Владимир Спиваков провел пресс-конференцию в своем новом качестве
Московский международный дом музыки готовится к открытию своего первого сезона. Предыдущий был «нулевым» (не в смысле отсутствия художественных событий), пробным. В двух залах из трех прошло некоторое количество концертов (в том числе в рамках Пасхального фестиваля), однако о регулярной и планомерной концертной деятельности еще речь не шла. В конце весны произошли серьезные кадровые перемены: президентом Дома музыки стал Владимир Спиваков, который привел свою команду. Александру Ворошило с его замами пришлось покинуть не вполне обжитые стены. В преддверии открытия первого сезона новое руководство встретилось с журналистами, чтобы поведать о своих планах и намерениях.
Национальный филармонический начинается
Первый сезон откроется 27 сентября концертом, посвященным Евгению Светланову. Программу, в которую включены сочинения Чайковского, Рахманинова, Мусоргского и самого Светланова, Владимир Спиваков охарактеризовал как «эскизный портрет» великого русского музыканта и сообщил присутствовавшим о своем намерении назвать его именем Большой зал Дома музыки (письмо с соответствующей просьбой уже передано мэру Москвы Юрию Лужкову).
Ранее предполагалось, что в этот вечер выступит Евгений Колобов с оркестром Новой Оперы. В связи с его безвременной кончиной Спивакову пришлось скорректировать все планы и открывать сезон самому со своим новым оркестром, инаугурация которого, таким образом, состоится на два месяца раньше. «Чтобы поставить на рельсы этот поезд, — сказал Владимир Спиваков, — я отказался от очень многого. В частности, у меня должно было быть восемь концертов в Италии, я сыграл только один и приехал сюда, чтобы готовить оркестр к открытию сезона». В новый оркестр, помимо большой группы из РНО, перешли также по нескольку музыкантов из «Виртуозов Москвы», Мариинского театра, оркестра Темирканова, Госоркестра, оркестра Орбеляна. Пришло также много молодежи. «Мой принцип рассадки таков, что опытный человек сидит с неопытным, но горячим», — сказал Спиваков.
Помогать Спивакову в работе с оркестром будут немецкий дирижер Томас Зандерлинг (сын Курта Зандерлинга, много лет проработавшего у Мравинского, он родился в России и хорошо говорит по-русски), Теодор Курентзис и Владимир Симкин. Последнее имя, в отличие от первых двух, способно вызвать лишь недоумение. Надо полагать, деятельность Симкина ограничится черновой работой и за пультом, во избежание урона для реноме новорожденного оркестра, публика его не увидит.
«Я веду переговоры, — сообщил В.Спиваков, — со многими выдающимися мастерами, которые определяют сегодня мировой музыкальный Олимп. Например, с Клаудио Аббадо, который очень болен, и тем не менее мы получили факс, в котором он просит уточнить параметры этого зала. Ему интересно приехать сюда, и я очень надеюсь, что это состоится».
«Я стал играть и почувствовал, что никакого отзвука нет»
Владимир Спиваков вспоминает первый концерт в Доме музыки, состоявшийся в декабре: «Я вынес скрипку и стал играть, извлек первые ноты из инструмента, и у меня такое смешанное чувство возникло. Сначала мне захотелось плакать от счастья, что вот есть такой новый зал. Потом я почувствовал, что никакого отзвука нет, скрипка не несет свой звук так, как это обычно происходит в хороших залах. Мне показалось, что я стою на бетоне и играю».
По словам Владимира Теодоровича, «не все получилось так, как это было обозначено в бумагах. Обнаружилось, что под сценой — огромное количество стекловаты, которая поглощала звук. Сейчас уже проведены ремонтные работы, вскрыт пол, убрана эта стекловата, и я не забуду светящиеся лица музыкантов, артистов „Виртуозов Москвы“, на репетиции концерта к Дню города, когда они взяли первые звуки: наконец-то они друг друга услышали.»
