Otmar Suitner
Сын тирольца и итальянки, австриец по рождению, Отмар Сюитнер — продолжатель венской дирижерской традиции. Музыкальное образование он получил сначала в консерватории своего родного города Инсбрука как пианист, а затем в зальцбургском «Моцартеуме», где кроме фортепиано занимался еще и дирижированием под руководством столь блестящего артиста, как Клеменс Краус. Учитель стал для него образцом, эталоном, к которому он затем стремился в самостоятельной дирижерской деятельности, начавшейся в 1942 году в провинциальном театре Инсбрука. Сюитнеру довелось там разучивать «Кавалера роз» Рихарда Штрауса в присутствии самого автора. В те годы он, однако, в основном выступает как пианист, давая концерты в ряде городов Австрии, Германии, Италии и Швейцарии. Но сразу же после окончания войны артист всецело отдается дирижированию. Молодой музыкант руководит оркестрами в маленьких городах — Ремшейде, Людвигсхафене (1957—1960), гастролирует в Вене, а также в крупных центрах ФРГ, Италии, Греции.
Все это предыстория дирижерской карьеры Сюитнера. Но настоящая его известность началась в 1960 году, после того как артист был приглашен в Германскую Демократическую Республику. Именно здесь, возглавляя замечательные музыкальные коллективы, Сюитнер выдвинулся в первые ряды европейских дирижеров.
В 1960—1964 годах Сюитнер стоял во главе Дрезденской оперы и оркестра Государственной капеллы. За эти годы он осуществил много новых постановок, дирижировал десятками концертов, совершил с оркестром две большие гастрольные поездки — на «Пражскую весну» (1961) и в СССР (1963). Артист стал подлинным любимцем дрезденской публики, знакомой со многими корифеями дирижерского искусства.
С 1964 года Отмар Сюитнер возглавляет первый театр Германии — Немецкую государственную оперу в столице ГДР — Берлине. Здесь его яркий талант раскрылся в полной мере. Новые премьеры, записи на пластинки, а вместе с тем и новые гастроли в крупнейших музыкальных центрах Европы приносят Сюитнеру все более широкое признание. «В его лице Немецкая государственная опера обрела авторитетного и талантливого руководителя, который придал спектаклям и концертам театра новый блеск, принес свежую струю в его репертуар и обогатил его художественный облик», — писал один из немецких критиков.
Моцарт, Вагнер, Рихард Штраус — вот основа репертуара артиста. С произведениями этих композиторов связаны его высшие творческие достижения. На дрезденской и берлинской сценах им поставлены «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Кавалер роз», «Электра», «Арабелла», «Каприччио». Сюитнер удостоен чести регулярно, начиная с 1964 года, участвовать в Байрёйтских фестивалях, где он дирижировал «Тангейзером», «Летучим голландцем» и «Кольцом нибелунга». Если добавить к этому, что в его репертуаре за последние годы появились «Фиделио» и «Волшебный стрелок», «Тоска» и «Проданная невеста», а также разнообразные симфонические произведения, то станут понятны широта и направление творческих интересов артиста. Несомненной удачей дирижера признала критика и его первое обращение к современному произведению: недавно на сцене Немецкой государственной оперы им поставлена опера «Пунтила» П. Дессау. Сюитнеру принадлежит также несколько записей на пластинки оперных произведений с участием выдающихся европейских певцов — «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», «Проданная невеста», «Саломея».
«Сюитнер еще слишком молод, чтобы считать его развитие в какой-то мере завершенным,— писал в 1967 году немецкий критик Э. Краузе. — Но и сейчас ясно, что это сознательно-современный художник, который видит и воплощает наше время всем своим творческим существом. При этом отпадает всякая необходимость сравнивать его с дирижерами других поколений, когда речь идет о передаче музыки прошлого. Тут он обнаруживает буквально аналитический слух, чувство формы, напряженной динамики драматургии. Поза и пафос ему совершенно чужды. Ясность формы пластично высвечивается им, линии партитуры вычерчиваются с кажущейся бесконечной шкалой динамических градаций. Одухотворенный звук является обязательным фундаментом такой трактовки, которая передается оркестру короткими, лаконичными, но выразительными жестами. Сюитнер руководит, ведет, направляет, но поистине никогда не бывает деспотом за дирижерским пультом. И звук живет...»
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969