Оперы
• Порука (Die Burgschaft, либр. неизв. автора по балладе Шиллера, неоконч., 1816)
• Сакунтала (либр. И. Ф. Ноймана по инд. пьесе Калидасы, эскизы 2 актов, 1820)
• Альфонсо и Эстрелла (либр. Ф. Шобера, 1821–22; пост. в сокр. ред. Ф. Листом, 1854, Придв. оперный т-р, Веймар)
• Фьерабрас (либр. Й. Купельвизера по одноим. старинному франц. романсу и нем. легенде «Эгингард и Эмма», 1823, пост. Ф. Мотлем, 1897, Карлсруэ)
• Граф фон Гляйхен (либр. Э. Бауэрнфельда по сказке И. К. А. Музеуса «Мелехзала», не окончена, 1827–28);
Зингшпили:
• Рыцарь зеркала (Der Spiegelritter, либр. А. Коцебу; не окончен, 1811–12?)
• Увеселительный замок сатаны (Des Teufels Lustschloss, либр. Коцебу, 1814, пост. 1879, зал Муз. союза (Общества любителей музыки), Вена)
• Четыре года на посту (Der vierjahrige Posten, либр. Т. Кернера, 1815, пост. 1896, Дрезден)
• Фернандо (либр. А. Штадлера, 1815; пост. 1918, Магдебург)
• Клаудина фон Вилла Белла (либр. Гёте, 1815, сохранился 1-й из 3 актов, пост. 1978, Вена)
• Друзья с Саламанки (Die Freunde von Salaraanka, либр. И. Майрхофера, 1815, пост. 1928, Галле)
• Адраст (либр. Майрхофера, не оконч., между 1817 и 1819)
• Братья-близнецы (Die Zwillingsbruder, либр. Г. Хофмана, 1819, пост. 1820, Вена, «Кернтнертортеатр»)
• Заговорщики (Die Verschworenen), или Домашняя война (Der hausliche Krieg, либр. И. P. Кастелли по комедиям Аристофана «Экклезиацузае» и «Лизистрата», 1823; пост. 1861, Франкфурт-на-Майне)
• Волшебная арфа (Die Zauberharfe, пьеса Г. Хофмана с музыкой Ш., 1820, Вена, «Т-р ан дер Вин»)
• Розамунда, княгиня Кипрская (Rosamunde, Furstin von Zypern, пьеса В. фон Шези с музыкой Ш., 1823, Вена, «Т-р ан дер Вин»)
• дуэт и ария к комической опере Герольда «Волшебный колокольчик», нем. сл. Ф. Трайчке (1821, исп. 1821, Вена, «Кернтнертортеатр»)
Для солистов, хора и оркестра
• 7 месс (1812, сохранились фрагменты; 1814; 2 — 1815; 1816; 1819–22; 1828)
• Немецкий реквием (Немецкая траурная месса, 1818, изд. 1826 как соч. Фердинанда Шуберта)
• Немецкая месса (1827)
• 7 Salve Regina (1812, 1814, 1815; 2 — 1816; 1819, 1824)
• 6 Tantum ergo (1814; 2 — 1816; 1821; 1822; 1828)
• 4 Kyrie eleison (1812; 3 — 1813)
• магнификат (1815)
• 3 оффертория (1815, 1815, 1828)
• 2 Stabat mater (1815, лат.; 1816, нем.) и др.
Оратории и кантаты
• Кто велик? (Wer ist gross?, 1814)
• Именины P. M. Фирталера, или Поздравительная кантата (Namensfeier fur F. M. Vierthaler, oder Gratulations-Kantate, 1815)
• Приношение к 50-летнему юбилею г. Сальери (Beitrag zur funfzigjahrigen Jubelfeier des Herrn Salieri, с фп., 1816)
• В честь Йозефа Шпендоу (Zu Ehren von Josef Spendou, op. 128, 1816)
• Ko дню рождения певца И. M. Фогля, или Весеннее утро (Zum Geburtstag des Sangers J. M. Vogl, oder Der Fruhlingsmorgen, с фп., 1819)
• Лазарь, или Торжество воскресения (Lazarus, oder Die Feier der Auferstehung, сценич. оратория, не оконч., 1820)
• К торжеству по случаю выздоровления Ирены Кизеветтер (Zur Feier der Genesung der Irene Kiesewetter, с фп. в 4 руки, 1827)
• Победная песнь Мирьям (Mirjams Siegesgesang, сл. Грильпарцера, для сопрано соло, смеш. хора и фп., 1828)
Для оркестра
симфонии:
• No 1 (D-dur, 1813)
• No 2 (B-dur, 1814–15)
• No 3 (D-dur, 1815)
• No 4 (c-moll, «Трагическая», 1816)
• No 5 (B-dur, 1816)
• No 6 (C-dur, 1818)
• E-dur (не завершена, 1821)
• h-moll («Неоконченная», 1822)
• No 7 (C-dur, «большая», 1825–1828)
увертюры:
• D-dur, 1811
• 2 — D-dur, 1812
• B-dur, 1816
• D-dur, 1817
• увертюры «в итальянском стиле» D-dur и C-dur, 1817
• e-moll, 1819
Для инструмента с оркестром
• концертштюк для скр. (D-dur, 1816)
• рондо для скр. и струн. оркестра (A-dur, 1816)
• полонез для скр. (B-dur, 1817)
Камерные инструментальные ансамбли
Для скрипки с фортепиано:
• 3 сонаты (сонатины, D-dur, a-moll и g-moll, 1816)
• соната (дуэт, A-dur, 1817)
• интродукция и вариации для флейты и фп. (e-moll, на тему песни «Засохшие цветы» — «Trockne Blumen» из «Прекрасной мельничихи», 1824)
• соната для арпеджиона и фп. — (a-moll, 1824)
• для фп. трио — Ноктюрн (Es-dur, op. 148, 1828?)
