Три новых релиза «Мелодии» на фоне третьей награды ICMA
Три новых релиза фирмы «Мелодия», о которых речь пойдет ниже, разнятся и по жанру, и по эпохе, и по формату представленной на них музыки. Аудиорелиз ноября 2017 года (MEL CD 10 02418) – опера «Евгений Онегин» Чайковского, продолжающая планомерное переиздание записей русской классики советского периода, осуществленных оркестром, хором и солистами Большого театра СССР. Начиная с сезона 2011/2012 в постреконструкционной афише главного музыкального театра страны число вновь созданных сценических продукций, отношение к жанру оперы имеющих лишь самое отдаленное, давно уже достигло «критической массы». Так что еще одно напоминание (пусть лишь в формате аудио) о былом оперном величии этого театра, который некогда и вправду был храмом высокого искусства, сегодня весьма актуально.
Видеорелиз декабря прошлого года (MEL DVD 70 02540) – балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1906–1975) в последней (двухактной) редакции оригинальной постановки Большого театра России (хореограф – Юрий Григорович). Другой декабрьский релиз (MEL CD 10 02523) – интереснейшая, поистине «сказочная» коллекция органных опусов Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) в исполнении молодого, но хорошо известного любителям музыки отечественного органиста Константина Волостнова. Речь идет о комплекте из трех аудиодисков, в каждом из которых представлены сочинения одного жанра: концерты, сонаты, токкаты. Но прежде, чем остановиться на каждом из этих релизов поподробнее, спешим огласить новость, пришедшую в январе и, несомненно, дающую для этого весьма важный информационный повод.
Фирма «Мелодия» в третий раз стала лауреатом Международной премии в области классической музыки ICMA (International Classical Music Awards).
Ранее этой премией она была отмечена в 2011 году за издание всех симфоний Яна Сибелиуса под управлением Геннадия Рождественского и в 2013 году за релиз «Русские балеты» Игоря Стравинского под управлением Дмитрия Китаенко, Пьера Булеза и Владимира Федосеева. В этом году независимое международное жюри сделало свой выбор на основании 357 номинированных аудио- и видеорелизов, и «Мелодии» была присуждена премия за «Антологию русской симфонической музыки» (номинация «За выдающиеся достижения»).
Реми Франк, председатель жюри этой Международной премии, отмечает: «За восемь лет своего существования ICMA стала ежегодным праздником, эталоном музыкального мастерства. Одна из причин такого признания заключается в том, что на наше жюри не влияют какие-либо лобби во время выбора победителей. И в этом году у нас был впечатляющий список кандидатов, а наша цель состояла лишь в том, чтобы выбрать самых лучших. Каждый год жюри определяет самые высокие стандарты и выбирает музыкантов, чьи заслуги в 2018 году станут ориентиром для музыкального сообщества в мире».
Первый (MEL CD 10 02480) и второй (MEL CD 10 02481) тома лимитированного подарочного издания «Антологии», осуществленной выдающимся, величайшим русским дирижером Евгением Светлановым (1928–2002) – кашированные картонные боксы с крышкой. Каждый из томов (первый вышел весной, второй – осенью 2017 года) включает в себя по 55 аудиодисков, по одному диску-бонусу и по буклету в твердом переплете на русском, английском, французском и немецком языках с иллюстрациями обложек оригинальных пластинок.
Первый («серебряный») том – чисто оркестровая симфоническая музыка композиторов XIX и XX веков. Второй («золотой») том, снабженный уточняющим названием «Антология русской и советской симфонической музыки», – соединение чисто оркестровых опусов и опусов для оркестра с солирующими инструментами.
Большинство работ советских композиторов, вошедших во второй том «Антологии», ранее на пластинках не издавалось,
так что выход эксклюзивного издания, связанного с именем одного – но великого! – русского музыканта переоценить невозможно.
Между тем, мы возвращаемся к основной теме настоящих заметок – к триаде релизов, упомянутых выше. Студийная запись «Евгения Онегина» 1979 года осуществлена под управлением харизматичного дирижера Марка Эрмлера (1932–2002), своим творчеством всегда олицетворявшего академически прочную, но при этом интеллектуально живую традицию классической оперной интерпретации (хормейстеры альбома – Игорь Агафонников, Станислав Гусев). А сама эта запись – монументально-парадный и весьма представительный коллективный портрет эпохи золотых голосов Большого театра.
Состав исполнителей великолепен! Качество цифрового ремастеринга — изумительное, практически сравнимое с акустическим эффектом театральной сцены,
но без каких-либо, как это порой может случаться в театре, локальных потерь, обусловленных мизансценами, естественной, согласно режиссерской диспозиции спектакля, мобильностью исполнителей.
Редкий по тембральной красоте, интонационно чувственный, технически безупречный, магически воздействующий на слуховую ауру голос Тамары Милашкиной в партии Татьяны всецело покоряет психологическим накалом страсти, артистической отдачей, самозабвенностью. В большой сцене письма – сцене душевной исповеди главной героини, выстраиваемой исполнительницей на широте кантилены, идеальной ровности вокальной линии и тончайших эмоциональных нюансах, – лирическое от природы сопрано певицы восхитительно! При этом в драматическом финале оперы – заключительной сцене Татьяны и Онегина – певица как мастер искушенный и опытный весьма убедительно прибегает и к дозированно точной, необходимой в данном контексте драматической аффектации.
В ансамбле с такой яркой антагонисткой подлинная жемчужина записи — Юрий Мазурок (1931–2006),
ведущий лирический баритон славной эпохи золотых голосов Большого театра. Партия Онегина, протагониста оперы Чайковского, – вершина творчества артиста в русском репертуаре. Аристократически-царственный артистизм, благородство и чистота интонации, фразировки, врожденная музыкальность, широкий диапазон светлого – излучающего теплоту и наполненного выразительностью – голоса певца в партии Онегина торжествуют в полной мере!
В партиях других значимых персонажей состав не менее яркий и звездный: Ольга – Тамара Синявская (меццо-сопрано), Ленский – Владимир Атлантов (тенор), Гремин – Евгений Нестеренко (бас). Мадам Ларина – сопрано Татьяна Тугаринова (1925–1983). Няня Филиппьевна – меццо-сопрано Лариса Авдеева (1925–2013).
Предлагаемое переиздание – сегодня уже история, и комплект из двух аудиодисков (MEL CD 10 02418/1 – 68.56; MEL CD 10 02418/2 – 71.39) – эталонный документ совсем близкого от нас, но безвозвратно ушедшего прошлого, выдающийся артефакт звукозаписи, что называется, на века!
За фиксацией оперной классики на века следует балетный DVD-релиз.
На этот раз вместо академической музыки XIX века – само живое звучание XX века. Музыку Шостаковича мы давно уже воспринимаем подлинной классикой, а творческую хореографическую методу Юрия Григоровича – неоклассикой балетного театра в его заведомо позитивном переосмыслении, расширяющем границы пластической экспрессии. Вклад самобытного мастера в развитие действенной формы сюжетного академического танца XX века предстает значительным, масштабным, если не сказать революционным.
Триумфальная премьера в Большом театре СССР, давшая новую и впервые счастливую театральную жизнь балету «Золотой век», состоялась в 1982 году. Эта работа – один из многих шедевров Юрия Григоровича в жанре многоактного балета, работа экспрессивно-выпуклая, художественно-масштабная, новаторски смелая. Соавторами кардинально переработанного либретто в трех актах стали Исаак Гликман и сам Юрий Григорович.
Двухактная редакция этой постановки обжила Новую сцену Большого театра в период реконструкции исторического здания, и предлагаемый вниманию DVD-релиз – запись спектакля на Новой сцене в октябре 2016 года.
На смену звездам Большого балета советской эпохи пришла новая, не менее талантливая плеяда сегодняшних исполнителей,
и это уже не одно новое поколение солистов, артистов балета и «фирменного» кордебалета Большого.
Рита (молодая девушка, выступающая под именем Мадемуазель Марго в эстрадной программе ресторана «Золотой век») – Нина Капцова. Борис (молодой рыбак, участник представлений агиттеатра рабочей молодежи) – Руслан Скворцов. Яшка (главарь банды, он же Месье Жак, партнер Риты) – Михаил Лобухин. Люська (сообщница и подружка Яшки) – Екатерина Крысанова. Конферансье эстрадной программы в ресторане «Золотой век» – Вячеслав Лопатин.
Лаконичное, но поразительно емкое и символически-действенное оформление спектакля (сценография и костюмы) – одно из величайших творческих озарений Симона Вирсаладзе (1909–1989). Художником по свету выступил Михаил Соколов, помощниками хореографа – Регина Никифорова и Андрей Меланьин.
За дирижерским пультом Оркестра Большого театра России — Павел Клиничев, один из интереснейших, утонченных и вдумчивых интерпретаторов нашего времени.
Будучи учеником Марка Эрмлера, путь своего учителя в стенах Большого театра он продолжил не только в балетном, но и в оперном репертуаре.
Партитура «Золотого века» Шостаковича с интегрированной в ее оригинальную ткань концертно-симфонической музыки других сочинений композитора – тот «сложносочиненный» симфонический опус, интерпретация которого в этой записи предстает изумительно тонкой и рельефной, лирически чуткой и зажигательно-пронзительной, внешне «кафешантанной» в духе соцреализма времен нэпа и психологически глубокой по своему внутреннему гуманистическому наполнению.
Так что при всей определяющей важности видеосоставляющей, аудиосубстанция этого проекта — то, о чём обычно принято говорить: здесь есть, что послушать!
Новый DVD-релиз — продолжение серии «HD-коллекция “Балет Большого театра”» Как и ее предыдущие релизы, балет «Золотой век» выпущен под совместными лейблами фирмы «Мелодия» и французской фирмы «Bel Air Classiques». Производство диска взяли на себя компания «Bel Air Media», Государственный академический Большой театр России и французский телеканал «Mezzo» совместно с компаниями «Pathé Live», «M_Media», «NHK» при участии «France Télévisions» и при поддержке французского Национального центра кинематографии и анимации, а фирма «Мелодия» – эксклюзивный дистрибьютор диска на территории России.
При просмотре программы общей продолжительностью 103 минуты покартинное изложение сюжета на страницах красочно иллюстрированного буклета-вкладыша в отношении прояснения драматургически цельной и необычайно динамичной коллизии нового оригинального либретто несет всю необходимую информацию.
Чистая музыка Баха, ее высшая «небесная сфера», предназначенная для медитации в органном космосе гармоний и звучностей, на первый взгляд, представляется нескончаемой и довольно монотонной субстанцией,
глобально застывшей в своей форме и «на все лады» вариативно повторяющей саму себя. Но это лишь исключительно на первый взгляд…
Всё дело в том, что потрясающе многообразные, экспрессивно-красочные трактовки баховских опусов – концертов, сонат и токкат с фугами, – записанных Константином Волостновым на органе «Porthan» в Евангелическо-Лютеранской церкви Святой Марии в Санкт-Петербурге (что на Большой Конюшенной) и вошедших в анонсируемый ныне аудиокомплект, от априорных суждений, высказанных выше, к счастью, не оставляют и следа!
В первый диск органного сборника Баха (MEL CD 10 02523/1 – 53.17) вошли Концерт ля минор (BWV 593), Концерт соль мажор (BWV 592), Концерт до мажор (BWV 595), Концерт ре минор (BWV 596), Фантазия (Концерт) соль мажор (BWV 571) и Концерт до мажор (BWV 594). Во второй диск (MEL CD 10 02523/2 – 76.03) вошли шесть сонат (BWV 525–530): Соната № 1 ми-бемоль мажор, Соната № 2 до минор, Соната № 3 ре минор, Соната № 4 ми минор, Соната № 5 до мажор и Соната № 6 соль мажор. В третий диск (MEL CD 10 02523/3 – 54.47) вошли Токката и фуга ре минор (BWV 565), Токката (Прелюдия) ми мажор (BWV 566), Токката и фуга фа мажор (BWV 540), Токката до мажор (BWV 564), а также Токката и фуга ре минор (BWV 538).
Не утонуть в разлившемся море органной музыки Баха помогает предварительное штудирование буклета-вкладыша.
Он позволяет увидеть «картинку» органа «Porthan» в интерьере храма и подкупает своей исторической и музыковедческой информативностью. Открывает его вводный экскурс самого исполнителя-органиста. Тема его краткого обзора – проблемы музыкально-жанровой и композиционной специфики представленных записей, что расставляет практически все точки над «i»: с таким сноровисто умелым, обстоятельно погруженным в музыку лоцманом – не только с исполнителем-тактиком, но и художником стратегом – плыть по волнам органной музыки Баха особенно легко и приятно.
Осмысленность музыкальному плаванию с точки зрения особенностей избранного для этого инструмента придает исторический очерк Марины Вяйзя, главного органиста Церкви Святой Марии в Санкт-Петербурге, из которого мы узнаём и об истории восстановления самого храма, и о новом органе, появившемся в нём относительно недавно.
Освящение инструмента состоялось на праздничной службе 5 декабря 2010 года, а предлагаемая вниманию слушателей запись осуществлена в 2016 году.
Орган «Porthan» для Церкви Святой Марии в Санкт-Петербурге сконструирован в традиции позднего барокко финской органостроительной фирмой, созданной в 1986 году и возглавляемой Мартти Портаном.
Уже более двадцати лет она специализируется на строительстве органов в различных исторических стилях, осуществляя широкий спектр научно-исторических прикладных исследований в области музыкально-эстетических, технологических и материаловедческих вопросов органостроения. В качестве приложения во вкладыше приводится спецификация регистров органа «Porthan» в сравнении с органом «Silbermann», установленным во Фриденскирхе (Friedenskirche) в немецком городе Пониц и ставшим лишь прототипом (а не точной копией) органа Церкви Святой Марии в Санкт-Петербурге.
Орган «Porthan» – единственный пока уникальный представитель «исторического органостроения» в городе на Неве, и то, что органная музыка Баха, представленная в анонсируемом аудиокомплекте, записана на инструменте подобного рода, – несомненная изюминка всего проекта!