Сезон 2015/2016 в Пермском оперном: новое «Лебединое озеро», ночные концерты, «Арабеск» и Дягилевский фестиваль
В год 175-летия П. И. Чайковского Пермский академический театр оперы и балета, носящий имя композитора, откроет новый 144-й сезон одним из красивейших балетов мастера: 3 и 4 сентября на сцене театра — «Щелкунчик». Первая премьера 144-го сезона тоже будет танцевальной: в ноябре публике представят обновленный балет «Лебединое озеро» в редакции главного балетмейстера Алексея Мирошниченко. Премьерная серия спектаклей «Лебединое озеро» состоится с 7 по 11 ноября.
Планы Пермского театра оперы и балета на сезон 2015/2016 по достоинству будут оценены самой взыскательной публикой — стиль его можно определить как фестивальный, то есть первооткрывательский и разноплановый.
Марк де Мони, генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета:
— Динамика 144-го сезона, пожалуй, необычна в сравнении с темпами, в которых жил театр последние годы. Новый сезон начинается спокойно, к середине он набирает обороты и достигает кульминации в июне, на Дягилевском фестивале.
Первая премьера сезона обращается к интерпретации классики. В ноябре зрители увидят новую версию «Лебединого озера» в редакции Алексея Мирошниченко, главного балетмейстера театра. Хореографический текст балета будет бережно сохранен, драматическое действие переосмыслено, а сценическое воплощение получит новое художественное решение: зрители увидят знакомых персонажей, одетых в роскошные костюмы в духе бургундской средневековой моды, на фоне белокаменных стен — романтизм и красота XV века, трактованные через призму XIX столетия.
Ближе к Новому году в репертуаре театра появится спектакль для детской аудитории. Режиссер Татьяна Полуэктова ставит с Большим симфоническим оркестром детскую концертно-театральную программу, состоящую из «Детского альбома» Чайковского в оркестровке Дмитрия Батина и «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» Бенджамина Бриттена, эти вариации и фуги на тему Генри Пёрселла написаны так, чтобы познакомить неофитов с тембрами различных инструментов.
В новом сезоне продолжится цикл концертных исполнений мировых оперных шедевров: в октябре под музыкальным руководством Теодора Курентзиса состоится концертное исполнение оперы, не нуждающейся в длинном представлении — прозвучит «Аида» Джузеппе Верди с Зариной Абаевой в заглавной роли. На Страстной неделе будет исполнена опера «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка — считающаяся наиболее ярким сочинением композитора, в котором он достигает большой трагедийной мощи.
Богатой и необычной будет программа симфонических концертов. Вдохновленные успехом концертов, проходящих во время Дягилевского фестиваля, руководители театра переформатируют цикл камерных концертов «Музыка для нас»: часть из них пройдет как
фестивальные гала — в ночной темноте Дома Дягилева, с возможностью внимать музыке, лежа на коврах и подушках. Другая часть концертов цикла «Музыка для нас» будет проведена празднично и светски: в фойе театра со свечами и шампанским.
Появятся в афише концерты-сюрпризы — программу выступления приглашенного солиста и оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса зрители будут узнавать, только сидя в зрительном зале. Уже в октябре состоится концерт с пианисткой Полиной Осетинской, а в декабре — со скрипачкой Патрицией Копачинской (Швейцария).
В феврале ожидается одно из самых ярких событий года: международный состав оркестра и солистов под управлением Теодора Курентзиса исполнят ораторию Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Матфею».
В апреле в театре оперы и балета пройдет Конкурс артистов балета им. Е. Максимовой «Арабеск», который соберет в Перми участников из разных стран. А в конце июня Пермь ждет юбилейный X Дягилевский фестиваль: 17 июня 2016 года его откроет главная оперная премьера сезона. Маститый режиссер Роберт Уилсон поставит в Перми «Травиату» Джузеппе Верди. После сенсационных «Сказок Пушкина» в Театре Наций это будет вторая новая работа в России, не считая переноса его «Мадам Баттерфляй» на сцену Большого театра. На Дягилевском фестивале покажут и спектакль, который пермяки и гости города увидят чуть раньше, в мае — им станет «Тристия» Филиппа Эрсана, современного французского композитора. Его музыка написана на стихи заключенных из Франции, Японии и России — гонимых гениев, таких как Осип Мандельштам, и самодеятельных непризнанных талантов. Завершится юбилейный Дягилевский фестиваль 30 июня 2016 года, по традиции — концертом Фестивального оркестра, будет исполнена Шестая симфония Густава Малера. Это событие станет завершающим аккордом 144-го сезона в Пермском театре оперы и балета.
Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:
— Один из главных аспектов нашей миссии — создавать и сохранять крепкий фундамент музыкальной культуры Перми как восточного края Европы. В результате нашей работы мы уже принесли Перми репутацию и высокое место в европейском искусстве. Мне кажется, все сезоны идут по нарастающей, и с каждым годом становится всё сложней и интересней, потому что планка изначально была поставлена очень высокая. Очень надеюсь, что этот сезон не только будет достоин предыдущих, но и окажется еще лучше.
Несколько раз артисты театра отправятся на гастроли по России и городам Европы. В конце августа оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса выступит на музыкальном фестивале в Бремене с произведениями Брамса, а в сентябре будет участвовать в одной из ключевых постановок на международном фестивале RUHRtriennale — опере Вагнера «Золото Рейна». В ноябре солисты и оркестр отправятся в Дортмунд и Санкт-Петербург, где представят оперы трилогии Вольфганга Амадея Моцарта и Лоренцо Да Понте.
После музыканты с симфонической программой из произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена планируют выступить в Цюрихе, Роттердаме, Утрехте, Гамбурге и Вене; артисты балета будут удивлять филигранной танцевальной техникой Дублин — туда везут «Ромео и Джульетту» и «Лебединое озеро». Кроме того, балетная труппа побывает в Омане и Бахрейне с «Бахчисарайским фонтаном» и «Жизелью», а зимой — во Франции, там, кроме «Лебединого озера» и «Дон Кихота», покажут балеты в хореографии Джорджа Баланчина и Михаила Фокина.
Пресс-релиз театра