Arnold Kats
У третьего по величине города России всегда были три достопримечательности: Академгородок, театр оперы и балета и симфонический оркестр под управлением Арнольда Каца. Приезжающие в Новосибирск с концертами столичные дирижеры в своих многочисленных интервью с неизменным уважением упоминали имя знаменитого маэстро: "О, ваш Кац — это глыба!". Для музыкантов Арнольд Кац всегда был непререкаемым авторитетом.
Он родился 18 сентября 1924 года в Баку, закончил московскую, затем ленинградскую консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования, но последние пятьдесят лет с гордостью называл себя сибиряком, потому что дело всей его жизни было связано именно с Новосибирском. С момента основания в 1956 году симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии Арнольд Михайлович являлся его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. Ему были присущи незаурядный организаторский талант и умение увлечь коллектив решением сложнейших творческих задач. Его необыкновенный магнетизм и темперамент, воля, артистизм пленяли как коллег, так и слушателей, которые становились истинными поклонниками симфонического оркестра.
Два года назад выдающиеся дирижеры и исполнители из России и зарубежных стран чествовали маэстро с 80-летним юбилеем. Президент России Владимир Путин в канун юбилея наградил орденом "За заслуги перед отечеством" II степени с формулировкой: "За выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства". В концерте, посвященном юбилею Арнольда Каца, участвовали шесть дирижеров, учеников маэстро. По отзывам коллег-музыкантов, строгий и требовательный Арнольд Михайлович очень трепетно относился к своей работе с будущими дирижерами. Ему нравилось учить, нравилось быть нужным своим подопечным.
Маэстро не терпел фальши ни в музыке, ни в отношениях между людьми. Журналистов он, мягко говоря, недолюбливал за вечную погоню за "жареными" фактами и "желтизну" в подаче материалов. Но при всей своей внешней скрытности, маэстро обладал редким даром располагать к себе собеседников. На разные жизненные ситуации у него как будто специально была заготовлена смешная история. Насчет своего возраста убеленный сединами Арнольд Михайлович всегда шутил, мол, дожил до таких солидных лет только потому, что каждое утро занимался гимнастикой.
По его словам, дирижер всегда должен быть в форме, начеку. Такой огромный коллектив, как симфонический оркестр, не дает расслабиться ни на минуту. А расслабишься — и нет коллектива. Он говорил, что своих музыкантов любит и ненавидит одновременно. Оркестр и дирижер пятьдесят лет были "скованы одной цепью". Маэстро был уверен, что ни один даже самый первоклассный коллектив не сравнится с собственным. Он был прирожденным лидером за пультом и в жизни, чутко реагирующим на изменчивые настроения "оркестровых масс".
Арнольд Кац всегда делал ставку на выпускников новосибирской консерватории. Сам маэстро говорил, что за пятьдесят лет в коллективе сменилось три поколения музыкантов. Когда в конце 80¬х годов значительная часть его оркестрантов, причем лучших, оказалась за рубежом, он очень тяжело переживал. Тогда, в смутное для всей страны время, сумел устоять и спасти оркестр.
О превратностях судьбы маэстро всегда рассуждал философски, мол, суждено ему было "осесть" в Новосибирске. Первый раз в столице Сибири Кац побывал в октябре 1941 года — он ехал в эвакуацию во Фрунзе через Новосибирск. В следующий раз оказался в нашем городе уже с дипломом дирижера в кармане. Смеялся, что только что полученный диплом — это то же, что только что полученные права на вождение машины. Лучше не выезжать на большую дорогу, не имея достаточного опыта. Кац тогда рискнул и "выехал" вместе со своим только что созданным оркестром. С тех пор на протяжении пятидесяти лет он стоял за пультом огромного коллектива. Маэстро без ложной скромности называл оркестр "маяком" среди своих собратьев. И сильно сетовал на то, что "маяк" до сих пор не имеет собственного хорошего концертного зала…
"Наверное, я уже не доживу до того момента, когда у оркестра, наконец, появится новый концертный зал. А жаль…", — сокрушался Арнольд Михайлович. Он не дожил, но его пламенное желание услышать звучание своего "детища" в стенах нового зала можно считать завещанием для последователей…
Алла Максимова, izvestia.ru