Жорж Бизе (фр. Georges Bizet; 25 октября 1838, Париж — 3 июня 1875, Буживаль, близ Парижа) — французский композитор.
...Мне нужен театр: без него я ничто.
Ж. Бизе
Свою недолгую жизнь французский композитор Жорж Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества — «Кармен» — до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих и многих людей.
Бизе вырос в культурной образованной семье; отец был учителем пения, мать играла на фортепиано. С 4 лет Жорж начал заниматься музыкой под руководством матери. В возрасте 10 лет поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями стали виднейшие музыканты Франции: пианист А. Мармонтель, теоретик П. Циммерман, оперные композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Уже тогда раскрылось разностороннее дарование Бизе: он был ярким пианистом-виртуозом (сам Ф. Лист восхищался его игрой), неоднократно получал премии по теоретическим дисциплинам, увлекался игрой на органе (впоследствии, уже приобретая известность, занимался у С. Франка).
В консерваторские годы (1848-58) появляются произведения, полные юношеской свежести и непринужденности, среди которых Симфония до мажор, комическая опера «Дом доктора». Окончание консерватории ознаменовалось получением Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда», дававшей право на четырехлетнее пребывание в Италии и государственную стипендию. Тогда же для конкурса, объявленного Ж. Оффенбахом, Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль», которая тоже была отмечена премией.
В Италии Бизе, очарованный благодатной южной природой, памятниками архитектуры и живописи, много и плодотворно работает (1858-60). Он занимается изучением искусства, читает множество книг, постигает красоту во всех ее проявлениях. Идеалом для Бизе становится прекрасный, гармоничный мир Моцарта и Рафаэля. Истинно французское изящество, щедрый мелодический дар, тонкий вкус навсегда стали неотъемлемыми чертами стиля композитора. Бизе все больше привлекает музыка оперная, способная «слиться» с изображаемым на сцене явлением или героем. Вместо кантаты, которую композитор должен был представить в Париже, он пишет комическую оперу «Дон Прокопио», выдержанную в традициях Дж. Россини. Создается также ода-симфония «Васко да Гама».
С возвращением в Париж связано начало серьезных творческих исканий и одновременно тяжелой, рутинной работы ради куска хлеба. Бизе приходится делать переложения чужих оперных партитур, писать развлекательную музыку для кафе-концертов и одновременно создавать новые произведения, работая по 16 часов в сутки. «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части... Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги — к черту!»
Вслед за Гуно Бизе обращается к жанру лирической оперы. Его «Искатели жемчуга» (1863), где естественность выражения чувств сочетается с восточной экзотикой, вызвала похвалу Г. Берлиоза. В «Пертской красавице» (1867, на сюжет В. Скотта) изображена жизнь простых людей. Успех этих опер был не так велик, чтобы упрочить положение автора.
Самокритика, трезвое осознание недостатков «Пертской красавицы» стали залогом будущих достижений Бизе: «Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы... Школа избитых рулад и лжи умерла — умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения — и вперед!» Ряд замыслов тех лет остался неосуществленным; не была поставлена законченная, но в целом неудачная опера «Иван Грозный». Кроме опер Бизе пишет оркестровую и камерную музыку: завершает симфонию Рим, начатую еще в Италии, пишет пьесы для фортепиано в 4 руки «Детские игры» (некоторые из них в оркестровом варианте составили «Маленькую сюиту»), романсы.
В 1870 г., во время франко-прусской войны, когда Франция находилась в критическом положении, Бизе вступает в ряды Национальной гвардии. Спустя несколько лет его патриотические чувства нашли выражение в драматической увертюре «Родина» (1874). 70-е гг. — расцвет творчества композитора. В 1872 г. состоялась премьера оперы «Джамиле» (по поэме А. Мюссе), тонко претворившей; интонации арабской народной музыки. Для посетителей театра Комической оперы (Opera-Comique) было неожиданностью увидеть произведение, рассказывающее о беззаветной любви, преисполненное чистой лирики. Подлинные ценители музыки и серьезные критики увидели в «Джамиле» начало нового этапа, открытие новых путей.
