«Граф Ори» (итал. Le comte Ory) — [комическая] опера Дж. Россини в 2 действиях, либретто Э. Скриба и Ш. Г. Делетр-Пуарсона по их одноименному водевилю.
Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 20 августа 1828 г.; на русской сцене — Петербург, 1838 г. (А. Петрова — паж Изолье).
В основе сюжета — «Старинная пикардийская легенда» П. А. де ла Пласа. Действие оперы перенесено в Турень и происходит в начале XIII в. Брат графини Аделн де Формутье отправился в крестовый поход, она сама дала обет хранить целомудрие. Вход в ее замок недоступен для волокит-кавалеров. Легкомысленный и распутный граф Ори решил во что бы то ни стало туда проникнуть. В одежде отшельника он поселился близ замка, и к нему за советами и наставлениями идут местные крестьяне. Приходит к «отшельнику» и его паж Изолье — кузен графини, влюбленный в красавицу и просящий «отшельника» о помощи, и сама графиня, в чьем сердце борется любовь к пажу и верность данному ею слову. Узнав Ори, она в страхе убегает. Граф решает проникнуть в замок, переодевшись странницей. В непогоду он и его спутники, все в женских одеждах, просят приюта на ночь. Графиня велит их впустить. Ночью Ори хочет пройти в ее комнату, но паж предупреждает госпожу о том, кто скрывается в облике странницы. Ничего не подозревающий граф в темноте обнимает и целует пажа. Входят слуги с зажженными факелами, и пристыженный волокита покидает замок. Графиня радостно приветствует возвращение брата и других крестоносцев.
«Граф Ори» (в этой партитуре частично использована музыка ранней оперы Россини «Путешествие в Реймс») — одно из лучших произведений композитора по богатству мелодий, остроумию, тонкости и изяществу. Бурлеск сочетается с лирикой, жанровые сцены (попойка мнимых странниц в замке, прячущих вино при появлении графини) — с романтическим колоритом.
Во второй половине XX века опера исполнялась на фестивалях «Флорентийский музыкальный май» (1952) и в Глайндборне (четыре раза, в 1954-1957 гг.), в миланском театре «Ла пиккола Скала» (1958), в нью-йоркской «Метрополитен-опера» (1977, Р. Блейк — граф Ори) и на фестивале в Пезаро, родном городе Россини (2004). Одной из лучших исполнительниц партии пажа Изолье признана Т. Берганса.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Граф Ори (тенор)
• Воспитатель графа (бас)
• Изольер (меццо-сопрано)
• Робер (бас)
• Всадник, товарищ графа (тенор)
• Графиня Адель де Формутье (сопрано)
• Алиса (сопрано)
• Рагонда (контральто)
• Спутники графа, вооруженные всадники, крестьяне и вассалы, горничные графини, стража, пажи
Действие происходит во владениях и в замке де Формутье в Турени около 1200 года.
Действие первое
Граф Ори изображает из себя отшельника, чтобы завоевать сердце графини Адели де Формутье, пока ее брат в крестовом походе. Верный друг Робер восхваляет перед крестьянами прозорливый дар святого старца (с хором «Jouvencelles, venez vite»; «Придите, девы»). Графиня Адель также хочет посетить пустынножителя («Que les destins prosperes»; «Пусть благая судьба»). В келью графа приходят обеспокоенный его приключениями воспитатель («Cette aventure fort singuliere»; «Эта странная выходка») и его паж Изольер, который признается, что любит графиню (дуэт «Une dame de haut parage»; «Знатная дама»). Графиня просит отшельника дать ей средство от печалей («En proie а 1а tristesse»; «Во власти печали»). Ори разрешает ее от обета безбрачия, но советует не выходить замуж за Изольера, так как он якобы не тот, за кого себя выдает. Благодарная графиня приглашает мудрого отшельника в замок, где воспитатель раскрывает его обман (септет с хором «О terreur, о peine extreme!»; «О ужас, о горе»). Остается всего один день до возвращения брата Адели, но Ори решает еще попытать счастья.