Фортепианные трио:
• B-dur, op. 99, 1828?
• Es-dur, op. 100, 1827)
Струнные трио:
• B-dur, 1816
• B-dur, 1817)
Струнные квартеты:
• g-moll — B-dur, 1810–11
• C-dur, 1812
• B-dur, 1812–13
• C-dur, 1813
• B-dur, две части, 1813
• D-dur, 1813
• Es-dur, op. 125 No 1, 1813
• c-moll, Grave и Allegro, 1814
• B-dur, op. 168, 1814
• g-moll, 1815
• E-dur, 1816
• c-moll, 1-я ч., 1820
• a-moll, op. 29, 1824
• d-moll, «Девушка и смерть», 1824–26
• G-dur, op. 161, 1826
Для струнного квартета — увертюра (c-moll, 1811), менуэты и нем. танцы (1813)
• фп. квинтет (A-dur, «Форель», 1819?)
• увертюра для струн. квинтета (c-moll, 1811)
• струн. квинтет (C-dur, op. 163, 1828)
• октет для деревянных и валторны (менуэт и финал F-dur, 1813)
• октет для струнных и духовых (F-dur, op. 166, 1824)
• 6 менуэтов для духового нонета (D 2D, 1811, No 4–6 — в фп. эскизе)
• нонет для духовых (es-moll, 1813)
Для фортепиано в 2 руки
сонаты: E-dur (1815), C-dur (не оконч., 1815), E-dur (1816, части 1 и 2), c-moll (фрагмент, 1817?), a-moll (op. 164, 1817), As-dur (1817), e-moll (1817), Des-dur (1817), Es-dur (op. 122, ред. предыд., 1817), fis-moll (1817), H-dur (op. 147, 1817), C-dur (не оконч., 1818), f-moll (1818; Adagio изд. как op. 145 No 1), cis-moll (не оконч., 1819), A-dur (op. 120, 1819 или 1825), a-moll (op. 143, 1823), a-moll (op. 42, 1825), C-dur («Реликвия», не оконч., 1825), D-dur (op. 53, 1825), G-dur (op. 78, «Fantasie, Andante, Menuetto und Allegretto», 1826), c-moll, A-dur, B-dur (1828)
фантазии: C-dur («Грацкая», D 605A, 1817?), C-dur (фрагмент, между 1821 и 1823), C-dur «Скиталец» (op. 15, 1822)
экспромты: 4 (op. 90, 1827?), 4(op. 142, 1827), 3 (Три фортепьянные пьесы, 1828)
музыкальные моменты: 6 (ор. 94, 1823–28)
• 2 пьесы (не оконч., D 916 В и С, 1827?)
• рондо E-dur (op. 145 No 2, 1817)
• Adagio G-dur (1815)
• Allegretto c-moll (1827)
• Andante C-dur (1812) и A-dur (1816 или 1817)
• «Венгерская мелодия» (1-я ред. 3-й ч. «Венгерского дивертисмента», 1824) и др.
вариации: F-dur (10, 1815), a-moll на тему А. Хюттенбреннера (13, 1817), c-moll на вальс Диабелли (1821)
танцы:
• немецкие — 12 (венские, ок. 1812), 17 (1816–24), 16 (ор. 33, 1823 — 24), 12 (ор. 171, 1823), 6 (1824), 6 (б. г.) и др.
• вальсы — 12 (1815–21, ор. 18), 20 (Последние вальсы — Letzte Walzer, 1815–23, op. 127), 36 (Первые вальсы — Erste Walzer, 1816–21, op. 9), 34 Сентиментальных вальса (Valses sentimentales, 1823–24, op. 50), 12 Грацких вальсов (1827, op. 91), 12 благородных вальсов (Valses nobles, б. г., op. 77) и др.
• лендлеры — 12 (сохр. 8, 1815?), 17 из ор. 18 (1815–1821), 8 (B-dur, 1816), 16 (Венские дамские лендлеры — Wiener Damen-Landler, до 1826, op. 67) и др.
• менуэты — 20 (1813), 3 (с трио, 1816) и др.
• экосезы — 9 (из ор. 18, 1815–21), 12 (1815), 12 (1823) и др.
• галопы
• 3 или 4 фуги (D 13 и 24 А-С, 1812)
Для фортепиано 4 руки
• сонаты B-dur (op. 30, 1818?), C-dur (op. 140, Большой дуэт — Grand duo, 1824)
• увертюры: g-moll (1819), f-moll/F-dur (op. 34, 1819)
• фантазии: G-dur (1810), g-moll (1811), c-moll (Большая соната, 1813), f-moll (op. 103, 1828)
• Венгерский дивертисмент (Divertissement, а la hongroise g-moll, op. 54, 1824)
• Дивертисмент во франц. стиле (Divertissement (а la francaise)) e-moll (op. 63 и 84, 1825)
• Allegro a-moll (Жизненные бури — Lebenssturme, op. 144, 1828)
• рондо: D-dur op. 138 (1818) и A-dur op. 107 (1828)
вариации:
• 8 вариаций на франц. песню (e-moll, op. 10, 1818)
• 8 вариаций на оригинальную тему (As-dur, op. 35, 1824)
• 8 вариаций на тему из оперы «Мария» Герольда (C-dur, op. 82 (No 1), 1827)
• интродукция и вариации на оригинальную тему (B-dur, op. 82 No 2, ?)
полонезы: 4 (op. 75, 1818), 6 (op. 61, 1826) 4 лендлера (1824)
марши:
• 3 героических (Trois marches heroiques, op. 27, 1818 или 1824?)
