Шарль Гуно

Дата рождения
17.06.1818
Дата смерти
18.10.1893
Профессия
Страна
Франция
Шарль Гуно / Charles Gounod

Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818, Париж — 18 октября 1893, Сен-Клу, близ Парижа) — французский композитор.

Искусство — это сердце, способное мыслить.
Ш. Гуно

Шарль Гуно — автор всемирно известной оперы «Фауст» — занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название «лирическая опера». В каком бы жанре ни работал композитор, он всегда отдавал предпочтение мелодическому развитию. Он считал, что мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли. Влияние Гуно сказалось на творчестве композиторов Ж. Бизе и Ж. Массне.

В музыке Гуно неизменно покоряет лиризм, в оперном творчестве музыкант выступает как мастер музыкального портрета и чуткий художник, передающий правдивость жизненных ситуаций. В его манере изложения искренность и простота всегда соседствуют с высочайшим композиторским мастерством. Именно за эти качества ценил музыку французского композитора П. Чайковский, даже дирижировавший в 1892 г. оперой «Фауст» в Театре Прянишникова. По его словам, Гуно — «один из немногих, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства».

Гуно больше известен как оперный композитор, ему принадлежат 12 опер, кроме этого им созданы хоровые сочинения (оратории, мессы, кантаты), 2 симфонии, инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, более 140 романсов и песен, дуэты, музыка для театра.

Гуно родился в семье художника. Уже в детстве проявились его способности к рисованию и музыке. После смерти отца образованием сына (в т. ч. музыкальным) занималась мать. Теорию музыки Гуно изучал у А. Рейхи. Первое впечатление от оперного театра, в котором шла опера Дж. Россини «Отелло», определило выбор будущей карьеры. Однако мать, узнав о решении сына и реально представляя трудности на пути артиста, допыталась воспротивиться.

Директор лицея, в котором учился Гуно, обещал ей помочь предостеречь сына от этого опрометчивого шага. В перерыве между занятиями он вызвал Гуно и дал ему лист бумаги с латинским текстом. Это был текст романса из оперы Э. Мегюля. Разумеется, Гуно этого сочинения еще не знал. «К следующей перемене романс был написан...» — вспоминал музыкант. — «Едва я пропел половину первой строфы, как лицо моего судьи прояснилось. Когда я кончил, директор сказал: „Ну, теперь пойдем к фортепиано“. Я торжествовал! Теперь я буду во всеоружии. Я снова проиграл свое сочинение, и побежденный г. Пуарсон, в слезах, схватив меня за голову, расцеловал и сказал: „Дитя мое, будь музыкантом!“» Учителями Гуно в Парижской консерватории были крупные музыканты Ф. Галеви, Ж. Лесюэр и Ф. Паэр. Только после третьей попытки в 1839 г. Гуно стал обладателем Большой Римской премии за кантату «Фернан».

Ранний период творчества отмечен преобладанием духовных сочинений. В 1843-48 гг. Гуно был органистом и регентом церкви Иностранных миссий в Париже. Он даже намеревался принять духовный сан, но в конце 40-х гг. после долгих колебаний возвращается к искусству. С этого времени ведущим в творчестве Гуно становится оперный жанр.

Первая опера «Сафо» (либр. Э. Ожье) была поставлена в Париже в Grand Opera 16 августа 1851 г. Главная партия была написана специально для Полины Виардо. Однако опера не удержалась в театральном репертуаре и после седьмого представления была снята. Г. Берлиоз дал в печати уничтожающий отзыв на это произведение.

В последующие годы Гуно пишет оперы «Кровавая монахиня» (1854), «Лекарь поневоле» (1858), «Фауст» (1859). В «Фаусте» И. В. Гете внимание Гуно привлек сюжет из первой части драмы.

В первой редакции опера, предназначавшаяся для постановки в парижском Theatre Lyrique, имела разговорные речитативы и диалоги. Лишь к 1869 г. для постановки в Grand Opera они были положены на музыку, был также вставлен балет «Вальпургиева ночь». Несмотря на грандиозный успех оперы в последующие годы, критики не раз ставили в упрек композитору сужение рамок литературно-поэтического первоисточника, акцент на лирическом эпизоде из жизни Фауста и Маргариты.

После Фауста появились «Филемон и Бавкида» (1860), сюжет которой заимствован из «Метаморфоз» Овидия; «Царица Савская» (1862) по арабской сказке Ж. де Нерваля; «Мирейль» (1864) и не принесшая успеха композитору комическая опера «Голубка» (1860). Интересно, что Гуно скептически относился к своим творениям.