Первый заместитель генерального директора Дома музыки Иван Попов добавил, что под полом обнаружилась не только стекловата, но и фанера. Все это убрали, что уже привело к существенному улучшению акустики. Ведутся консультации со специалистами-акустиками и архитекторами не только российскими, но и японскими, немецкими, американскими. Разработан план установки дополнительных звукоотражающих щитов. В течение уже этого сезона появятся специальные подставки для отдельных групп оркестра, которые также должны существенно улучшить звучание.
РНО — да, «Меридиану» — нет
Главной интригой стал, как и ожидалось, вопрос о взаимоотношениях с РНО в свете недавних заявлений на этот счет его генерального продюсера Сергея Маркова. Сам Владимир Спиваков дипломатично не стал касаться данной темы, предоставив это И.Попову (который вслед за самим маэстро был на пресс-конференции основным «ответчиком», тогда как генеральный директор Валерий Гладыр за все время произнес лишь несколько фраз). Последний поведал журналистам почти детективную историю. Оказывается, буквально за неделю до своего ухода Александр Ворошило подписал с никому не известным продюсерским центром «Меридиан» агентский договор, который, по оценке юристов, оказался по сути договором сдачи в аренду на три года всего Дома музыки. При этом предполагалось, что средства от концертов, проводимых «Меридианом» в Доме музыки, поступают исключительно на счет самого «Меридиана». Более того, Дом музыки по этому договору не имел права отказать «Меридиану» в проведении любого концерта или корпоративного мероприятия при единственном условии, что тот извещает о нем не менее чем за три месяца. Возникала весьма своеобразная перспектива: руководство Дома музыки за год или за два договаривается, к примеру, с тем же Аббадо, а за три месяца до назначенной даты приходит «Меридиан» со своим мероприятием... «Нас, естественно, такая ситуация не может устраивать, — сказал И.Попов. — Мы обратились в Департамент имущества города Москвы с просьбой о признании юридически ничтожным этого договора и надеемся, в скором времени вопрос будет окончательно закрыт».
Спросят: а при чем здесь РНО? А при том, что директор «Меридиана» К.Тарасевич одновременно является исполнительным директором Фонда РНО. «Таким способом, — заметил И.Попов, — администрация оркестра хотела создать для себя приоритетные условия. Все выступления РНО, которые планировались через „Меридиан“, освобождались от арендной платы и не предусматривали никаких отчислений от сборов Дому музыки. Это — естественное желание любого человека, который ведет частный оркестр. Но мы-то не частная лавочка, а государственное учреждение, которое отчитывается перед городом».
Тем не менее Дом музыки заинтересован в сотрудничестве с РНО, и, как сказал И.Попов, «уже подписан договор на четыре концерта, в том числе — три абонементных. Остался под вопросом лишь один абонементный концерт, поскольку те даты, которые были предложены РНО, уже закрыты другими концертами». Так что слухи об отмене концертов несколько преувеличены.
«Материальное — это лишь поддержка духовного»
По словам Владимира Спивакова, Дом музыки открыт для всех, кто может сказать интересное, веское, необычное слово, для тех людей и тех артистов, которые являются личностями. Уже в ближайшее время здесь можно будет услышать Джесси Норман и Кшиштофа Пендерецкого, Андрея Гаврилова и Михаила Плетнева, Николая Петрова и Дениса Мацуева, Зальцбургский придворный оркестр и много что еще. В декабре состоится фестиваль «Моцартиана». Половина концертов фестиваля Владимира Спивакова также состоится здесь. Дом музыки предлагает в своем первом сезоне 10 абонементных программ. Одна посвящена 25-летию «Виртуозов Москвы», другая — аналогичной дате оркестра «Musica viva», а ансамбль Telemann Consort предлагает «Путешествие в мир барокко». Есть и детские абонементы.
«Не все просто с финансированием концертной деятельности Дома, — сказал В.Спиваков. — Мы понимаем, что у Москвы проблем много, и ищем возможности для того, чтобы наши планы претворялись в жизнь. Я хочу создать попечительский совет Дома, хочу создать Клуб друзей Дома, чтобы можно было опираться на помощь людей, корпораций, на помощь крупного бизнеса, который, как мне кажется, сейчас поворачивается лицом к культуре, понимает, что материальное — это лишь поддержка духовного».
Дмитрий Морозов