• 3 военных (Trois marches militaires, op. 51, 1818?)
• 6 больших (6 grandes marches et trios, op. 40, 1818 или 1824)
• Большой похоронный (Grande marche funebre (а l’occasion de la morte de S. M. Alexander I), c-moll, op. 55, 1825)
• Большой героический (Grande Marche heroique (а l’occasion du sacre de S. M. Nicolas I), a-moll, op. 66, 1826)
• 2 характерных (Deux marches caracteristiques, C-dur, op. 121, 1826?)
• Детский марш (для Ф. Пахлера, G-dur, 1827)
Фуга e-moll для фп. или органа (op. 152, 1828)
Вокальные терцеты:
• Адвокаты (Die Advokaten, для 2 теноров и баса с сопр. фп., ор. 74, 1812; ранее считался обр. одноим. терцета А. Фишера)
• К именинам моего отца (Zur Namensfeier meines Vaters, 1813, для 2 теноров и баса с сопр. гитары) и др. с сопр. и без сопр. (также каноны)
Вокальные квартеты для 2 теноров и 2 басов:
• 2 (ор. 16, 1822?)
• 3 («Деревушка» — Das Dorfchen, сл. Бюргера, Соловей — Die Nachtigall, сл. Й. К. Унгера, Дух любви — Geist der Liebe, сл. Маттисона, op. 11, 1817–22)
• 4 (op. 17, 1822?)
• Гондольер (Der Gondelfahrer, сл. Майрхофера, с сопр. фп., op. 28, 1824)
• 3 (op. 64, до лета 1826)
• Песнь лодочника (Bootgesang, пер. из В. Скотта, с сопр. фп., ор. 52 No 3, 1825)
• Застольная песня 16 века (Trinklied aus dem XVI. Jahrhundert, слова латинские, op. 155, 1825) и др.
Вокальные квинтеты:
для 2 теноров и 3 басов, в т. ч.:
• Тот, кто страдал, поймёт (Nur wer die Sehnsucht kennt, сл. Гёте, 1819)
• Лунный свет (Mondenschein, сл. Шобера, с сопр. фп., ор. 102, 1826) и др.
Для других составов мужских голосов:
• Песнь духов над водами (Gesang der Geister uber den Wassern, сл. Гёте, для 4 теноров и 4 басов в сопр. струн. инструментов, ор. 167, 1820-1821; ранние эскизы и воплощения для др. составов — 1816, 1817, 1820)
• Ночное сияние (Nachthelle, сл. И. Г. Зайдля, для тенора соло, 2 теноров, 2 басов и фп., ор. 134, 1826)
• Ночная песнь в лесу (Nachtgesang im Walde, сл. Зайдля, для 2 теноров, 2 басов и 4 валторн, ор. 139(b), 1827) и др.
Для 2 сопрано и 2 контральто:
• 23-й псалом (пер. М. Мендельсона, с сопр. фп., ор. 132, 1820)
• Бог в природе (Gott in der Natur, сл. Э. К. Клейста, с сопр. фп., ор. 133, 1822)
Для др. составов жен. голосов:
• Коронах (Coronach, пер. из В. Скотта, для 2 сопрано, альта и фп., ор. 52 No 4, 1825)
• Серенада (Standchen, сл. Ф. Грильпарцера, для контральто соло, 2 сопрано, 2 контральто и фп., ор. 135, 1827; 1-я ред. — для контральто соло, 2 теноров, 2 басов и фп., 1827) и др.
Для сопрано, альта, тенора, баса и фп.:
• Молитва (Gebet, сл. Ф. де ла Мотт Фукй, op. 139(a), 1824) и др.
Для др. смеш. составов:
• Свадебное жаркое (Der Hochzeitsbraten, сл. P. Шобера, для сопрано, тенора, баса и фп., ор. 104, 1827)
• Вера, надежда и любовь (Glaube, Hoffnung und Liebe, сл. И. А. Ф. Райля, для тенора, баса, смеш. хора и дух. инструментов, 1828)
Более 600 песен для голоса и фортепиано
На слова немецких поэтов:
И. В. Гёте — ок. 70, в т. ч.
• Гретхен за прялкой (Gretchen am Spinnrade, op. 2)
• Жалобная песнь пастуха (Schafers Klagelied, op. 3 No 1; обе — 1814)
• Близость возлюбленного (Nahe des Geliebten, op. 5 No 2)
• Неистовая любовь (Rastlose Liebe, op. 5 No 1)
• Морская тишь (Meeres Stille, op. 3 No 2)
• Дикая роза (Heidenroslein, op. 3 No 3)
• К месяцу (An den Mond, 2-е воплощение; все — 1815)
• Лесной царь (Erlkonig, op. 1)
• Король в Фуле (Der Konig in Thule, op. 5 No 5)
• Вечерняя песня охотника (Jagers Abendlied, op. 3 No 4)
• Вознице Кроносу (An Schwager Kronos, op. 19 No 1; все — 1816)
• Ганимед (op. 19 No 3, 1817)
• Прометей (1819)
• Границы человечества (Grenzen der Menschheit)
• Зулейка I (op. 14 No 1)
• Зулейка II (op. 31)
• Тайное (Geheimes, op. 14 No 2; все — 1821)
• Сын муз (Der Musensohn, op. 92 No 1, 1822)
• Ночная песнь странника II (Wandrers Nachtlied II, Uber allen Gipfeln…, op. 96 No3, до 1824)
• песни Миньоны и Арфиста из романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1815–26), в т. ч. 3 песни Арфиста (ор. 12, 1816–22) и 4 песни из «Вильгельма Мейстера» (ор. 62, 1826)
Ф. Шиллера — 41, в т. ч.