Второй вершиной оперного творчества Гуно стала опера «Ромео и Джульетта» (1867) (по В. Шекспиру). Композитор работал над ней с большим увлечением. «Я ясно вижу перед собою их обоих: я слышу их; но достаточно ли хорошо я увидел? Так ли, верно ли я услышал обоих влюбленных?» — писал композитор своей жене. «Ромео и Джульетта» была поставлена в 1867 г. в год Всемирной выставки в Париже на сцене Theatre Lyrique. Примечательно, что в России (в Москве) она была исполнена через 3 года артистами итальянской труппы, партию Джульетты пела Дезире Арто.

Написанные после «Ромео и Джульетты» оперы «Пятое марта», «Полиевкт», «Дань Заморы» (1881) не имели большого успеха. Последние годы жизни композитора вновь были отмечены клерикальными настроениями. Он обращается к жанрам хоровой музыки — создает грандиозное полотно «Искупление» (1882) и ораторию «Смерть и жизнь» (1886), в композицию которой, как составная часть, вошел Реквием.

В наследии Гуно есть две работы, которые как бы расширяют наше представление о таланте композитора и свидетельствуют о его незаурядных литературных способностях. Одна из них посвящена опере В. А. Моцарта «Дон-Жуан», другая представляет собой мемуары «Воспоминания артиста», в которых открылись новые грани характера и личности Гуно.

Л. Кожевникова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Шарль Гуно

Гуно, Шарль Франсуа (17 VI 1818, Париж — 18 X 1893, Сен-Клу, близ Парижа) — французский композитор. Член Института Франции (1866). Отец Гуно был художником, мать преподавательницей музыки. В годы обучения в лицее Сен-Луи (1829–35) Гуно солировал в церковном хоре, сочинял музыкальные пьесы, изучал теорию музыки (под руководством А. Рейхи).

Влечение к композиции усилилось особенно после посещений оперного театра. Под влиянием оперы «Дон Жуан» формируются музыкально-эстетические воззрения молодого музыканта, пронёсшего через всю жизнь горячую любовь к искусству В. А. Моцарта. В 1836—1838 гг. учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви, Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра. Развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в стенах консерватории. Некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критики: скерцо из симфонии, 3-голосный «Agnus Dei», свежее звучание которого отметил Г. Берлиоз.

В 1839 Гуно получил Римскую премию (за кантату «Фернан»), давшую ему возможность провести на правах стипендиата более 2 лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном ему итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. Он также узнал и полюбил произведения И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта (что позднее отразилось в его творчестве). По возвращении в Париж Гуно в 1843–48 работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий.

В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере (слушал проповеди члена доминиканского ордена адвоката А. Лакордера, в 1847–48 посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис, жил одно время в кармелитском монастыре, носил сутану аббата). В результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.

На рубеже 40-50-х гг. Гуно впервые обратился к опере, ставшей основной сферой деятельности композитора. Он отмечал, что только театр даёт возможность музыканту каждодневно общаться с публикой. В 1852–60 Гуно был директором Парижского «Орфеона» (объединение хоровых любительских обществ — самая массовая в ту пору музыкально-просветительская организация, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий). Под его руководством повысилась певческая культура этих хоров. Общаясь с «орфеонистами», Гуно изучил особенности городского музыкального фольклора. В 1870–75 жил в Лондоне, где в 1871 основал общество «Хор Гуно» (ныне Королевское хоровое общество). Возвратившись в Париж, занимался композиторской и музыкально-критической деятельностью.

Шарль Гуно — один из талантливейших представителей французской оперы 19 века. Он оказал большое воздействие на творчество своих младших современников и композиторов последующих поколений, вплоть до К. Дебюсси и M. Равеля. Дебюсси проницательно заметил: «Искусство Гуно запечатлело мгновение французской чувствительности». Эта «чувствительность» в известной мере перекликается с т. н. «школой нервной чувствительности» братьев Гонкур.