Действие второе
Зал возле спальни графини. Адель и ее служанка Рагонда радуются надежности стен замка, охраняющих их от коварного графа («Dans се sejour»; «В этой обители»). Начинается буря, хор паломников просит приютить их. Это граф Ори и его слуги, переодетые монахами. Граф благодарит хозяйку (дуэт «Ah! quel respect, madame»; «Ах, какой почет, сударыня»). Паломники подкрепляют силы в погребе (с хором «Dans се lieu solitaire»; «В этом укромном местечке»). Ночью Изольер открывает Адели правду и обещает охранять ее. В темноте граф Ори принимает Изольера за графиню (терцет «А la faveur de cette nuit obscure»; «Под пологом темной ночи»). Звук далекой трубы возвещает о прибытии крестоносцев. Граф Ори и его спутники спасаются бегством через потайной ход.
Премьера оперы еще раз принесла большой успех Россини и на двадцать лет обусловила ее популярность в Париже; после этого зрители потеряли интерес к «Графу Ори», возможно, потому, что трудно было найти подходящих исполнителей. В парижской постановке выступали выдающиеся певцы: Чинти-Даморо, Нурри, Левассёр, Дабади, голоса которых особенно соответствовали стилю Россини. Новые тенденции — грудные, мощные голоса — все меньше благоприятствовали возобновлению «Графа Ори», который практически вернулся на сцену только недавно, во второй половине XX века.
В Италии же последняя комическая опера Россини никогда особенно не нравилась, практически она не нравится и сейчас. По мнению Джоаккино Ланца Томмази, «ее похожие на херувимов персонажи чужды национальному темпераменту. В стране, где стремительность перехода от любви к обладанию вскоре должен был продемонстрировать герцог Мантуанский (персонаж «Риголетто» Верди), изображение причудливо затянувшегося ожидания не способствовало популярности оперы». Не надо также забывать о том, что здесь Россини уже завершает свою карьеру оперного композитора; зрелость, предшествующая усталости, не позволяет ему смеяться с такой же легкостью, как раньше. На смену непосредственности пришла рассудочность, по которой хорошо видно, насколько серьезное дело — развлекать, нравиться.
К тому же чувствуется, что Россини хочет оставить след во французском музыкальном театре, проявить свое совершенное мастерство, занять место продолжателя линии Рамо — Глюк — Керубини — Спонтини; все это обусловливает его верность старому остроумию Моцарта. Но возможно ли такое? Для критиков определение «Графа Ори» как «веселой мелодрамы» означает, что откровенно комические ситуации в ней приглушены, но «Золушка» тоже принадлежит к этой категории, однако буффонный элемент представлен в ней в полной мере; говорят также, что эротическая ситуация в «Графе Ори» завуалирована, чтобы придать ей больше напряженности, но в таких случаях Моцарт уже показал, как с легкостью переходить от комического к волнующему, не замутняя одно другим. В «Графе Ори» поздний комизм Россини как бы скрыт под плотными слоями строгости, при том что есть тут и комические моменты, все же не вызывающие смеха, который был бы неуместен. Оперу сравнивали со «Свадьбой Фигаро» Моцарта, но там игра более откровенна. Здесь ее скрывают изощренность, вокальные и психологические ухищрения. Старый комический стиль Россини кажется обновленным, менее едким, зато более насыщенным и функциональным, менее бурным и не таким чрезмерным, удачным, но сдержанным.
Возглавляет ряд героев оперы мнимый отшельник. Его можно было бы сравнить с шарлатаном Дулькамарой, продающим любовный напиток в опере Доницетти, но нашему графу некогда шутить. В его каватине есть похвальба соблазнителя, ориенталистские рулады, и она очень удачно оркестрована. Еще более виртуозна, очень трудна для баса каватина воспитателя. Паж (предшественник Оскара из «Бала-маскарада» Верди) с воинственной решительностью добивается любви в партии, отмеченной стилем «большой оперы» и прокладывающей путь Мейерберу.
