Большой театр — большой певице

Вечер памяти великой русской певицы Ирины Константиновны Архиповой (1925–2010), приуроченный к 100-летию со дня ее рождения, состоялся на Исторической сцене Большого театра России 10 февраля. Этот вечер словно подхватил эстафету концерта в МКЗ «Зарядье», который был организован Благотворительным фондом Елены Образцовой и состоялся еще 8 января. В череде памятных посвящений он стал первой ласточкой, ибо прошел максимально близко к дате рождения певицы 2 января.

А если вспомнить, что прошлый год был юбилейным годом еще одной великой певицы, годом 85-летия со дня рождения Елены Васильевны Образцовой (1939–2015), а также то, что 14 октября ушедшего года на Исторической сцене Большого театра в память о ней состоялся «Оперный бал» (фирменный проект именного Благотворительного фонда певицы), то все три события воспринимаются звеньями одной музыкальной цепи – театральной, вокальной, оперной. Обе певицы – меццо-сопрано, обе были солистками Большого театра, имена обеих вписаны в его историю, но на сей раз речь пойдет о приношении Ирине Архиповой.

В концерте приняли участие оркестр, хор и детский хор Большого театра, и весь вечер за дирижерским пультом был Валерий Гергиев. Если «Оперный бал Елены Образцовой» в версии 2024 года был полностью посвящен русской музыке, то на сей раз первое отделение было русским, а второе – итальянско-французским. В программу вошли фрагменты опер, партии в которых были воплощены Ириной Архиповой, однако странно, что не прозвучали фрагменты ни из «Хованщины», ни из «Бориса Годунова» Мусоргского, партии в которых стали для певицы едва ли не знаковыми, особенно Марфа в «Хованщине». Тем не менее, программу вечера следует признать и без того многогранной и насыщенной.

Фото Павла Рычкова/Большой театр

При этом в памяти сразу же возник музыкальный контраст, что обозначился вдруг при воспоминании об «Оперном бале»-2024, ведь и он имел место на той же сáмой Исторической сцене Большого. Если выбор оркестра «Новой Оперы» сомнений тогда не вызвал, то выбор хора модного театра «Геликон-Опера», мягко говоря, насторожил. Приглашение в качестве дирижера Дмитрия Корчака, русский оперный репертуар для которого оказался неподатливо крепким орешком, и вовсе оказалось ошибочным.

Другое дело – оркестр и хор Большого театра, место за дирижерским пультом которого занял Валерий Гергиев, ныне стоящий у руля главного музыкального театра страны. Здесь, как говорится, сравнения излишни, ибо сравнить утес, музыкальную глыбу, которую явили оркестр, хор и дирижер на концерте к 100-летию Ирины Архиповой, с утлым «холмиком» музыкальных сил, что предстали на «Оперном балу»-2024, было решительно невозможно. В данном контексте мы говорим именно о вкладе оркестра, хора и дирижера, не касаясь пока певцов-солистов Большого и Мариинского театра, речь о которых ещё пойдет впереди…

С оркестром Большого театра маэстро Гергиев выходил на публику уже не единожды, в том числе и с «Хованщиной» Мусоргского, и прозвучавшее оркестровое вступление к ней «Рассвет на Москве-реке» ожидаемо предстало образцом величественной музыкальной фрески – потрясающе красочной и психологически емкой по своей глубинной программной содержательности. Эта пьеса открыла вечер, а финалом первого отделения стал большой фрагмент из «Мазепы» Чайковского – соединение сцены Марии и Любови (в кабинете Мазепы) с финалом второго акта (с ансамблево-хоровой сценой казни). И ансамбль солистов в нём ничуть не подвел: Анна Шаповалова (Мария), Ксения Дудникова (Любовь), Денис Макаров (Кочубей), Илья Селиванов (Искра), Иван Давыдов (Пьяный казак).

Фото Павла Рычкова/Большой театр

Еще живы мощные впечатления от «Мазепы» в Мариинском театре – постановки, которую довелось увидеть на его Исторической сцене летом под занавес прошлого сезона и за дирижерским пультом которой также находился Валерий Гергиев, а на обсуждаемом концерте большой фрагмент из этой оперы следует считать подготовительным этапом к спектаклю «Мазепа» Большого театра, которым, отдав долг проекту «Чайковский. Коллекция», маэстро впервые продирижировал 19 и 20 февраля. После посещения второго из двух спектаклей стало совершенно очевидно: общий язык с оркестром и хором Большого театра в аспекте сбалансированности и нюансировки звучания маэстро нашел теперь и в «Мазепе».

В блоке Римского-Корсакова прозвучали сцена Весны-Красны с птицами (при участии детского хора Большого театра) и третья песня Леля из «Снегурочки», да еще сцена Любаши и Грязного из финала первого акта «Царской невесты».

Меццо-сопрано Екатерина Сергеева вокальный портрет Леля озвучила несколько дежурно и особой погоды не сделала. Погоду в этот памятный вечер со сценой Графини из «Пиковой дамы» Чайковского не удалось сделать и Ольге Бородиной. В этой же ипостаси певица фигурировала и на «Оперном балу»-2024, и в составе гастролей в Большом театре мариинской «Пиковой дамы». Вклад Бородиной в искусство мировой оперы неоспорим, но – давайте посмотрим правде в глаза – сейчас её вокальная форма оставляет желать лучшего...

Агунда Кулаева. Фото Павла Рычкова / Большой театр

Между тем, меццо-сопрано Агунда Кулаева, представшая в ипостасях и Весны-Красны, и Любаши (в сцене с Грязным – Александром Красновым), а также – во втором отделении вечера – в романсе Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи и в четвертом акте «Кармен» Бизе, в котором взяла на себя партию главной героини, стала едва ли не знаковой фигурой всего юбилейного мероприятия. Сегодня певица находится на пике творческой формы, и этот вечер стал ее впечатляющим бенефисом.

Её достойными партнерами в полностью прозвучавшем финальном акте «Кармен» стали Олег Долгов (Хозе), Александр Краснов (Эскамильо), Гузель Шарипова (Фраскита) и Алина Черташ (Мерседес), а наряду с хором Большого театра в этой опере Бизе также принял участие и детский хор Большого театра. Меццо-сопрано Алина Черташ и тенор Игорь Морозов, составив потрясающе музыкальный, органичный ансамбль, блестяще исполнили дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина, а Гузель Шарипова в качестве «бэк-вокалистки» и женская группа хора Большого театра составили прекрасный ансамбль с меццо-сопрано Зинаидой Царенко, которая вполне «зачетно», хотя и не более того, исполнила песню Эболи о фате из оперы Верди «Дон Карлос».

Зинаида Царенко, стремительно ворвавшаяся на оперный Олимп после конкурсных побед, зачастую выступает неровно. На «Оперном балу»-2024 она выступила с гаданием Марфы из «Хованщины» Мусоргского, а на обсуждаемом концерте – с упомянутой выше песней Эболи, с третьей арией Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса и с прозвучавшей в русском отделении арией Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского. Всё как будто было в норме, но чувственно-стилистической огранкой и музыкальной утонченностью ни один из названных вокальных портретов оперных героинь захватить так и не смог.

Гузель Шарипова, Зинаида Царенко. Фото Павла Рычкова / Большой театр

Впрочем, в последнее время подобное, когда при несомненно ярких вокальных данных наблюдаются проблемы стиля и певческой культуры, случается всё чаще и чаще. Недостаток школы давно уже воспринимается как данность, и с этим, похоже, ничего уже не поделать. Эпоха больших голосов и великих артистов, к плеяде которых принадлежали и Елена Образцова, и Ирина Архипова, увы, закончилась, а оперному миру сегодня катастрофически недостает истинно масштабных творческих личностей.

Двумя контрастными полюсами меццо-сопранового исполнительства с контральтовым на сей раз отливом стали выступления Елены Манистиной и Ксении Дудниковой, которые предстали в «тяжелом» драматическом репертуаре Верди. Первая на уровне неистребимого гротеска и даже откровенного шаржа «изобразила» арию Ульрики из «Бала-маскарада», а вторая драматически сочно и музыкально ярко представила песню Азучены из «Трубадура». Если выступление первой стало вокальным недоразумением, то вторая в программу этого памятного вечера вписала значимую, весомую музыкальную страницу.

Во втором отделении помимо вступления к четвертому акту «Кармен» Валерий Гергиев также продирижировал интермеццо из «Сельской чести» Масканьи и цыганским хором из «Трубадура» Верди. Давно замечено, что в формате концерта западноевропейский оперный репертуар всегда идет «намного веселее», ибо психологизм русской оперы предполагает всё же бóльшую степень слушательского погружения. На вечере к 100-летию Ирины Архиповой обойтись без французских страстей «Кармен» было никак нельзя. И хотя страстям этой оперы до итальянских страстей далеко, погрузиться в них в финале вечера мы смогли непринужденно легко и волшебно.

Фото Павла Рычкова / Большой театр

Когда собираешься в оперный театр, хочется порадовать и отблагодарить любимого артиста. Купить розы в Москве можно не выходя из дома, сэкономив время и деньги. Вас порадует широкий ассортимент и демократичные цены.

реклама