Опера Джоаккино Россини «Синьор Брускино»

Композитор
Дата премьеры
27.01.1813
Жанр
Страна
Италия
Джоаккино Россини / Gioachino Rossini

«Синьор Брускино, или Случайный сын» (итал. Il signor Bruschino, ossia Il figlio per azzardo) — опера Джоаккино Россини в 1 действии, либретто Д. Фоппы.

Премьера: 27 января 1813 года, Венеция, театр «Сан-Моизе».

Действующие лица:

• Брускино (бас-баритон)
• София (сопрано)
• Гауденцио (баритон)
• Флорвиль (тенор)
• Филиберто (бас)
• Марианна (сопрано)
• Брускино-сын (тенор)

Великолепный фарс Россини, пользующийся ныне большой популярностью. С его премьерой связан известный скандал: в увертюре, по воле композитора, струнным предписано стучать смычками по пультам, что было встречено публикой с возмущением. До 80-х годов 20 века исполнялась редко. Значительный успех выпал на долю постановки 1985 года на фестивале в Пезаро.


Джоаккино Россини создал множество опер, судьба их складывалась по-разному. Опера «Синьор Брускино, или Случайный сын» — не самое «счастливое» детище итальянского композитора — но она, несомненно, заслуживает внимания, ведь прекрасных мелодий в ней не меньше, чем в более известных творениях итальянского композитора. К счастью, она появляется в репертуаре оперных театров — хотя и не так часто, как «Севильский цирюльник» или «Золушка».

«Синьора Брускино» Россини создал в 1813 г. Несмотря на молодость, он был уже автором нескольких опер. Чтобы завоевать себе «место под солнцем» в музыкальном мире, приходилось работать в очень напряженном темпе. Самокритичный композитор сожалел об этом: «Когда я не буду вынужден зарабатывать свое пропитание пятью или шестью операми в год… я начну сочинять музыку, которая будет достойна Вас», — с горечью писал он своему наставнику падре Станислао Маттеи.

Другой проблемой молодого композитора была необходимость работать с любыми либретто, зачастую не самыми лучшими и даже откровенно нелепыми. Именно таким было либретто, предложенное ему в данном случае. К счастью, Россини умел создавать прекрасную музыку даже на посредственные либретто, и благодаря этому публика не замечала несообразностей сюжета.

Сюжет комической оперы, разумеется, вращается вокруг любовной истории. Флорвиль, сын сенатора, влюблен в юную Софию, с которой вынужден встречаться тайно при пособничестве ее служанки Марианны, ведь его отец и опекун девушки Гауденцио — заклятые враги.

Со смертью отца у молодых людей появляется надежда на брак, но выясняется, что Гауденцио уже выбрал жениха для подопечной — сына синьора Брускино, правда, сам опекун никогда не видел жениха. Внезапно Флорвиль сталкивается с Филиберто — владельцем гостиницы, принесшим Гауденцио письмо от Брускино-младшего. Из разговора с ним выясняется, что тот молодой человек — пьяница, развратник и игрок — в данный момент заперт в гостинице за неуплату. Уплатив половину требуемой суммы, Флорвиль уговаривает Филиберто подыграть ему и является к Гауденцио под видом сына Брускино, предварительно написав письмо от имени мнимого отца.

Настоящая неразбериха начинается с появлением Брускино-старшего — дело доходит до вызова полиции и сличения почерков в письмах. Но, переговорив с Филиберто, он начинает понимать, что происходит, и решает подшутить над Гауденцио. Он делает вид, что признал «сына» и уговаривает опекуна девушки как можно скорее благословить молодых на бракосочетание. В решающий момент появляется настоящий сын Брускино. Гауденцио приходит в ярость, узнав, что только что благословил Гауденцио на брак с сыном своего врага, но сразу же сменяет гнев на милость, и завершается произведение всеобщим счастьем — как и положено опере-buffa.

Условия для работы над оперой оказались не лучшими — погода выдалось холодная, а денег на дрова у молодого композитора не хватало, единственный выход — писать партитуру, не вылезая из-под одеяла. И, конечно, выполняя заказ, Россини вынужден был работать очень быстро — настолько, что в процессе написания оперы иногда возникали абсурдные ситуации. Однажды, закончив дуэт, он случайно уронил нотный листок, который улетел под кровать — и вместо того, чтобы найти его там, композитор… написал новый дуэт. Правда, потерянный листок потом нашел его друг, но новый вариант тоже не пропал даром — эту мелодию Россини использовал в трио.

Несмотря на все трудности, опера была завершена в срок, и в конце января 1813 г. в Венеции состоялась премьера. Успеха она не принесла — слишком уж много нового было в опере. На смену традиционным интонациям, к которым публика успела привыкнуть еще в XVIII столетии, уверенной поступью шли новые интонации — романтические, исполненные страстного чувства (такова, например, трепетная ария Флорвиля). Большую роль играют в оперной партитуре солирующие инструменты — так, ария Софии становится еще более эмоциональной благодаря страстному и томному тембру английского рожка, сопровождающего ее (этот инструмент в то время имелся не во всяком оркестре, поэтому композитору пришлось сделать другой вариант партитуры, где вместо английского рожка солировал кларнет).

К провалу премьеры «Синьора Брускино» Джоаккино Россини отнесся философски — в конце концов, это было не в первый и не в последний раз в его жизни, композиторской судьбы без фиаско не бывает. К тому же, развитию карьеры этот досадный эпизод не помешал — в заказах по-прежнему не было недостатка. Что же касается «Синьора Брускино», то для этой оперы все еще было впереди — ее не раз ставили при жизни композитора, а во второй половине XIX столетия она появлялась в репертуаре различных европейских театров, при этом в партитуру иногда включались номера из других опер Россини.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Rossini Opera Festival — 2012 (operanews.ru) 26.08.2012 в 22:06

рекомендуем

смотрите также

Реклама