Выход графини вносит лучшую сольную страницу в первое действие — это ария с аккомпанированным речитативом, с большим количеством вокализов и очень лиричная, приближающаяся к ариям 40-х годов. Ее подхватывает и ширит вступление хора. Дуэт графини и отшельника выходит за пределы комической оперы: когда она, словно заклинание, повторяет «О добрый старец», раскрывается все томление жаждущего любви женского сердца. Музыкальная ткань электризуется, трепещет, затем, в томных паузах, улегается, чтобы вновь разволноваться. Огромный финал для солирующих голосов, начинающийся септетом, следует за разоблачением мнимого отшельника: искусность этой сцены, далекой от аналогичных эпизодов в комических операх десятилетней давности, отображает искушенность и усталость распутника, действующего теперь по законам своего образа жизни, своего стиля, а не веселья ради.
Действие второе имеет знаменательное начало — дуэт Адели и Рагонды, отмеченный еще печатью XVIII века. Неуловимую иронию этого номера сметает буря и дерзкое вторжение мнимых монахов. Момент наибольшего комизма — ночной «терцет в потемках» Изольера, графини и Ори, в котором Россини предвосхищает раннего Вагнера и особенно Массне: призывная, полная вздохов темнота, пугающая и двусмысленная, подавляемая страсть, передающаяся от одного к другому, сочетание страха и желания. Это удивительная смесь галантности и пылкости, сцена, в которой слышатся и рыдания.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
Случайные встречи иногда приводят к далеко идущим последствиям и даже приносят блестящие плоды. Результатом такой судьбоносной встречи стала опера Джоаккино Россини «Граф Ори».
Однажды в Париже на светском приеме встретились две знаменитых человека своего времени — прославленный композитор Джоаккино Россини и столь же известный драматург и либреттист Эжен Скриб. Некий поклонник творчества их обоих, чьего имени история не сохранила, воскликнул: «Почему бы самому великому композитору в мире не заказать либретто самому великому комедиографу Франции?» Россини был отнюдь не против сотрудничества со Скрибом — он уже не первый год «завоевывал» Париж. Первая попытка — «Путешествие в Реймс» — оказалась не особенно удачной (французская публика приняла оперу без восторга), более удачными оказались переработки двух более ранних опер — «Магомета II» (под новым заглавием «Осада Коринфа») и «Моисея», но теперь настало время создать новую оперу — причем в комедийном жанре.
И кто, как не Скриб, мог в этом помочь! К тому же, у драматурга имелось готовое либретто, которое могло понравиться Россини. Скриб написал его на основе одноактной пьесы Пьера-Антуана-де ла Пласа, а тот, в свою очередь, использовал сюжет народной баллады, издавна известной в Пикардии. Предоставив Россини либретто, драматург утверждал, что герой комедии напоминает моцартовского Дон-Жуана. Можно спорить, насколько близким к Моцарту оказалось музыкальное воплощение, которое дал сюжету Россини, но в характере героев действительно есть нечто общее
В опере «Граф Ори» Россини использовал музыкальный материал из предыдущей оперы, созданной для постановки во Франции — «Путешествие в Реймс», однако это совершенно иное произведение. По остроумию произведение, пожалуй, не уступает «Севильскому цирюльнику», опера увлекает прекрасными мелодиями — и дает певцам возможность продемонстрировать свои достоинства. Например, в каватине Ори из первого действия встречается верхнее ре, весьма виртуозна ария воспитателя (эта партия поручена басу). Наряду с комедийной стихией в опере присутствует и проникновенная лирика — такова выходная ария графини, ее дуэт с Ори, выдающим себя за отшельника. В дуэте Адели и Рагонды, открывающего второе действие, есть нечто от музыки XVIII столетия. Самым забавным и искрометным эпизодом оперы выглядит «терцет в темноте» в конце второго акта.
Много лет спустя Гектор Берлиоз называл «Графа Ори» одним из лучших произведений Россини, да и в целом французы оценили оперу — ее премьера в 1828 г. вызвала в Париже бурю восторга. Несколько меньшим успехом пользовалась она в Италии. Через десять лет после мировой премьеры опера была поставлена в России — в Санкт-Петербурге, и долгое время первая российская постановка оставалась единственной. В 2012 г., когда мир отмечал 220-летний юбилей Джоаккино Россини, оперу «Граф Ори» включил в свой репертуар Екатеринбургский театр оперы и балета.