Джованни Батиста Витали (итал. Giovanni Battista Vitali; 18 февраля 1632 — 12 октября 1692) — итальянский композитор.
Ярчайшей звездой итальянской скрипичной музыки второй половины XVII столетия справедливо считается Арканджело Корелли. Но мощный взлет, связанный с его творчеством, не был бы возможен без талантливых предшественников, одним из которых был Джованни Баттиста Витали – итальянский скрипач и композитор.
Родина Джованни Баттиста Витали – Кремона. Музыкальное образование он получил в Болонье, наставником его был Маурицио Каццати. Первое документальное подтверждение профессиональной музыкальной деятельности Витали относится к 1658 году: в списке музыкантов оркестра собора св. Петрония в Болонье он упоминается как альтист.
Музыкальная жизнь Болоньи была весьма насыщенной, и важную роль в ней играли музыкальные общества, именуемые «академиями». Одна из них – «Accademia dei Filaschisi» была основана в 1633 году, ее членом был Витали: на титульном листе своего первого изданного сочинения – «Камерные куранты и балеты для двух скрипок и баса» – он представляется в таком качестве. Произведение это было издано в 1666 году. В том же году «Accademia dei Filaschisi» прекратила существование, а на основе ее и некоторых других подобных обществ была создана Болонская филармоническая академия. Витали был ее членом, причем в архивах Академии он значился не как инструменталист, а как композитор.
В оркестре собора св. Петрония Витали работал до 1672 года. В Болонье он не достиг высокого положения, не став капельмейстером. Возможно, это объяснялось тем, что он не был органистом (этим инструментом владело большинство капельмейстеров в Болонье в XVII-XVIII столетиях) и почти не создавал вокальных сочинений (за время жизни в Болонье Витали написал только две оратории – «Agare» и «Il Gefte»). Главным средоточием его композиторских интересов была музыка инструментальная. В ранних произведениях, созданных в конце 1660-х годов – в «Сонатах для двух скрипок с басом» и «Сонатах для 2-5 инструментов» – он выглядит последователем своего наставника Каццати в том, что касалось направления развития жанра церковной сонаты. Композитор сопоставляет части сонат не столько по темпу, сколько по контрасту тематизма. Медленные вступительные части еще сохраняют интонации, характерные для полифонии, но являются гомофонными. Фугированные быстрые части характеризуются пружинистостью ритма. В финалах основой полифонического развития становятся танцевальные ритмы. Впрочем, элементы танцевальной ритмики проникают и в другие части.
Покинув в 1672 году Болонью, Витали отправился в Модену, где стал наряду с Джузеппе Коломби одним из вторых капельмейстеров придворной капеллы Франческо II, герцога д’Эсте. В обязанности Витали на этой должности входило создание духовных произведений, а также музыки для различных торжеств – таких, например, как коронация Марии Беатрис, сестры герцога и супруги английского короля Якова II. За время службы в Модене Витали создал немало вокальной музыки: более сорока гимнов для солирующего голоса, десять кантат – как духовных, так и светских, четыре оратории (сохранилась музыка только двух из них). Тексты кантат и ораторий Витали либо носят аллегорический характер, либо основываются на ветхозаветных сюжетах.
Наиболее продуктивным периодом творческой жизни Витали стала первая половина 1680-х годов. В это время он издал шесть сборников, а в 1684 году получил должность первого капельмейстера, которую занимал в последующие два года. Скрипичные сонаты, написанные в 1680-х годах, отличаются от более ранних своим патетическим характером. В них воплощаются величественные и героические образы, что обусловило выбор выразительных средств: квартовые ходы, фанфарные интонации, движение по звукам трезвучия, пунктирный ритм. Мелодические интонации сближаются с ораторской речью. В быстрых частях усиливается имитационное развитие музыкального материала, они приближаются к фугато. В качестве финалов часто выступают жига, гальярда и другие танцы.
В 1689 году был издан сборник «Музыкальные изобретения», содержащий шесть десятков произведений Витали. Этот сборник занимает особое место в творчестве композитора, будучи своеобразной «энциклопедией» скрипичной техники своего времени, причем располагаются произведения по принципу увеличения сложности. В некоторых сочинениях акцентируются музыкально-теоретические моменты. Например, в «Балете» партия одного инструмента написана в соль-бемоль мажоре, а другая – в энгармонически равном ему фа-диез мажоре, а «Пассакалья» являет собой пример цепной модуляции. Подобные черты сборника говорят о том, что при составлении его автор руководствовался педагогическими задачами – ведь Витали занимался в том числе и преподаванием. Одним из учеников Витали был его сын Томазо Антонио, также ставший известным скрипачом и композитором.
Джованни Баттиста Витали ушел из жизни в 1692 году. О последних годах жизни композитора известно мало, в последнем прижизненном издании и в посмертном не упоминаются какие-либо должности, занимаемые им, но посвящение этих сочинений высокопоставленным особам из семейства д’Эсте говорят о том, что связи с моденским двором Витали сохранял до самой смерти.