Christoph Eschenbach
Художественный руководитель и главный дирижер Вашингтонского национального симфонического оркестра и Центра исполнительских искусств имени Кеннеди, Кристоф Эшенбах постоянно сотрудничает с самыми известными оркестрами и оперными театрами мира. Ученик Джорджа Селла и Герберта фон Караяна на протяжении творческого пути Эшенбах возглавлял такие коллективы, как Оркестр де Пари (2000-2010), Филадельфийский симфонический оркестр (2003-2008), Симфонический оркестр Северогерманского радио (1994-2004), Хьюстонский симфонический оркестр (1988-1999), оркестр Тонхалле; был художественным руководителем музыкальных фестивалей в Равинии и Шлезвиг-Гольштейне.
Сезон 2016/17 – седьмой и заключительный сезон маэстро в NSO и Кеннеди-центре. За это время оркестр под его руководством совершил три больших гастрольных тура, прошедших с огромным успехом: в 2012 – по Южной и Северной Америке; в 2013 – в странах Европы и Омане; в 2016 – вновь в Европе. Помимо этого Кристоф Эшенбах и оркестр регулярно выступают в Карнеги-холле. Cреди событий нынешнего сезона – премьера Концерта для скрипки У.Марсалиса на Восточном побережье США – сочинения, одним из заказчиков которого выступил NSO, а также заключительный концерт программы «Исследуя Малера».
Среди текущих ангажементов Кристофа Эшенбаха – новая постановка оперы Б.Бриттена «Поворот винта» в миланском Ла Скала, выступления в качестве приглашенного дирижера с Оркестром де Пари, Национальным оркестром Испании, Сеульским и Лондонским филармоническими оркестрами, Филармоническим оркестром Радио Нидерландов, Национальным оркестром Франции, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма.
Криштоф Эшенбах имеет обширную дискографию как пианист и дирижер, сотрудничает с рядом известных звукозаписывающих компаний. Среди записей с NSO – альбом «Вспоминая Джона Кеннеди» компании Ondine. На этом же лейбле осуществлены записи с оркестром Филадельфии и Оркестром де Пари; с последним вышел альбом также на Deutsche Grammophon; с Лондонским филармоническим оркестром дирижер записывался на EMI/LPO Live, с Лондонским симфоническим – на DG/BM, Венским филармоническим – на Decca, Симфоническим оркестром Северогерманского радио и Хьюстонским симфоническим – на Koch.
Многие работы маэстро в области звукозаписи отмечены рядом престижных наград, среди которых – Grammy в 2014; номинации «Диск месяца» по версии журнала BBC, «Выбор редакции» по версии журнала Gramophon, а также награда немецкой Ассоциации музыкальных критиков. Диск сочинений Кайи Саариахо с Оркестром де Пари и сопрано Каритой Маттилой в 2009 получил награду профессионального жюри крупнейшей в Европе музыкальной ярмарки MIDEM (Marché International du Disque et de l'Edition Musicale). Помимо этого Кристоф Эшенбах записал полный цикл симфоний Г.Малера с Оркестром де Пари, которые находятся на сайте музыканта в свободном доступе.
Заслуги Кристофа Эшенбаха отмечены престижными наградами и званиями во многих странах мира. Маэстро - кавалер Ордена Почетного легиона, командор Ордена искусств и изящной словесности Франции, Большого офицерского креста ордена «За заслуги перед ФРГ» и национального Ордена ФРГ; лауреат премии имени Л.Бернстайна, присуждаемой Тихоокеанским музыкальным фестивалем, художественным руководителем которого К.Эшенбах являлся в 90-е годы. В 2015 ему была присуждена премия Эрнста фон Сименса, которую называют «Нобелевской премией» в области музыки.
Маэстро уделяет много времени преподавательской деятельности; регулярно проводит мастер-классы в Манхэттенской школе музыки, Кронбергской академии и на Шлезвиг-Гольштейнском фестивале, часто сотрудничает с молодежным оркестром фестиваля. На репетициях с NSO в Вашингтоне Эшенбах дает возможность студентам-стипендиатам принимать участие в репетициях наравне с артистами оркестра.
На протяжении первых послевоенных лет в Западной Германии ощущалось явное отставание пианистического искусства. По многим причинам (наследие прошлого, недостатки музыкального воспитания и просто стечение обстоятельств) — пианисты ФРГ почти не занимали высоких мест на международных конкурсах, не выходили на большую концертную эстраду. Вот почему с того момента, когда стало известно о появлении ярко одаренного мальчика, на него с надеждой устремились взоры любителей музыки. И, как выяснилось, не напрасно.
Обнаружил его в 10-летнем возрасте дирижер Ойген Йохум, после того как мальчик уже пять лет занимался под руководством матери — пианистки и певицы Валлидор Эшенбах. Йохум направил его к гамбургскому педагогу Элизе Ханзен. Дальнейшее восхождение Эшенбаха было стремительным, но, к счастью, это не помешало его планомерному творческому росту и не сделало из него вундеркинда. В 11 лет он стал первым на конкурсе для юных музыкантов, устроенном фирмой «Стенвэй» в Гамбурге; в 13 лет выступил сверх программы на Мюнхенском международном конкурсе и был отмечен специальной премией; в 19 удостоился еще одной премии — на конкурсе студентов музыкальных вузов ФРГ. Все это время Эшенбах продолжал учиться — сначала в Гамбурге, потом в кельнской Высшей музыкальной школе у X. Шмидта, потом снова в Гамбурге у Э. Ханзен, но уже не частным образом, а в Высшей музыкальной школе (1959-1964).