В произведениях этих лет чистота и изящество стиля (всегда присущие Бизе) отнюдь не препятствуют правдивому, бескомпромиссному выражению драмы жизни, ее конфликтов и трагических противоречий. Теперь кумирами композитора становятся В. Шекспир, Микеланджело, Л. Бетховен. В своей статье «Беседы о музыке» Бизе приветствует «страстный, буйный, подчас даже необузданный темперамент, подобный Верди, который дарит искусству живое, мощное произведение, сотворенное из золота, грязи, желчи и крови. Я меняю кожу и как художник, и как человек», — говорит о себе Бизе.
Одна из вершин творчества Бизе — музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872). Постановка пьесы была неудачной, и композитор из лучших номеров составил оркестровую сюиту (вторую сюиту после смерти Бизе составил его друг, композитор Э. Гиро). Как и в предыдущих произведениях, Бизе придает музыке особый, специфический колорит места действия. Здесь это Прованс, и композитор использует народные провансальские мелодии, насыщает все произведение духом старофранцузской лирики. Красочно, легко и прозрачно звучит оркестр, Бизе достигает изумительного разнообразия эффектов: это колокольный звон, блеск красок в картине народного праздника («Фарандола»), утонченно-камерное звучание флейты с арфой (в менуэте из Второй сюиты) и печальное «пение» саксофона (Бизе первым ввел этот инструмент в симфонический оркестр).
Последними работами Бизе были незавершенная опера «Дон Родриго» (по драме Корнеля «Сид») и «Кармен», поставившая ее автора в ряд величайших художников мира. Премьера «Кармен» (1875) стала и самой крупной жизненной неудачей Бизе: опера со скандалом провалилась и вызвала резкую оценку прессы. Через 3 месяца 3 июня 1875 года композитор скончался в предместье Парижа Буживаль.
Несмотря на то, что «Кармен» была поставлена в театре Комической оперы, этому жанру она соответствует лишь некоторыми формальными признаками. В сущности, это музыкальная драма, обнажившая реальные противоречия жизни. Бизе использовал сюжет новеллы П. Мериме, но возвысил его образы до значения поэтических символов. И при этом все они — «живые» люди с яркими, неповторимыми характерами. Композитор вводит в действие народные сцены с их стихийным проявлением жизненной силы, бьющей через край энергии. Цыганская красавица Кармен, тореадор Эскамильо, контрабандисты воспринимаются как часть этой свободной стихии. Создавая «портрет» главной героини, Бизе использует мелодии и ритмы хабанеры, сегидильи, поло и т. п.; при этом ему удалось глубоко проникнуть в дух испанской музыки.
Совсем к другому миру — уютному, удаленному от бурь, принадлежат Хозе и его невеста Микаэла. Их дуэт выдержан в пастельных тонах, мягких романсных интонациях. Но Хозе буквально «заражается» страстью Кармен, ее силой и бескомпромиссностью. «Обычная» любовная драма поднимается до трагедии столкновения человеческих характеров, сила которых превосходит страх смерти и побеждает его. Бизе воспевает красоту, величие любви, пьянящее чувство свободы; без предвзятого морализирования он правдиво раскрывает свет, радость жизни и ее трагизм. В этом вновь проявляется глубокое духовное родство с автором «Дон-Жуана» — великим Моцартом.
Уже через год после неудачной премьеры «Кармен» с триумфом ставится на крупнейших сценах Европы. Для постановки в парижском театре Grand Opera Э. Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, ввел ряд танцев (из других произведений Бизе) в последнее действие. В этой редакции опера известна сегодняшнему слушателю. В 1878 г. П. Чайковский писал, что «Кармен — это в полном смысле шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи... Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире...»
К. Зенкин
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Бизе, Жорж (Александр Сезар Леопольд, при крещении назван Жоржем) (фр. Georges Bizet; 25 X 1838, Париж — 3 VI 1875, Буживаль, близ Парижа) — французский композитор.
Отец — преподаватель пения, мать — пианистка (была первой учительницей музыки сына). 10 лет Бизе поступил в Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана, а также Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ж. Ф. Э. Галеви (сочинение).
Будучи одарённым пианистом (его высоко ценили Ф. Лист, Г. Берлиоз), Бизе отказался от карьеры концертирующего виртуоза и целиком отдался творчеству. Уже в симфонии С-dur (1855, написана за 17 дней) проявился индивидуальный стиль Бизе — ясность и живость выражения, архитектоническая стройность, светлый, солнечный колорит. В год окончания консерватории (1857) Бизе одновременно работал над одноактной опереттой «Доктор Миракль» (премия на конкурсе, объявленном Ж. Оффенбахом) и кантатой на сюжет из эпохи Меровингов «Кловис и Клотильда» (Римская премия, 1857).
В 1857–60 Бизе как лауреат консерватории находился в Италии. Пренебрегая требованиями консерватории, он вместо отчётной кантаты на духовную тематику написал комическую оперу «Дон Прокопио» (1859) на сюжет, близкий «Севильскому цирюльнику» Россини, чем вызвал гнев профессоров консерватории. В 1860 он закончил симфоническую оду с хорами «Васко да Гама» (по эпической поэме «Луизиады» Л. Камоэнса).
В 1860 Бизе, творчески обогащённый, возвратился в Париж, надеясь на быстрый успех. Но в условиях Второй империи (1852–70) музыкальная жизнь Франции была в упадке. Париж наводнила лёгкая, развлекательная музыка, в оперном же театре господствовали пышные спектакли в духе Дж. Мейербера. Чтобы содержать семью, Бизе давал частные уроки, писал лёгкую музыку, перекладывал и корректировал сочинения других авторов. В эти годы у него возникли замыслы многих опер («Кубок Фульского короля», «Кларисса Гарлоу», «Гризельда» и др.).
В 1863 в Париже была впервые поставлена опера Бизе — «Искатели жемчуга» («Театр лирик»). Эта опера — дань модным тогда во Франции ориентальным сюжетам (действие происходит на острове Цейлон, среди идеализированных персонажей). Шаблонные драматургические ситуации не сковали творческую фантазию композитора. Г. Берлиоз в рецензии на премьеру отмечал большие достоинства партитуры. Но успеха опера не имела. Сдержанно была принята и опера «Пертская красавица» (по одноимённому роману В. Скотта, 1867). В 1867 Бизе опубликовал статью (единственную за всю жизнь), явившуюся своего рода его художественным манифестом.
В ней он требовал от художника правдивости, бичевал псевдоученость, педантизм. В конце 60-х гг. Бизе заканчивает некоторые ранее начатые сочинения, в т. ч. симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме» (1866–68), фортепианные пьесы (среди них — «Хроматические концертные вариации», 1868), издаёт сборники песен.
70-е гг. — новый период в творчестве композитора. Дни Парижской Коммуны не прошли для него бесследно. Лозунг, провозглашённый Коммуной, — «Искусство — массам» был близок Бизе, и в своём дальнейшем творчестве композитор всё более последовательно утверждал демократические идеалы.
В 1872 была поставлена опера Бизе «Джамиле» (на сюжет поэмы «Намуна» Мюссе). Поэтичная музыка оперы лишена условно «восточных» черт, ложного этнографизма; воспользовавшись некоторыми арабскими мелодиями (место действия — Каир), Бизе разработал присущие им ритмоинтонационные обороты, а в тонких по рисунку пейзажных и жанровых сценах воссоздал национальный колорит. В музыке главенствуют пастельные краски, композитор нашёл новые приёмы, развитые им в последующих сочинениях. Так, вместо традиционной бравурной выходной арии он написал для героини простую песенку народного склада («Газель»); в заключительном дуэте Джамиле и Гаруна многогранно показаны различные оттенки в развитии эмоциональных состояний героев (предвосхищение динамичных диалогических сцен «Кармен»).
Творческими находками богато и следующее произведение Бизе — музыка к драме «Арлезианка» Доде (1872, театр «Водевиль», Париж), сюжетные положения которой имеют много общего с драматическими перипетиями «Кармен». Спектакль насыщен музыкальными номерами (их 27, включая небольшие «связки» и куски повторяющихся эпизодов). Музыка несёт одну из важных смысловых нагрузок: раскрывает сущность драмы, обрисовывает атмосферу действия. Типичное для творчества Бизе стремление к многосторонности в показе жизненных явлений, к резкому подчёркиванию их контраста и взаимосвязи, столь ярко проявившееся в музыке «Арлезианки», стало основой музыкальной драматургии «Кармен». Музыка к «Арлезианке» прочно утвердилась на концертной эстраде в виде 2 оркестровых сюит — 1-я составлена автором (исполнена в 1872), 2-я — его другом композитором Э. Гиро (1885).
