Boris Pokrovsky
Борис Александрович Покровский — великий русский оперный режиссер, лауреат многих российских и зарубежных престижных премий, народный артист СССР, кавалер Ордена «За заслуги перед отечеством I степени», профессор, с именем которого связаны лучшие страницы истории не только отечественного, но и мирового оперного искусства.
Приверженец Станиславского, ученик Мейерхольда, однокурсник Товстоногова, дружил с Шостаковичем. Его педагогом музыки была легендарная Елена Гнесина. Его постановки дали сценическую жизнь многим новым или давно забытым произведениям, он является первым постановщиком всех опер Сергея Прокофьева...
Гениальный режиссер родился 23 (по старому стилю 10) января 1912 года в Москве, в семье учителя. Творческий путь начал в 1937 году в Горьковском театре оперы и балета им. А.С.Пушкина, куда получил приглашение после окончания Государственного института театрального искусства (ныне Российский Университет Театрального Искусства), и где проработал до 1943 года в качестве режиссера, а затем и художественного руководителя этого театра.
В 1943 — Покровского приглашают режиссером, а в 1952 — назначают главным режиссером Большого театра, которому он служил до 1982 года. На сцене главного театра страны им создано более 40 оперных постановок, до сих пор составляющих славу Большому театру. Среди них: «Вражья сила» А.Н. Серова (1947, Государственная премия СССР, 1948), «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948, Государственная премия СССР, 1949), «Садко» Н.А. Римского-Корсакова (1949, Государственная премия СССР, 1950), «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (1956, совместно с Г.П. Ансимовым), «Война и мир» (1959), «Семен Котко» (1970) и «Игрок» (1974) С.С. Прокофьева, «Судьба человека» И.И. Дзержинского (1961), «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Мертвые души» Р. Щедрина (1977), «Млада» Н.А. Римского-Корсакова (1988), «Орлеанская дева» П.И. Чайковского (1990), «Обручение в монастыре» С.С. Прокофьева (1982), «Франческа да Римини» С.В. Рахманинова (1998) и другие.
Первый постановщик опер, получивших всеобщую известность — «Война и мир» в Ленинградском Малом оперном театре (Государственная премия СССР, 1947) и в Софийской народной опере (1957), «Огненный ангел» С.С. Прокофьева (1981, Прага).
С 1972 года Борис Покровский — художественный руководитель и режиссер основанного им Московского Камерного музыкального театра, где поставлены оперы «Не только любовь» Р.Щедрина (1973), «Нос» Д. Шостаковича (1974), «Похождения повесы» И. Стравинского (1978), «Ростовское действо» митрополита Димитрия Ростовского (1982), «Дон Жуан, или Наказанный развратник» В.А. Моцарта (1987), «Жизнь с идиотом» А. Шнитке (1993), «Коронация Поппеи» К. Монтеверди (1998) и многие-многие другие.
Хранитель традиций культуры XIX-го века, в XX-м он выступил как новатор, чьи оперные постановки уже стали классикой. В XXI-й век Борис Покровский вошел, назвав себя «консерватором». Талантом и мастерством Б.А. Покровского воспитано не одно поколение оперных артистов и режиссеров. С 1949 года он преподает в ГИТИСе (с 1954 — профессор, с 1959 — зав. кафедрой и художественный руководитель курсов режиссеров музыкального театра и актеров музыкальной комедии).
Награжден орденами Ленина (1967, 1976), орденами Трудового Красного Знамени (1972, 1982) и медалями. Лауреат Ленинской премии (1980), Сталинских премий (1947, 1948, 1949, 1950), Государственной премии РСФСР (1995) за спектакли последних лет и Государственной премии России (2004) за спектакли «Сорочинская ярмарка» и «Юлий Цезарь и Клеопатра».
Лауреат театральных премий «Золотая маска» за спектакли Камерного музыкального театра (1996) и в номинации «За честь и достоинство» (2004). Лауреат театральной премии имени К.С. Станиславского (2003).