Начало профессиональной карьеры принесло Эшенбаху две высокие награды, компенсировавшие долготерпение соотечественников — вторую премию в Мюнхенском международном конкурсе (1962) и премию имени Клары Хаскил — единственную награду для победителя конкурса ее имени в Люцерне (1965).
Таков был стартовый капитал артиста — достаточно внушительный. Слушатели отдавали должное его музыкальности, преданности искусству, технической законченности игры. Первые две пластинки Эшенбаха — сочинения Моцарта и «Форельный квинтет» Шуберта (с «Кеккерт-квартетом») были приняты критикой благожелательно. "Тот, кто слушает его исполнение Моцарта,- читаем мы в журнале "Музика",- неизбежно получает впечатление, что тут проявляется личность, быть может, призванная с вершин нашего времени вновь открыть фортепианные произведения великого мастера. Мы еще не знаем, куда приведет его избранная дорога — к Баху, Бетховену или Брамсу, к Шуману, Равелю или Бартоку. Но остается фактом, что он демонстрирует не одну только необычайную духовную восприимчивость (хотя именно она, возможно, даст ему позже возможность соединять полярные противоположности), но и пылкую одухотворенность«.
Талант молодого пианиста быстро мужал и на редкость рано сформировался: можно утверждать, ссылаясь на мнения авторитетных специалистов, что уже полтора десятилетия назад его облик мало чем отличался от сегодняшнего. Разве что разнообразием репертуара. Постепенно в орбиту внимания пианиста вовлекаются все те пласты фортепианной литературы, о которых писала «Музика». В его концертах все чаще звучат сонаты Бетховена, Шуберта, Листа. Одна за другой выходят пластинки с записями пьес Бартока, фортепианных сочинений Шумана, квинтетов Шумана и Брамса, концертов и сонат Бетховена, сонат Гайдна, наконец, полное собрание моцартовских сонат на семи пластинках, а также большинство фортепианных дуэтов Моцарта и Шуберта, записанных им с пианистом Юстусом Францом. В концертных выступлениях и записях артист постоянно доказывает и свою музыкальность, и растущую многогранность. Оценивая его интерпретацию труднейшей сонаты «Хаммерклавир» (соч. 106) Бетховена, рецензенты особо отмечают отказ от всего внешнего, от принятых традиций в темпах, ритардандо и прочих приемов, «которых нет в нотах и которые сами пианисты обычно применяют, чтобы обеспечить себе успех у публики». Критик X. Крельман подчеркивает, говоря о его интерпретации Моцарта, что «Эшенбах играет, основываясь на прочном духовном фундаменте, который он себе создал и который стал для него базой серьезной и ответственной работы».
Наряду с классикой артиста привлекает и современная музыка, а современных композиторов — его талант. Некоторые из них — видные западногерманские мастера Г. Бялас и Х.-В. Хенце, посвятили Эшенбаху концерты для фортепиано с оркестром, первым исполнителем которых он стал.
Хотя концертная деятельность строгого к себе Эшенбаха не так интенсивна, как у некоторых его коллег, он выступал уже в большинстве стран Европы и Америки, в том числе и в США. В 1968 году артист участвовал впервые в фестивале «Пражская весна». Слушавший его советский критик В. Тимохин дает такую характеристику Эшенбаха: «Это, безусловно, одаренный музыкант, наделенный богатым творческим воображением, способный создавать свой музыкальный мир и жить в кругу его образов напряженной и интенсивной жизнью. Все же мне представляется, что Эшенбах — пианист скорее камерного плана. Наибольшее впечатление оставляет он в произведениях, овеянных лирической созерцательностью, поэтичной красотой. Но замечательная способность пианиста творить свой музыкальный мир заставляет, если и не во всем соглашаться с ним, то с неослабевающим интересом следить за тем, как осуществляет он свои оригинальные замыслы, как формирует свои концепции. В этом, на мой взгляд, причина большого успеха, которым пользуется Эшенбах у слушателей».
Как мы видим, в приведенных высказываниях почти не говорится о технике Эшенбаха, а если и упоминают об отдельных приемах, то лишь в связи с тем, как они способствуют воплощению его концепций. Это отнюдь не значит, что техника — слабая сторона артиста, а скорее должно восприниматься как высшая похвала его искусству. Однако искусство это еще далеко от совершенства. Главное, чего пока не хватает ему,- масштабности концепций, интенсивности переживания, столь характерных для крупнейших немецких пианистов прошлого. И если раньше многие прочили Эшенбаха в преемники Бакхауза и Кемпфа, то сейчас такие прогнозы можно услышать гораздо реже. Но вспомним, что и тот, и другой тоже переживали периоды застоя, подвергались достаточно резкой критике и стали настоящими маэстро лишь в весьма солидном возрасте.
Было, однако, одно обстоятельство, которое могло помешать Эшенбаху подняться в своем пианизме на новую ступень. Обстоятельство это — увлечение дирижированием, о котором он, по его словам, мечтал с детства. Его дирижерский дебют состоялся еще в пору учебы в Гамбурге: он руководил тогда студенческой постановкой оперы Хиндемита «Мы строим город». Через 10 лет артист впервые встал за пульт профессионального оркестра и продирижировал исполнением Третьей симфонии Брукнера. С тех пор доля дирижерских выступлений в его насыщенном графике неуклонно увеличивается и достигла к началу 80-х годов примерно 80 процентов. Сейчас Эшенбах очень редко играет на рояле, но остался известен своими интерпретациями музыки Моцарта и Шуберта, а также выступлениями в дуэте с Цимоном Барто.
Григорьев Л., Платек Я., 1990 год