель», в 1931 — «Лебединое озеро». В 1931 т-р получил назв. «2-я Гос. опера Урала», с 1938 — Пермский обл. оперный т-р, с 1939 — Т-р оперы и балета. В 1941-44 т-р выступал в Березниках, Соликамске, Краснокамске и др. (в помещении т-ра в Перми играл Ленингр. т-р оперы и балета). В послевоенное время, продолжая работать над произв. сов. композиторов, т-р пост.: оперы — «Севастопольцы» Коваля (1946; Гос. пр. СССР, 1947), «Иван Болотников» Степанова (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «Овод» Спадавеккиа (1957), «Марюта» Толстого (1960), «Не только любовь» Щедрина (1961), «Семён Котко» (1961) и др.; балеты — «Пламя Парижа» (1954); «Берег Надежды» Петрова (1963) и др. Основу репертуара т-ра всегда составляли произв. П. И. Чайковского — с 1974 здесь идут все оперы и балеты композитора. В 1965 т-ру присвоено имя П. И. Чайковского, в 1969 — звание академического.

В т-ре в разное время работали и во многом способствовали его росту дирижёры А. А. Людмилин, А. Д. Шморгонер, Б. И. Афанасьев, режиссёр И. И. Келлер, певцы Н. М. Бойкиня, В. Н. Попов и др., солисты балета Л. А. Кунакова, Н. В. Павлова, М. Б. Подкина, Р. М. Шлямова и др., худ. рук. т-ра С. Г. Ходес.

Среди пост. 60-70-х гг.: оперы — «Трубадур» (1964), «Чио-Чио-сан» (1965), «Борис Годунов» (1965), «Иван Сусанин» (1967), «Севильский цирюльник» (1969); «Праздник фонарей» Спадавеккиа (1969), «В бурю» (1971); «Искатели жемчуга» Бизе (1971), «Лоэнгрин» (1972), «Дон Карлос» (1973); «Рыцарская баллада» Кацман (1973), «Опричник» Чайковского (1974) и др., балеты — «Три мушкетёра» Баснера (1966), «Дон Кихот» (1967), «Спартак» (1969), «Коппелия» (1970), «Ромео и Джульетта» (1972), одноактные балеты — «Чудесный мандарин» Бартока, «Три карты» на музыку Прокофьева, «Пульчинелла» Стравинского (все в 1973).

В труппе т-ра (1977): певцы — нар. арт. СССР К. К. Кудряшова, нар. арт. РСФСР В. Я. Богданов, засл. арт. РСФСР Т. А. Воскресенская, Т. В. Дроздова, B. В. Елин, Е.М.Красик, Л. А. Соляник, В. А. Турчанис, Э. М. Шубина, артисты — М. И. Кит, Л. Г. Макаренко, Э. И. Пелагейченко, А. Н. Самойлов и др.; солисты балета — нар. арт. РСФСР И. А. Шаповалов, засл. арт. РСФСР Л. В. Асауляк (педагог-репетитор), Н. Н. Дьяченко, Ю. Н. Петухов, Л. Н. Фоминых, Г. А. Шляпина, К. А. Шморгонер; среди молодых артистов — лауреаты междунар. конкурсов M. P. Даукаев, О. И. Ченчикова и др.; гл. дирижёр — В. Ф. Коваленко; гл. режиссёр — Л. Г. Куколев, гл. балетмейстер — засл. деят. иск-в РСФСР H. H. Боярчиков, гл. хормейстер — В. В. Васильев, гл. художник — Г. С. Арутюнов.

При т-ре работало неск. балетных студий; студия, основанная в 1944, была преобразована в 1945 в Пермское гос. хореографич. уч-ще, сохраняющее тесную связь с т-ром. Балетная труппа т-ра выезжала на гастроли за рубеж (Мексика и др. страны Лат. Америки, Австрия, Нидерланды, Италия, Югославия, Болгария).

В 1946 т-р награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Л. Я. Деменева

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Оперная панорама (operanews.ru) 30.03.2015 в 20:53
«Золотая маска» в разгаре (operanews.ru) 25.02.2013 в 11:55

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама