Yevgeny Svetlanov
Русский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). В 1951 окончил. Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу композиции у M. P. Гнесина, фортепиано — у М. А. Гурвич; в 1955 — Московскую консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина, дирижирования — у А. В. Гаука. Ещё студентом стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения (1954). С 1955 дирижёр, в 1963-65 главный дирижёр Большого театра, где поставил: оперы — «Царская невеста», «Чародейка»; «Не только любовь» Щедрина (премьера, 1961), «Октябрь» Мурадели (премьера, 1964); балеты (премьеры) — «Тропою грома» Караева (1959), «Страницы жизни» Баланчивадзе (1960), «Ночной город» на музыку Б. Бартока (1962), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1963). С 1965 художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра СССР.
Разносторонний музыкант, Светланов в своей композиторской деятельности развивает традиции отечественной классики. Как симфонический и оперный дирижёр Светланов — последовательный пропагандист русской и советской музыки. Обширный репертуар Светланова включает также классическую и современную зарубежную музыку. Под управлением Светланова состоялись премьеры многих симфонических произведений советских композиторов, впервые в СССР прозвучали мистерия «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, «Турангалила» Мессиана, «Свидетель из Варшавы» Шёнберга, 7-я симфония Малера, ряд сочинений И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, А. Веберна, Э. Вила Лобоса и др.
Светланову-дирижёру свойственны сильная воля и высокий эмоциональный накал. Тщательно отшлифовывая детали, Светланов не упускает из виду целого. Обладает развитым чувством формы, что особенно сказывается в трактовке монументальных произведений. Характерная черта исполнительского стиля Светланова — стремление к максимальной певучести оркестра. Светланов систематически выступает в печати, по радио и телевидению по различным вопросам советской музыкальной жизни. Его статьи, очерки, рецензии переизданы в сборнике «Музыка сегодня» (М., 1976). С 1974 секретарь правления CK СССР. Ленинская премия (1972; за концертно-исполнительскую деятельность), «Гран при» (Франция; за запись всех симфоний П. И. Чайковского). Гастролировал за рубежом (выступал более чем в 20 странах).
Г. Я. Юдин
Сочинения:
кантата — Родные поля (1949); для оркестра — симфония (1956), Праздничная поэма (1951), симфонические поэмы Даугава (1952), Калина красная (памяти В. М. Шукшина, 1975), Сибирская фантазия на темы А. Оленичевой (1954), рапсодия Картины Испании (1955), Прелюды (1966), Романтическая баллада (1974); для инструментов с оркестром — концерт для фортепиано (1976), Поэма для скрипки (памяти Д. Ф. Ойстраха, 1974); камерно-инструментальные ансамбли, в т.ч. сонаты для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано, струнный квартет, квинтет для духовых инструментов, сонаты для фортепиано; свыше 50 романсов и песен; хор Памяти А. А. Юрлова и др.