«Мирей» / «Мирейль» (фр. Mireille) — опера Ш. Гуно в 3 действиях, либретто М. Карре по одноименной поэме Ф. Мистраля.
Премьера 1-й редакции (в 5 д., с разговорными диалогами): Париж, «Театр-лирик», 19 марта 1864 г.; 2-й редакции (в 4 д., с речитативами) — Лондон, театр «Ковент-Гарден», 5 июля 1864 г.; 3-й редакции (в 3 д., с разговорными диалогами) — Париж, «Театр-лирик», 15 декабря 1864 г.; в России — Петербург, силами итальянской труппы, 23 января 1874 г. (А. Патти — Мирей).
В поэме провансальского поэта Ф. Мистраля (1858) идеализация патриархального крестьянского быта сложно сочетается с воспроизведением реальных социальных отношений. Прелесть поэмы — в описании природы и быта Прованса, в высокой музыкальности стиха. Гуно и его либреттист взяли из нее только сюжетную схему — историю несчастной любви двух молодых людей.
Плетенщик корзин Винсен полюбил красавицу Мирей, дочь богатого фермера. На пути их счастья возникает препятствие — богатый и сильный соперник Урриас. Винсен вступает с ним в поединок и одерживает верх, но озлобленный Урриас наносит победителю предательский удар. Юноша возвращен к жизни стараниями Мирей. Влюбленные мечтают о свадьбе, однако им не удается преодолеть сопротивление Рамона, отца Мирей. Дочь не смеет нарушить воли отца и в то же время не в силах отказаться от любимого. Девушка умирает.
Музыка Гуно лирична в своей основе. Судьба несчастных влюбленных воплощена средствами, родственными его же Ромео и Джульетте. Композитор использовал в партитуре провансальский фольклор, воссоздал картины природы и быта.
Одна из последних современных постановок — в парижской «Опера-комик» в 1995 г.
А. Гозенпуд