Творчество Гуно способствовало развитию музыкального театра, утверждению нового жанра — лирической оперы, в основе которого лежало стремление к правдивому показу рядового, обыденного человека с его интимными, душевными переживаниями. Либретто первых опер Гуно — «Сафо» (либр. Э. Ожье, 1850) и особенно «Окровавленная монахиня» (Э. Скриба и Ж. Делавиня, 1854) не удовлетворяли композитора. Обе оперы, отмеченные мелодраматизмом, некоторой вычурностью, не имели успеха. Следующее произведение оперного жанра — комическая опера «Лекарь поневоле» (по Мольеру), с успехом поставленная на сцене «Театр лирик» (1858). Обратившись к живому комедийному сюжету, композитор блеснул виртуозным мастерством, создал меткие характеристичные зарисовки, лёгкую и прозрачную партитуру.

Параллельно Гуно работал над давно задуманной и начатой ещё в 1856 оперой «Фауст». К тому времени сложилось эстетическое кредо Гуно. Он выступал за единство красоты и правды; за образно-эмоциональное содержание, способное глубоко взволновать «каждую человеческую душу». Гуно выдвинул на первый план проблему воплощения в музыке характера, притом не однозначного и не статичного; акцентировал роль деталей, утверждая тем самым значение камерности в оперном стиле.

Опера «Фауст» (1859, «Театр лирик», Париж) знаменовала рождение нового направления — французской лирической оперы. «Фауст» — классический образец французской лирической оперы со всеми её достоинствами и некоторыми недостатками. Масштабность идей, философское содержание литературного первоисточника (в основу положена 1-я часть одноименной трагедии И. В. Гёте) почти не нашли отражения в опере. Её сюжет (либретто Ж. Барбье и М. Kappe) трактован в лирико-бытовом аспекте. Любовная драма Маргариты занимает одно из центральных мест (отсюда в Германии оперу называют «Маргарита»). Гуно отдал дань комической опере, сохранив (в 1-й редакции, 1859) разговорные диалоги. Одна из сильных сторон оперы — яркая мелодичность. Её музыкальный язык основан на претворении мелодики городской песни-романса и танца. В вокальных партиях чутко отражены некоторые особенности интонационного строя и просодии французской речи, усилившие мягкую грацию ариозной лирической мелодики и речитативных эпизодов. Зрители не сразу поняли новаторскую сущность оперы, но вскоре она стала одной из самых популярных (в 1869 поставлена в театре «Гранд-Опера», разговорные диалоги заменены речитативами, добавлены балетные сцены).

Среди последующих сочинений Гуно выделяются 2 оперы того же жанра: «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865). При поэтичности ряда сцен «Мирейль» свойственна несколько искусственная трактовка жанрового музыкального материала (действие происходит в Провансе; либретто написано по одноименной поэме провансальского поэта Ф. Мистраля). В опере «Ромео и Джульетта» лучшими являются лирические сцены (4 дуэта: на балу, на балконе, в спальне Джульетты, в склепе). Однако образы, лежащие вне лирической сферы, не получили убедительного музыкального воплощения. Тем самым композитор скорее сузил, чем расширил рамки созданного им же жанра.

В 70-х гг. Гуно вновь подпал под влияние клерикальных умонастроений. Усилившаяся религиозность явилась главной причиной упадка творчества Гуно. Написав ряд неудачных опер (в т. ч. «Полиевкт», 1878), он отошёл от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений — 2 оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884).

Значительна деятельность Гуно как музыкального писателя и критика. Своими выступлениями в печати он поддерживал произведения К. Сен-Санса; Гуно написал предисловие к изданию писем Г. Берлиоза, книгу «„Дон Жуан“ Моцарта», автобиографию и др.

Основные даты жизни и деятельности:

• 1818 — 17 VI. В Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории Гуно родился сын Шарль Франсуа.
• 1829–35 — Занятия в лицее Сен-Луи.
• 1836 — Поступление в Парижскую консерваторию. — Занятия с Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэром, позже с Ф. Паэром (композиция).
• 1837 — 2-я Римская премия за кантату «Мария Стюарт и Риччио» (разделил её с пианистом Л. Шолле). — 23 XI. Исполнение в концерте в т-ре «Атенеум» скерцо для оркестра Гуно.
• 1839 — Римская премия за кантату «Фернан».
• 1840 — 27 I. Прибытие в Рим (в качестве стипендиата). — Сближение (на почве увлечения живописью) с худ. Ж. О. Энгром. — Встреча и дружба с Ф. Хензель (сестрой Ф. Мендельсона), к-рая знакомит Гуно с музыкой И. С. Баха, Л. Бетховена, Мендельсона.
• 1842 — 21 VI. Отъезд из Рима в Вену (через Флоренцию, Падую, Венецию, Триест). — 8 IХ. Исполнение в Вене, в Карлскирхе мессы Гуно.
• 1843 — 25 V. Возвращение в Париж. — Встреча с Мендельсоном. — Работа органистом и регентом в церкви Иностр. миссий в Париже.
• 1847 X – 1848 II. — Пребывание в кармелитском монастыре (носит сутану, подписывает письма как «аббат Гуно»).
• 1851 — 15 I. Исполнение произв. Гуно в Лондоне в конц. зале «Сент-Мартин-холл»; благоприятные отзывы в англ. печати. — 16 IV. Пост. оперы «Сафо» в т-ре «Гранд-Опера» (с П. Виардо-Гарсиа в заглавной роли).
• 1852 — 20 IV. Женитьба на А. Циммерман, дочери проф. Парижской консерватории. — Назначение на пост директора парижского «Орфеона» и одновременно руководителя певч. классов в парижских школах.
• 1855 — Знакомство с франц. драматургами Ж. Барбье и М. Kappe (впоследствии авторы либр. мн. опер Гуно). — Зарождение плана оперы на сюжет «Фауста» Гёте.
• 1856 — 6 I. Награждение орденом Почётного легиона. — Работа над оперой «Иван Грозный» по заказу дирекции т-ра «Гранд-Опера» (написанные фрагменты впоследствии использованы в операх «Фауст» и «Царица Савская»).
• 1857 — Работа над оперой «Фауст» по заказу «Театр лирик». — X. Приступ нервного заболевания.
• 1859 — 19 III. Первое исполнение оперы «Фауст» в «Театр лирик» (с М. Миолан-Карвальо в роли Маргариты).
• 1866 — Избрание в члены Института Франции.
• 1867 — Либреттисты Барбье и Kappe ведут переговоры о постановке оперы «Фауст» в т-ре «Гранд-Опера» (в связи с закрытием «Театр лирик»). — Сочинение для оперы «Фауст» балетных сцен (в т. ч. «Вальпургиева ночь») и переработка разговорных диалогов в речитативы. — XII. Поездка в Рим с худ. А. Эбером.
• 1868 — Встречи с Ф. Листом в Риме.
• 1869 — Приступ нервного заболевания, вызванный мистическими настроениями.
• 1870 — 13 IX. Переезд с семьёй в Англию (Ливерпуль, затем Лондон) из-за начавшейся франко-прусской войны.
• 1871 — 1 V. Исполнение траурно-патриотического мотета Гуно «Галлия» на открытии Всемирной выставки в Лондоне. — Знакомство с англичанкой Дж. Уэлдон — певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз (около Лондона). — VI. Отказ от предложения занять место директора Парижской консерватории; жизнь в Лондоне, в семье Уэлдон.
• 1872 — В Лондоне создан «Хор Гуно» (ныне Королевское хоровое общество). — Поездка в Бельгию с Уэлдон.
• 1874 — V. Возвращение в Париж, разрыв отношений с Уэлдон.
• 1882 — 2 IV. Концерт «Фестиваль произведений Гуно» в Париже под управлением автора.
• 1887 — 24 VII. Исполнение мессы «Памяти Жанны д’Арк» под упр. Гуно в Реймском соборе. — 4 XI. Торжеств. 500-е исп. оперы «Фауст» в т-ре «Гранд-Опера» (дирижировал спектаклем Гуно).
• 1888 — 6 IV. Фестиваль произведений Гуно в г. Анже. — VII. Награждение Гуно высшей степенью (Grand Officier) ордена Почётного легиона. — 28 IV. Исп. оперы «Ромео и Джульетта» в новой ред. (с балетом) под упр. Гуно в т-ре «Гранд-Опера» (в главных ролях — А. Патти, Я. Решке).
• 1890 — Составление «резюме католической доктрины». — 6 XII. Письмо к епископу Гею (другу юности), в котором пишет, что хотел бы создать «музыкальный диптих на подобие картин примитивистов о святом Франциске Ассизском».
• 1891–92 — Жизнь в Сен-Клу (под Парижем). — Занятия с молодым композитором А. Бюссе.
• 1893 — Создание Реквиема памяти умершего внука (неокончен). — 18 X. Смерть композитора в Сен-Клу.

Сочинения:

оперы — Сафо (1850, пост. 1851, т-р «Гранд-Опера», Париж; ред. в 2 д., 1858; ред. в 4 д., 1884), Окровавленная монахиня (La Nonne Sanglante, по роману «Монах» М. Г. Льюиса, 1852–54, пост. 1854, «Театр лирик», Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1856–57, фрагменты), Лекарь поневоле (Le Medecin malgre lui, комич. опера, 1857, пост. 1858, «Театр лирик», Париж), Фауст (1857–59, пост. 1859, там же; 2-я ред. — с речитативами и балетными сценами, 1869, т-р «Гранд-Опера», Париж), Филемон и Бавкида (1859, пост. 1860, «Театр лирик», Париж; 2-я ред. — в 2 д., 1876, т-р «Опера комик», Париж), Голубка (La Colombe, по Ж. Лафонтену, 1859, пост. 1860, Баден-Баден; 1866, т-р «Опера комик», Париж), Царица Савская (La Reine de Saba, по сюжету араб. сказки Ж. де Нерваля, 1861, пост. 1862, т-р «Гранд-Опера», Париж), Мирейль (1863, пост 1864, «Театр лирик», Париж; 2-я ред., 1864, там же), Ромео и Джульетта (по трагедии У. Шекспира, 1864–65, пост. 1867, там же; 2-я ред. — с балетными сценами, 1888, т-р «Гранд-Опера», Париж), Сен-Map (Cinq-Mars, по одноим. роману А. де Виньи, 1876–77, пост. 1877, т-р «Опера комик», Париж; 2-я ред. 1878, там же), Мэтр Пьер (1877, не оконч.), Полиевкт (по трагедии П. Корнеля, 1870–78, пост. 1878, т-р «Гранд-Опера», Париж), Дань Заморы (Le Tribut de Samora, 1878–80, пост. 1881, там же);

оратории — Товий (ок. 1866), Галлия (траурно-патриотич. мотет для сопрано, хора, орк. и органа, 1871), Искупление (La Redemption, духовная трилогия, сл. Гуно, 1868–81, исп. 1882, фестиваль в Бирмингеме; 1884, Париж), Смерть и жизнь (Mors et vita, духовная трилогия, сл. Гуно, 1884, исп. 1885, фестиваль в Бирмингеме; 1886, Париж);

кантаты — Мария Стюарт и Риччио (1837), Фернан (1839), патриотич. кантата На границе (A la Frontiиre, 1870) и др.; мессы, в т. ч. Торжественная месса в честь св. Цецилии (Messe solenelle, а Sainte-Cecile, 1855), Месса в память Жанны д’Арк (Messe, а la memoire de Jeanne d’Arc, 1887) и др.; реквиемы и др. произв. для хора и оркестра;

для оркестра — Скерцо (1837), 2 симфонии (D-dur, 1854; Es-dur, 1855), Сальтарелло (1871), Римский марш (1872) и др.;

камерно-инструментальные ансамбли — 3 струнных квартета (опубл. посмертно), фортепианный квинтет (ок. 1841), Размышление над первой прелюдией И. С. Баха (Meditation sur…, для скрипки, фортепиано и органа, 1852), Маленькая симфония (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов, 1888);

для фортепиано — 45 пьес, в т. ч. вальсы, марши, серенады, ноктюрн, скерцо, прелюдии и др.;

хоры с фортепиано, в т. ч. Четырнадцать больших хоров (1884); хоры a cappella — Стрекоза и муравей, Ворона и лисица, Волк и ягнёнок (на сл. басен Ж. Лафонтена, 1856, 1857, 1873), Мученики (Les Martyres, 1869);

для голоса с фортепиано — св. 200 романсов и песен, в т. ч. на сл. А. Ламартина, А. Тюрпена, П. Ж. Беранже, В. Гюго, А. Дюма-сына, А. Мюссе, англ., итал. поэтов; вокальные дуэты;

музыка к спектаклям драматического театра, в т. ч. Мещанин во дворянстве (Мольера, 1852, т-р «Комеди Франсез», Париж), Улисс (трагедия Ф. Понсара, 1852, там же; 2-я ред., 1854), Священные драмы (Les drames sacrйs, лирич. драма А. Сильвестра и Э. Морана, 1892, пост. 1893, т-р «Водевиль», Париж) и др.