• Жалоба девушки (Des Madchens Klage, 3 воплощения, 1811, 1812, 1816; 2-е-op. 58 No 3)
• Ныряльщик (Der Taucher; 2 ред., 1814–15)
• Порука (Die Burgschaft, 1815)
• Группа из Тартара (Gruppe aus dem Tartarus, op. 24 No 1)
• Борьба (Der Kampf, op. 110; обе — 1817)
• Желание (Die Sehnsucht, 1813; 2-е воплощение, ор. 39, 1821?)
• Пилигрим (Der Pilgrim, op. 37 No 1, 1823)
• Дифирамб (Dythyrambe, op. 60 No 2, 1824)
В. Мюллера — песенные циклы
• Прекрасная мельничиха (Die schone Mullerin, op. 25, 20 песен, 1823)
• Зимний путь (Die Winterreise, op. 89, 24 песни, 1827) и др.,
Г. Гейне —
• Атлас (Der Atlas)
• Её портрет (Ihr Bild)
• Рыбачка (Das Fischermadchen)
• Город (Die Stadt)
• У моря (Am Meer)
• Двойник (Der Doppelganger; все — 1828),
а также на слова
И. П. Уца — 5, в т. ч. Боги любви (Die Liebesgotter, 1816), И. Г. Якоби — 7, в т. ч. Литания (Litanei, 1816)
К. Ф. Д. Шубарта — 4, в т. ч. К смерти (An den Tod, 1816 или 1817), Форель (Die Forelle, op. 32, 1817?)
P. Г. Клопштока — 13, в т. ч. Узы из роз (Das Rosenband) и Бесконечному (Dem Unendlichen, обе — 1815)
P. Л. Штольберга — 7, в т. ч. Баркарола (Auf dem Wasser zu singen, op. 72, 1823)
M. Клаудиуса — 12, в т. ч. Девушка и смерть (Der Tod und das Madchen, op. 7 No 3, 1817)
Л. Г. К. Xёльти — 23, в т. ч. К луне (An den Mond, op. 57 No 3, 1815) и Блаженство (Seligkeit, 1816)
P. Maттисона — 27, в т. ч. Аделаида (1814), Свершение (Vollendung) и Земля (Die Erde, D 989 и 989, А, 1817?)
Л. Г. Козегaртена — 22, в т. ч. К заходящему солнцу (An die untergehende Sonne, op. 44, 1817)
И. Г. Залиса-Зевиса — 14, в т. ч. Юноша у источника (Der Jungling an der Quelle, 1816 или 1817?)
Г. P. Шмидта — Скиталец (Der Wanderer, op. 4 No 1, 1816)
Л. Рельштаба — 10, в т. ч. Вечерняя серенада (Standchen) и Приют (Aufenthalt, обе — 1828)
P. Рoхлица — 3, в т. ч. К лютне (An die Laute, op. 81 No 2, 1827)
К. Лaппe — При вечернем закате (Im Abendrot, 1824 или 1825) и Одинокий (Der Einsame, op. 41, 1825)
А. В. Шлегеля — 7, в т. ч. Язык любви (Sprache der Liebe, op. 115 No 3, 1816) и Похвала слезам (Lob der Tranen, op. 13 No 2, 1818?)
P. Шлегеля — 16, в т. ч. В лесу (Im Walde, 1820) и Полнота любви (Fulle der Liebe, 1825)
P. Новалиса — 6, Т. Кёрнера — 13, в т. ч. На гигантской вершине (Auf der Riesenkoppe, 1818)
Л. Уланда — Весенние надежды (Fruhlingsglaube, op. 20 No 2, 1820–22)
Э. Шульцe — 9, в т. ч. Глубокая скорбь (Tiefes Leid) и Весной (Im Fruhling, обе — 1826)
P. Рюккерта — 7, в т. ч. Привет (Sei mir gegrusst, op. 20 No 1, 1821–22) и Ты мой покой (Du bist die Ruh', op. 59 No 3, 1823), Паломничество (Die Wahlfahrt, D778A, 1823?)
A. Платена — Ты меня не любишь (Du liebst mich nicht, op. 59 No 1) и Любовь солгала (Die Liebe hat gelogen, op. 23 No 1; обе — 1822) и др.
На слова австрийских поэтов:
И. Майрхофера — 47, в т. ч. Песнь моряка Диоскурам (Lied eines Schiffers an die Dioskuren, op. 65 No 1, 1816), Колыбельная песня (Schlaflied, op. 24 No 2), Гребец (Der Schiffer, op. 21 No 2), Мемнон (op. 6 No 1), На Дунае (Auf der Donau, op. 21 No 1; все — 1817), Рассерженной Диане (Der zurnenden Diana, op. 36 No 1, 1820), a также
M. Коллина — 5, в т. ч. Карлик (Der Zwerg, op. 22 No 1, 1822?) и Ночь и сны (Nacht und Trдume, op. 43 No 2, 1823)
И. Л. Пиркера фон Фельзоёр — Тоска по родине (Das Heimweh) и Всемогущество (Die Allmacht, op. 79 NoNo 1 и 2; обе — 1825)
Я. H. Крайгера — 2, в т. ч. Молодая монахиня (Die Junge Nonne, op. 43 No 1, 1825)
Ф. Шлeхты — 7, в т. ч. Напев рыбака (Fischerweise, op. 96 No 4, 1826)
К. Г. Лайтнера — 8, в т. ч. Порыв вдаль (Drang in die Ferne, op. 71, 1823?), Крестовый поход (Der Kreuzzug, 1827) и Звёзды (Die Sterne, op. 96 No 1, 1828)
И. Г. Зайдля — 11, в т. ч. Погребальный колокольчик (Das Zugenglocklein, op. 80 No 2, 1826) и Голубиная почта (Die Taubenpost, 1828)
Э. Бауэрнфельда — 1
австрийских поэтов-любителей:
Ф. Шобера — 12, в т. ч. К музыке (An die Musik, op. 88 No 4, 1817)
P. Брухмана — 5, в т. ч. У озера (Am See, 1822 или 1823?) и Рассерженный бард (Der zurnende Barde, 1823) и др.
На слова английских поэтов (в немецком переводе):
Дж. Maкферсона (б. ч. из его «Поэм Оссиана») — 9, в т. ч. Жалоба Кольмы (Kolmas Klage) и Кронан (обе 1815)
В. Скотта — 5, в т. ч. Ave Maria (из поэмы «Дева озера», ор. 52 No 6, 3-я песня Эллен, 1825)
У. Шекспира — 3, в т. ч. Утренняя серенада (Standchen, из «Цимбелина») и К Сильвии (An Sylvia, из «Двух веронцев», ор. 106 No 4, обе — 1826) и др.
На слова итальянских поэтов
3 песни ор. 83, в т. ч. Сила глаз (L’incanto degli occhi) и Обманутый предатель (Il traditor deluso, на слова Метастазио; обе — 1827) и др.
Переложения собственных сочинений для фортепиано в 4 руки
увертюры «в итальянском стиле» D-dur (1817), увертюры к опере Альфонсо и Эстрелла (изд. под ор. 52, испр. на 69, 1823, также в 2 руки, ор. 69, 1822), увертюры к опере «Фьерабрас» (кон. 1823–1824)
Обработки сочинений других авторов
В. Матейки (ноктюрн для флейты, скрипки и гитары; Шуберт в 1814 добавил партию влч., существенно переработал соч., написал дополнит. вариацию в 3 частях и второе трио к менуэту)
М. Штадлера (духовная ария «Unendlicher Gott, unser Herr», 8-й псалом, перераб. и перелож. для голоса, орк. и органа, 1823)
Произведения, изданные под другими именами, но основанные на музыке Шуберта:
Фердинанд Шуберт, Пасторальная месса (Hirtenmesse) для соло, хора, оркестра и органа ор. 13 (1833)
Произведения других авторов, ошибочно приписывавшиеся Шуберту:
• Франц Шуберт из Дрездена (1808–78) — Пчёлка (L’abeille, из Багателей для скрипки и фп., ор. 13; также в перелож. для влч.)
• Allegretto grazioso (в переложении для влч. и фп. Г. Касадо, по-видимому, соч. самого Касадо)
• А. Вайраух, песня К востоку — Nach Osten, на текст К. Г. Ветцеля, изд. 1824 (публиковалась как шубертовская гл. обр. с франц. текстом Э. Беланже (?) и его переводами под назв. Adieu, Lebe wohl, Прости!)
Основные даты жизни и деятельности
• 1797 — 31 I. В предместье Вены Лихтенталь у школьного учителя Франца Ш., происходившего из крестьянской семьи в Сев. Моравии, и его жены Элизабет, урожд. Виц, до замужества кухарки в Вене, род. сын Франц Петер.
• 1804 — Занятия музыкой под рук. отца (скрипка), брата Игнаца (фп.), регента хора Лихтентальской церкви М. Хольцера (скрипка, фп., пение).
• 1808 — 30 IX. Ш. становится «певчим мальчиком» имп. корол. придв. капеллы и воспитанником венского конвикта; он обучается здесь пению, игре на скрипке и фп., генерал-басу под рук. В. Ружички, посещает акад. гимназию.
• 1810 — 8 IV — IV. Ш. создаёт первое сохранившееся соч. — фантазию G-dur для фп. в 4 руки.
• 1812 — 18 VI. Руководитель придв. капеллы А. Сальери, обратив внимание на дарование Ш., начинает обучать его контрапункту. — 26 VII. III. последний раз поёт в придв. капелле (с 1812 у него мутирует голос).
• 1813 — Осень. Из-за занятия композицией Ш. получает отметки «не вполне удовлетворительно» по лат. яз. и «неудовлетворительно» по математике. — XI. Отказавшись от переэкзаменовки, Ш. покидает конвикт. — XII. По настоянию отца Ш. поступает в нормальную школу св. Анны, готовившую помощников учителей.
• 1814 — 19 VII. Ш. сдаёт выпускные экзамены в нормальной школе и становится 6-м помощником учителя в школе своего отца. — Конец года. Друг со времени совместного пребывания в конвикте Й. Шпаун знакомит Ш. с поэтом И. Майрхофером, также ставшим его другом.
• 1815 — При посредстве Шпауна Ш. знакомится с поэтом-любителем Ф. Шобером, впоследствии одним из ближайших его друзей.
• 1816 — IV. III. подаёт заявление о предоставлении ему места преподавателя муз. школы в Лайбахе (ныне Любляна, в СФРЮ), к-рому прилагает рекомендацию Сальери, написанную в сухих выражениях (в VIII Ш. узнал, что место это предоставлено кандидату из Клагенфурта и прекратил занятия у Сальери). — 17 IV. Друзья Ш. отправляют И. В. Гёте рукописную тетрадь, содержащую 16 песен Ш. на его тексты (ответа от Гёте не последовало). — 24 VII. Исп. в саду при доме профессора ун-та Г. Ваттерота написанной к его именинам кантаты Ш. «Прометей» (впоследствии утерянной; исполнители — гл. обр. студенты ун-та, в т. ч. Л. Зонлайтнер, ставший другом Ш.). — XII. Ш. покидает дом отца (живёт сначала у Ваттерота, затем у Шобера; в последующее время — у друзей или снимает комнату, лишь изредка возвращаясь в дом отца).
• 1817 — II или III. Шобер знакомит Ш. с певцом И. М. Фоглем.
• 1818 — 6 II. Публикация песен Ш. «На Дунае» и «Озеро Эрлаф» на сл. И. Майрхофера в 6-м вып. «Художественной карманной книжки…» (1-я публикация соч. Ш.). — 1 III. Исп. 2-й увертюры Ш. «в итал. стиле» в «академии» Э. Яйеля в зале венского отеля «Римский император» — первое публич. исп. соч. Ш.- Начало июля. Ш. оставляет работу в школе отца и выезжает в Венгрию в поместье графа И. Эстерхази Желиз в качестве учителя музыки его дочерей (возвращается в Вену в сентябре).
• 1819 — 28 II. Исп. Ф. Егером в «академии» Яйеля в зале венского отеля «Римский император» песни «Жалоба пастуха» на сл. Гёте — первое публич. исп. песни Ш. — Начало VII. Ш. вместе с Фоглем выезжает в Верхнюю Австрию (посещение Штейра и Линца, исп. песен Ш. в домах местных любителей музыки; возвращение в середине сентября).
• 1820 — 14 VI. Исп. в венском «Кернтнертортеатре» «фарса с пением» (зингшпиля) «Братья-близнецы» Ш. (выдержал 6 представлений; последнее — 21 VII).- 19 VIII. Исп. в «Театре ан дер Вин» пьесы с музыкой Ш. «Волшебная арфа» (выдержала 8 представлений; последнее — 12 X).
• 1821 — 7 III. Исп. в «академии» в «Кернтнертортеатре» квартета для муж. голосов «Деревушка» на сл. Бюргера, октета для муж. голосов «Песнь духов над водами» и песни «Лесной царь» на сл. Гёте (пел Фогль, аккомпанировал А. Хюттенбреннер; первое публич. выступление Фогля с исп. песен Ш.). — Начало IV. Песня «Лесной царь» издана на средства, собранные друзьями и поклонниками Ш.; начало публикации соч. Ш. отд. изданиями. — 20 VI. Первое представление в «Кернтнертортеатре» оперы «Волшебный колокольчик» Л. Герольда с 2 вставными номерами Ш.
• 1822 — IX. В Граце исп. квартеты для муж. голосов «Деревушка» и «Соловей», а также песня «Лесной царь»; в Линце — квартет для муж. голосов «Соловей» (первое публич. исп. соч. Ш. в этих городах).
• 1823 — Середина IV. III. избирается почётным чл. Штирийского муз. союза. — Около 25 VII. III. с Фоглем выезжают в Верхнюю Австрию (посетили Линц и Штейр; возвратились в ноябре). — VIII. Ш. избирается почётным чл. Линцского муз. союза. — 20 XII. Пост. в «Театре ан дер Вин» пьесы В. Шези «Розамунда…» с музыкой Ш. (выдержала 2 исполнения, 2-е — 21 XII).
• 1824 — 14 III. Исп. струн. квартета a-moll (op. 29) в концерте квартета И. Шуппанцига.- 25 V. Ш. вновь уезжает в Венгрию в имение И. Эстерхази Желиз в качестве учителя музыки его дочерей (вернулся 17 X).
• 1825 — Середина IV. Издание песен «Вознице Кроносу», «К Миньоне» и «Ганимед» на сл. Гёте (ор. 19) с посвящением поэту; экземпляр издания Ш. отправил Гёте со своим письмом (Гёте сделал в дневнике запись о получении письма и нот, но композитору не ответил). — 18 или 19 V. Ш. с Фоглем выезжают в Верхнюю Австрию и Зальцбург (побывали в Штейре, Линце, Гмундене, Зальцбурге, Гастейне; вернулись около 10 X). — 9 VI. В своём концерте в Берлине А. Мильдер исполняет песни «Зулейка» II и «Лесной царь» на сл. Гёте. — IX. Композитору предоставляется возможность получить место придв. органиста (этой возможностью он не воспользовался).
• 1826 — 7 IV. Ш. подаёт прошение о предоставлении ему вакантной должности придв. вице-капельмейстера (этого места он не получил). — IV. Издание в числе прочего сонаты для фп. D-dur (op. 53) и «Венгерского дивертисмента» для фп. в 4 руки (ор. 54). — Начало X. Письмо Ш. в Об-во любителей музыки, где он сообщает о посвящении об-ву своей симфонии (по совр. данным, речь шла о 1-й ред. «большой» симфонии C-dur). — 12 X. Об-во любителей музыки выплачивает Ш. 100 флоринов — «не как гонорар» за симфонию, а в знак благодарности.
• 1827 — 29 III. Ш. в качестве одного из факельщиков участвует в похоронах Бетховена. — 16 IV. Исп. октета для струн. и дух. инструментов F-dur в концерте квартета И. Шуппанцига. — Начало VI. Ш. избирается чл. «корпорации представителей» Об-ва любителей музыки. — 2 IX. По приглашению грацких любителей музыки супругов Пахлер Ш. вместе со своим другом Енгером посещает Грац. — 8 IX. Ш. присутствует в Граце на концерте Штирийского муз. союза, в к-ром исп. «Песнь Нормана» на пер. из В. Скотта, «Серенада» на сл. Грильпарцера и квартет для муж. голосов «Дух любви» на сл. Маттисона.- 24 IX. Ш. и Енгер возвращаются в Вену. — 16 XII. Исп. фп. трио Es-dur (op. 100) в концерте квартета Шуппанцига.
• 1828 — 20 I. В концерте чеш. скрипача Й. Славика им и К. М. Боклетом исп. фантазия для скрипки и фп. C-dur. — 26 III. Концерт из соч. Ш. в зале Об-ва любителей музыки; в программе: 1-я часть струн. квартета G-dur, 5 песен в исп. Фогля, фп. трио Es-dur (op. 100) и двойной хор для муж. голосов «Боевая песня» на сл. Клопштока. — 9 V. Ш. вместе с Бауэрнфельдом посещает концерт Н. Паганини. — 1 IX. По совету врачей Ш. переселяется к брату Фердинанду, жившему в предместье Вены — Нойе-Виден. — Начало XI. Болезнь Ш. — 19 XI. Смерть композитора.
Издания сочинений:
Ф. Шуберт. Полное собрание сочинений для фортепиано, под наблюдением и с комментариями Я. И. Мильштейна, т. 1–6, М., 1962–74; Ф. Шуберт. Избранные песни для голоса с фортепиано, составление и редакция Ю. Н. Хохлова, т. 1–6, М., 1975–80 (приложение к т. 3, М., 1977); Franz Schubert’s Werke. Kritisch durchgesehene Gesamtausgabe, Serie 1–21, Bd 1–41, Revisionsbericht, Lpz., (1884–97), факсим. переизд. N. Y., 1965–69; Franz Schubert. Neue Ausgabe samtlicher Werke, Serie 1–8, Kassel — (u. a.), 1964— (до 1982 вышло 20 тт. разл. серий; изд. продолжается).
Указатели произведений:
Nottebohm G., Thematisches Verzeichnis der im Druck erschienen Werke von Franz Schubert, W., 1874; Deutsch О. Е., In collaboration with D. R. Wakeling, Schubert. Thematic catalogue of all his works in chronological order, L., (1951), перераб. и доп. — Franz Schubert. Thematischer Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge… Neuausgabe in deutscher Sprache bearb. und hrsg. von der Editionsleitung der Neuen Schubert-Ausgabe und W. Aderhold, Kassel — (u. a.), 1978; Hoorickx R. van, Thematic catalogue of Schubert’s works. New additions, corrections and notes, «Revue belge de musicologie», 1974–76, vol. 28/30, p. 136–171.
Указатели литературы:
Алексеев М. и Берман Я., Франц Шуберт. Материалы для библиографического указателя, в кн.: Венок Шуберту, М., 1928; Kahl W., Verzeichnis des Schrifttums uber Franz Schubert, 1828–1928, Regensburg, 1938, факсимильное переизд. — о. J.
Письма, документы, воспоминания; иконография:
Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям Отто Эриха Дейча и др. источникам, сост. Ю. Хохлов, М., 1963; Воспоминания о Шуберте, сост. Ю. Хохлов, М., 1964; Письма зарубежных музыкантов (из русских архивов), Л., 1967; Franz Schuberts Briefe und Schriften, hrsg. von О. Е. Deutsch, Munch., 1919, W., (1954); Franz Schubert. Die Dokumente seines Lebens und Schaffens, hrsg. von O. E. Deutsch, Bd 2, Tl. 1, Die Dokumente seines Lebens, Munch.—Lpz., 1914, нем. изд. с комментариями, Kassel — (u. a.), 1964, Lpz., 1964, Bd 3, Sein Leben in Bildern, Munch.—Lpz., 1913; Schubert. Erinnerungen seiner Freunde, gesammelt und hrsg. von О. Е. Deutsch, Lpz., 1957, 1966; Orel A., Franz Schubert, 1797–1828. Sein Leben in Bildern, Lpz., (1939); Werlй H., Franz Schubert in seinen Briefen und Aufzeichnungen, Lpz., 1948, 1955; Retzoldt R., Franz Schubert. 1797–1828. Sein Leben in Bildern, Lpz., 1953; Franz Schubert. Ausstellung der Wiener Stadt- und Landesbibliothek zum 150. Todestag des Komponisten. Katalog, hrsg. von E. Hilmar und O. Brusatti, W., 1978; Вrusatti О., Schubert im Wiener Vormarz. Dokumente 1829–1848, Graz, 1978, и др.
Литература:
(Стасов В. В.), (Музыкальное обозрение 1847 г.), «Отечественные записки», 1847, т. 51, кн. 4, отд. 8, «Смесь» («Лесной царь»); его же, Искусство в XIX веке, в сб.: XIX в. Иллюстрированный обзор минувшего столетия, СПБ, 1901 (Прилож. к журн. «Нива», 1901); то же и др., в его кн. :Статьи о музыке, под ред. Вл. Протопопова, вып. 1-5-Б, М., 1974–80; Xристианович Н. Ф., Франц Шуберт, «Русский вестник», 1863, No 12, в его кн.: Письма о Шопене, Шуберте и Шумане, М., 1876; Чайковский П. И., Итальянская опера.- Квартетные сеансы Русского музыкального общества, «Русские ведомости», 1872, 7 ноября (квартет а-moll); его же, Вторая и третья недели концертного сезона, там же, 1874, 14 марта («Победная песнь Мириам»); его же, Четвёртая неделя концертов, там же, 1874, 20 марта («большая» симфония C-dur); эти и др. статьи см. в кн.: Чайковский П. И., Полное собрание сочинений, т. II, М., 1953; Кюи Ц., Музыкальные заметки, «С.-Петербургские ведомости», 1875, 13 ноября (квартет d-moll); его же, то же назв., там же, 1876, 18 октября (струн. квинтет C-dur); эти и др. материалы см. в кн.: Кюи Ц. A., Избранные статьи, Л., 1952; Ларош Г. A., Музыкальные очерки, «Голос», 1879, 3 февр. («большая» симфония C-dur); его же, то же назв., там же, 1879, 3 февраля («неоконченная» симфония); эти и др. материалы см. также в кн.: Ларош Г. A., Избранные статьи, вып. 1–2, Л., 1974–75, вып. 4, Л., 1977; Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи, СПБ, 1889; Rубинштейн A., Музыка и ее представители. (Разговор о музыке), М., 1891, 1921; Кашкин Н., Франц Шуберт. Столетие годовщины его рождения…, «Русское обозрение», 1897, февр.; (Каратыгин В. Г.), (О «неоконченной» симфонии), «Театр и искусство», 1908, No 30, с. 513–14; его же, Концерт Зон Лодий, «Речь», 1916, No 353 (песни Ш. и Шумана), в кн.: Каратыгин В. Г., Избранные статьи, М.