Наиболее выдающееся творение Бизе, вершина оперного реализма во французской музыке 19 века, — опера «Кармен». Премьера её (1875, театр «Опера комик», Париж) ознаменовалась скандалом: буржуазная публика была шокирована содержанием «Кармен», опера признана безнравственной, музыка безобразной. «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров. Автор не дожил до её возобновления: спустя 3 месяца после премьеры Бизе внезапно скончался, не успев записать почти полностью разработанную им оперу «Дон Родриго» (по трагедии Г. де Кастро «Юность Сида» о легендарном герое Испании).
С конца 70-х гг. «Кармен» завоёвывает крупнейшие оперные сцены мира. Уже в 1880 П. И. Чайковский утверждал, что «это в полном смысле слова шедевр». Он пророчески предрекал: «Лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире…». В 1883 «Кармен» вновь была исполнена в Париже. Опера шла в редакции Гиро (сделана для постановки в Вене, 1875), который заменил разговорные диалоги речитативами и включил в 4-й акт балетные сцены, использовав музыку из «Арлезианки» и «Пертской красавицы» (в 20 в. некоторые театры, в т. ч. берлинский «Комише опер», 1949, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1970, вернулись к первоначальной редакции с диалогами).
Либретто оперы (написано по новелле П. Мериме «Кармен» А. Мельяком и Л. Галеви при активном участии Бизе), сохраняя главные сюжетные линии новеллы, освобождено от побочных интриг, в нём во многом переосмыслена трактовка основных образов. Мрачная по краскам драма Мериме приобрела у Бизе характер оптимистической трагедии; он приблизил её эмоциональный строй к современности, утверждая музыкой открытые и смелые чувства. В основу музыкальной драматургии «Кармен» положены динамичные контрасты (сопоставление разнообразных явлений действительности). Выражению их соответствует т.н. «номерная структура», т. е. чередование архитектонически расчленённых, внутренне завершённых музыкальных номеров. «Кармен» — первая опера, мастерски передающая драму простых людей; в ней утверждаются их этические права и достоинство.
Основные даты жизни и деятельности:
• 1838 — 25 X. В Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе родился сын, зарегистрированный по метрич. записи как Александр Сезар Леопольд.
• 1840 — 16 III. Крещение в церкви Нотр-Дам-де-Лорет; Бизе дано имя Жорж.
• 1842 — Первые занятия музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт).
• 1847 — Начинает посещать класс фортепиано А. Ф. Мармонтеля в Парижской консерватории (не был официально зачислен из-за юного возраста).
• 1848 — 9 X. Зачислен в Парижскую консерваторию.
• 1849 — III. 1-я пр. по сольфеджио. — Занятия контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).
• 1851 — 2-я пр. по фортепиано.
• 1852 — 1-я пр. по фортепиано. — Поступление в класс органа Ф. Бенуа.
• 1853 — Занятия с Ж. Ф. Э. Галеви (класс сочинения).
• 1854 — 2-я пр. по контрапункту и фуге, а также по органу. — IX. Опубл. первые 2 песни (вместе с романсом отца).
• 1855 — 1-е пр. по органу и фуге.
• 1856 — 2-я Римская премия за кантату «Давид» (1-я пр. не присуждалась).
• 1857 — Окончание Парижской консерватории. — Участие в конкурсе на сочинение оперетты «Доктор Миракль», объявленном Ж. Оффенбахом (разделил 1-ю пр. с Ш. Лекоком). — Большая Римская премия за кантату «Кловис и Клотильда». — 21 XII. Отъезд в Рим.
• 1858 — Пребывание в Риме, на вилле Медичи.
• 1859 — V–X. Поездка по Италии. — Замысел мн. произв., в т. ч. симфонии-оды «Улисс и Цирцея», опер «Нюрнбергский бочар», «Дон Кихот», «Эсмеральда». — X. Работа над 2-й симфонией (уничтожает партитуру). — Получает разрешение остаться ещё на один год в Риме (вместо поездки в Германию).
• 1860 — IX. Возвращается в Париж (из-за болезни матери).
• 1862 — II. Помогает Ш. Гуно проводить репетиции его оперы «Царица Савская». — Участие в Баден-Баденском муз. фестивале (вместе с Г. Берлиозом, Э. Рейер, Ш. Гуно).
• 1864 — Работа по заказам издателей и театр. директоров. — IV. Помогает Берлиозу проводить репетиции его оратории «Детство Христа».
• 1865 — Начало переписки с композитором-любителем Э. Галабером (в письмах-уроках Бизе руководил его муз. занятиями, в 1867 так же занимался с П. Лакомбом).
• 1867 — 3. VIII. В журн. «Национальное и иностранное обозрение» опубл. критич. статья Бизе (под псевд. Гастон де Бетзи) «Беседа о музыке».
• 1868 — IV. Поездка в Бельгию в связи с пост. оперы «Пертская красавица» в Брюсселе (т-р «Де ла Монне»). — Работа над завершением оперы «Ной» Галеви (закончил в 1869). — VII–VIII. Приступы болезни горла.
• 1869 — 3 VI. Женитьба на Ж. Галеви (дочери композитора).
• 1870 — VIII. Бизе вступает в Нац. Гвардию, во время осады Парижа остаётся в городе. — Замысел вок. пьесы «Отдавшие жизнь за Францию» (на стихи «Те, кто благоговейно умерли за отчизну» Гюго).
• 1871 — 29 III. Вскоре после провозглашения Парижской Коммуны (18 III) Бизе покидает Париж и уезжает с семьёй в Ле-Везине (предместье Парижа).
• 1874 — После нового приступа болезни горла уезжает на лето в Буживаль. — Бизе завершает оперу «Кармен». — IX. Начало репетиций «Кармен» в т-ре «Опера комик».
• 1875 — 3 III. Бизе получает орден Почётного Легиона. — Премьера оперы «Кармен» в т-ре «Опера комик» (опера встречена резко отрицательно буржуазной парижской публикой).
• 1875 — 3 VI. Смерть Бизе в Буживале.
Сочинения:
оперы — Дом доктора (La maison du docteur, комич. опера, написана до 1856), Дон Прокопио (опера-буффа, на итал. яз., 1858–59, пост. 1906, Монте-Карло), Любовь-художница (L’Amour peintre, либр. Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубл.), Гузла Эмира (комич. опера, 1861–62), Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles, 1862–63, пост. 1863, «Театр лирик», Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1865, пост. 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг), Никола Фламель (1866, фрагменты), Пертская красавица (La Jolie fille du Perth, 1866, пост. 1867, «Театр лирик», Париж), Кубок Фульского короля (La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты), Кларисса Гарлоу (комич. опера, 1870–71, фрагменты), Каландаль (комич. опера, 1870), Гризельда (комич. опера, 1870–71, не оконч.), Джамиле (комич. опера, 1871, пост. 1872, т-р «Опера комик», Париж), Дон Родриго (1873, не окончена), Кармен (комич. опера, 1873–74, пост. 1875, т-р «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для пост. в Вене, 1875);
оперетты — Доктор Миракль (1856 или 1857, пост. 1857, т-р «Буфф-Паризьен», Париж), Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, т-р «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е д., др. 3 д. — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу), Соль-си-ре-пиф-пан (1872, т-р «Шатод’о», Париж);
кантаты — Ангел и Тобия (L’Ange et Tobia, ок. 1855–57), Элоиза де Монфор (1855–57), Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchante, 1855–57), Эрминия (1855–1857), Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, ок. 1855–1857), Давид (1856), Кловис и Клотильда (1857), Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860), Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867), оды-симфонии — Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859), Васко да Гама (1859–60), оратория — Женевьева Парижская (1874–75);
для хора и оркестра (или фортепиано) — Хор студентов (Choeur d’etudiants, муж. хор, до 1855), Вальс (C-dur, 1855), Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858), Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, ок. 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется перераб. для фортепиано), Ave Maria (для хора и оркестра, сл. Ш. Гранмужена, после 1867), Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.;
для хора a cappella — Св. Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для муж. хора, сл. В. Гюго, 1866);
для оркестра — симфонии (No 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубл. и исп. 1935; No 2, 1859, уничтожена Бизе), Рим (C-dur, 1871, первонач. — Воспоминания о Риме, 1866–68, исп. 1869), увертюры, в т. ч. Родина (Patrie, 1873, исп. 1874), сюиты, в т. ч. Maленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исп. 1872), сюиты из Арлезианки (No 1, 1872; No 2, сост. Э. Гиро, 1885);
для фортепиано в 2 руки, в т. ч. Большой концертный вальс (E-dur, 1854), Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865), Рейнские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865), концертные хроматические вариации (1868), фортепианные дуэты — Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871),
для голоса с фортепиано в т. ч. циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866), Пиренейские песни (Chants des Pyrenees, 6 нар. песен, 1867), романсы; вокальные дуэты;
музыка к драматическому спектаклю — Арлезианка (драма А. Доде, 1872, т-р «Водевиль», Париж),
переложения (фортепианные транскрипции, клавиры и др.) сочинений Ш. Гуно, В. Массе, Ж. Массне, Ф. Шопена, В. А. Моцарта, К. Сен-Санса, P. Шумана, А. Тома и др.;
Пианист-певец (Le Pianiste Chanteur), 150 фортепианных пьес в 6 тт.: (1–2 — франц. музыка, 3–4 — итал. музыка, 5–6 — нем. музыка 1865); Сборник 100 пьес разных композиторов, обработанных для фортепиано (Вебер, Бетховен, Шопен и др.)
Письма: Imbert H., Portraits et etudes, lettres inedites de Georges Bizet, P., 1894; Lettres. Impressions de Rome (1857–1860), «La Commune» (1871), ed. L. Ganderax, P., 1908; Lettres, а un ami. 1865–1872, ed. Edmond Galabert, P., 1909, Жорж Бизе. Письма, Вступит. статья, пер. с франц., сост. и прим. Г. T. Филенко, М., 1963.
Литература: Энгель Ю., Кармен. Опера Ж. Бизе. M., (1914); Иванов-Борецкий М., Кармен, М., 1924; Кремлёв Ю., Жорж Бизе. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1935; Брук M., Бизе, М., 1938; Альшванг А., Оперные жанры «Кармен», «СМ», 1938, No 12; Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ. Вступит. ст. и ред. M. С. Друскина, М., 1938; Соллертинский И., «Кармен» Бизе, M., 1938, то же, в его кн.: Муз.-исторические этюды Л., 1956, т. 1, 1963; Хохловкина А., Жорж Бизе, М., 1954; Galabert E., Georges Bizet. Souvenirs et correspondance, P., 1877; Marmontel A., Symphonistes et virtuoses, P., 1881; Pigоt Сh., Georges Bizet et son oeuvre, P., 1886, 1925; Вellaigue С., Georges Bizet, sa vie et son oeuvre, P., 1891; Gallet L., Notes d’un librettiste, P., 1891; Jullien A., Musiciens d’aujourd’hui, P., 1892; Imbert H., Georges Bizet, P., 1899; его же, Medaillons contemporains P., 1903; Saint-Saens G., Portraits et souvenirs, P., 1900; Weissmann A., Bizet, B., 1907; Gatti G. M., Georgio Bizet, Torino, 1914; Sere О., Musiciens francais d’aujourd’hui P., 1915; Rolland R., Musiciens d’aujoud’hui, P., 1918 (рус. пер. — Музыканты наших дней, в его кн.: Собр. муз.-историч. соч., т. 5, М., 1938); Malherbe H., Georges Bizet, P., 1921; его же, Carmen, P., 1951; Landormy P., Bizet, P., 1924, nouv ed., P., 1950; Parker D. С., Georges Bizet, his life and works, L., 1926; new ed., 1951, Istel Е., Bizet und «Carmen», Stuttg., 1927; Delmas M., Georges Bizet 1838–1875, P., 1930; Laparra P., Bizet et l’Espagne, P., 1935; Chase G., The music of Spain, N. Y., 1941; Gerver F., Bizet, Charleroi, 1945; Dean W., Bizet, L., 1948; его же, Introduction to the music of Bizet, L., 1950; Lockspeiser E., Bizet, L., 1951; Stefan P., Georges Bizet, Freiburg, 1951; Сurtiss M., Georges Bizet. His life and works, L., 1952; eё жe, Bizet and his world, N. Y., 1958, на франс. яз. — Gen.-P., 1961.
М. С. Друскин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.