Не стало Ларисы Ивановны Авдеевой
В минувшее воскресенье не стало Ларисы Ивановны Авдеевой — выдающейся русской советской певицы, блистательной меццо-сопрано Большого театра 1950-70-х годов.
Авдеева принадлежит к тому золотому поколению советских вокалистов, кто первыми завоёвывал славу отечественного искусства на западных сценах. Авдеевой сопутствовал большой успех на первых исторических гастролях Большого театра в «Ла Скала» в 1964 году.
Талант потомственной оперной певицы (вокалистом был её отец) проявился необычайно рано, с театральной средой она была связана с самого детства — путь в певицы был предопределён. В 22 года — уже дебют (по тем временам — очень рано!) в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, через пять лет — она становится солисткой Большого театра СССР.
В первом же сезоне — участие в премьере «Кармен»: Авдеева страхует знаменитую Марию Петровну Максакову и становится сенсацией московской сцены.
«Кармен Авдеевой — это прежде всего женщина, для которой чувство, наполняющее её жизнь, свободно от каких бы то ни было условностей и пут. Вот почему так естественно, что Кармен скоро надоела эгоистичная любовь Хозе, в которой она не находит ни радости, ни счастья. Поэтому в проявлениях любви Кармен к Эскамильо у актрисы ощущается не только искренность чувства, но и радость освобождения. Совершенно преображённой появляется Кармен-Авдеева на празднике в Севилье, счастливая, даже немного торжественная. И в самой смерти Кармен-Авдеевой нет ни покорности судьбе, ни роковой обречённости: она умирает, исполненная самозабвенного чувства любви к Эскамильо», — именно так, восторженно, отзывается столичная пресса на выступление молодой дебютантки.
В следующем 1954-м году она — участница знаменитой экранизации оперы «Борис Годунов», где поёт с корифеями сцены — Пироговым, Ханаевым, Козловским, Нэлеппом, Михайловым. Её Марина Мнишек — красива и царственна, вокально — безупречна. Уже эти две работы выдвигают артистку на первые роли — абсолютно заслуженно, абсолютно по таланту.
Но в 1956-м в театре появляется ещё одно дарование — Ирина Архипова, аполлонический, нездешний, какой-то европейский вокал которой незаметно и постепенно стал отодвигать в тень её голосистых и внешне эффектных коллег — певиц того же амплуа: Веронику Борисенко, Киру Леонову, ту же Авдееву…
Когда в 1959-м случилась в Большом гастроль великого Марио дель Монако, то, оказалось, что по тем или иным объективным и субъективным причинам петь Кармен больше вроде как и некому — кроме Архиповой. Ну а что случилось июньским вечером 1959-го, знает каждый меломан: родилась советская оперная суперзвезда.
Соперничество двух примадонн продолжалось около тридцати лет. Авдеева участвует в знаменитых гастролях Большого, поёт первый репертуар — Марину, Марфу, Ольгу, Графиню, Леля, Весну, Любаву, Любашу, Кончаковну, помимо классического репертуара участвует в операх советских композиторов — «Войне и мире» (Ахросимова) и «Игроке» (Бабуленька) Прокофьева, «Оптимистической трагедии» Холминова (Комиссар), «Мёртвых душах» Щедрина (Коробочка).
Она — безусловная примадонна, народная артистка РСФСР, но всё-таки всегда немножко «вечно вторая» Большого, даже, несмотря на то, что её супруг — всесильный главный дирижёр театра Евгений Светланов…
Окончательное примирение примадонн происходит годы спустя, в начале 2000-х: Авдеева становится лауреатом Фонда Архиповой за заслуги перед отечественным оперным театром.
Свою соперницу и ровесницу Лариса Ивановна пережила на три года. Для нас же они обе — золотой фонд русского искусства прошлого века, поистине, эталонные вокалистки — подлинные легенды…