-Л., 1965, с. 220–221; его же, Шуберт…, (П.), 1922; Э. Ю., Концерт М. Олениной д-Альгейм, «Русские ведомости», 1909, 10 дек.; Коломийцев В. П., Франц Шуберт, «Вестник театра и искусства», 1922, 29 января, в кн.: Коломийцев В., Статьи и письма, Л., 1971; Асафьев Б. В. (Глебов Игорь), Франц Шуберт… Приложение к программе симфонического концерта 17 XI 1926, Л., 1926, 1927; его же, Шуберт и современность, «Современная музыка», 1927, No 26; его же, Музыка в кружках русских интеллигентов 20-х — 40-х гг., в кн.: Музыкознание. Сб. статей, Л., 1928; его же, «Евгений Онегин», Лирические сцены П. И. Чайковского, М.-Л., 1944, с. 9–12, в его кн.: Избранные труды, т. 2, М., 1954; его же, Музыкальная форма как процесс, кн. 2, Интонация, М., 1947, (обе книги), Л., 1971, с. 101–103, 139–40; Глазунов А. К., Франц Шуберт, Л., 1928, в его кн.: Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958; его же, Франц Шуберт как творец, художник и великий двигатель искусства, там же; «Музыка и революция», 1928, No 10 (юбилейный номер, посв. Ш.); Луначарский А. В., Франц Шуберт, «Красная газета», 1928, 11 декабря, вечерний выпуск; переизд. в кн.: Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1958, доп., 1971; Венок Шуберту. 1828–1928. Этюды и материалы, под ред. К. А. Кузнецова, М., 1928; Pерман В. Э., «Winterreise» (Заметки о вокальной мелодике Шуберта), «Музыкальное образование», 1929, No 1; Браудо Е., Франц Шуберт, М., 1929; Грачёв П. В., Симфония до-мажор Шуберта, Л., 1938; Донадзе В. Г., Симфония h-moll Шуберта, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, вып. 2. Западно-европейская музыка, Л., 1940; его же, Симфонии (Шуберта), в кн.: История зарубежной музыки. Музыка Австрии и Германии XIX века, кн. 1, М., 1975; Конец В., Шуберт, М., 1953, доп., М., 1959; её же, Неоконченная симфония Шуберта, М., (1955); Хохлов Ю., Народность песен Шуберта, «СМ», 1959, No 5; его же, Песни Шуберта на тексты Гейне, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; его же, Предисловие к изд.: Шуберт P., Симфония до мажор. Партитура, М., 1962; его же, «Зимний путь» Франца Шуберта, М., 1967; его же, О последнем периоде творчества Шуберта, М., 1968; его же, Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии, М., 1972; его же, Неизвестная фантазия Шуберта, «СМ», 1972, No 8; его же, (Шуберт). Находки последних лет, «СМ», 1974, No 6; его же, Франц Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1978; его же, Zur Frage von Verhдltnis der Musik und des poetischen Textes in Schuberts Liedern, в кн.: Schubert-KongreЯ Wien 1978. Bericht, Graz, 1979; eго же, Из венских записей П. И. Кеппена (1822–1823), в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 4, М., 1979; Вульфиус П. A., «Прекрасная мельничиха» Шуберта, в сб.: «Вопросы музыкознания», т. 3, М., 1960; его же, Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта, М., 1974; его же, Музыкальная культура Вены и Франц Шуберт. Песни. Камерно-инструментальные ансамбли Шуберта, в кн.: История зарубежной музыки. Музыка Австрии и Германии XIX в., кн. 1, М., 1975; Крауклис Г., Фортепианные сонаты Шуберта. Путеводитель, М., 1963; его же, Фортепианное творчество (Шуберта), в кн.: История зарубежной музыки. Музыка Австрии и Германии XIX в., кн. 1,М., 1975; Протопопов Вл., История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965, с. 319–39; его же, Вариационные процессы в музыкальной форме, М., 1967, с. 133–45; Васина-Гроссман В., Песни Шуберта и их лирический герой, в её кн.: Романтическая песня XIX в., М., 1966; Лаврентьева И., Симфонии Шуберта. Путеводитель, М., 1967; её же, Вариантность и вариантная форма в песенных циклах Шуберта, в сб.: От Люлли до наших дней, (М., 1967); её же, Незавершенная симфония Шуберта, «СМ», 1967, No 7; её же, Симфонии Ф. Шуберта и некоторые проблемы его симфонического стиля, М., 1969 (автореферат диссертации); её же, Влияние песенности на формообразование в симфониях Шуберта, в сб.: О музыке. Проблемы анализа, М., 1974; Коврига Г., Сквозная форма в песнях Шуберта, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; Шуман P., О музыке и музыкантах. Собрание статей, а двух томах, сост. Д. В. Житомирский, т. 1-2-А, М., 1975–78; Dahms W., Schubert, В.-Lpz., 1912, Stuttg., 1928 (сокр. рус. пер.: Дамс В., Шуберт, M., 1928); Goldschmidt H., Franz Schubert. Ein Lebensbild, В., 1954, Lpz., 1976 (рус. пер. — Гольдшмидт Г., Ф. Шуберт. Жизненный путь, М., 1960, доп. 1968).
Ю. H. Хохлов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.