Агунда Елкановна Кулаева (род. 29 декабря 1975) — российская оперная певица (меццо-сопрано), с 2014 года солистка Большого театра. Заслуженная артистка РФ (2018).
Имя Агунды Кулаевой хорошо известно любителям оперы. Поистине, не стать оперной певицей она не могла, ведь ее жизнь была связана с музыкальным театром с самого начала. Уроженка Орджоникидзе (ныне Владикавказ), Агунда появилась на свет в семье оперных певцов: отец — баритон, мать — сопрано. Детство ее проходило практически за кулисами оперных театров — родители брали девочку на гастроли, она играла маленькие роли в спектаклях, а впервые вышла на сцену в четырехлетнем возрасте. Выросшая на театральных подмостках, она никогда не испытывала страха перед сценой, который считает наиболее серьезным недостатком для исполнителя. Артистка утверждает, что не она выбрала профессию, а профессия выбрала ее.
Как это ни парадоксально, родители не хотели, чтобы девочка училась музыке — не желали дочери нелегкой артистической жизни. Но способности были так очевидны, а желание так велико, что им пришлось сдаться и записать ее в музыкальную школу. К мысли о певческой карьере Агунда пришла не сразу — поначалу она видела себя дирижером, и в училище искусств в родном городе обучалась на дирижерско-хоровом отделении. Все предпосылки к этому были, но в Ростовской консерватории она уже обучалась на двух факультетах — дирижерско-хоровом и вокальном.
С выбором профессии Агунда Кулаева окончательно определилась на третьем курсе, после прослушивания в Центре оперного пения Галины Вишневской. Занятия с этой великой певицей многое дали Кулаевой, по ее словам, именно тогда она поняла, что мало иметь хороший голос и актерские данные — нужно обладать харизмой.
Как правило, молодые российские певцы мечтают о Большом театре, но Агунда Кулаева задумывалась о «Новой опере». Именно в этот театр она пришла после учебы в Центре оперного пения. Здесь она пела Ратмира, Кончаковну, Леля, Марину Мнишек, Марфу в «Хованщине», Ольгу в «Евгении Онегине», Графиню и Полину в «Пиковой даме», а также две партии из четырех, которые певица причисляет к ролям своей мечты — Любашу в «Царской невесте» и Кармен.
Однако незаурядное дарование певицы неизбежно должно было привести ее на главную сцену страны. Первый раз это произошло в 2006 г., когда Мстислав Ростропович задумал поставить в Большом театре «Войну и мир». Отбор исполнителей был очень строгим, прослушивания шли несколько месяцев — и, конечно же, Галина Вишневская предлагала супругу своих учеников, включая и Кулаеву. Она была выбрана на роль Сони, но впоследствии Ростропович оставил этот проект из-за разногласий с руководством театра, заменивший его Александр Ведерников вновь стал выбирать исполнителей — и он тоже выбрал Агунду Кулаеву. Так первой ролью певицы в Большом театре стала Соня.
В последующие годы ее еще раз приглашали на прослушивания, но все они заканчивались ничем, один раз — при прослушивании на роль Кончаковны — ей даже не позволили допеть арию до конца. Певица чувствовала, что не может по-настоящему хорошо петь на прослушиваниях — ей нужен зал, публика. В конце концов, она стала отказываться от прослушиваний — тем не менее, ее выступления в спектаклях «Новой оперы» производили впечатление, и о ней не забыли в Большом театре. Наконец, она согласилась прийти на прослушивание на роль Любаши — и оно оказалось удачным: в качестве приглашенной солистки она выступила в «Царской невесте». В скором времени ей предложили стать штатной солисткой. Решение далось нелегко — Агунда Кулаева любила «Новую оперу» — но все же она стала солисткой Большого театра, продолжая выступать в «Новой опере» в качестве приглашенной солистки. В Большом театре в репертуаре певицы появились новые партии — в частности, Эболи, Снежная королева в «Истории Кая и Герды» Сергея Баневича, Лаура в «Каменном госте».
Репертуар Кулаевой весьма обширен: Маддалена в «Риголетто», Сантуцца в «Сельской чести», Арзаче в «Семирамиде», Женя Комелькова в «Зори здесь тихие», Далила, Азучена. Наряду с Любашей и Кармен Кулаева мечтала о Реквиеме Джузеппе Верди и о роли Амнерис — и все эти мечты были воплощены в реальность. Партию Амнерис она впервые исполнила в Болгарском национальном театре оперы и балета. Этот образ исполнительница считает весьма интересным: обычно на Амнерис смотрят как на героиню отрицательную, и это действительно так — но в то же время это харизматичная личность, сильная натура, способная на искреннюю любовь… Это трагическое противоречие Кулаева воплощает с таким совершенством, что в финале оперы публика испытывает к Амнерис гораздо больше сочувствия, чем к заглавной героине. Не менее дорога певице роль Золушки в одноименной опере Джоаккино Россини: эта партия дает немало возможностей для демонстрации достоинств голоса, но характер героини отличается такой чистотой, какую нечасто можно встретить в репертуаре меццо-сопрано.
Агунда Кулаева окончила Ростовскую консерваторию имени С. В. Рахманинова по специальностям «дирижер хора» и «сольное пение» (класс Маргариты Худовердовой). Обучалась также в Центре оперного пения Галины Вишневской. Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов имени Бориса Христова в Софии (2009, III премия).
В 2005—2014 гг. — солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, в настоящее время — приглашенная солистка. В 2009—2013 гг. — приглашенная солистка Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ).
В 2005 году дебютировала в Большом театре России в партии Сони («Война и мир» Прокофьева). C 2014 года — солистка оперной труппы ГАБТа, где в ее репертуар вошли партии Эболи, Азучены и Федерики («Дон Карлос», «Трубадур» и «Луиза Миллер» Верди), Кармен в одноименной опере Бизе, Маргариты («Осуждение Фауста» Берлиоза), Снежной королевы («История Кая и Герды» Баневича), Любаши, Весны («Царская невеста», «Снегурочка» Римского-Корсакова), Полины, Любови («Пиковая дама», «Мазепа» Чайковского), Марины Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского), Кончаковны («Князь Игорь» Бородина), Лауры («Каменный гость» Даргомыжского), Принцессы де Буйон («Адриана Лекуврёр» Чилеа).
Принимала участие в фестивалях «Варненское лето» («Кармен» и «Дон Карлос»), на «Арена ди Верона» («Кармен»), имени М. П. Мусоргского в Твери, «Парад звезд в оперном» в Красноярске, имени Ф. И. Шаляпина в Казани («Пиковая дама» — Полина); участвовала в исполнении Реквиема Верди с Симфоническим оркестром имени Верди в Милане под управлением Чжан Сянь и с хором Orfeón Donostiarra и Национальным оркестром Капитолия Тулузы под управлением Тугана Сохиева; в исполнении Stabat Mater Дворжака с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, кантаты «По прочтении псалма» Танеева с Московским государственным академическим камерным хором под управлением Владимира Минина и Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва.
Выступала в Болгарском национальном театре оперы и балета («Аида» Верди — Амнерис), Немецкой опере в Берлине («Кармен», «Сила судьбы» Верди — Прециозилла), Берлинской филармонии («Осуждение Фауста» Берлиоза — Маргарита), Голландской национальной опере («Князь Игорь» — Кончаковна), Израильской опере в Тель-Авиве («Бал-маскарад» Верди — Ульрика), театре Tokyo Nikikai в Японии («Кармен»), Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и Парижском Музыкограде (концерты с оркестрами под управлением Станислава Кочановского), Чувашском государственном театре оперы и балета в Чебоксарах и Ростовском государственном музыкальном театре («Кармен»), Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани («Аида», «Борис Годунов»).
Также в репертуаре певицы — Женя Комелькова («Зори здесь тихие» Молчанова), Арзаче и Анджелина («Семирамида» и «Золушка» Россини), Далила («Самсон и Далила» Сен-Санса), Колдунья («Дидона и Эней» Пёрселла), Адальджиза («Норма» Беллини), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Графиня («Пиковая дама» Чайковского), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Дзита («Джанни Скикки» Пуччини), Лола и Сантуцца («Сельская честь» Масканьи), Фенена («Набукко» Верди), Марфа («Хованщина» Мусоргского) и многие другие партии.
В числе недавних ангажементов — серия мастер-классов и спектакль «Кармен» на I Сочинском фестивале классической музыки, оперный гала-концерт в Парке науки и искусства «Сириус» с Российским национальным оркестром под управлением Александра Рудина, концерт с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Антона Шабурова в Большом зале МКЗ «Зарядье».
Агунда Кулаева — заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Республики Северная Осетия — Алания.