Opere naționale din România
Ведущий музыкальный театр Румынии. В 1919 была основана оперная труппа под названием «Лирическое общество», с 1921 — государственная «Опера ромынэ», с 1944 — Румынский государственный театр оперы и балета. Спектакли шли в здании Лирического театра, с 1940 в Драматическом театре, с 1953 театр получил собственное помещение. Зрительный зал рассчитан на 952 места.
Первые балетные спектакли «Фавн и нимфа» (по «Послеполуденному отдыху фавна», 1921) и «Арлезианка» на муз. Бизе (1922) были поставлены А. Фортунатовой и М. Кирсановой. Балетной школой театра первоначально руководили Ш. Годлевский и Г. Батаджи, позже — румынская балерина М. Бэлэнеску.
Развитие балетного искусства в 1910-30-х гг. связано с деятельностью М. Бэлэнеску и режиссера и балетмейстера А. Романовского, под руководством которых выросли национальные солисты и балетмейстеры. Балеты также ставили М. Савицкий и Ф. Капсали.
Ведущие артисты балета в 20-40-е гг.: Е. Пенеску-Личиу, Н. Якобеску, М. Димитреску, Г. Кекаис, Б. Балог, Д. Матей, Р. Константини, Н. Дона и др.
После освобождения Румынии от фашизма (1944) был увеличен состав труппы (до 120 чел.), расширен репертуар. В 40-60-х гг. здесь работали: балетмейстеры — О. Дановский, Т. Урсяну, В. Марку; солисты — С. Оряну, И. Личиу, М. Попа, И. Илиеску, В. Массини, Д. Котовеля, Д. Чортя, А. Мезинческу, Е. Дачан, К. Хамел, М. Штефэнеску, И. Туджару, П. и А. Ротару и др. В последующие годы балетную труппу возглавляли: Э. Мачар, Д. Матей, И. Личиу, Ф. Горецкий, Д. Котовеля, А. Кечулеску, В. Марку, Е. Пенеску-Личиу и др.
В эти годы были поставлены национальные балеты, среди которых — «Гайдуки» Жери (1956), «Кэлин» А. Мендельсона (1957), «Янку Жиану» Кириака (1964), «Возвращение из глубины моря» Жоры (1965) и др. Ряд постановок был осуществлён советскими балетмейстерами — С. А. Васильевой («Бахчисарайский фонтан», 1947), М. М. Габовичем («Красный мак», 1958), И. В. Смирновым («Медный всадник», 1954).
В 1970-х гг. в репертуаре театра: балеты классического наследия — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Щелкунчик», «Дон Кихот»; постановки Дановского — «Настасия» Трэилеску, «Шопениана» (по М. М. Фокину), «Чудесный мандарин»; «Пламя» Кириака, «Карнавал» на муз. Шумана (по Фокину), «Приглашение к танцу» на музыку Вебера, «Кармен-сюита»; Марку — «Ромео и Джульетта», «Треуголка»; «Весна» Трэилеску, «Первая и вторая симфонии» на музыку Энеску, «Шехеразада»; Кечулеску — «Становление» на музыку Энеску; Ф. Капсали — «Свадьба в Карпатах» Думитреску; А. Мезинческу — «Времена года» на муз. Вивальди; Урсяну — «Маленькая ночная серенада» на муз. Моцарта, «Вальс» на муз. И. Штрауса, «Неоконченная симфония» на муз. Шуберта, «На рынке» Жоры, «Болеро»; «Прелюды» на муз. Листа. Среди постановок конца 70-х гг.: «Коппелия» (1975), «Эсмеральда», «Studio, 76» (оба — 1976), «Страницы истории» на сб. муз. (1977), все — балетм. Дановский; «Хореографические миниатюры» на сб. муз. (1975, балетм. Мезинческу); «Ballett-studio», «Спартак» (оба — 1975), «Каменный цветок» (1976), все — балетм. Марку.
Балетная труппа театра гастролирует за рубежом. Ряд солистов балета участвует в зарубежных спектаклях.
Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981