Casta Diva – 2017 и память о Баритоне

На двух эксклюзивных гала-вечерах в «Новой Опере»

Торжественная церемония награждения плюс концерт лауреатов российской оперной премии CASTA DIVA за 2017 год, а также гала-концерт памяти всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского, безвременно ушедшего из жизни в прошлом году, объединены, прежде всего, местом проведения, то есть сценой театра «Новая Опера», и временем. Первый вечер состоялся 15 октября, второй – в день рождения певца 16 октября. Но объединяет их не только это. Во-первых, ряд общих участников. Это певцы Ильдар Абдразаков, Алексей Татаринцев, Агунда Кулаева и дирижер «Новой Оперы» Андрей Лебедев. Во-вторых, это торжественная передача на вечере 16 октября присутствовавшей в зале вдове Дмитрия Хворостовского премии CASTA DIVA, присужденной ему в прошлом году по итогам 2016 года в номинации «Кавалер оперы», но так и не врученной в силу объективных трагических обстоятельств.

Casta Diva – 2017 и «долги» прошлого

Церемония награждения и концерт лауреатов премии CASTA DIVA прошлого года своей идеологией от аналогичных составляющих нынешнего ничем не отличалась, хотя, естественно, появились и новые лауреаты, и новые кооптированные, приглашенные в программу концерта участники. В силу этого на регламенте самóй премии, составе жюри и «кадровом вопросе» в отношении фигурантов концерта, не являющихся лауреатами, останавливаться не будем. Не будем на этот раз никак комментировать и лауреатские «опции» (даже в номинации «Мировая премьера», в истории премии возникающей впервые). Но рутинно, в соответствии с формулировками официального буклета церемонии, лишь приведем результаты, де-факто отражающие пусть и компетентное, как принято говорить в таких случаях, но при этом всего лишь частное мнение пяти членов жюри во главе с его председателем Михаилом Мугинштейном:

• Событие года – 2017: вдохновенное искусство хора MusicaEterna в спектаклях Пермского театра оперы и балета и Зальцбургского фестиваля (художественный руководитель хора – Теодор Курентзис, главный хормейстер – Виталий Полонский);

• Спектакль года – 2017: «Альцина» Г. Ф. Генделя, Большой театр России, Москва (копродукция с Фестивалем в Экс-ан-Провансе, музыкальный руководитель и дирижер – Андреа Маркон, режиссер – Кэти Митчелл, сценограф – Хлоя Лэмфорд);

• Мировая премьера – 2017: «Проза» В. Раннева, Электротеатр Станиславский, Москва (композитор и режиссер – Владимир Раннев, музыкальный руководитель постановки – Арина Зверева, художник – Марина Алексеева);

• Певица года – 2017: Аида Гарифуллина (Снегурочка в одноименной опере Н. Римского-Корсакова и Мюзетта в «Богеме» Дж. Пуччини: обе партии – в постановках Парижской национальной оперы на сцене Оперы Бастилии, Париж);

• Певец года – 2017: Владислав Сулимский (Симон Бокканегра в одноименной опере Верди, Ги де Монфор в его же «Сицилийской вечерне» и Альберих в «Золоте Рейна» Вагнера: все партии – в постановках Мариинского театра, Санкт-Петербург);

• Кавалер оперы – 2017: Валерий Гергиев (художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, Санкт-Петербург).

Покончив с рутиной официоза, переходим к подлинно интересному – к музыкальным впечатлениям от гала-концерта, который открыл выдающийся отечественный бас Ильдар Абдразаков и которому премия CASTA DIVA за 2016 год была вручена лишь сейчас. Начав с куплетов Мефистофеля из «Фауста» Гуно, спетых «дьявольски вкусно», сочно, с потрясающе тонким проникновением в стиль музыки, далее в ансамбле с великолепным драматическим баритоном Владиславом Сулимским певец вышел на сцену в большом развернутом дуэте Эцио и Аттилы из «Аттилы» Верди. В их захватывающем исполнении рельефно мощный, величественный образец раннего стиля Верди сразу заиграл пышным многоцветьем мелодики и чувственных музыкальных красок. Звучанием своего могучего голоса, уверенно четко и точно акцентированным на задачах и стиле музыки, Владислав Сулимский доставил истинно меломанское удовольствие и в представленных им сольных номерах. Речь о идет двух шлягерах Верди (сцене и арии Макбета, а также арии Риголетто из его одноименных опер) и о не заявленной в программе, но спетой на бис в самом финале после арии Риголетто балладе Томского из «Пиковой дамы» Чайковского.

Только сейчас премия CASTA DIVA за 2015 год нашла и нашего баса Дмитрия Ульянова. Он спел две «убойные» арии из оперы Бородина «Князь Игорь» (Кончака и Галицкого), но своим немузыкально-зычным, звонким звучанием, резонирующим лишь в головном регистре и лишенным глубины грудного резонатора, впечатление произвел просто номинальное. Особенно – в арии Кончака, которая из-за этого существенно «просела», и особенно – в ее финале, на звучание баса оказавшемся совсем не похожим. При таком качестве звучания обе партии, скопом спетые певцом в одной сомнительной постановке «Игоря» за рубежом, считать за вокальную доблесть как-то уже и не с руки…

Наконец, переходим к гостям вечера, среди которых выделяется потрясающе красивый и гармоничный семейный ансамбль меццо-сопрано Агунды Кулаевой и тенора Алексея Татаринцева. В их исполнении проникновенно-лирично и музыкально-страстно прозвучал дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича из оперы Бородина «Князь Игорь». В стихии виртуозного бельканто Доницетти Агунда Кулаева уверенно смогла блеснуть в арии Леоноры из «Фаворитки», а Алексей Татаринцев – в арии Эдгара из «Лючии ди Ламмермур». Другой дуэт был из Перми, и в спинтово-сопрановом звучании Зарины Абаевой мы услышали арию Леоноры из финального акта «Силы судьбы» Верди. А в мягко-выразительном, потрясающе музыкальном звучании лирико-драматического (скорее, пожалуй, всё же лирического) баритона Константина Сучкова – арию Малатесты из «Дона Паскуале» Доницетти. Затем в исполнении обоих прозвучал дуэт Леоноры и Графа ди Луна из «Трубадура» Верди, и в то время как по совокупности услышанного сопрано оставила лишь чувство вокальной уверенности и добротности, баритон просто зажег воображение, до глубины души пленил своим осознанно-вдумчивым певческим мастерством.

В единственном барочном номере концерта, в арии Клеопатры «Da tempeste il legno infranto» из «Юлия Цезаря» Генделя, отточенностью музыкального стиля и чистотой интонации в быстрых виртуозных пассажах явно блеснула сопрано Анна Аглатова. Но репертуаром Генделя, в отношении которого Москва переживает сегодня самый настоящий бум, удивить давно уже непросто, хотя именно «Юлий Цезарь» в последние годы у нас и не звучал. Однако для наших театров и концертных залов раритетный серьезный Россини – всё еще подлинная тайна за семью печатями, просто сущая диковинка! И один из таких раритетов – супервиртуознейшая трехчастная ария Фальеро с хором «Tu non sai qual colpo atroce … Lasso! Cessar di vivere … Ma più che onore e vita» из «Бьянки и Фальеро» Россини. Даже в творчестве самого Россини по ее причудливой темпоритмике она стоит, пожалуй, неким заповедным особняком.

Эта ария (единственный компромисс ее исполнения – отсутствие хора) прозвучала в изумительнейшей, поистине головокружительной интерпретации меццо-сопрано Виктории Яровой, которая на репертуаре Россини специализируется весьма серьезно и для которой Мекка россиниевского исполнительства под названием Пезаро – всё равно, что ее родной дом, ее родная стихия. На фестивале в Пезаро она пела уже довольно много, но эту партию-травести спеть пока не довелось. Зато в 2015 году она триумфально исполнила ее в Германии на фестивале бельканто «Россини в Вильдбаде» (Бад-Вильдбад). Отточенная виртуозность быстрых пассажей, ажурное legato, чувственная, обволакивающая слух фразировка, осмысленность душевных переживаний героя-травести, стоящего на грани отчаяния, – всё это проступает в глубоком и страстном прочтении певицы. Весь вечер за дирижерским пультом – Андрей Лебедев, маэстро-интеллектуал, с музыкой разных стилей и эпох общающийся профессионально легко и свободно, масштабно и темпераментно…

Памяти Баритона: концерт-экспромт на волне любви и дружбы

Концерт памяти Дмитрия Хворостовского с участием отечественных и зарубежных оперных звезд в сопровождении оркестра и хора театра «Новая Опера» (с дирижером Константином Орбеляном) должен был состояться в день рождения певца 16 октября в Государственном Кремлевском дворце. Анонсирован он был еще весной, но никто тогда и подумать не мог, что он может не состояться! Об отмене со стороны организаторов стало известно лишь на финише, и если бы не инициатива Ильдара Абдразакова, одного из афишных фигурантов отмененного гала-вечера, то концерта в «Новой Опере», собранного буквально на живую нитку с новым составом участников и с новой программой, просто бы не было! Один его звонок директору театра Дмитрию Сибирцеву – и вопрос был решен, несмотря на то, что в преддверии выпуска очередной премьеры – «Мадам Баттерфляй» Пуччини – пришлось пожертвовать частью репетиционного времени.

Но все прекрасно понимали, что день рождения всемирно известного певца, который он впервые не смог отметить сам, должны были отметить его друзья и коллеги. В этой экстренной ситуации сначала возникла идея провести концерт в камерном формате – при закрытом занавесе в сопровождении фортепиано. Однако в итоге, расположив оркестр на сцене и дополнив его хором, театр на месте оркестровой ямы смог организовать еще и литерные ряды, что было крайне важно, ведь интерес к концерту оказался необычайным – театр был заполнен до отказа! Вечер сопровождала прямая интернет-трансляция, и прошел он нон-стоп на одном дыхании. На всём его протяжении он нес со сцены в зал не только позитив музыкальных впечатлений, но и нечто большее – причастность каждого зрителя и слушателя к чему-то очень важному, причастность к вечно живому

Открыло программу вступление к «Травиате» Верди, и Константин Орбелян, под управлением которого оно прозвучало с упоительно-лиричной умиротворенностью, оказался на этом концерте не единственным дирижером. В качестве таковых предстали и другие маэстро «Новой Оперы», и одним из восхитительнейших номеров Ильдара Абдразакова – оркестровой версией неаполитанской песни Луиджи Денцы «Волшебные глаза» («Occhi di fata») – продирижировал Андрей Лебедев. Другим номером певца стала бессмертная «Элегия» Массне, вдохновенно тонко (на сей раз на русском языке) исполненная под аккомпанемент виолончели Борислава Струлёва и фортепиано Дмитрия Сибирцева. В этих камерных по своему настрою миниатюрах знаменитый бас предстал наилиричнейшим, изысканно рафинированным интерпретатором, изящно внеся в оперный мейнстрим вечера толику неоперного вокального очарования.

Борислав Струлёв великолепно солировал также в «Медитации» из «Таис» Массне, которую на единой творческой волне с солистом романтически ярко и выразительно сочно провел с оркестром главный дирижер «Новой Оперы» Ян Латам-Кёниг. Другими его номерами стали «поистине народный» хор плененных иудеев из «Набукко» Верди, и на сей раз вызвавший повышенный прилив слушательского энтузиазма, а также речитатив и ария Альфонса из «Фаворитки» Доницетти, которую во всей полноте ее романтически-белькантового блеска и роскошной, свободно льющейся кантилены представил баритон Василий Ладюк. Голос певца за последние годы приобрел уверенную лирико-драматическую фактуру, и сегодня его интерпретация этой арии – благодатнейший вокальный оптимум. Под управлением маэстро-перфекциониста Василия Валитова Василий Ладюк и тенор Сергей Скороходов, голос которого в начале карьеры также был лирическим, а ныне приобрел не менее кантиленную лирико-драматическую фактуру, потрясающе музыкально, с тонкой изысканностью стиля и нюансировки провели дуэт Дон Карлоса и Родриго из «Дон Карлоса» Верди.

С Василием Валитовым, музыкантом весьма чутким и цельным, романс Сантуццы и молитву с хором из «Сельской чести» Масканьи артистически роскошно исполнила меццо-сопрано Агунда Кулаева: в ее интерпретации была мощная – поистине безупречная! – драматическая экспрессия, завораживающая рельефная плакатность. А свой сольный хит, прозвучавший под управлением Константина Орбеляна, Сергей Скороходов спел под особо неистовые овации зала. И на сей раз дело было не еще в одном «народном» хите – известнейшей арии Калафа из «Турандот» Пуччини, – а в ее «свободнотесситурном», технически сильном, музыкально осмысленном прочтении. Изюминкой вечера стали и два оперных портрета Манон. Речитатив и арию второго акта из одноименной оперы Массне довольно «плотненько», акцентированно, но музыкально весьма убедительно представила Кристина Мхитарян (дирижер – Андрей Лебедев), а арию из финала «Манон Леско» Пуччини на волне мощной, тембрально-стальной аффектации, постоянно спорившей с музыкальностью, исполнила Ольга Гурякова (дирижер – Константин Орбелян).

Два прозвучавших фрагмента из «Риголетто» Верди имели особый для этого вечера смысл, ведь в конце 2000 года главную партию в этой опере Дмитрий Хворостовский впервые исполнил именно на этой сцене. Андрей Лебедев виртуозно продирижировал дуэтом Джильды и Герцога, а Константин Орбелян – песенкой Герцога. Прекрасной, подлинно живой и чувственной Джильдой предстала Кристина Мхитарян, а идеальнейшим во всех отношениях Герцогом оказался тенор Алексей Татаринцев. И вовсе не мудрено, что виртуознейшим исполнением песенки Герцога сей обладатель уникального от природы голоса объемно-сочной лирической фактуры с хорошо развитым вокальным диапазоном тотчас же положил зрительный зал на обе лопатки!

Если Ильдар Абдразаков был инициатором и душой вечера-посвящения, то участие в нём Константина Орбеляна стало «творчески цементирующей» субстанцией: он открывал его – он же и закрывал. Заметив, что на этом вечере маэстро продирижировал также и популярнейшим хором цыган из «Трубадура» Верди, переносимся в его финал, где звучит неаполитанская песня Эрнесто Де Куртиса «Мне не забыть тебя». Исполненная всеми участниками, атмосфере вечера она сообщила особый, соответствующий переживаемому моменту настрой. Как было сказано вначале, в зале была вдова Дмитрия Хворостовского, и премия российской критики CASTA DIVA, присужденная певцу в прошлом году в номинации «Кавалер оперы», была передана его семье. А это знак того, что из жизни уходят лишь люди, а память об их делах и свершениях остается в веках!

Фото Даниила Кочеткова

реклама

вам может быть интересно