Имре Кальман

Imre Kálmán

Дата рождения
24.10.1882
Дата смерти
30.10.1953
Профессия
Страна
Венгрия

Я знаю, что полстраницы партитуры Листа перевесит все мои оперетты — как уже написанные, так и будущие... Большие композиторы всегда будут иметь своих поклонников и восторженных почитателей. Но наряду с ними должны существовать и театральные композиторы, которые не пренебрегают легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой музыкальной комедией, классиком которой был Иоганн Штраус.
И. Кальман

Имре Кальман / Imre Kálmán

Он родился в курортном местечке, расположенном на берегу озера Балатон. Самыми первыми и неизгладимыми музыкальными впечатлениями маленького Имре стали занятия на фортепиано его сестры Вильмы, игра на скрипке профессора Лильде, отдыхавшего в Шиофоке, оперетта И. Штрауса «Летучая мышь». Гимназия и музыкальная школа в Будапеште, класс композиции X. Кеслера в Академии имени Ф. Листа и одновременно изучение права на юридическом факультете университета — вот основные этапы образования будущего композитора. Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы. Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре. Кальман испытал себя и на поприще музыкальной критики, работая 4 года (1904-08) в газете «Пешти Напло». Первым театральным произведением композитора стала оперетта «Наследство Переслени» (1906). Ее постигла несчастливая судьба: усмотрев в ряде эпизодов политическую крамолу, правительственные власти постарались, чтобы спектакль был быстро снят со сцены. Признание пришло к Кальману после премьеры оперетты «Осенние маневры». Поставленная сначала в Будапеште (1908), затем в Вене, она впоследствии обошла многие сцены в Европе, Южной Африке и Америке.

Мировую славу композитору принесли его следующие музыкальные комедии: «Солдат в отпуске» (1910), «Цыган-премьер» (1912), «Королева чардаша» (1915, более известная как «Сильва»). Кальман стал одним из самых популярных авторов этого жанра. Критика отмечала, что его музыка стоит на прочном фундаменте народной песни и ярко выражает глубокие человеческие чувства, его мелодии просты, но вместе с тем оригинальны и поэтичны, а финалы оперетт по разработке, первоклассной технике и блестящей инструментовке — настоящие симфонические картины.

Наивысшего расцвета творчество Кальмана достигло в 20-х гг. В это время он жил в Вене, здесь и проходили премьеры его «Баядеры» (1921), «Графини Марицы» (1924), «Принцессы цирка» (1926), «Фиалки Монмартра» (1930). Мелодическая щедрость музыки этих произведений создавала у слушателей обманчивое представление о беспечности и легкости композиторского пера Кальмана. И хотя это была лишь иллюзия, Кальман, обладавший прекрасным чувством юмора, в письме к своей сестре советовал ей не разочаровывать интересующихся его творчеством и рассказывать о его работе так: «Мой брат и его либреттисты встречаются ежедневно. Они выпивают несколько литров черного кофе, выкуривают бесчисленное количество сигарет и папирос, рассказывают анекдоты... спорят, смеются, ссорятся, кричат... Это продолжается много месяцев. И вдруг в один прекрасный день оперетта готова».

В 30-х гг. композитор много работает в жанре киномузыки, пишет историческую оперетту «Дьявольский наездник» (1932), ее премьера стала для Кальмана последней в Вене. Над Европой нависла угроза фашизма. В 1938 г. после захвата Австрии гитлеровской Германией Кальман с семьей был вынужден эмигрировать. 2 года он провел в Швейцарии, в 1940 г. переехал в США, а после войны, в 1948 г., вновь вернулся в Европу и жил в Париже.

Кальман наряду с И. Штраусом и Ф. Легаром является представителем так называемой венской оперетты. Им написано 20 произведений в этом жанре. Огромная популярность его оперетт объясняется прежде всего достоинствами музыки — ярко мелодичной, эффектной, блестяще оркестрованной. Сам композитор признавался, что на его творчество огромное влияние оказала музыка П. Чайковского и особенно оркестровое искусство русского мастера.

Желание Кальмана, по его выражению, «помузицировать в своих произведениях от чистого сердца» позволило ему необычайно расширить лирическую сторону жанра и выйти из заколдованного для многих композиторов круга опереточных штампов. И хотя литературная основа его оперетт не всегда равноценна музыке, художественная сила творчества композитора превосходит этот недостаток. Лучшие сочинения Кальмана до сих пор украшают репертуар многих музыкальных театров мира.

И. Ветлицына


Имре Кальман родился 24 октября 1882 года в небольшом венгерском городке Шиофок на берегу озера Балатон. Его музыкальная одаренность была разносторонней. В юности он мечтал о карьере пианиста-виртуоза, но, подобно кумиру сво­их юношеских лет Роберту Шуману, вынужден был расстаться с этой мечтой, «переиграв» руку. В течение нескольких лет он серьезно помышлял о профессии музыкального критика, буду­чи сотрудником одной из крупнейших венгерских газет «Пеш­ти напло». Его первые композиторские опыты удостоились публичного признания: в 1904 году в концерте выпускников будапештской Музыкальной академии была исполнена его дип­ломная работа – симфоническое скерцо «Сатурналия», за ка­мерно-вокальные произведения он был удостоен премии города Будапешта. В 1908 году в Будапеште состоялась премьера его первой оперетты – «Осенние маневры», которая вскоре обо­шла сцены всех европейских столиц и была поставлена за оке­аном (в Нью-Йорке). С 1909 года творческая биография Каль­мана на долгое время связана с Веной. В 1938 году композитор был вынужден эмигрировать. Он жил в Цюрихе, в Париже, с 1940 года – в Нью-Йорке. В Европу Кальман возвратился только в 1951 году. Он умер 30 октября 1953 года в Париже.

В творческой эволюции Кальмана можно выделить три пе­риода. Первый, охватывающий 1908—1915 годы, характеризуется становлением самостоятельного стиля. Из произведений этих лет («Солдат в отпуске», «Маленький король» и др.) вы­деляется «Цыган-премьер» (1912). И сюжет этой «венгерской» оперетты (конфликт «отцов и детей», любовная драма в соче­тании с творческой драмой артиста), и его музыкальное реше­ние говорят о том, что молодой композитор, идя по стопам Легара, не копирует его находки, а творчески их развивает, выстраивая самобытную версию жанра. В 1913 году, после на­писания «Цыгана-премьера», он следующим образом обосновывает свою позицию: «Я пробовал в моей новой оперетте несколько отойти от излюбленного танцевального жанра, пред­почитая помузицировать от чистого сердца. Кроме того, я намерен придать большую роль хору, который в последние годы привлекался только как вспомогательный элемент и для заполнения сцены. В качестве образца я использую нашу опе­реточную классику, в которой хор был не только необходим, чтобы спеть в финалах "ха-ха-ха" и "ах", но и принимал боль­шое участие в действии». В «Цыгане-премьере» обратила на себя внимание и мастерская разработка венгеро-цыганского на­чала. Видный австрийский музыковед Рихард Шпехт (в целом не самый большой поклонник оперетты) выделяет в этой свя­зи Кальмана как «наиболее многообещающего» композитора, который «стоит на роскошной почве народной музыки».

Второй период творчества Кальмана открывается в 1915 го­ду «Королевой чардаша» («Сильвой»), а завершает его «Императрица Жозефина» (1936), поставленная уже не в Вене, а за пределами Австрии, в Цюрихе. В эти годы творческой зрелос­ти композитор создает свои лучшие оперетты: «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Герцогиня из Чикаго» (1928), «Фиалка Монмартра» (1930).

Над последними своими произведениями «Маринкой» (1945) и «Аризонской леди» (завершенной сыном композитора и поставленной уже после его смерти) – Кальман работает в эмиграции, в США. В его творческом пути они представляют собой своеобразное послесловие и не вносят принципиальных изменений в трактовку жанра, сложившуюся на центральном этапе эволюции.

Музыкально-сценическая концепция Кальмана индивидуаль­на. Ее характеризует, в первую очередь, такой уровень драма­тизма и конфликтности в развитии основной линии действия, какого прежде не знала оперетта. Тяготение к заостренным сценическим ситуациям сочетается с небывалой интенсив­ностью экспрессии: там, где у Легара завораживает лирика романтически окрашенного чувства, у Кальмана вибрирует неподдельная страсть. Резче выражены у автора «Баядеры» внутрижанровые контрасты, мелодраматическая патетика отте­няется у него блеском особенно виртуозно трактованных ко­медийных интермедий. Мелос, столь же богатый и разнообразный, что и легаровский, эмоционально насыщен и пропитан эротикой, в нем шире используются ритмы и интонации джаза.

Очень определенно проступают у Кальмана оперные про­образы жанра – и в трактовке сюжетов, и в музыкальной стилистике; неслучайно «Сильву» называют «опереточной парафразой "Травиаты"», а «Фиалку Монмартра» уподобляют пуччиниевской «Богеме» (с тем большим основанием, что сю­жетной основой обоих произведений послужил роман Мюрже). Оперная природа мышления Кальмана ярко обнаруживается и в области композиционно-драматургической. Ансамбли, и в особенности большие финалы актов, становятся у него опор­ными точками формы и узловыми моментами действия; в них велика роль хора и оркестра, они активно разрабатывают лей­тмотивный тематизм, насыщаются симфоническим развитием. Финалы координируют все становление музыкальной драма­тургии и придают ему логическую целенаправленность. Опе­ретты Легара не обладают такой драматургической цельно­стью, зато они демонстрируют некоторое разнообразие вариантов строения. У Кальмана же структура, в общих чертах намеченная в «Цыгане-премьере» и окончательно сложившаяся в «Королеве чардаша», с минимальными отклонениями вос­производится во всех последующих произведениях. Тенденция к унификации структуры, безусловно, создает опасность формирования некоего шаблона, однако в лучших творениях композитора эта опасность преодолевается убедительной реализацией испытанной схемы, яркостью музыкального языка, рельефно­стью образов.

Н. Дегтярева


Список основных оперетт:

(в скобках указаны даты премьер)

«Осенние маневры», либретто К. Бакони (1908)
«Солдат в отпуске», либретто К. Бакони (1910)
«Цыган-премьер», либретто Ю. Вильгельма и Ф. Грюнбаума (1912)
«Королева чардаша» («Сильва»), либретто Л. Штайна и Б. Йенбаха (1915)
«Голландочка», либретто Л. Штайна и Б. Йенбаха (1920)
«Баядера», либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда (1921)
«Графиня Марица», либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда (1924)
«Принцесса цирка» («Мистер Икс»), либретто Ю. Браммера и А. Грюн­вальда (1926)
«Герцогиня из Чикаго», либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда (1928)
«Фиалка Монмартра», либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда (1930)
«Дьявольский наездник», либретто Р. Шанцера и Э. Велиша (1932)
«Императрица Жозефина», либретто П. Кнеплера и Г. Херчела (1936)
«Маринка», либретто К. Фаркаша и Дж. Мариона (1945)
«Аризонская леди», либретто А. Грюнвальда и Г. Бера (1954, завершена Карлом Кальманом)

реклама

вам может быть интересно

Лоренцо Перози Композиторы

Произведения

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама