Русский «Реквием» Верди

К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Как известно, «Реквием» (латинская калька со слов «покой», «упокоение») – траурная заупокойная месса (на латыни Missa pro defunctis), в подавляющем большинстве случаев связываемая с канонами католической церкви латинского обряда, и речь, прежде всего, идет о Римско-католической церкви. Известно также, что еще с эпохи барокко сложился так называемый «композиторский реквием» – высокий жанр концертной духовной музыки, тип траурной оратории, получившей название-«классификатор» по инципиту интроита «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»), как раз и открывающего традиционную заупокойную католическую мессу.

Христианский фундамент русской музыкальной культуры зиждется на незыблемых канонах православия, но «Реквием» как жанр, конечно же, не обошел и ее. И всё же в описанном выше смысле «Реквием», то есть не связанный с богослужением многочастный опус для хора (как правило, также певцов-солистов и оркестра), в котором звучат лишь распеваемые тексты из Missa pro defunctis, – конструкция на музыке не вполне наша. С общехристианской позиции ее просветляющее, облагораживающее созвучие очевидно: в одной христианской плоскости возникает новая музыкально-духовная параллель. Базис православной музыки и в обиходе службы, и на концерте – хоровой распев а cappella, а в католической традиции «Реквием» – нечто большее, чем богослужение под орган.

Учитывая это, на сей раз поведем речь о весьма необычном – знаковом – исполнении знаменитого «Реквиема» Верди для солистов хора и оркестра (1874), который состоялся 27 января в Москве в Концертном зале имени П.И. Чайковского в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Он был посвящен защитникам города-героя, выстоявшего и выжившего воистину, «смертию смерть поправ». В этот день «Реквием» памяти жертв той страшной трагедии прозвучал не на привычные для слуха латинские тексты, а в эквиритмическом русском переводе. «Реквием» Верди на русском языке? Первая реакция на саму эту идею вызвала определенный скепсис, но катарсис от обсуждаемого проекта оказался настолько всепоглощающим и сильным, что сплав слова и музыки на этот раз попал точно в цель, а все сомнения рассеялись, как дым!

Катарсис оказался не только слушательским, но и зрительским: эксклюзивный проект сопровождался скрупулезно продуманным и чрезвычайно действенным художественным видеорядом с вкраплением кадров военной кинохроники того времени. Однако события на большом экране не только отсылали к тематическому контексту, но и с гуманистической толерантностью и неподдельной тревогой перекидывали исторический мостик от 872 дней ленинградской блокады к сегодняшнему дню, к тому переломному времени, когда Россия снова на поле боя ведет решительную и последовательную борьбу с проявлением нацизма в XXI веке. Пронзительно-скорбная и возвышенная музыкальная вербальность, на сей раз ожившая в русском звучании, и видеоряд дополняли друг друга настолько психологически емко и глубоко, что музыкально-духовная параллель, рожденная гением Верди в недрах западноевропейской ментальности, легко растворилась в русской музыкальной вселенной.

Это была типично итальянская музыка с латинскими истоками, но для русскоязычной аудитории ее наполненность мощным духовным пафосом на волне звучащего русского слова, несомненно, возросла. При этом для широкой публики с интернационального языка музыки русскоязычие сняло, кажется, последнюю тайную печать, а на волне высочайшего музыкантского профессионализма в этом проекте соединились Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова (художественный руководитель и главный дирижер – Геннадий Дмитряк), солисты Валентина Феденёва (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), Алексей Тихомиров (бас) и дирижер Дмитрий Юровский.

Автором идеи и режиссером акцентированно-мощного «аудиовизуального» прочтения «Реквиема» Верди на главной филармонической площадке Москвы стал Сергей Новиков. Он же стал и автором русского текста, справившимся с этой сверхзадачей изумительно филигранно и поэтически вдохновенно, ведь в вокально-хоровой музыке важен не только смысл, но и метр. В тандеме с ним выступил видеохудожник Дмитрий Костяев, а высшим духовным символом сего проекта, вечной сущностью, воплощенной в каменном зодчестве, стал монументальный Исаакиевский собор. Этот крупнейший православный храм Санкт-Петербурга во время войны пострадал от бомбежек и артобстрелов, от холода и сырости, но, обновленный, сегодня поражает строгостью и величием классической архитектуры.

«Подвиг ленинградцев – это пример самопожертвования, силы духа, народного единства, который в истории больше не имеет аналогов», – говорит в своей экспликации Сергей Новиков. «Наша цель – предложить современному зрителю возможность взглянуть на этот шедевр с нового – актуального – угла зрения», – подхватывает его генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов. Благодаря этому проекту знакомое и любимое сочинение Верди словно открылось с чистого листа, и повод, по которому оно прозвучало именно в этот день, стал еще одним живым и неформальным напоминанием о великом героическом прошлом нашей страны тем, кто живет в ней сегодня, в XXI веке… Это было напоминание о величии русского духа, сломить который не способно ничто!

Для этого проекта были собраны поистине первоклассные исполнительские силы, и это исполнение «Реквиема» Верди войдет – да, собственно, уже вошло! – в анналы новейшей музыкальной истории. Органичное погружение в стиль было выдержано безукоризненно, а всегда трудно преодолимый барьер при переходе от языка оригинала к фонетике нового – в данном случае русского – языка оказался на редкость бесшовным, ибо сопричастность к важному и вечному ощутил не только каждый музыкант, но и каждый слушатель в зале…

Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии

На сайте «Мусоробосс» компании, промышленные предприятия, магазины, торговые центры и др. могут арендовать пухто для вывоза мусора у лицензированной компании. Низкие цены, работа по договору и без выходных.

реклама

вам может быть интересно

Памяти Михаила Юровского Классическая музыка