Литературные сочинения: Autobiography, publ. par G. Weldon, L., 1875; La routine en matiиre d’art, в кн.: Autobiography, L., 1875; «Proserpine» de С. Saint-Saens, «Le Figaro», 1887, 17 mars; «Ascanio» de C. Saint-Saens, «La France», 1890, 23 mars; Preface de lettres intimes de Berlioz, «Nouvelle Revue», 1880, 15 juin; «Don Juan» de Mozart, P., 1890, на англ. яз. 1895; Memoires d’un artiste, P., 1896 (посмертно), 1909, на нем. и англ. яз., 1896, рус. пер. — Записки артиста, пер. с франц. А. В. Оссовского, СПБ, 1904, Воспоминания артиста, пер. с франц. М. П. Волконского, вступит. ст. и прим. Б. В. Левика, М., 1962.

Письма: Ch. Gounod. 17 lettres, а H. Berlioz, M. Pigny et M. Lefuel, в кн.: Gounod Ch., Memoires d’un artiste, P., 1896, p. 211–70; Lettres de 1870–1871, «Revue de Paris», 1896, 1 fevrier; Lettres, а G. Bizet, там же, 1899, 15 decembre; Lettres, а Richomme, publ. par A. Baunier; «Revue Hebdomadaire», 1908, 26 decembre et 1909, 2 janvier; Lettres de Rome et de Vienne, publ. par J. Prod’homme, «Revue bleue», 1910, 31 decembre et 1911, 5 janvier.

Литература: Серов A. H., «Фауст», опера Гуно, на петербургской итальянской сцене, «Якорь», 1864, No 2 и 3; его же, Письмо к Редактору журнала «Русская сцена» об опере «Фауст», «Русская сцена», 1864, No 2; его же, Музыкальная хроника заграничная… «Ромео» Гуно…, «Музыка и театр», 1867, No 9; см. также: Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; Кругликов С., Ш. Гуно, «Артист», 1893, No 31; Комбарье Ж., Амбруаз Тома и Шарль Гуно, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, пер. с франц., вступит. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938, с. 153–70; Berlioz H., «Faust», «Journal des Debats», 1859, 29 mars; то же, в кн.: Les musiciens et la musique, P., 1903 (рус. пер. — в кн.: Берлиоз Г., Избр. статьи, пер. с франц., М., 1956, с. 141–50); его же, Gounod, в сб.: Les musiciens et la musique, P., 1903; Weldon G., Mon orphelinat et Gounod en Angleterre, v. 1–3, L., 1875–82; Pagnerre L., Charles Gounod, sa vie et ses oeuvres, P., 1890; Imbert H., Charles Gounod. Nouveaux profiles de musiciens, P., 1892; Jullien A., Gounod, в его кн.: Musiciens d’aujourd' hui, P., 1892, p. 128–88; Saint-Saens C., Charles Gounod et le «Don Juan» de Mozart, P., 1894; его же, Portaits et souvenirs, P., 1900; Voss P., Charles Gounod, Lpz., 1895; Tolhurst H., Gounod, L., 1904; Hillermacher P. L., Charles Gounod, P., 1906, 1914; Bellaigue C., Charles Gounod, P., 1910; Prod’homme J. et Dandelot A., Gounod, sa vie et ses oeuvres aprиs des documents inedits, v. 1–2, preface de Saint-Saлns, P., 1911; Pougin A., Gounod ecrivain, «RM», 1911, XVIII, No 4, 1911, XIX, No 2; Sоubies A. et Сurzon H., Documents inedits sur le Faust de Gounod, P., 1912; Debussy C. A., Monsieur Croche, antidilettante, P., 1921; Landormy P., Faust de Gounod, йtude et analyse, P., 1922, 1944; его же, Gounod, P., 1942; Cooper M., Charles Gounod and his influence on French music, «ML», 1940, XXI; Boyer N., Trois musiciens francais: Gounod, Massenet, Debussy, P., 1946; Lalo C., Bach et Gounod, «RM», 1946; его же, De Rameau, а Ravel. Portraits et souvenirs, P., 1947; Ferchant G., Faust, sa legende et ses musiciens, P., 1948; Demuth N., Gounod. Introduction to the music of Gounod, L., 1950; Вusser H., De Pelleas aux Indes Galantes, P., 1955; его же, Charles Gounod. Preface de Darius Milhaud, Lyon, 1961; Hopkinson C., Notes on the earliest editions of Gounod’s Faust, в кн.: Festschrift O. Е. Deutsch, Kassel, 1963.

В. H. Александрова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Творчество Шарля Гуно

реклама

вам может быть интересно

Эдвин Фишер Дирижёры

Произведения

Публикации

Главы из книг

Гуно (classic-music.ru)

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама