Через год на том же месте в тот же час!

«По страницам любимых опер» с Владимиром Федосеевым

Через год – это в тот же день 5 сентября. На том же месте – это в Большом зале Московской консерватории. В тот же час – это в 19:00, в обычное время начала вечерних концертов. При неизменности жанра исполняемой музыки название проекта теперь иное. В прошлом году были «Шедевры мировой оперы», в этом году концерт назван «По страницам любимых опер». Год назад у гала-концерта было специальное посвящение 85-летию Владимира Федосеева, нынешний же вечер приурочен лишь к открытию нового сезона Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, который в качестве художественного руководителя и главного дирижера маэстро Федосеев возглавляет с 1974 года. С именем этого прославленного мастера связано немало ярких, впечатляющих страниц новейшей музыкальной истории России, и вот уже второй год подряд со своим коллективом и блистательной четверкой отечественных оперных звезд маэстро Федосеев методично собирает впечатляюще мощные слушательские аншлаги.

По сравнению с прошлым годом, в квартете певцов-солистов – одна замена. Теперь позиция сопрано отдана Венере Гимадиевой, впервые замеченной и по достоинству оцененной Москвой еще в бытность ее артисткой Молодежной оперной программы Большого театра, солисткой которого по окончании этой программы певица оставалась по сезон 2016/2017 включительно. Пустившись в свободное творческое плавание в статусе приглашенной солистки Большого, сегодня певица уверенно покоряет зарубежные оперные сцены (в основном – западноевропейские, хотя и не только их), уверенно выстраивая и динамично развивая свою международную карьеру. В программу концерта вошли всего два дуэта – один в русском отделении, другой – в итальянско-французском. В исполнении Венеры Гимадиевой и присоединившегося к ней баритона Василия Ладюка звучит дуэт Виолетты и Альфреда из «Травиаты» Верди. А проверенный временем семейно-творческий дуэт меццо-сопрано Агунды Кулаевой и тенора Алексея Татаринцева дарит слушателям дуэт Ганны и Левко из «Майской ночи» Римского-Корсакова.

Запетый до дыр, но немеркнущий итальянский шлягер льется эмоционально свежо и музыкально чувственно, а малорепертуарный для наших залов раритет русской оперы наполняет душу тонкой, неприхотливо мелодической красотой. Портреты героинь Венеры Гимадиевой также взывают к красоте и гармонии в известной арии Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, финальной арии Амины из «Сомнамбулы» Беллини (дивной жемчужине итальянского романтического бельканто) и вальсе Джульетты из «Ромео и Джульетты» Гуно (на сей раз восхитительном шлягере французской оперы). Когда-то Виолетта, Шемаханская царица и Амина были мастерски воплощены певицей на сцене Большого, и нынешняя встреча с этими героинями воскрешает ее яркие триумфы!

Если за прошедший сезон из поля зрения отечественных меломанов Венера Гимадиева несколько выпала, то с остальными фигурантами концерта мы словно и не расставались! Василий Ладюк помимо дуэта из «Травиаты» представляет на сей раз арию Аэция (Эцио) из «Аттилы» Верди и застольную песню Гамлета из одноименной оперы Тома. Всё это – репертуар, в котором певец ощущает себя, поистине как рыба в воде! Елецкий в «Пиковой даме» Чайковского – также одна из его фирменных визитных карточек, но за последние годы голос певца окреп, в его некогда чисто лирическом звучании появилась ощутимая драматическая форманта, и ария Елецкого звучит в этот вечер на мощной драматической кантилене. А чем певец удивляет, так это рельефно сильной, но скрупулезно просчитанной аффектацией и тесситурной «стройностью» в ариозо Мазепы из одноименной оперы Чайковского – крепком орешке всех баритонов, так что отныне вокальный Рубикон от лирического к драматическому репертуару исполнителем, похоже, уверенно перейден!

Царственной примадонной, расточающей флюиды всеобъемлющей женственности и обаяния, подлинного актерского перевоплощения и вокального мастерства, как всегда, предстает Агунда Кулаева. На сей раз образы ее впечатляюще эффектных героинь оживают в героической музыке Чайковского (в ариозо Воина из кантаты «Москва» и в арии Иоанны из оперы «Орлеанская дева»), в третьей – наиболее популярной, мелодически тонкой и пленительной – арии Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса и темпераментно-игривой виртуозной песенке Эболи из «Дон Карлоса» Верди. Звучание тембрально сочного голоса певицы, сотканное из тончайших психологических нюансов, из ажурной филигранности чувственных контрастов и настроений, заставляет обратиться в слух «как по нотам»!

Тенор при любом концертном раскладе – фигура незаменимая, а такой великолепный тенор, такой необычайно утонченный певец-артист, как Алексей Татаринцев – тем более! Начиная с довольно неприхотливого по мелодике, абсолютно не шлягерного, но такого романтически нежного и проникновенно-лирического номера, коим является песня Левко из «Майской ночи», певец завоевывает сердца слушателей с первого же своего выхода. Речитатив и ария Эдгара из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, в которых исполнитель в вокальном и артистическом аспектах раскрывается уже в музыке иного стиля, погружают в стихию хрестоматийного итальянского бельканто, и его трактовка – поистине идеальная: интонационно выверенная и драматически вдумчивая, глубоко чувственная и упоительно кантиленная. Иной конек артиста – партия Ромео в «Ромео и Джульетте» Гуно, и каватина этого персонажа звучит, пленяя изысканным мелосом романтической страсти и страстью изысканно-романтического французского мелоса, и органичности, естественности певца веришь, как себе! Как «аккомпаниатор голосам» точно так же органичен и самодостаточен маэстро Федосеев. Проводя за весь вечер пару увертюр (к «Норме» Беллини и «Майской ночи») плюс полонез из «Евгения Онегина» Чайковского, дирижер и на этот раз становится «пятой» – неотделимой и важной! – фигурой звездного «квартета» певцов-солистов…

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама