Гейр Твейт

Дата рождения
19.10.1908
Дата смерти
01.02.1981
Профессия
Страна
Норвегия
Гейр Твейт

Гейр Твейт (норв. Geirr Tveitt, 19 октября 1908, Берген — 1 февраля 1981, Нурхеймсунн) — норвежский композитор.

Когда речь заходит о норвежской музыкальной культуре, чаще всего вспоминают об Эдварде Григе, но ведь это не единственный композитор, которого дала миру Норвегия! Одним из самых интересных явлений норвежской культуры ХХ столетия было творчество Гейра Твейта – композитора с трагической судьбой.

Родина композитора – Берген, где его отец некоторое время был учителем, а позднее семья переехала в Драммен. Твейт-старший владел фермой на побережье Хардангер-фьорда, там семья проводила лето, ведя хозяйство, а на зиму перебиралась в город. От рождения Твейт именовался Нильсом, но впоследствии счел это имя «недостаточно норвежским» и принял другое – Гейр. Проявив музыкальный талант в детские годы, он обучался игре на скрипке и фортепиано, а также пробовал свои силы в сочинении музыки.

В двадцатилетнем возрасте Твейт отправился в Германию, в Лейпциг, чтобы получить музыкальное образование. В искусстве композиции его наставляли Леопольд Веннингер и Герман Грабнер, а фортепианной игре он учился у Отто Вайнрайха. В обоих областях творчества он достиг больших успехов. Правда, активное использование элементов норвежского музыкального фольклора вызывало недовольство наставников-композиторов, и все же они гордились успехами ученика: в 1930 г. были изданы его Двенадцать инвенций, а в 1931 г. оркестр Лейпцигского радио осуществил премьеру Первого фортепианного концерта Твейта.

С 1932 г. Твейт обучался в Париже, где его наставниками стали Артюр Онеггер, Эйтор Вила-Лобос, Надя Буланже, затем он обучался в Вене у Эгона Веллеса, ученика Арнольда Шёнберга. Последний раз посетив французскую столицу в 1938 г., норвежский композитор возвратился на родину. Произведения Твейта вызвали большой интерес у соотечественников, однако основным источником заработка стали для него музыкально-критические статьи, публиковавшиеся в газете «Sjofartstidende».

После завершения Второй мировой войны Гейр Твейт активно гастролировал по Европе как концертирующий пианист. Наряду с творениями Фридерика Шопена и Эдварда Грига он представлял свои собственные сочинения, благодаря чему прославился как композитор. В Париже грандиозный успех имел его Концерт для фортепиано с оркестром № 4 «Северное сияние», представленный публике в версии для двух фортепиано (партию второго инструмента исполнила Женевьева Жуа).

Гейра Твейта признала Европа – но не Норвегия… Что это было – проявление известного принципа «нет пророка в своем отечестве»? Увы, все было гораздо сложнее и трагичнее. Гейр Твейт был поистине «норвежцем до мозга костей» – и в музыке, и в мировоззрении, его пристрастие к «национальным корням» было настолько сильным, что в музыковедческом труде он использовал архаичные норвежские слова в качестве названий музыкальных тонов. Его привлекали идеи неоязыческого движения, возникшего в Норвегии в 1930-х гг. на основе идей Ханса Якобсена. Этот норвежский философ призывал отказаться от христианства в пользу скандинавской языческой религии – поклонения Одину, Тору и Бальдру. Конечно, в ХХ веке вопросам религии не придавалось большого значения, и подобные идеи могли бы остаться «интеллигентским чудачеством», если бы его основоположник Якобсен не был участником Национальной Ассамблеи, сыгравшей весьма мрачную роль в истории Норвегии: в годы Второй мировой войны: она сформировала марионеточное правительство, подчиненное Гитлеру.

Гейр Твейт к Национальной Ассамблее отношения не имел и нацистом не был, но его интерес к неоязыческим идеям был очевиден – например, композитор измыслил для себя календарь, альтернативный христианскому (его отправной точкой была дата прибытия Лейфа Эйрикссона к берегам Американского континента), в своем композиторском творчестве он воплощал мифологические сюжеты из «Старшей Эдды» – древнескандинавского эпоса (в частности, в балете «Сны Бальдра»). Конечно, опора на родной фольклор естественна для композитора, но в Норвегии после Второй мировой войны всё, что сколько-нибудь напоминало национализм, ассоциировалось с нацизмом и потому отвергалось, что и послужило причиной неприятия музыки Твейта соотечественниками – точнее, его произведения в академических жанрах не находили отклика среди интеллигенции, зато простые норвежцы с большим удовольствием слушали создаваемые им радиопередачи о народной музыке в 1960-1970-х гг. В этих же передачах композитор представлял свои собственные песни на стихи норвежских поэтов – и эти песни пользовались успехом у широкой публики.

Непризнание музыки Твейта было не единственным испытанием, обрушившемся на композитора. Он испытывал финансовые трудности, а в 1962 г. его поместье Bjødnabrakane было разрушено в результате схода снежной лавины. После этого композитор большую часть времени проводил на ферме, принадлежавшей его семье. Там же хранились рукописи неизданных сочинений, и в 1970 г. их большая часть сгорела во время пожара (уцелевшая часть архива позднее хранилась в Музыкальном информационном центре). От этого удара судьбы Твейт так и не оправился – он прожил еще одиннадцать лет, но больше ничем не обогатил музыкальную культуру, не найдя в себе сил вернуться к композиторскому творчеству. После смерти композитора часть его сгоревших произведений была восстановлена по аудиозаписям, были обнаружены копии нескольких партитур. В конце ХХ и начале ХХI столетий интерес к творчеству композитора и на его родине, и в мире возрос, норвежское правительство выделяло средства на изучение его наследия, были найдены некоторые произведения, прежде считавшиеся утраченными.

реклама

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама