На волне впечатляющего старта московского концертного сезона
Концертный сезон 2022/2023 в Москве, включая такую важную подмосковную точку, как Мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского в Клину, открылся в первые дни сентября весьма кучно, и главный репертуарный упор был сделан на русском классическом наследии. Так, сезон в Большом зале Московской консерватории 1 сентября открыл сборный клавирабенд «Рахманинов-гала», исполнителями которого стали лауреаты Международного конкурса пианистов имени С.В. Рахманинова, прошедшего в Москве во второй половине июня в преддверии 150-летия композитора, грядущего в 2023 году.
2 сентября симфоническая музыка Чайковского и Рахманинова звучала на открытии XX юбилейного сезона и в Московском международном Доме музыки, а суперхитом, будто заново пропущенным через слух, в этот же день стала прозвучавшая в подмосковном Клину Вторая симфония Чайковского, чей монументальный финал, благодаря обработке известной украинской песни «Журавель», давно породил «народное» название этого опуса «Симфония с “Журавлём”». Дальнейшие репертуарные карты легли так, что в один день 3 сентября известная симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада» прозвучала на открытии сезона и в Московском концертном зале «Зарядье», и на главной площадке Московской филармонии в Концертном зале имени П.И. Чайковского.
Итак, главные концертные залы Москвы охвачены, но на открытии сезона побываем лишь в двух из них – с Госоркестром (Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова) в Клину и с Симфоническим оркестром Мариинского театра в «Зарядье». В качестве музыкально-философского апофеоза к обретенным на этих площадках впечатлениям невозможно не добавить и невероятно сильное впечатление от поэмы для солистов, хора и оркестра «Колокола» Рахманинова, которая 6 сентября – и снова при участии Госоркестра – прозвучала в Большом зале Московской консерватории.
В гостях у Чайковского в Клину (2 сентября)
Концертов в этот день было два: первый дневной состоялся для первокурсников знаменитой «Мерзляковки» (Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского), второй вечерний – для жителей Клина. В их программу вошли загадочная Концертная симфония Моцарта – Джеффри Чинга для скрипки, альта и виолончели с оркестром и уже упомянутая Вторая симфония до минор Чайковского (1872, op. 17), за которой, благодаря «Журавлю», впоследствии даже протянулся шлейф титла «Малороссийская». Единственным отличием программ дневного и вечернего концертов оказалось то, что вечером дополнительно была исполнена одна из наиболее известных и популярных увертюр Бетховена «Эгмонт» (1810, op. 84).
Причём же здесь «Мерзляковка»? Притом, что 2 сентября здесь прошло посвящение в студенты первокурсников этого училища. Сама идея праздника принадлежит директору училища Ларисе Леонидовне Артыновой (1917–2005), и эта традиция просуществовала с 1980-го по 2003 год. Первокурсники, их кураторы, концертная исполнительская команда старших учащихся и представители администрации отправлялись на автобусах в Клин, в Музей-заповедник П.И. Чайковского, где проходили торжественное вручение студенческих билетов и концерт. Для новичков старшекурсники проводили экскурсии по одному из священных мемориальных музеев России – по дому, где композитор провел последние годы своей трагически оборвавшейся жизни, где им была написана Шестая симфония…
Традиция была возрождена в 2012 году по инициативе всемирно известного дирижера Владимира Юровского, бывшего студента училища, когда-то прошедшего через подобное посвящение. При этом музыкальная программа акции качественно изменилась: теперь ее взяли на себя профессиональные музыканты, и с 2012 года в посвящении «мерзляковцев» в студенты принимает участие Госоркестр России, который на протяжении десятилетия в качестве художественного руководителя как раз и возглавлял Владимир Юровский. В этом году на сцене Концертного зала Музея-заповедника П.И. Чайковского коллектив выступил в одиннадцатый раз, но с 2012 года (из-за форс-мажора 2020 года, связанного с пандемией COVID-19) для Госоркестра посвящение «мерзляковцев» в студенты – по счету десятое.
За исключением последних лет (2017–2021) за дирижерским пультом Госоркестра в Клину находился Владимир Юровский, а в этом году концерты прошли под управлением Дмитрия Юровского, вынесшего на суд публики интереснейшую, далеко не тривиальную программу. Загадка исполненного сочинения Моцарта – в том, что венский классик, едва завершив первую часть опуса, более не написал для него ни одной ноты. Так что Джеффри Чинг, родившийся в семье китайских буддистов в Маниле (в бывшей испано-американской колонии на Филиппинах), углубился в архивы и нашел фрагменты других незаконченных и никогда не звучавших опусов композитора примерно того же периода.
В итоге, доведя до ума первую часть, для второй переработав найденное скрипичное адажио, а для быстрой третьей взяв оригинальную тему из фрагмента рондо для струнного квартета, Джеффри Чинг создал весьма любопытную стилизацию под Моцарта, предъявив серьезную композиторскую работу, и исполнение сего гибридного опуса в Клину стало его мировой премьерой. Сольные партии в нём стилистически изящно и виртуозно исполнили музыканты оркестра Алексей Гуляницкий (скрипка), Антон Хлынов (альт) и Максим Тарноруцкий (виолончель), и это была уже не салонная, а подлинно живая музыка!
В сухой, жесткой и мощной акустике малообъемного пространства Концертного зала Музея-заповедника П.И. Чайковского, в которой рецензенту довелось оказаться впервые, алгебра стилизованной моцартовской гармонии, как следствие, также предстала сухой, жесткой и мощной. Сие было непривычно, но в романтической героичности звучания этой музыки подкупающе ожила пульсация трагедийного нерва. И его наиболее пронзительное обнажение пришлось на вторую часть, преломившую красочный оптимизм интродукции в скупой рационализм финала, явившего форму, но «просевшего» в содержании. Соавтор сего опуса посетил премьеру, и его музыка от рельефной героики «Эгмонта» перекинула мостик к трагедийности Чайковского, рельефно проступившей и в его Второй симфонии.
Опус дошел до нас в переработанной редакции, впервые исполненной в 1881 году, так что перфекционизм Чайковского возобладал в нём в полной мере. А впечатления здесь и сейчас, связанные с акустической атмосферой исполнения, оказались настолько сильными и первозданными, что, право, трудно будет теперь отделить это исполнение от этой площадки. Под довольно скупыми, но такими глубокими и содержательными пассами маэстро Дмитрия Юровского психологическая выстроенность звуковой палитры симфонии на всём протяжении была невероятно филигранна! Даже при каскаде оркестровых tutti прозрачность плотной оркестровой фактуры, в которой, соединяясь в универсальный инструмент, четко прослушивались все инструментальные тембры, была поразительна!
Мариинский десант в «Зарядье» (3 сентября)
Симфонический оркестр Мариинского театра выступает в Москве регулярно и часто, и это именно тот коллектив, который четыре года назад – 8 сентября 2018 года – со своим художественным руководителем и главным дирижером Валерием Гергиевым открывал новую для столицы площадку. Ее нынешний сезон – полуюбилейный пятый, и на сей раз к оркестру и дирижеру в качестве солиста присоединился роскошнейший отечественный бас Ильдар Абдразаков. Он спел всего три номера – две арии из опер Чайковского (Гремина из «Евгения Онегина» и Рене из «Иоланты»), а также каватину Алеко из одноименной оперы Рахманинова, и для автора этих строк они стали не иначе как «утешительным призом»…
Дело в том, что накануне в Большом зале консерватории состоялось торжественное открытие V Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова, и в оперный гала-концерт с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан вклад певца, понятно, был несоизмеримо бóльшим. Но в этот день в силу уникальности события, пристальное внимание которому было уделено в предыдущем разделе, «драматичный» для рецензента выбор был всё-таки сделан в пользу концертов Госоркестра в Клину. Как бы этого ни хотелось (а хотелось очень!), на двух стульях явно ведь не усидишь…
Если же говорить и об оркестре Мариинского театра, и о Валерии Гергиеве, и об Ильдаре Абдразакове, то свежи и ярки воспоминания о «Борисе Годунове» Мусоргского, в котором наш фигурант спел главную партию! Речь идет о спектакле Приморской сцены Мариинского театра, недавно увиденном в рамках VII Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский», и эти воспоминания, с блеском обновленные исполнением трех русских арий на концерте в «Зарядье», следует отнести к разряду тех меломанских удач и восторгов, которые не забудутся никогда!
Но основная направленность концерта была симфоническая, и «Шехеразада» (1888, op. 35) стала главной программной «глыбой». В русский симфонический ориентализм маэстро Гергиев вложил столько вдохновения, музыкантской чуткости и гармонических нюансов, что масштабное музыкальное полотно и на сей раз захватило проникновенно интимным и безудержно буйным волшебством изысканной звуковой палитры. Развернутое скрипичное соло в оркестре рафинированно утонченно и чувственно нежно провел Лоренц Настурика-Гершовичи. Не менее красочно и оптимистически музыкально в первой части вечера прозвучали Симфоническая сюита из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1901) и фрагменты из балета Родиона Щедрина «Конек-горбунок» (1955).
Посвящение Евгению Светланову (6 сентября)
Этот концерт в Большом зале Московской консерватории стал событием абсолютно статусным не только потому, что Госоркестр России посвятил его величайшему русскому дирижеру XX столетия Евгению Федоровичу Светланову (1928–2002). Не только потому, что на протяжении трех с половиной десятилетий (1965–2000) признанный мэтр руководил главным оркестром страны. И не только потому, что с 2005 года Госоркестр России носит имя этого легендарного музыканта. Статусность заключалась и в самóй дате проведения концерта, который прошел в день рождения дирижера, и в представленной программе, и в привлечении к этому событию знаковых для отечественной музыкальной культуры имен.
В начале вечера на подъеме страстей и эмоций явно «для души» прозвучала увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта» (1880), написанная по мотивам одноименной трагедии Шекспира. Центром программы – и это уже была пища «для рассудка и разума» – стала мировая премьера Первой симфонии нашего современника, британского композитора и дирижера Бенджамина Эллина, который в контексте обсуждаемого концерта-посвящения известен тем, что в 2007 году стал обладателем II премии и Приза зрительских симпатий на I Международном конкурсе дирижеров имени Евгения Светланова в Люксембурге.
Его опус, навеянный образами моря и стихий природы, почерпнутых из стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокий», в третьей части даже включил вокальную партию, вербальной основой которой как раз и стал текст этого стихотворения. Свою симфонию композитор посвятил памяти Евгения Светланова, приурочив ее к 20-летию ухода маэстро из жизни 3 мая 2002 года. А могучим апофеозом вечера – одновременно «и для души, и для меломанского рассудка» – предстали «Колокола» Рахманинова (1913, op. 35), вербальной основой которых стало символистское по духу стихотворение Эдгара По «Колокольчики и колокола», использованное композитором в русском переводе Константина Бальмонта.
Место за дирижерским пультом Госоркестра вновь занял один из харизматичнейших дирижеров-«медиумов» современности Дмитрий Юровский. Вокально-хоровую поддержку исполнению симфонической поэмы «Колокола» обеспечили Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радиостанции «Орфей» (художественный руководитель – Лев Конторович), а также первоклассные певцы-солисты Альбина Шагимуратова (сопрано), Михаил Агафонов (тенор) и Сергей Лейферкус (баритон). Последний также исполнил соло в симфонии Бенджамина Эллина. Так что, изучив слушательскую программку, нельзя было не укрепиться в мысли, что ни в компоновке программы концерта-посвящения, «надстройкой» которой стала музыка Чайковского, а «базисом» – опус Рахманинова, ни в исполнительском творческом арсенале ничего случайного на этот раз просто не было!
Фактура промежуточного – центрального – этажа всего музыкального здания вечера, будучи «спрятанной» между Чайковским и Рахманиновым, по отношению к музыке этих русских гениев, оказалась вполне дружественной, явно не диссонирующей, хотя диссонанс как средство художественной выразительности в опусе Бенджамина Эллина решительно поставлен во главу угла, что современной музыке присуще в принципе. Эта симфония-посвящение была воспринята с интересом и даже с благодарностью к ее автору, ведь он смог доказать, что «обработка» русской тематики представителем иной национальной ментальности, хотя и выглядит парадоксально, к интуитивному доверию располагает.
Правда, очевидная амелодичность встроенного в ткань симфонии романса «Парус» сомнения в русской душе вызвала, но четырехчастная композиция в целом, преломляющая тему душевного мятежа и эмоциональной бури через аллюзию свободного моря и вечной природы, в своем поступательном развитии довольно убедительна. Звуковая субстанция симфонии проходит развитие от тайны зарождения человеческого бытия, затем переходит в энергию жизни, подпадающей вдруг под власть ноктюрна третьей части с явственно покосившимся «Парусом». Однако Allegro brilliante финала (полное огня по ремарке композитора), действительно выступая таковым, все сомнения извечной борьбы человека на его жизненном пути разрешает в настойчивом, оптимистически уверенном ключе.
Полная противоположность – четвертая (финальная) часть «Колоколов», инципитом которой звучат слова солиста-баритона «Похоронный слышен звон». Это уже музыкальная эпитафия человеческой жизни, проходящей в первых трех частях поэмы. Беззаботность юности на санях с колокольчиками (первая часть с соло тенора), свадебные колокола с соло сопрано (вторая часть) и мощное хоровое скерцо «воющего набата» в третьей части к финальной бренности подводят в постоянном развитии вокально-хоровой симфонии. При кажущейся простоте композиционной идеи опус предстает сложнейшим конгломератом с постоянным взаимодействием оркестра, певцов-солистов и хорового ансамбля.
И дирижер, и оркестр, и певцы-солисты, и артисты хора, захваченные новаторской синкретикой партитуры Рахманинова, вовсе не пытались самовыразиться. Растворившись в симфонической ансамблевости и рождая мощное ощущение экспрессионизма истинно русской выделки, на которую оказался способен гений композитора, все участники этого проекта на волне истинно русской соборности смогли пропеть величественный реквием рыцарю музыки, которым до своего последнего часа оставался маэстро Светланов…
Фото Сергея Гануса (Музей-заповедник П.И. Чайковского)
Фото Александра Шапунова (МКЗ «Зарядье»)
Фото Веры Журавлёвой (Большой зал Московской консерватории)
Рождество не так далеко, как кажется. Пройдет несколько месяцев, и мы все соберемся за праздничным столом. Актуальное украшение праздника здесь: https://elki-v-minske.by/katalog/iskusstvennyie_derevya_sharyi_ukrasheniya/rozhdestvenskie-venki/. Порадуйте себя и своих близких!